Почти все немецкие ученые, проводившие эмпирические социальные исследования в конце XIX в., так или иначе были связаны с Обществом социальной политики26, основанным в 1872 г. профессорами, представителями прессы, издателями, чиновниками и предпринимателями. Среди его членов были виднейшие социологи, историки, экономисты Германии: Г. Шмол-лер, М. Вебер, А. Вебер, Ф. Теннис и др. Общество являлось не только
м Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения 2-е изд. Т. 1. С. 200.
\>Р°Т^?ЛЫ к°нгрессов и конференций 1 Интернационала: Лондон конф. 17-23 сентября 1871 года. и М., 1936. С. 179-181.
26 ОЬИП°В ГВ' Теория и практика социологических исследований в СССР. М., 1979. С. 18. Oberschall A. Empirical Social Research in Germany (1848-1914). Paris; Hague, 1965. P. 21-27.
главным, но фактически единственным исследовательским центром страны, сыграв выдающуюся роль в европейской интеллектуальной жизни.
Наивысшая активность Общества приходится на 1881 — 1902 гг., когда были проведены исследования условий сельскохозяйственного труда и ростовщичества в сельских местностях, положения рабочих, занятых в торговле, на транспорте, в торговом флоте, а также положения ремесленников. Для его деятельности характерны предварительное коллективное обсуждение программы предстоящего исследования, определение ключевых проблем, по которым намечалось собрать первичную информацию, непосредственный перевод их в формулировку вопросов анкеты, которые рассылались затем «экспертам» (землевладельцам, предпринимателям, чиновникам, учителям и священникам). Собранные материалы публиковались без глубокой обработки, так как социальные политики мало интересовались методологией.
Рис. 5. Сбор первичной информации для создания и рассылки анкет «экспертам»
Тем не менее, до прихода Вебера Общество заметными успехами не отличалось: кустарные методики, примитивная техника перевода социальных проблем — минуя разработку понятий и переменных — прямо в формулировку вопросов, нечеткий подбор респондентов и экспертов. Главная причина таилась в отсутствии у социальных политиков глубокого интереса к методологии. Заимствование методики и технических процедур к успеху не вело и привести не могло, ибо составителям анкет неясным оставалось наиважнейшее: как работает построенная ими методика, что содержательно она измеряет, соответствует ли то, что они получили «на выходе», тому, что задумывалось «на входе».
Впервые серьезное внимание на методологию исследования и правильную формулировку вопросов обратил М. Вебер. Благодаря его усилиям эмпирическая деятельность Общества поднялась на качественно новый уровень.
Ядро Общества составляла группа университетских профессоров, никогда по-настоящему не работавших «в поле», но озабоченных политической обстановкой в стране. Как убежденные либералы, они считали, что прогресс страны достижим только на пути постепенных социальных реформ, например, облегчения участи промышленных рабочих и наемных аграриев. Судьба социальных реформ на предприятии зависела прежде всего от предпринимателей. Для их проведения необходимы были убедительные аргументы. Наиболее убедительными являлись, как и сейчас, факты и эмпирика, которые собирались через систему регулярных опросов. Разослав анкеты, социальные политики затем сортировали присланные ответы по географическим регионам, попросив добровольцев из числа членов Общества проанализировать их. Поначалу, видимо, Вебер был одним из них и поступал как прочие. Обычно в публикуемых мате-
риалах один за другим следовали разделы и обширные таблицы, касающиес доходов, бюджета и т.п. Значительная часть веберовского отчета была посвящет описательным таблицам27. Он выделялся немногим: Вебер в Обществе был тол! ко аналитиком и сравнивал свой материал с результатами более ранних иссл< дований, дабы обеспечить сравнительно-историческую перспективу.