Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕоведение как эволюционна€ функци€




”иль€м ƒжеймс

 

¬ 1890 году вышла перва€ книга по психологии, написанна€ американским философом ”иль€мом ƒжеймсом, Ђѕринципы психологииї. ¬ этой работе развивались идеи функционализма, согласно которым сложные психические функции, включа€ самосознание, обусловлены тем же, чем комплекс морфологических и физиологических характеристик. ќни существуют постольку, поскольку имели у предков адаптивное значение. —амосознание позволило человеку создать когнитивную модель я и представл€ть себ€ в различных ситуаци€х, включа€ Ђсценарииї из будущего. Ќапример, предок человека мог придумать методы хранени€ пищевых запасов и не использовать их, если еды достаточно (с учетом гр€дущей смены времен года). “е, у кого отмечалось такое поведение, имели несомненное преимущество перед людьми, не сумевшими перестроитьс€.

”иль€м ƒжеймс (1890) утверждал, что у людей отмечаетс€ более высока€ пластичность поведени€ по сравнению с другими животными, так как у нас больше (а не меньше) инстинктов. ћы склонны не замечать свои инстинкты, поскольку они, обрабатыва€ информацию и структуриру€ наше сознание, работают настолько качественно, что трудно почувствовать их действие или вообще поверить в их существование (Cosmides & Tooby, 1997). »сход€ из этого, мы считаем Ђнормальноеї поведение само собой разумеющимс€. ћы не понимаем, что Ђнормальноеї поведение, как и любое другое, требует объ€снений. Ёта Ђслепота к инстинктамї всегда была наиболее труднопреодолимым преп€тствием в изучении психологии. ƒжеймс постулировал неотъемлемую роль естественного отбора в формировании паттернов сложного поведени€ человека. Ќе смешно ли, что пройдет почти столетие, прежде чем в изучении поведени€ снова будет рассматриватьс€ эволюционна€ точка зрени€ на понимание человеческой психологии. ѕричина такого разрыва Ч неверное понимание и неверное приложение теории ƒарвина.

 

«лоупотребление дарвинизмом

 

¬ конце XIX века среди многих богатых промышленников ≈вропы и јмерики стали попул€рны взгл€ды английского философа √ерберта —пенсера. ќн использовал концепцию естественного отбора как этическое основание принципа свободного предпринимательства (lassez-faire) (Milner, 1990). »менно —пенсеру принадлежит фраза Ђвыживают наиболее приспособленныеї, хот€ ее ошибочно приписывают ƒарвину. —оциальный дарвинизм —пенсера использовалс€ дл€ оправдани€ эксплуатации бедноты. ћногие фабриканты того времени с готовностью прин€ли эту теорию, счита€ ее научным доказательством своего образа жизни и действий.  ак ни странно, сторонники марксизма также называли себ€ социальными дарвинистами, провод€ параллель между борьбой за существование в природе и борьбой рабочего класса. Ќемецкий эволюционист Ёрнст √еккель считал, что в своих действи€х люди должны быть подобны природе и неважно, насколько они при этом безжалостны. „ерез несколько лет после смерти √еккел€ јдольф √итлер и его последователи-нацисты сделали эту извращенную точку зрени€ частью официальной государственной политики, направленной на уничтожение Ђнеприспособленныхї рас. √итлер говорил: Ђѕрирода жестока, поэтому и € жестокї.

”тверждение √итлера €вл€етс€ кратким выражением идей натуралистического софизма. —огласно этому учению, €влени€ природы подсказывают нам правильные модели поведени€ (Wright, 1994). »сход€ из теории ƒарвина, ЂприродаЂслепа и равнодушна к своим дет€м. ƒл€ нас с вами, разумных существ, использование примеров из природы дл€ оправдани€ собственных осознанных решений есть не что иное, как обманчива€ рационализаци€, ужасна€ ошибка. ¬ природе можно найти примеры почти любой социальной системы или паттернов поведени€ индивида, но это не означает, что они €вл€ютс€ желательными или приемлемыми дл€ человека. Ќапример, кто захочет в качестве идеальной диеты употребл€ть в пищу навозных жуков? »з-за неверного использовани€ эволюционной теории так называемыми социальными дарвинистами и некоторыми фашистскими идеологами иде€ генетического детерминизма стала ассоциироватьс€ с биологическими подходами к поведению.

»де€ генетического детерминизма такова: Ђ√ены определ€ют предназначение в жизниї (Wright, 1994). —огласно этой точке зрени€, качества всех людей, хорошие или плохие, таланты или их отсутствие Ђзаложеныї в геноме. ћногие считали, что приложение к человеку биологических принципов было вариантом доказательства доктрины генетического детерминизма и поддержани€ status quo. ќднако в то врем€ как социальные дарвинисты, евгенисты и им подобные приспосабливали теорию эволюции дл€ своих собственных целей, точка зрени€ генетического детерминизма была во многом верна.   сожалению, описанные выше злоупотреблени€ привели в науке к чрезмерному уклону в сторону внешнего средового детерминизма.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 313 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

525 - | 477 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.