Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јльтруизм и социобиологи€




ѕочти в любом животном сообществе можно найти примеры, казалось бы, самоотверженного служени€ одного представител€ этого сообщества другому. Ќапример, рабочие пчелы труд€тс€, изнемога€ буквально до смерти, чтобы добыть ресурсы дл€ семьи; а когда, защища€ улей, они жал€т незваного гост€ Ч это равносильно дл€ них самоубийству. ” многих общественных животных особи издают при приближении хищника предупреждающие звуки, оповеща€ сородичей, но при этом риску€ собственной жизнью. ѕоведение, которое выгл€дит бескорыстным и не выгодно (а может быть, даже и вредно) индивиду, но способствует благополучию остальных, называетс€ альтруизмом. ƒарвин пыталс€ согласовать альтруизм с естественным отбором, утвержда€, что про€вл€ющий альтруизм, хот€ в р€де случаев и действует в ущерб успешности своего размножени€, вместе с тем способствует выживанию других особей вида.  ак такие жертвы могли закрепитьс€ в ходе отбора, ƒарвин не понимал. ќчевидно, что гены, отвечающие за альтруизм, должны встречатьс€ все реже и наконец исчезнуть, потому что носители этого признака размножаютс€ реже, чем те, у кого не отмечаетс€ альтруизма.

ѕервое продвижение в понимании альтруизма произошло в начале 60-х, когда английский биолог ¬. ƒ. √амильтон (Hamilton, 1963) развил концепцию родового отбора или внутренней согласованности. ≈го теори€ с математической точностью показывает, что особи внутри вида будут иметь наибольший успех в воспроизводстве, если будут помогать сородичам так, что выгода реципиента (получающего помощь) будет значительно превышать затраты/ущерб дл€ донора. ƒл€ селекции генов альтруизма   должна быть больше обратного r, где r Ч коэффициент родственного отношени€ реципиентов к альтруисту (  > 1/r). “ак как родные брать€ и сестры имеют r = 1/2 (согласно закону независимого распределени€), то гены, ответственные за альтруистичное поведение, будут выбиратьс€ только в том случае, когда поведение и обсто€тельства таковы, что польза более чем в два раза больше вреда. ¬ идеале, репродуктивна€ успешность животного не пострадала, если оно пожертвовало жизнью ради спасени€ двух своих братьев и сестер. Ётим можно объ€снить многие примеры бескорыстного поведени€ у социальных животных.

ќднако альтруизм часто отмечаетс€ при отсутствии близкого родства. –. Ћ. “риверс, американский биолог, предположил, что в таких случа€х про€вл€етс€ взаимный альтруизм (Trivers, 1971). —огласно этой концепции, особи в случае необходимости помогают друг другу, Ђпонима€ї, что им также не откажут в помощи. ќдин шимпанзе чешет другого, удал€€ паразитов из недоступных дл€ последнего мест, потому что потом вычесывать будут его. ќднако чтобы взаимный альтруизм работал, члены группы должны вы€вл€ть и исключать Ђобманщиковї, которые лишь получают помощь, но ничего не дают взамен. ѕодход€щие дл€ этого услови€ чаще всего бывают в маленьких группах (например, приматы или примитивные человеческие сообщества). јнглийский биолог ƒжон ћэйнард —мит (Smith, 1982), использу€ компьютерный симул€тор, показал, что взаимный альтруизм может развитьс€ лишь у тех видов, которые способны различать конкретных представителей своей попул€ции, поскольку такое альтруистическое поведение способствует успешности репродукции.

Ёти теории и доказательства были собраны вместе американцем ≈. ќ. ¬ильсоном в его книге Ђ—оциобиологи€: новый синтезї (Wilson, 1975). Ётот труд стал своего рода библией социобиологии. √лава, посв€щенна€ эволюции поведени€ человека, сделала книгу мишенью дл€ критиков, принижающих значение генетического детерминизма. –ассуждени€ ¬ильсона о том, что наши этические и моральные системы (и даже наше эстетическое чувство) имеют эволюционную основу, не в€зались с иде€ми о tabula rasa. ќднако его предположени€ о том, что естественный отбор сделал людей легко управл€емыми, имеющими врожденные половые различи€ в поведении, предрасположенными к роскоши и геноциду, стали дл€ критиков тем же, чем красна€ тр€пка Ч дл€ разъ€ренного быка. ¬ результате ¬ильсон, профессор биологии в √арвардском университете, не только подвергс€ печатным нападкам, но и пострадал от физических нападений. “ермин Ђсоциобиологи€ї стал ассоциироватьс€ с множеством негативных пон€тий (расизм, сексизм), и лишь немногие представители академической науки рискнули выступить в защиту социобиологических теорий. ¬ведение нового термина дл€ исследований человеческого поведени€ с эволюционной перспективы частично обусловлено желанием ученых отмежеватьс€ от негативных ассоциаций. Ётим термином стала эволюционна€ психологи€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 495 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

2180 - | 1999 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.