Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 3. “еории, объ€сн€ющие механизмы возникновени€ эмоций




искусственно воссоздать все те движени€, которыми выражалось бы большое удовольствие. ≈сли ребенок таким образом широко откроет пути дл€ выполнени€ тех движений, которые противоположны непроизвольной реакции, и если он будет повтор€ть этот опыт с некоторой настойчивостью и энергией - непри€тное лекарство очень скоро потер€ет свою отвратительность и станет безразличнымї (1997, с. 202-203).

»так, по мысли ћюнстерберга, чувствовани€ (эмоциональный тон ощущений, о котором шла речь в его высказывании, приведенном выше) - это реакци€ личности на получаемое впечатление (ощущение), которое продлеваетс€ или прерываетс€ посредством движений. Ќо из этого правильного постулата следует совершенно алогичный вывод: Ђ“аким образом, группа мускульных ощущений, которыми сопровождаетс€ общее расширение, представл€етс€ в нашем самосознании удовольствием, а ощущени€ от сокращени€ - неудовольствиемї (“ам же, с. 199). ќтсюда простое решение вопроса: хотите, чтобы объект был при€тен, приближайтесь к нему, а если хотите, чтобы он был непри€тным - удал€йтесь от него, так как Ђстимул при€тен, поскольку, воспринима€ его, мы замечаем, что приближаемс€ї (“ам же, с. 197). Ђ огда же ощущени€, которые получаютс€ от этих действий приближени€ и удалени€, мы используем дл€ того, чтобы уловить движущий нами стимул, тогда они представл€ютс€ нам просто выражени€ми "при€тности" и "непри€тности"ї (“ам же, с. 196).

¬ообще следует отметить, что до конца пон€ть воззрени€ ћюнстерберга на эмоции трудно. ѕридава€ гипертрофированное значение двигательным реакци€м, он в то же врем€ высказывает мысли, противоречащие Ђпериферическойї теории ƒжем-са-Ћ анге: Ђ≈ще менее должны мы рисовать себе карикатуру на изложенный взгл€д, вообража€, будто чисто внешнее поведение может совершенно изменить глубоко заложенную эмоцию или чувствованиеї или: Ђћы можем испытывать эмоцию печали, даже если улыбаемс€ дл€ того, чтобы скрыть ее...ї (“ам же, с. 205). Ђ...¬ таких случа€х внешн€€ улыбка может даже обостр€ть чувствование контраста с внутренним неудовольствием. ≈сли же мы искусственно измен€ем эти внутренние реакции, то мы действительно вли€ем на самую эмоциюї (“ам же, с. 206). ¬от и разберись тут, о каких Ђвнутренних реакци€хї или двигательных элементах чувствований идет речь. ≈сли ћюнстерберг имеет в виду Ђдвигательные разр€дыї - это одно, если экспрессию (мимику, пантомимику) - это другое, а если двигательные действи€ приближени€ к эмоциогенному объекту или удалени€ от него - это третье. ¬се же создаетс€ впечатление, что чаще всего под двигательными эмоциональными реакци€ми он имеет в виду Ђрасположение к действованиюї, т. е. то, что прин€то называть побуждением к действ ию.

1 ƒж". ”отсон (Watson, 1930), основной представитель бихевиоризма, дл€ которого : все поведение строилось по принципу Ђстимул-реакци€ї и поэтому вс€ка€ интрос- ■' пекци€ €вл€лась Ђпсихологизированиемї, критику€ теорию ƒжемса-Ћ анге, писал, что в соответствии с ней самым лучшим способом изучени€ эмоций было бы застыть в момент их по€влени€ и начать интроспекцию. ќднако в своей критике, думаетс€, он зашел слишком далеко, счита€, что научно исследовать эмоции нельз€.

ћожно согласитьс€, что теори€ ƒжемса-Ћанге имеет много слабостей и не объ€сн€ет все случаи эмоционального реагировани€. —ущественным ее недостатком, на мой взгл€д, €вл€етс€ противоестественность по€влени€ эмоций. ¬ самом деле, зачем мне ни с того, ни с сего плакать и тем самым вызывать у себ€ грустное настроение? »ли зачем мне без вс€кой причины сме€тьс€, чтобы стать веселым?  ороче говор€, зачем мне все врем€ надо играть, как артисту, какую-то роль? ¬озникновение эмо-

«.Ё. Ђѕериферическа€ ч. теори€ ” ƒжем&аЧ√. Ћангв 71

ций биологически целесообразно, - происходит разр€дка возникшего напр€жени€, мобилизаци€ энергоресурсов организма и т. д. ¬от эту-то целесообразность теори€ ƒжемса-Ћанге и не объ€сн€ет. Ѕолее того, она ее просто игнорирует.

ѕримирить Ђклассическуюї теорию (воспри€тие - эмоци€ - переживание эмоции - органические реакции) с Ђпериферическойї теорией попыталс€ Ё.  лапаред (Claparede, 1928). ƒл€ этого он между воспри€тием опасной ситуации и эмоцией страха ввел Ђчувство опасностиї, €вл€ющеес€ отражением предшествующей ему моторной установки. ¬ результате вс€ цепь развертывающихс€ событий приобретает такой вид:

воспри€тие -*■ установка на бегство Ч► чувство опасности Чї органические реакции Ч* эмоци€ (страх).

—вою схему он подкрепл€ет следующим доводом: жизненные наблюдени€ свидетельствуют о том, что эмоци€ страха следует за чувством опасности, когда человек не в состо€нии убежать или защитить себ€. «десь надо добавить, что страх возникает и тогда, когда опасна€ ситуаци€ благодар€ случаю или действи€м человека закончилась благополучно, но человек начинает осознавать, чем все это могло кончитьс€.

Ё.  лапаред считает, что в случа€х, когда эмоци€ возникает внезапно, например, когда мы пугаемс€ неожиданного и громкого звука, теори€ ƒжемса-Ћанге сохран€ет полное значение в своей обычной форме.  ак мне представл€етс€, он высказал разумную мысль: только из-за предвз€той и ничем не оправданной унифицированной интерпретации эмоций кажутс€ непримиримыми классические и Ђпериферическа€ї теории эмоций. ƒостаточно отказатьс€ от отношени€ к эмоци€м как процессам, протекающим по некоторому единому образцу, и тогда один класс эмоций можно объ€снить с позиций классических теорий, а другой класс - с позиции Ђпериферическойї теории.

ƒействительно, довольно странно, что критики Ђпериферическойї теории эмоций почему-то не замечают, что она реалистично объ€сн€ет возникновение эмоционального тона ощущений. ¬едь нельз€ же всерьез полагать, что переживание при€тного или непри€тного по€вл€етс€ раньше, чем возникнет реакци€ рецепторов на тот или иной раздражитель, или раньше, чем по€витс€ затрудненное дыхание, скованность в мышцах и т. п., т. е. прежде, чем про€витс€ физиологическа€ реакци€.1 Ќапример, ощущение дискомфорта (отрицательного эмоционального тона) при длительной задержке

1 Ќадо отметить, что имеютс€ сторонники и такой точки зрени€. √.  огхилл (Koghill, 1929) и  . ’ер-рик (Herrick, 1956) развивают взгл€ды, согласно которым эмоции фило- и онтогенетически €вл€ютс€ более ранней формой отражени€, чем ощущени€. “акие примитивные эмоции тесно св€заны с движени€ми, направленными на увеличение контакта с полезным объектом или на снижение контакта с вредным объектом. —реди отечественных психологов этой концепции придерживаетс€  .  . ѕлато- ' нов (1972). ќн пишет, что элементарные анализаторы у простейших животных вначале давали только два субъективно улавливаемых качественных сигнала: жизненно полезно и жизненно вредно. ќни €вл€лись двум€ элементарными переживани€ми, в дальнейшем прин€вших форму удовольстви€ и неудовольстви€. ¬ такой элементарной форме эмоции почти не отличаютс€ от простейшей потребности как отражени€ нужды в чем-либо. ѕереживание потребности становитс€ эффективным пусковым механизмом биологически целесообразной двигательной реакции. ¬ то же врем€ эмоции €вились той основой, на которой развились ощущени€ как более высокий вид отражени€, дающий субъективный образ объективного мира. — развитием ощущений эмоции также совершенствовались, но до сих пор продолжают оставатьс€ пол€рными безобразными переживани€ми.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 825 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

2033 - | 1882 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.