Дипломат должен стремиться к тому, чтобы получаемая им информация была актуальной, т.е. она должна отвечать тем политическим задачам, которые стоят в повестке дня деятельности Президента страны и Правительства Российской Федерации или которыми интересуется общественное мнение.
Важнейшее отличительное качество дипломатической информации — ее актуальность. Ценность информации состоит не только в ее истинности, но и в том, насколько она соответствует требованиям данного исторического момента, сегодняшним заботам государства и российского общества. Есть темы, которые находятся постоянно в перекрестии общественного прицела, такие как безопасность государства, стабильность его экономической и социальной систем; интересы за пределами государственных границ. Но и в рамках постоянных тем внимание переносится с одного участка на другой. Актуальность информации состоит в том, что она не только помогает сориентироваться в ситуации и разобраться в проблеме в данный конкретный момент, но становится важнейшим фактором принятия обоснованного решения, которые требует в данное время жизнь. Вполне естественно, что встречи глав государств и правительств, крупные международные совещания вызывают всплеск информационной активности. В посольствах, в аппарате МИД, других информационных ведомствах готовятся всякого рода аналитические записки, характеристики политических деятелей, другие материалы, необходимые для формирования позиции страны на предстоящих переговорах.
В конечном итоге все полученные и наработанные информационные материалы могут быть сконцентрированы в итоговом документе, называемом «Тезисы для бесед». «Тезисы» находятся в папке у главы государства, председателя правительства или министра прямо на столе переговоров. «Тезисы» по своему содержанию и структуре представляют собой небольшой по объему информационно-справочный методический материал, помогающий переговорщикам в выборе наиболее актуальных и острых проблем обсуждения, в поиске взаимоприемлемых подходов их решения. Он содержит емкое изложение всех компонентов вопроса, вынесенного на обсуждение на высоком или высшем уровне, после каждой констатирующей части (обычно это один развернутый абзац) следует наиболее важная часть, содержащая то, что следует сказать за столом переговоров. В «Тезисах для беседы» могут содержаться наиболее вероятные аргументы или сообщения (предложения) партнерской стороны. В этом случае должны быть предусмотрены варианты наших ответов и предложений. В случае постановки совершенно неожиданных вопросов как правило предусматривается формула-обещание рассмотреть поставленный вопрос и дать после его изучения ответ по установленным каналам.
Актуальность информации ни в коем случае нельзя понимать только как злободневность, сиюминутность. В актуальности может и вовсе отсутствовать временной компонент. Категория актуальности информации носит скорее политический характер. Например, в течение более полувека в польско-советских отношениях сохранялся острый раздражитель в виде так называемого «катынского дела». Хотя сам факт расстрела польских пленных офицеров весной 1940 г. под Смоленском все дальше и дальше отдалялся во времени, сохранявшаяся неясность относительно обстоятельств этой трагедии висела черной тенью над отношениями между Польшей и СССР. И только в 1992 г., когда были преданы гласности секретные решения Политбюро ЦК КПСС о расстреле польских офицеров, все встало на свои места. Более полувека тема Катыни продолжала оставаться актуальной.
Приведенный случай не исключение. По сей день остаются актуальными такие темы как, скажем, убийство президента США Джона Кеннеди в 1963 г., события в России в 1991 г. (история ГКЧП и Беловежского соглашения) и многие другие. Здесь важно не столько временное измерение, сколько практическая политическая, экономическая или социальная значимость для государства данной информации, ее реальная или потенциальная действенность.
С точки зрения актуальности наибольшую ценность имеет та дипломатическая информация, которая носит упреждающий характер, т.е. информация, предвосхищающая события. А значит, помогающая обеспечить грамотное и высокоэффективное решение не только ситуационных сиюминутных и текущих задач, но и проблем стратегического характера. Например, летом 1973 г., уступая просьбам чилийского президента С.Альенде, Советский Союз согласился на условиях кредита поставить крупную партию оружия, включая танки. Однако своевременно полученная точная информация о неизбежности военного переворота под руководством А.Пиночета позволила приостановить отгрузку, спасти репутацию страны, не говоря уже о сохранении для страны огромных материальных ценностей.
Третье основополагающее качество информации — ее объективность. В точном следовании правде и достоверности заключается мера профессионализма и гражданской совести лица, составляющего информацию. Великой привилегией свободного человека является его право и способность говорить правду. Достоверность информации — залог успешной работы внешнеполитического ведомства и в конечном счете — основа безопасности Отечества. В канун Великой Отечественной войны политическое руководство страны имело достаточно достоверной информации о неизбежности и даже сроках нападения Германии на СССР, но тем не менее продолжало действовать шаблонно-волюнтаристски. Тем самым оно взяло на себя ответственность за неоправданно великие потери и поражения первого периода войны. Зато — потом оно должным образом оценило информацию о разработке в США атомного оружия, сумело предпринять адекватные и своевременные меры ответного характера.
Наиболее важным критерием достоверности информации является ее получение из нескольких независимых друг от друга источников либо ее документальный характер, не вызывающий подозрений относительно фальсификации.
Многие промахи во внешней политике объясняются недостоверной информацией, поступавшей политическому руководству страны. Достаточно вспомнить драматическую историю советско-китайских отношений в 60—80-х годов, когда в Советском Союзе шарахались от всенародного распевания песен типа «Русский с китайцем — братья навек...», до кровавых военных столкновений на острове Даманском. Хотя, как сейчас понятно, ни для той, ни для другой стороны никаких сколь-нибудь существенных социальных или идеологических предпосылок для военного столкновения с такими трагическими последствиями не было.
Четвертое важнейшее качество дипломатической информации: полнота. В каком бы виде не подавалась информация вышестоящему органу: в форме шифртелеграммы, письменного сообщения или устного доклада — она должна быть максимально полной. Ознакомление с информацией не должно провоцировать желания задавать дополнительные вопросы типа: «Откуда взялись сведения?», «Что это за организация?», «Кто это такой?» и т.д. Информация должна давать максимально полное, исчерпывающее представление о предмете или событии, которого она касается.
Хотя понятно, что абсолютно полной информации ни по какому предмету не существует в принципе — истина всегда относительна. Тем не менее, при составлении информации надо уметь:
а) в предельно сжатой форме сказать об источнике и генезисе проблемы,
б) емко и адекватно оценить ее состояние на текущий момент,
в) охарактеризовать основных участников событий,
г) обратить внимание на возможные политические последствия данного явления,
д) представить прогноз развития событий на ближайшую и отдаленную перспективы,
е) обратить внимание на значимость проблемы с позиции интересов России.
Если остается ощущение неполноты информации, то вполне допустимо завершить ее фразой: «В дальнейшем будут приняты дополнительные меры к получению уточняющих сведений по данному вопросу». Главное, не забыть выполнить это обещание в самый короткий срок.
Полноту информации недопустимо смешивать с многословием. Глубину и действенность формационного сообщения никогда не заменит ее объем в листах. Многословие и многописание, скорее всего, лишь подчеркнет ее пустоту.
Непреложное качество информации — новизна. Каждый информационный материал должен содержать какие-то новые, ранее неизвестные факты, политические нюансы, сведения о новых лидерах и т.д. Особенно чутко следует реагировать на малейшие изменения в настроениях политического и общественного мнения страны пребывания в отношении России, а также стран СНГ. Здесь элементы новизны появляются непрерывно в зависимости от смены политических сил, стоящих у государственного руля в стране пребывания, от характера и направленности внутриполитических событий, происходящих в самой Российской Федерации и их восприятия за рубежом, от внешнеполитических шагов российской дипломатии. Поскольку Российская Федерация является частью мирового сообщества и взаимосвязана с ним многочисленными узами, то постоянное информационное отслеживание состояния международной среды является долгом всех загранпредставительств. Далеко не всегда реакция за рубежом на те или иные шаги Президента России, российского Правительства или парламента является положительной. От дипломатических представителей требуется определенное мужество, чтобы честно и адекватно сообщить в Центр об истинном характере этой реакции. Дипломат, дипломатический служащий не просто работает, а служит Отечеству, находится на службе у Родины, а не лично у посла или министра. Он не должен забывать, что в демократическом государстве президенты, правительства, министры, депутаты сменяемы, а Отечество и его интересы постоянны.
Ценность информации бывает особенно высокой, если она носит конфиденциальный характер, освещая факты и события, происходящие в так называемой закрытой зоне, обычно оберегаемой от излишнего, не всегда доброжелательного внимания отдельных личностей и средств массовой информации. Конфиденциальность — это система работы с информацией, обеспечивающая отсутствие огласки того, что должно быть известно только строго определенному кругу лиц [181]. В этом смысле речь может идти о положении в правящей элите страны пребывания, характере взаимоотношений между различными центрами влияния, связях между бизнесом и властью, об управлении средствами массовой информации, здоровье глав государств и правительств, «теневых кабинетах» и «коридорах власти». Иными словами обо всем том, что составляет латентную сторону и «главную мудрость управления».
Не случайно в дипломатической службе конфиденциальность, а также режим секретности как система установленных норм, правил и технологий, определяющих порядок и условия обеспечения сохранения в тайне сведений, носящих секретный характер, имеют особую значимость. Любые конкретные политические планы, прежде чем лечь на бумагу и получить ограничительные грифы, проходят длительный период обсуждения на уровне идей, предложений, концепций и т.д.
В развитых демократических странах к участию в этих обсуждениях привлекаются большие группы специалистов. Уметь поймать на этой стадии лейтмотив будущей государственной политики страны пребывания — задача внешнеполитического работника. Ничто из вышесказанного не является формально и официально секретным, эти темы открыто обсуждаются в деловых беседах или на светских раутах, но редко выходят за рамки определенного круга доверенных лиц. Дипломатический служащий нисколько не отступит и не нарушит российское законодательство и требования Венской конвенции, если будучи одним из участников таких бесед, получит и использует в служебных целях интересные или полезные для российской стороны сведения.
В истории российской дипломатии много было примеров, когда нашим послам удавалось установить прочные конфиденциальные отношения с главами государств и правительств, видными политическими и общественными деятелями, от которых поступала важная информация.
С первых дней поступления на дипломатическую службу будущий дипломат должен вырабатывать привычку регулярно и в большом количестве поглощать информацию, необходимую для выполнения своих профессиональных обязанностей. Насыщение и насыщенность информацией становится самой сутью жизни дипломатического служащего.