Ч.С.1.1.15
Состояние абсолютного здоровья необходимо человеку для религиозности и исполнения долга, принесения жертв и отдания долгов предкам, полубогам и родителям, поддержания тела, т.е. сон, еда, работа, регулируемое удовлетворение чувств и т.д.
Ч.С.1.1.44.
Причина возрастания и увеличения качеств, субстанций и действий всегда Сходство, а причина их убывания и уменьшения - Различие. Оба они являются причинами изменения субстанций.
Ч.С.1.1.45.
Сходство соединяет все различия и несходства объектов, являясь причиной их разнообразия. Напротив, Различие способствует проявлению в подобных категориях объектов разнообразным проявлениям намерений или действий, несмотря на их сходство.
Ч.С.1.1.48
Одним словом, первоэлементы, душа, ум, время и пространство являются субстанциями. Субстанция, обладающая чувствами, называется живой, чувствующей, а лишенная чувств - бесчувственной, неживой.
Ч.С.1.1.49
Объекты чувств, соединенные с двадцатью качествами; знанием; пятью, заканчивающимися усилием; десятью начинающимися с двойственности называются качествами. Движения, вызванные попыткой или усилием, называются действием.
Ч.С.1.1.50
Соединенность есть нераздельность субстанции с ее качествами. Это возможно только по причине нераздельности субстанции и ее качеств.
Ч.С.1.1.51
То, где качества и действие, воздействие существуют одновременно и в неразрывном состоянии, называется субстанцией, материей.
Ч.С.1.1.52
То, что неотделимо от субстанции и проистекает из ее качеств, являясь причиной ее взаимодействия с окружающим миром, называется воздействием. Воздействие не требует других объектов.
Ч.С.1.1.54
Извращенный ум, негативное отношение к себе, людям и окружающему миру, а также потеря времени, очень интенсивное использование органов чувств, ума, интеллекта, отсутствие свободного времени для отдыха является причиной психосоматических и физических заболеваний.
Ч.С.1.9.4
Болезнь - это неуравновешенность доша, тканей и нечистот, а их баланс - здоровье. Здоровье это всегда счастье, а болезнь - несчастье.
Ч.С.1.11.39.
Действие бывает словесное, ментальное или телесное. Очень интенсивное использование речи, тела и ума или их не использование - и то и другое - плохо. Задержка или насильственное вызывание сна, мочеиспускания или дефекации, падение или сон на неровном месте, принятие неестественных и нефизиологичных поз, перегрев, сдавление, разрушение собственного тела, самоистязание и пытки - не правильное использование тела. Лживость, оговор, высказывание не во время своих мыслей, ругань, ссора, словоблудие, постройка воздушных замков, болтовня, суровость и др. - неправильное использование речи. Страх, печаль, гнев, жадность, смущение, ложная стыдливость, зависть, заблуждение, культивирование невежества или ложного знания - неправильное использование ума.
Ч.С.1.17.74-75.
Субстанция, находящаяся в сердце и окрашенная в белый, красный или желтый цвет, называется Оджас. Если Оджас покинул тело, то оно разрушается и человек умирает. В теле живого существа в первую очередь образуется Оджас. Он имеет цвет топленого масла, вкус меда и пахнет как свежий рис, с которого только что сняли шелуху.
(Как пчелы собирают мед с раскрывшихся цветов и плодов, так все органы человеческого тела собирают Оджас для исполнения своих функций).
Ч.С.1.18.49.
Энтузиазм, подвижность, активность, дыхание, помощь тканям в исполнении их функций, экскреторная и другие функции – эти качества в норме присущи Вата доша.
Ч.С.1.18.50.
Зрение, пищеварение, голод, жажда, термобаланс, мягкость тела, лоск, интеллект и бодрость - это все контролируется Питта доша.
Ч.С.1.18.51.
Нормальными функциями Капха доша являются придание телу прочности и силы, поднятие сексуальной энергии, поддержание массы тела, придание телу маслянистости, соединение органов и тканей тела в единое целое, а из психических качеств Капха наделяет человека терпеливостью, неторопливостью, уверенностью в себе и снисходительностью, а также алчностью, жадностью и ленью.
Ч.С.1.19.6.
Вот стих:
Все это множество типов заболеваний возникает из-за многих причин, но эти причины неразрывно связаны с Вата, Питта и Капха. Только внешние болезни (травмы, укусы животных и т.д.) практически не связаны с Тридоша.
Ч.С.1.20.9.
Вата, Питта и Капха движутся по всему организму, порождая хорошее или плохое состояния тела в зависимости от того, находятся ли они в состоянии баланса или дисбаланса. Если они находятся в состоянии баланса, то они ведут тело к здоровью, росту, развитию, придают ему силу, а человеку - покой и счастье. Если же они пребывают в состоянии дисбаланса, они приводят тело к разрушению и болезни.
Ч.С.1.20.14.
Сейчас Я перечислю все сорок дисбалансов Питта доша - жар, жжение, сильный подъем температуры, средний подъем температуры, лихорадка, испарина, повышение кислотности, жжение в пищеводе и в желудке, внутреннее жжение, жжение между лопаток, гипертермия, интенсивное потоотделение, появление запаха от тела, разрывы мягких тканей, уремия, мышечные отеки, жжение кожи, разрывы кожи, утолщение кожи, крапивница, пустулы, внутренний геморрой (внутренние кровоизлияния), геморройные бляшки, позеленение, пожелтение, посинение, герпес, желтуха, горечь во рту, патологическая жажда, кровяной запах изо рта, гнилостный запах изо рта, неудовлетворенность, стоматит, воспаление глаз, воспаление ануса, воспаление полового члена, загрязнение крови, обмороки, позеленение или пожелтение глаз, мочи и кала - это сорок основных среди бесчисленного множества дисбалансов Питта доша.
Ч.С.1.24.22.
Кровь является чистой, если ее цвет не отличается от цвета раскаленного золота, красного лотоса, сока лакового дерева и семян Гунджа (Arbus precatorius).
Ч.С.1.26.9.
После этого Господь Пунарвасу Атрейа сказал:
“Вкусов всего шесть - сладкий, соленый, острый, кислый, горький и вяжущий. Их образующим первоэлементом является Вода. Выведение и успокоение - два ее основных действия; вкус, принадлежащий объекту, полезность и вредность - ее эффект, все продукты, состоящие из пяти первоэлементов - конгломераты вкусов, зависящих от их пропорционального состава, комбинации, приготовления, времени и места. Тяжесть, легкость, холодность, горячесть и т.д. - качества этих (субстанций или трав). «Кщара» происходит от «Кщарана» - разливающаяся. Не вкус, а субстанция происходит от смешивания нескольких субстанций, которая имеет много оттенков вкуса, но доминирующие - соленый или острый. ”
Ч.С.1.26.12.
Нет ни одной субстанции в этом мире, которую нельзя было бы использовать в качестве лекарственного препарата, только надо знать заболевание, которое ей лечится, лекарственную форму, которую следует приготовить, и дозу на прием.
Ч.С.1.28.4.
В результате этого процесса образуется чистая пищевая эссенция, известная как хилус, и побочные продукты - нечистоты. Нечистоты порождают пот, мочу, кал, Вата, Питта, Капха, серу ушей, выделения из глаз, носа, рта, волосяных фолликул и гениталий, а также такие части тела, как волосы, ногти, усы, бороду и др. Из пищевой эссенции образуются семь тканей и Оджас, основные субстанции органов мировосприятия, которые известны как чистые эссенции семи тканей, а также связки, суставные сумки и хрящи, и др. Все ткани в форме чистой эссенции и нечистот в состоянии баланса находятся в нормальном соотношении, зависящем от возраста и конституции и образуются соответственно из хилуса и нечистот. Они поддерживают равновесие семи тканей тела. Если рассматривать увеличение или уменьшение баланса тканей, то происходит увеличение или уменьшение хилуса, образующегося из съеденной пищи в целях поддержания здоровья; аналогично и эвакуация нечистот. Нечистоты, увеличившие свое нормальное количество, лечатся посредством холода или тепла, как необходимо, тогда они возвратятся в состояние равновесия.
Ч.С.1.30.8.
Основные каналы расходятся от сердца как от корня, разнося со своей пульсацией по всему организму Оджас.
Ч.С.2.4.4.
С позиции этиологии болезненных процессов, доша могут порождать, а могут и не порождать заболевания, соединяясь с причинами возникновения заболеваний. Если соединения всех трех этих факторов не происходит или они соединяются очень долго, или их соединение не очень крепкое, болезнь может не возникнуть, может возникнуть через очень длительный промежуток времени или очень слабая, проявляющая не все свои симптомы, легко излечимая. Если они соединились не крепко, болезнь будет легкая. Так объясняются причины не возникновения или возникновения очень легкого заболевания при наличии всех трех факторов заболевания.
Ч.С.3.1.7.
При соединении вкуса и доша, вкус обостряет ту доша, с которой он обладает одинаковым или близким качествами и строением (первоэлементами) и успокаивает при регулярном употреблении ту, с которой имеет более-менее противоположное строение и свойства. С этой позиции вкусов - шесть, а доша - три.
Ч.С.3.2.3.
Складывающий пищу в свою кладовую (желудок) должен разделить ее на три части. Одна часть пространства должна отдаться непосредственно пищи, одна - жидкости и одна должна быть заполненной Вата-Питта-Капха. Если заполнять желудок пищей в таком соотношении, то все нежелательные последствия приема пищи уйдут и пища будет полностью усваиваться.
Ч.С.3.2.17.
Между пупком и сосками есть орган, называемый “Амашайа”, и вся пища четырех видов переваривается там.
Ч.С.3.2.18.
Пища, попавшая в двенадцатиперстную кишку и полностью там переваренная, разносится по венам, артериям и другим каналам по всему телу человека.
Ч.С.3.8.76.
Время - это трансформация, изменения.
Ч.С.4.1.30.
Все эти их качества распознаются только при соединении с органами чувств, ведь качество поверхности можно узнать только предварительно потрогав ее.
Ч.С.4.1.93.
Доша, находящиеся в состоянии баланса не выходят из него без причины, но если они находятся в состоянии дисбаланса, они сами никогда не вернутся в состояние равновесия.
Ч.С.4.1.109.
Неправильное понимание интеллектом окружающего мира и т.д. и неправильная ответная реакция на феномены этого мира известны как Праджнапарадха (интеллектуальная ошибка восприятия мира).
Ч.С.4.6.14
Факторами трансформации пищи являются жар Пачака Агни, Самана Вайу, влажность и слизистость Кледака Капха, время и совместное сочетание всех перечисленных факторов.
Ч.С.4.6.17
Одним словом, компоненты тела бывают двух видов - нечистоты и усвояемые полезные продукты. Нечистоты препятствуют нормальному выполнению организмом своих физиологических функций. К ним относятся, например, (1) субстанции, образующиеся как побочные продукты внутри полостей тела, такие, как слизь, экссудат, транссудат и т.д., не являющиеся его физиологическими частями, такими как доша или ткани, мешают работе соответствующих органов; (2) выходящие из организма полностью переваренные ткани - в виде отмерших клеток; (3) Вата, Питта и Капха, находящиеся в абнормальных сочетаниях и пропорциях и (4) другие субстанции, наносящие вред организму или отравляющие его. Субстанции, отличающиеся от вышеперечисленных являются чистыми.
Ч.С.4.6.18.
Когда доша, находящиеся в состоянии дисбаланса или в соединении с Амой, касаются и взаимодействуют с тканями (причем часть доша смешивается с ними), ткани приобретают абнормальные качества и функции. Тело может быть здорово только в случае нахождения доша в состоянии баланса.
Ч.С.4.7.16
Те части тела, которые функционально утяжелены, большие, громоздкие, грубые, твердые и малоподвижные, например зубы, ногти, кости, мышцы, кожа, связки, волосы, усы с бородой, телесные волосы и т.д. в основном состоят из первоэлемента Земля. Органы обоняния, запах и маслянистость тела также происходят из нее. Те части тела, которые жидкие, подвижные, влажные, мягкие, вялые, нежные, слизистые и текучие, например хилус, желчь, кровь, лимфа, жир, Капха и Питта, пот, моча, кал и т.д. в основном состоят из Воды. Вкус и органы вкуса тоже водяные. Сущность Питты, жар, сияние и цвет тела идут от Огня. Органы зрения также огненной природы. Акт вдоха и выдоха, открытия и закрытия, сжатия и разжатия, напряжения и расслабления, моргание, биение (пульс), движение, всасывание питательных веществ и т.д. обеспечиваются Воздухом. Тактильная чувствительность также идет от этого первоэлемента. Поры и каналы, пустоты в костях - Эфирной природы. Звуки и органы слуха тоже относятся к этому первоэлементу. Что бы ни двигалось в организме, все движется за счет наличия сознания. Таким образом, перечисление частей тела сделано полностью
Ч.С.6.2.4.
Не все мужчины, имеющие развитое мускулистое тело отличаются сексуальной силой. С другой стороны, люди, имеющие неразвитое тело, слабо выраженные мышцы и ослабленные болезнями имеют отличную потенцию.
Ч.С.6.4.9.
Питта доша называется также Рактапитта, так как цвет и запах Питта доша близкие к цвету и запаху крови.
Ч.С.6.4.10.
Рактапитта локализуется в печени и селезенке, так как они являются местом локализации и образования крови.
Ч.С.6.13.88.
Так как функции селезенки и печени одинаковые, их следует лечить одинаковыми препаратами.
Ч.С.6.15.9
Как только пища попадает в рот, шесть вкусов, из которых она состоит, начинают разрушаться. Во время этого процесса проявляется ее первичная сладость (слизистая субстанция, обладающая сладковатым вкусом), из которой идет формирование Капха доша.
Ч.С.6.15.10
Когда частично переваренная пища покидает желудок и попадает в двенадцатиперстную кишку, из кислой части перевариваемой пищи в ней проявляется чистая жидкая эссенция Питта доша.
Ч.С.6.15.11
Когда остатки перевариваемой пищи попадают в кишечник, они адсорбируются и высушиваются под действием Агни, приобретая компактную суховатую форму. Во время этого процесса проявляются их горькие и вяжущие вкусы. Из этих компактных горьких масс и возникает Вата доша.
Ч.С.6.15.13
Пять Агни, принадлежащих Земле, Воде, Огню, Воздуху и Эфиру переваривают соответствующие пищевые фракции
Ч.С.6.15.16.
Из хилуса образуется кровь, из крови - мышцы, из мышц - жир, из жира - кости, кости формируют костный мозг, костный мозг порождает семя, которое способствует формированию зародыша.
Ч.С.6.15.17.
Чистая эссенция хилуса в женском организме формирует грудное молоко и кровь во время месячных. Из чистой эссенции крови формируются толстые, длинные связки и энергетические каналы. Из мышц формируется мышечный жир и шесть слоев кожи, а из жира образуется связки.
Ч.С.6.15.28.
Хилус, пищевая эссенция под действием Питта доша приобретает огненно-красную окраску.
Ч.С.6.15.56-57.
Двенадцатиперстная кишка - место локализации Джатхарагни, называется так потому, что оно задерживает пищу около Агни. Грахани находится в пупочной зоне, ее верхней части и поддерживает свой тонус за счет энергии Питта доша. В нормальном состоянии пища поступает сюда для дальнейшего переваривания. Полупереваренная пища спускается в двенадцатиперстную кишку из желудка небольшими порциями, и по мере переваривания проходит все ниже и ниже. Когда же происходят нарушения в работе Джатхарагни, в кишечник выпускается пища в непереваренном и незрелом состоянии.
Ч.С.6.28.6
Местоположения Прана Вайу следующие: голова, грудь, горло, сердце, рот и нос. Находясь в этих местах он отвечает за чихание, дыхание, глотание, рвоту, выплевывание, пищеварение и другие функции организма.
Ч.С.6.28.10.
Почки, мочевой пузырь, пенис, пупок, бедра, крестец с копчиком и анус - места локализации Апана Вайу. Он отвечает за мочевыделение, семяизвержение, родовую деятельность, акт дефекации и месячные.
Ч.С.6.28.11.
Они все (субдоша Вата доша) находятся в вышеперечисленных местах и выполняют вышеперечисленные функции только тогда, когда они находятся в состоянии баланса и тело свободно от болезней.
Ч.С.6.29.13.
Вата доша, совместно с кровью, смешиваясь с ней и растворяясь в ней, движется по кровеносным сосудам и своим током перемещает кровь по всему телу.