Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬ставка. Ёволюционные корни гордости и стыда




ѕризнаки доминирующего и подчиненного статуса имеют значительное структурное сходство у очень разных видов. ‘ункци€ умиротвор€ющих сигналов подчиненного Ч пресечь агрессивное поведение угрожающего сородича. — точки зрени€ поддержани€ социального пор€дка можно сказать, что поведение подчиненного Ч самый важный сигнал. ¬стреча€ старшего по рангу, подчиненные отвод€т взгл€д, опускают голову и сутул€тс€. ƒоминирующий индивид принимает выпр€мленную позу и запугивает подчиненных грозным взгл€дом.  роме этого его манеры расслабленно-небрежны и излучают уверенность, что €рко контрастирует с нервозностью и суетливостью подчиненных. Ёти паттерны присущи человекообразным обезь€нам, другим обезь€нам —тарого —вета и волкам. ƒарвин (1872) обратил внимание, что выражение гордости и стыда у людей сходно со знаками доминировани€ и подчинени€ у других видов. ѕоведение, сопровождающее субъективное чувство гордости, можно рассматривать как спонтанные и по большей части бессознательные сигналы, свидетельствующие о высоком ранге. » наоборот, субъективное чувство стыда вызывает непроизвольное поведение подчиненного, которое предназначено дл€ погашени€ конфликта.

¬ейсфелд (Weisfeld, 1999) высказал замечательную идею, что пон€ти€ми Ђгордостьї и Ђстыдї можно охватить множество разных психологических конструктов, таких как самооценка, чувство вины, борьба за престиж, стремление к успеху, социальное соперничество, потребность в одобрении, просоциальное поведение и многое другое. Ёти конструкты различаютс€ в детал€х ситуации, в которой они про€вл€ютс€, но по сути, все они Ч части одной и той же поведенческой системы. Ќеспособность психологии объединить эти паттерны в исчерпывающую, биологически значимую систему стала причиной бесчисленных ошибочных суждений. Ќапример, многие психологи считают гордость и стыд Ђприобретенными желани€миї. Ёто равносильно тому, чтобы сказать, что голод Ч Ђприобретенное желаниеї.

Ѕезусловно, есть доказательства в пользу того, что про€вление гордости и стыда Ч адаптивное поведение, возникшее в ходе эволюции, как предполагал ƒарвин (1872). “акое поведение имеет место у самых разных видов. Ёмоции гордости и стыда характерны дл€ любой человеческой культуры (Edelmann, 1990). ќни имеют жесткие временные рамки возникновени€ Ч возраст от двух до трех лет (Weisfeld, 1999). √ордость и стыд имеют четкие, стереотипные внешние про€влени€. √ордость характеризуетс€ пр€мой, самоуверенной, расслабленной осанкой. ¬о врем€ общени€ гордые люди смотр€т в глаза собеседнику. “е, кто испытывает стыд, отвод€т взгл€д и опускают голову.  роме этого они могут нервно улыбатьс€ или краснеть. Ќа физиологическом уровне за гордость и стыд отвечает участок мозга, называемый орбитофронтальной корой (Carbon, 1998). ќказываетс€, повреждение этой зоны лишает человека возможности испытывать чувство гордости или стыд. ”ровень серотонина (нейротрансмиттер) и тестостерона (гормон) положительно коррелирует с ощущением гордости (доминированием) и отрицательно Ч с ощущением стыда (подчинением) (Masters & McGuire, 1994; Mazur, 1983). Ќаконец, сходные паттерны поведени€ и адаптивные результаты отмечаютс€ и у других животных. Ёто филогенетическое подтверждение опровергает вс€кие сомнени€ в том, что гордость и стыд Ч адаптации, возникшие в ходе эволюции.

” людей древн€€ система иерархии лежит в основе возникшей позднее склонности к взаимному альтруизму и еще более поздних речевых способностей, которые сделали возможным социальное общение на высоко абстрактном и символическом уровне. ƒл€ поддержани€ справедливости в системе взаимного альтруизма начали использоватьс€ устные угрозы, извинени€ и обещани€ (Trivers, 1971). “олчком к по€влению такой сложной социальной системы стали эмоциональные состо€ни€, возникшие в ходе эволюции иерархий. ƒоминирование (гордость, чувство собственного достоинства) расцениваетс€ как положительна€ эмоци€, которую мы стремимс€ испытать (позитивное подкрепление), а подчинение (стыд) Ч непри€тное состо€ние, которого мы стараемс€ избежать (негативное подкрепление). “аким образом, если мы преуспели в добыче материальных благ или завоевали признание полового партнера, мы испытываем гордость. », в противоположность этому, если мы проиграли конкуренцию за ресурсы или отвергнуты кем-то, кого мы расценивали как полового партнера, мы испытываем стыд.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 420 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

2078 - | 1932 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.