Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 12. Возрождение в Испании. Творчество М. Сервантеса




Основные понятия темы: плутовской роман, рыцарский роман,пиккаро, идальгия, комическое и трагическое.

Содержание темы:

Специфика социально-политической и духовной жизни Испании XV – XVI веков. Испанский абсолютизм. Феодально-католическая реакция. Колониальная экспансия. Своеобразие развития гуманистических идей и культуры.

Испанский рыцарский роман и плутовской (образ пикарро, авантюрность, сатирическая нравоописательность, авторская позиция).

Жизненный и творческий путь Сервантеса. «Дон Кихот» - обобщение испанской действительности. Пародийный замысел романа и его реализация. Сюжет и композиция. Социальный фон романа. Столкновение рыцарских книжно-поэтических идеалов с действительностью как источник романических коллизий. Образ Дон Кихота и его двойственность: «истинный мудрец» и «жалкий безумец». Образ Санчо Пансы, его эволюция. Роль вставных эпизодов. Судьба «Дон Кихота в европейской культуре.

Содержание практических занятий

Раздел 1. Литература Средних веков

Тема 1. Французский героический эпос. «Песнь о Роланде»

Понятия: легенда, история, фольклор и литература, проблема авторства, фольклорная поэтика, эпический герой

Вопросы для обсуждения:

I. «Песнь о Роланде» в свете проблемы жанра:

1. Эпическое произведение в фольклоре и литературе.

2. «Песнь о Роланде» как фольклорное произведение (теория возникновения, проблема авторства, эпическая идея).

3. Художественные средства поэмы как памятника устного народного творчества.

II. Эпический мир «Песни о Роланде» и действительность:

1. «Песнь» и история.

2. Эпический мир и способы его создания (пространство и время, мир и человек, общие тенденции построения эпического мира).

3. Проблема создания образа эпического героя (выделение главных героев, способы их обрисовки). Образы Роланда, Оливье, Турпена, Ганелона. Образ Карла. Замена героев, логическая инверсия.

 

Базовый учебник:

История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение / М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мокульский, А.А. Смирнов. – 5 изд., испр. и доп. –М.: Высшая школа, Издательский центр «Академия», 2000. – С. 48-78.

Обязательные художественные тексты:

Песнь о Роланде (любое издание).

 

Дополнительная литература:

История французской литературы: Учеб. для филол. спец. вузов / Л.Г. Андреев, Н.П. Козлова, Г.К. Косиков. – М., Высш. шк., 1987. – С. 16-30.

Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.,1973. С. 16-33.

Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. М.-Л., 1965. С.67-76.

Михайлов А.Д. Французский героический эпос. М., 1995.

Бахтин М.М. Эпос и роман // Вопросы литературы и эстетики. М.1975.

Тема 2. Куртуазный роман. «Роман о Тристане и Изольде»

 

Основные понятия: рыцарство, идеал, куртуазия, куртуазный универсум, тип героя, канон и индивидуальность, лирика и роман.

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика куртуазной литературы. Основные жанровые признаки рыцарского романа.

2. Цикл сюжетов «бретонских» или «артуровских» романов.

3. Кельтское сказание о Тристане и Изольде и стихотворные обработки этой легенды Берулем, Тома, Готфридом Страсбургским.

4. Особенность ситуации, в которую поставлены герои, концепция их чувств. Образ идеального рыцаря и Прекрасной Дамы.

5. Функция символов и аллегорий в раскрытии идейного содержания романа о Тристане и Изольде.

6. Последующие художественные интерпретации романа о Тристане и Изольде (индивидуальное сообщение).

Базовый учебник:

История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение / М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мокульский, А.А. Смирнов. – 5 изд., испр. и доп. –М.: Высшая школа, Издательский центр «Академия», 2000. – С. 79-110.

 

Обязательные художественные тексты:

Беруль. Роман о Тристане//Легенда о Тристане и Изодльде. М.,1976, С.19-103.
Тома. Роман о Тристане // Легенда о Тристане и Изольде. М.,1976, С.116-186.
Готфрид Страсбургский. Тристан // Легенда о Тристане и Изольде. М., 1976. С. 186-206.

Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде.

Дополнительная литература:

1. Михайлов А.Д. История легенды о Тристане и Изольде // Легенда о Тристане и Изольде. М.,1976, С.623- 698.

2. Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М.,1975.

3. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.

4. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман. М., 1976.

 

Тема 3. Городская литература: жанры и стиль

Понятия: жанры и стиль, новый тип героя, смеховая культура, сатира и дидактика.

Вопросы для обсуждения:

1. Малые эпические жанры городской литературы. Особенности средневековой сатиры.

2. Аллегорическая литература. «Роман о розе»: аллегория и символ в романе.

3. Роман о Лисе. Животный эпос.

4. Средневековая драматургия: мистерия, миракль, моралите, соти, фарс.

Базовый учебник:

История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение / М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мокульский, А.А. Смирнов. – 5 изд., испр. и доп. –М.: Высшая школа, Издательский центр «Академия», 2000. –114-128.

 

Обязательные художественные тексты:

 

Фаблио. Старофранцузские новеллы. М., 2004.

Господин Патлен. Зарубежная литература средних веков: Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев. М., 2004. С. 381–387.

Немецкие шванки и народные книги. М., 1990.

Роман о Лисе // Зарубежная литература средних веков: Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев. М., 2004. С. 350-360.

Гильом де Лорис и Жан де Мен. Роман о Розе. // Зарубежная литература средних веков: Хрестоматия / сост. Б.И. Пуришев. М., 2004.

Действо об Адаме. // Зарубежная литература средних веков: Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев. М., 2004. С. 249–254.

Рютбеф. Чудо о Теофиле. // Зарубежная литература средних веков: Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев. М., 2004. С. 369–376.

Дополнительная литература:

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

Михайлов А.Д. Старофранцузская городская повесть фаблио и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. М., 1986.

Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве IX-XVI вв. М., 1988.

Забабурова Н.В. Средневековый «Роман о Розе»: его история и судьба / Бахтин М. Творчество Ф.Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

Тема 4: Данте – «последний поэт средних веков и первый поэт нового времени». «Божественная комедия»

Понятия: клерикальная литература, теоцентризм, антропоцентризм, дуализм, символика, аллегория.

Вопросы для обсуждения:

1. Данте Алигьери и политическая жизнь Флоренции его времени. Жизненный и творческий путь поэта-изгнанника (индивидуальное сообщение)

2. Клерикальная литература средневековья, особенности жанра видения (индивидуальное сообщение).

3. Аллегория как ведущий художественный принцип.

4. Проблема жанра «Божественной комедии».

5. Сюжет и композиция «Комедии».

6. Модель Вселенной в поэме.

7. Модель Ада: особенности топографии, иерархия грехов, политическая тенденциозность; образ автора.

8. Концепция Чистилища в поэме.

9. Символические образы Рая и мистическая философия Света. Образ Вечной Женственности - Беатриче.

10. Духовный смысл странствия по загробному миру.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1877 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2272 - | 2094 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.