Информацию получают из многочисленных источников, главнейшими из которых являются:
Радио и телевидение. Это важнейший источник получения первичной информации о событиях в стране пребывания и в мире в целом. Популярная американская телевизионная компания Си-Эн-Эн ведет свое вещание 24 часа в сутки в режиме мониторингового анализа обстановки в мире. В большинстве стран имеются свои национальные радио- и телекомпании постоянно ведущие новостные блоки. Отсюда рекомендация дипломатическому служащему: утром, до начала рабочего дня, за завтраком или в автомашине, по дороге в офис в обязательном порядке прослушать утренние программы новостей. В погоне за оперативностью, а, нередко, и сенсационностью, теле- и радиокомпании дают первичную, не всегда полную, иногда не совсем проверенную информацию. Но для дипломата такая информация является прежде всего сигналом о необходимости обратиться к другим источникам, а значит, более предметно и всесторонне осмыслить происходящее.
Газеты. Газеты выходят чаще всего один раз в день. В них подают материалы о тех или иных событиях более взвешенно и развернуто, с привлечением дополнительных данных. Газетную информацию следует читать максимально внимательно, если нужно дважды для того, чтобы не упустить важные нюансы, особенности и даже намеки. Ее можно вырезать и оставить для накопления сведений. Особого внимания заслуживают редакционные полосы, где помещаются, как правило, наиболее важные комментарии ведущих обозревателей, экспертов, специалистов-профессионалов. Их знания об истинном положении дел, оценки и выводы могут оказаться полезными при выработке собственных взглядов и оценок.
Зная политическую ориентацию конкретной газеты, можно легко представить себе и отношение тех или иных политических и общественных сил, стоящих за ней.
Журналы. Общественно-политические, а тем более специализированные журналы являются высококачественным источником информации. Журналы издаются один раз в неделю, в месяц или квартал. В отличие от газет, журналы чаще всего публикуют не оперативно-информационные, а информационно-аналитические материалы. Более длительный период подготовки материалов уже само собой предопределяет более высокий уровень аналитичности и глубины оценок, взвешенность и всесторонность подачи информации. Редакция старается дать историческую подоплеку событий, биографические сведения об основных участках, рассмотреть динамику развития событий, пытается предусмотреть их дальнейшую судьбу. Факты, как правило, носят не изолированный, а комплексно-систематизированный характер, выстраиваются в определенной хронологической последовательности, нередко связываются причинно-следственными «стяжками».
Авторами журнальных статей часто являются высокопоставленные государственные чиновники, профессора ведущих университетов и научных центров, представители интеллектуальной элиты. На страницах журналов появляются различные варианты геополитических построений, фундаментальные мировоззренческие концепции, новые идеи трансформации международных отношений и т.д. Например, многие государственные деятели США — Г.Киссинджер, З.Бжезинский, М.Олбрайт — привлекли к себе внимание прежде всего своими журнальными статьями и профессорскими лекциями, а только потом были приглашены на высокие посты в администрации. Изучая журналы дипломат как бы поднимается на уровень осознания и понимания проблем лучшими профессионалами и экспертами страны пребывания.
Публикации научно-исследовательских центров. Информационные материалы правительственных органов. В практике работы диппредставительств иногда могут возникнуть трудности с получением информации по каким-то специальным разделам знаний. Для подобных случаев надо иметь под рукой адреса и телефоны основных научно-исследовательских центров, специализированных институтов, фондов и пр., которые ведут исследовательскую работу по интересующему спектру проблем. Как правило, их работы носят открытый характер, публикации можно приобрести за плату, за их качество не придется беспокоиться.
В большинстве стран основные правительственные информационные ведомства и организации имеют свои отделы по связям с общественностью, которые готовят и бесплатно распространяют информационные материалы (вплоть до годовых отчетов) о своей работе. Сотруднику дипломатического представительства надо только взять на себя труд поехать в такой отдел и получить имеющиеся у них материалы. Понятно, что самокритикой ведомства не занимаются, поэтому при оценке материалов следует делать соответствующую поправку.
Из года в год расширяются технические возможности получения информации, прежде всего по каналам системы Интернет. По мере увеличения количества соответствующего оборудования, роста числа дипломатических работников владеющих современными информационными технологиями, ослабления режимных ограничений Интернет приобретает все большую практическую значимость в информационной поддержке работы диппредставительств. Все упомянутые источники информации (телевидение, радио, газеты, журналы, компьютерные каналы) можно условно отнести к категории пассивных источников, которыми следует пользоваться как данностью, но с которыми нельзя вступить в активный диалоговый контакт.
Совершенно иной характер носят посещения всевозможных публичных лекций по внешнеполитической проблематике, участие в пресс-конференциях, брифингах, «круглых столах», митингах и т.д. Участие в подобных мероприятиях может оказаться исключительно полезным с точки зрения получения информации. Перед аудиторией обычно выступает весьма сведущий эксперт по данной проблеме, более того сам характер мероприятия позволяет не ограничиваться заслушиванием текста лекции, а инициативно задавать любые вопросы по затронутой теме. Стоящий на кафедре или трибуне докладчик или выступающий обычно охотно откликается на интерес, проявленный к его информации, его суждениям и выводам. Чем больше вопросов будет поставлено, чем точнее они будут сформулированы, тем больше дополнительной информации можно будет записать себе в актив. Такого рода аудитория, как правило, состоит из заинтересованных людей и представляет собой среду, где можно завести полезные и интересные знакомства. В этих случаях дипломат активно взаимодействует с носителями информации и побуждает их делиться дополнительными массивами данных.
Важнейшим каналом получения информации являются так называемые беседы со связями. Можно без колебаний назвать эту форму работы по сбору информации самой важной, наиболее продуктивной и требующей наибольшей подготовки. Ей можно назвать квинтэссенцией работы сотрудника загранпредставительства. Вот почему непременным профессиональным качеством дипломата является умение вступать в контакт и доверительные отношения с иностранцами, давать точную и объективную оценку полезности этого контакта с точки зрения государственных интересов России, развивать установившуюся связь. Связи устанавливаются во время приемов, коктейлей, других протокольных мероприятий, во время посещений официальных учреждений, на выставках, лекциях и пр. Главное состоит в том, чтобы из первичных контактов отобрать наиболее интересные, важные в политическом или профессиональном отношении и полезные для решения задач, стоящих перед диппредставительством. В установлении и закреплении контактов большую роль играют личностные качества дипломата, его эрудированность, такт, знание языка страны пребывания. Углубление контакта может идти по такой цепочке: встреча на приеме — посещение в служебном кабинете — выход в кафе — выход в бар — обед в ресторане — приглашение на домашний обед или совместное участие в пикниках. Каждое новое звено указанной цепочки предполагает более высокий уровень неформальности общения, раскованности и гораздо больший запас времени для проведения целенаправленных бесед.
При организации встреч и бесед дипломатический работник располагает свободой инициативы в выборе места и формы встречи, заранее может продумать структуру предстоящего делового разговора, мысленно сформулировать ключевые вопросы, ответы на которые соответствуют информационным потребностям. При необходимости в беседе могут принять участие и третьи лица, чей вклад в развитие и углубление разговора будет сочтен полезным.
Чем больше полезных связей сможет завести дипломатический работник и чем выше будет уровень его контактов среди местной политической или общественной элиты, тем очевиднее будет его эффективность в решении задач диппредставительства. Живые связи остаются главным и самым важным источником получения дипломатической информации. Пассивные источники в конечном итоге могут быть доступны без особых усилий непосредственно в России. Для доступа к ним не было бы необходимости учреждать и содержать дорогостоящие зарубежные представительства.
Работая в стране пребывания, дипломатические служащие оказываются непосредственными свидетелями, а в особых случаях и участниками событий. В мире происходят природные катастрофы, техногенные бедствия, случаются социальные волнения, мятежи и восстания. Нередко в таких случаях выходят из строя электроснабжение, средства связи. Дипломатические или консульские работники могут стать первичными получателями информации ибо они наблюдают непосредственно происходящие события. Именно поэтому ценность их информации исключительно высокая. К тому же она не вызывает сомнений в своей достоверности, ибо исходит непосредственно от сотрудника-очевидца диппредставительства. Свидетельства очевидца не могут быть заменены ничем. Важно только не поддаваться эмоциям, не терять присутствия духа, четко и объективно фиксировать происходящее и соответствующим образом информировать о происходящем Министерство иностранных дел.
Работая с различными источниками информации, не следует забывать, что люди, отдельные кланы и даже государства для достижения своих политических или иных целей пользуются дезинформацией, подтасовками, «вбросами» компрометирующих материалов. Классическим примером использования дезинформации является история Лжедмитрия I (а потом и его «последователей»), порожденная врагами Русского государства в начале XVII в. Ложь о якобы чудом спасшемся сыне царя Ивана Грозного привела к серьезным волнениям в России, вылившуюся в целую эпоху «Смутного времени». Наибольшую известность по своим негативным международным последствиям имели такие дезинформации, как «Завещание Петра Великого», «Эмсская депеша», спровоцировавшая франко-прусскую войну 1870 г., «Телеграмма Бенеша», вызвавшая волну репрессий против командного состава в Красной Армии в 1937—1938 гг. и многие другие.
Общим для всех дезинформирующих материалов является их «сенсационность», бездоказательность при внешней достоверности, отсутствие или сомнительность первоначального источника сведений. Фальшивки рассчитаны на благоприятную почву, на общественные или политические круги, готовые подхватить их и растиражировать в определенных интересах.
Сродни дезинформации направленная, подтасованная информация. Она становится подлинной героиней, когда где-нибудь вспыхивает военный конфликт. Обе воюющие стороны непременно вводят в контролируемых ими СМИ цензуру и начинают выстраивать информацию таким образом, чтобы в результате получилась искаженная, но выгодная «хозяевам» картина. Каждая сторона непременно героизирует свои действия и скрывает, либо минимизирует свои поражения. Для получения адекватной действительности картины следует пользоваться информацией третьих стран и тщательно сопоставлять реляции конфликтующих сторон.
Не меньшей конъюнктурностью отличается информация, связанная с внутриполитической борьбой за власть. Восхваление себя и поношение политического противника уже давно стало обычным делом и даже нормой в тех странах, которые отличаются устоявшимися демократическими институтами. Беззастенчиво препарируются статистические данные, перевираются или примитивизируются высказывания политических противников, взаимно искажаются программные установки. Карикатуризация оппонента — высшая цель в политической борьбе. Поэтому с информацией, связанной с политической борьбой, следует быть максимально осторожным.
Необходимо делать существенные поправки на особенности темперамента, меры самокритичности и объективности тех людей, от которых получена информация. Давно замечено, что выходцы из стран Ближнего и Среднего Востока склонны преувеличивать, гиперболизировать выгодные им факты и оценки. Европейцы и американцы более сдержанны и уравновешенны, они скорее «недосолят», чем «пересолят». Латиноамериканцы и выходцы из стран Африки нередко могут компенсировать недостаток фактов пучками эмоциональной энергии и даже вымысла. Китайцы и японцы — природные интроверты, скупые высказывания которых надо рассматривать порой в увеличительное стекло.
Сбор, классификация и анализ информации превращается в непрерывный сложный процесс, в ходе которого отсеивается все вызывающее сомнение, похожее на дезинформацию. Это своего рода искусство на уровне научного поиска. Наилучшим способом проверки достоверности информации является получение ее из различных, не связанных между собой источников. Практика как высший критерий истины, в данном случае не всегда срабатывает: чаще всего у дипслужащего нет времени и возможности на практике проверить истинность той или иной информации. Дипломатический работник по мере накопления профессионального опыта и изучения страны пребывания с большой долей надежности отделяет зерна от плевел, правдоподобную информацию от ложной информационной шелухи.