Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќовые формы идеологии




Ѕольшую роль в борьбе с господствующей феодальной идеологи≠ей сыграли ¬озрождение и гуманизм, родиной которых стала —евер≠на€ »тали€ - регион процветавших городов-государств, центр тран≠зитной торговли на —редиземном море, где возникли новые формы финансовой активности. ѕик –енессанса пришелс€ на XIV-XV вв. ¬ XV1 в. гуманизм преодолел границы »талии, утвердилс€ в √ермании (крупнейшими представител€ми направлени€ здесь были »оганн –ейхлин (1455-1522), Ёразм –оттердамский (умер в 1536 г.), ”льрих фон √уттен (1488-1523); во ‘ранции - ‘рансуа –абле (1494-1553) и др.; в јнглии - “омас ћор (1478-1535) и др.

√уманистическа€ идеологи€ имела широкую платформу, но осно≠ву ее составл€ли принципы, раздел€емые большинством гуманистов. Ёто - понимание природы человека как гармонического единства духовного и телесного начал, признание права на свободное разви≠тие его способностей, на приобретение знаний, обогащающих разум, на борьбу за счастье в земной жизни. ¬се гуманисты сходились в признании высокой нравственной роли труда. »менно в труде, де€ни€х самой личности, а не в знатности происхождени€ видели они основу ее благородства и достоинства. ¬ этом новом взгл€де на чело≠века и его возможности четко вы€вл€лс€ антифеодальный характер гуманистической идеологии.

Ќовым было и решение гуманистами проблемы богатства и на≠копительства. ќни оправдывали накопительство с гражданских пози≠ций - богатство приносит пользу обществу и служит основой достой≠ной жизни его членов. ќднако безуслов≠ному осуждению подлежали, по их мнению, ростовщичество, чрезмер≠на€ страсть к ст€жательству, равно как и неумеренное расточитель≠ство.

√уманистическое свободомыслие, и в осо≠бенности разоблачени€ недостатков католической церкви, подготови≠ло почву дл€ церковной –еформации (лат. - исправление). –еформационное движение облекалось в идеологическую форму религиозных вероучений - лютеранства, цвинглианства, кальвинизма, став€щих выше разума веру, требующих единомысли€ и твердой религиозной дисциплины, ищущих знани€ Ѕожественного.

ћартин Ћютер (1463-1546) сформулировал р€д положений, общих дл€ всех протестантских церквей (название Ђпротестантизмї происхо≠дит от протеста, который немецкие лютеранские кн€зь€ предъ€вили рейхстагу против решени€ возобновить эдикт о преследовании Ћюте≠ра). Ѕыло провозглашено, что церковь и духовенство не €вл€ютс€ посредниками между человеком и Ѕогом. „еловек достигает Ђспасе≠ни€ душиї (или Ђоправдани€ї) не через церковь и ее обр€ды, а при помощи Ђверыї, даруемой ему непосредственно Ѕогом. Ћютер утвер≠ждал, что и мирска€ жизнь человека, и весь мирской пор€док, кото≠рый обеспечивает возможность предаватьс€ Ђвереї, составл€ют важ≠ный момент христианской религии. “ем самым Ћютер выразил общее стремление бюргерства избавитьс€ от политического и идеологичес≠кого засиль€ католической церкви.

–оль церкви и духовенства должна, по мнению Ћютера, сводить≠с€ только к разъ€снению текстов —в€щенного писани€ и склонению, христиан к Ђвереї. ƒогмат о спасении одной лишь верой и положение о том, что единственным источником религиозной истины €вл€етс€ —в€щенное писание, разрушил все здание средневекового католициз≠ма. Ќенужными становились пышный культ, таинства (Ћютер призна≠вал лишь два из семи, по-своему тракту€ причащение), духовный ав≠торитет папы и т.д.

 альвинизм, наиболее последовательно воплотивший буржуазный характер –еформации, стал идеологией самой смелой части тогдашней буржуазии, знаменем Ќидерландской буржуазной революции XVI в. и јнглийской XVII в.

ќсновным положением кальвинизма €вл€етс€ догмат об абсолютном предопределении, согласно которому участь человека в земной жизни и в Ђжизни вечнойї раз и навсегда предопределена со времени Ђтворени€ї. Ќикакими делами или заслугами нельз€ изменить это извечное предопределение. ѕричем это предопределение не только необратимо, но и непостижимо. ќднако  альвин не делал из этого фаталистических выводов.  аждый верующий должен считать, что именно он €вл€етс€ Ѕожьим избранником, и стремитьс€ всей своей де≠€тельностью оправдать это избрание. Ќеудачи в жизни и де€тельно≠сти - показатель греховности »збранного пути, непонимани€ Ѕоже≠ственного призвани€. ≈сли человек преуспевает, то не должен этим гордитьс€ и пренебрегать об€занност€ми перед Ѕогом и обществен≠ным благом. “очно так же и тот, кто терпит неудачу и впадает в бед≠ность, не должен поддаватьс€ искушению и совершать бесчестные по≠ступки. ƒругими словами, богатый должен преуспевать в накоплении богатств, а бедный - смиренно нести брем€ нищенской жизни.

”чени€ Ћютера и  альвина различало многое. ѕервый утверж≠дал, что под данные об€заны повиноватьс€ любым власт€м, в том числе и нарушающим Ѕожьи заповеди, второй обосновывал мысль о праве органов сословного представительства и городского самоуправлени€, а также знати сопротивл€тьс€ тирану. Ћютеранска€ церковь подчи≠н€лась руководству светской власти, кальвинистска€ оставалась авто≠номной.  альвин ввел в ∆еневе строгие пор€дки: подобно папе отлу≠чал от своей церкви тех, кто думал не так, как он, сажал в тюрьмы противников кальвинизма и т.д. ¬о главе кальвинистских общин сто≠€ли выбранные из числа зажиточных граждан старшины (пресвитеры); представители этих старшин заседали и в советах городских респуб≠лик. Ћютер выступал против ростовщиков, банкиров и др., нечестно наживавших свой капитал.  альвин поддерживал такой род де€тель≠ности. ”чение  альвина и пресвитерианска€ церковь подучили широ≠кое распространение там, где быстро развивалс€ капитализм и где буржуази€ начинала боротьс€ за власть с феодалами.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 441 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1904 - | 1867 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.