Ваши эмоции направлены на разные объекты – одушевленные и неодушевленные.
Эмоционально отзывчивая личность с большой готовностью откликается "на себя", "на других", "на дело", "на предметы". Это означает, что эмоциональные программы и их энергия подключаются к разным аспектам бытия – внутреннему и внешнему. Когда объектом эмоциональной восприимчивости становятся другие люди, у человека проявляется особое свойство эмпатия.
Эмпатия (от англ. вчувствование) – специфическая система отражения партнеров по взаимодействию. Основу эмпатии составляет эмоциональная отзывчивость и интуиция, но при этом значительную роль играет разум, рациональное восприятие одушевленных объектов. В психологической литературе эмпатия трактуется как способность входить в состояния другого, как сопереживание и сочувствие. На наш взгляд, такая точка зрения нуждается в существенных дополнениях.
В расхожих определениях эмпатии упускается два обстоятельства функция и необходимость проявления данной психической реалии.
Действительно, для чего в репертуаре психического существует эмпатическая система отражения другого (окружающих людей) и когда в ней возникает потребность? На наш взгляд, эмпатия как рационально-эмоционально-интуитивная форма отражения является особенно утонченным средством "вхождения" в психо-энергетическое пространство другого человека. С помощью эмпатии "пробивается" защитный энергетический экран партнера, а для этого необходима повышенная "проходимость". Таковая возникает, когда человек демонстрирует другому соучастие и сопереживание.
Таким образом, соучастие и сопереживание – не смысл и не функция эмпатии, а всего лишь эмоциональные средства достижения некой иной цели. Но какой?
Необходимость в эмпатии возникает в тех случаях, когда надо выявить, понять, предвосхитить индивидуальные особенности другого и затем воздействовать на него в нужном направлении. В таком смысле эмпатия – ценнейшее орудие познания человеческой индивидуальности, а не просто способность демонстрировать соучастие и сопереживание.
На самом деле, мы очень часто оказываемся перед необходимостью глубинного постижения другого человека. Без этого невозможно воспитывать его, добиваться расположения и доверия, создавать условия для самореализации, побуждать к хорошим поступкам, убеждать быть дисциплинированным и т. д. Мы хотим понять причины и следствия, управляющие партнером. Часто необходимо разгадать "механику" его самопроявлений – поступков, свойств, состояний, отдельных реакций. Но
человек – будь то ребенок, подросток или взрослый – не доступен для логического анализа, а в некоторых случаях сознательно маскирует свою индивидуальность или неосознанно дает о себе ложную информацию. Часто, случается так, что ни формальная логика, ни профессиональные знания, ни воспоминания о типичном и подобном не позволяют понять и упредить человеческую индивидуальность. И тогда в ход идет эмпатия – древнее, испытанное средство рационально-эмоционально-интуитивного отражения Я другого.
Эмпатия позволяет постичь сущность другого. Не столько понять, сколько уловить тайные движения его души: суть мотивов и смысл поступков, источники интересов или апатий, причины лжи или искренности, цели замкнутости или развязности и т д.
Рациональное в эмпатии проявляется в сопричастности – во внимании к другому, в наблюдательности за другим, в цепкости восприятия реакций, состояний и свойств другого. Око – не дремлет, ухо – востро, ощущения – обострены, восприятие – концентрировано, мышление -актуализировано. Все психические познавательные процессы направлены на другого. Таким образом, рациональный момент в эмпатии – не формальная логика, но интенсивная аналитическая переработка информации о другом, поступающей одновременно по разным сенсорным каналам.
Эмоциональное в эмпатии связано с пониманием другого на основе своего эмоционального опыта, посредством эмоциональных ассоциаций и переносов: я бы переживал, реагировал так (не так); обычно воспринимаю, оцениваю это так (не так); меня обычно это волнует (не волнует) и т. д.
Интуитивное при эмпатическом постижении другого сводится к подсознательной обработке информации о партнере. Обобщение и вывод о нем осуществляются без участия логики, но на основе бессознательных сопоставлений с прошлым опытом.
Подводя итог сказанному, можно дать следующее определение:
Эмпатия – это форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, которая позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений – свойств, состояний, реакций – в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение.
Постичь причины и следствия самопроявлении другого означает понять, почему, когда, для чего, с кем (чем) он:
- это делает, говорит, думает, воспринимает, запоминает, вспоминает;
- хочет подумать, сказать, сделать;
- проявляет свои интересы, потребности, способности. Спрогнозировать поведение другого означает понять, как, когда, почему, с какой целью on:
- сделает, скажет, подумает по данному поводу;
- сможет реализовать свои мотивы, желания, потребности;
- допустит или не допустит определенные ошибки Адекватно воздействовать на другого означает понять, как, когда, с какой целью влиять на него, чтобы:
- вызвать желаемые изменения в его мыслях, памяти, восприятии, словах, поступках,
- вызвать желаемые перемены в его потребностях, мотивах, интересах, планах.
Глубокой и достоверной эмпатии препятствуют различные обстоятельства, связанные как с эмпатирующей стороной, так и с эмпатируемой. Начнем с партнера, который пытается при помощи эмпатии постичь сущность самопроявлений другой личности.
Основной недостаток, снижающий эффективность проникновения в энергетическое поле партнера – отчужденность, безразличие к личности как таковой Отчужденность стала социальным нормативом поведения -каждый стремится к уединению, независимости, отстраненности, экономии физических и психических ресурсов. Другая личность обычно начинает нас интересовать тогда, когда от нее что-либо зависит, когда она препятствует нашим потребностям, интересам, доставляет какое-либо неудобство В таких случаях возникают вопросы чего она хочет, почему так себя ведет, как надо поступить с ней. Но это функционально-оценочный подход к другому В нем много личного интереса, предвзятости и меркантилизма – всего того, что "за-шумляет" эмпатию, делает ее фрагментарной и поверхностной.