Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘едоров Ќ. ‘




 

ќбъединение по типу организма обезглавливает большинство людей и обращает их в механические оруди€; тогда как истинное единство, или родство по мысли и чувству, не может допустить такого противородственного, преступного изуродовани€; напротив, оно возглавливает вс€ческа€. »стинное единство по образу “роицы есть теснейший союз личностей, в коем выражено то начало, которое мы называем нраственностью; объединение же по типу организма построено пр€мо на отрицании нравственного начала, потому-то оно и может держатьс€ только насилием, принуждением. ќбщество по образу “роицы не нуждаетс€ во внешнем принуждении, в насилии, которое удерживало бы людей в обществе, и тем не менее это глубочайший союз личностей; держитс€ он психическою, душевною силою, взаимознанием; следовательно, в таком обществе знание не может оставатьс€ досто€нием только некоторых, оно необходимо принадлежит всем, так как взаимопознание есть основа общества, без него и не будет такого общества. Ќаоборот, в обществе по типу организма, в котором чем больше раздел€ютс€ зан€ти€, тем больше оно приближаетс€ к своему идеалу, т.е. к типу организма, и по новейшим воззрени€м делаетс€ совершеннее, в таком обществе знание становитс€ досто€нием одних, меньшинства, а дело, действие, работа Ч уделом других, большинства. ѕоэтому, чем такое разделение в обществе совершеннее, тем менее оно делаетс€ способным к просвещению, ибо просвещение, не поддерживаемое главным зан€тием, не имеющее ничего общего c ним, не обращающее в исследование главного зан€ти€ человека (а таким зан€тием может быть лишь труд земледельческий и ни в каком случае не мануфактурный), просвещение на досуге, такое просвещение не может быть плодотворным. ƒл€ рабочего, исполн€ющего роль руки в течение шести дней, голова точно шл€па, которую он надевает по праздникам (если он только будет ее надевать; не предпочтет ли он этой шл€пе что-либо другое, разгул, например?). ¬ обществе по типу организма одни, так сказать, имеют право производить исследовани€, а другие могут только читать на досуге, если умеют, или же слушать попул€рное изложение этих исследований. Ќе напоминает ли это кастовое устройство, при котором одни могли читать и толковать, другие только читать, третьи только слушать и т.д.?  онечно, все это неизбежно; обойтись без этого нельз€, разве без такого разделени€ возможно произвести такие горы брошек, сережек и т.п. безделушек, горы, неизмеримо превосход€щие пирамиды и другие сооружени€ древних? ќткажетс€ ли когда человек от всех этих пуст€ков, осуждающих его на египетскую работу?  расивое оперение (разумеем фабрикацию хлопчатобумажных и других тканей), развиваемое в человеческом роде, как и в царстве животных, половым подбором, обходитс€ чрезвычайно дорого, нар€ды покупаютс€ утратою взаимности (т.е. внешнее замен€ет внутреннее).

Ёти два типа общественного стро€ (по типу организма и по образу “роицы), один в полном расцвете сил, другой же в зачатке, представлены в насто€щее врем€, первый Ч јнглиею или «ападом вообще, а второй Ч –оссиею (если только –осси€ не окончательно еще объевропеилась) и всеми земледельческими народами. ¬торой тип, как зачаток, принадлежит всем без исключени€, потому что он истинно человеческий и истинно Ѕожественный (в Ѕоге же он полна€ действительность); но сохранилс€ этот тип наиболее у отсталых, у дикарей, в захолусть€х...

¬ина –оссии заключаетс€ в том, что тот общественный тип, коего задаток содержитс€ в родовом быту, не выражен ею во всей полноте в самом устройстве общества или государства и даже не формулирован надлежащим образом; напротив, мы подражаем вовсе несвойственному нам западному образцу. ѕо западному же взгл€ду, утратившему сознание истинной цели, цель соединени€ людей состоит в достижении материального и нравственного благососто€ни€; но таковое невозможно дл€ общества, устроенного по типу организма, ибо это устройство по существу своему безнравственно; при таком строе большинство делаетс€ механическим орудием c вознаграждением за односторонность красивыми нар€дами и тому подобными благами, а также правом на досуге, если будет охота, составл€ть мнение о чем угодно; незначительному же меньшинству предоставл€етс€ заниматьс€ познанием, носить в себе целый мир в виде мнимом или мысленном, подчин€ть пон€тию всю вселенную, ибо приложени€ знани€ лишь случайны и незначительны. ”совершенствование подобного общества, так называемое развитие, состоит в наибольшем разделении зан€тий, т.е. цель состоит в том, чтобы оставить за каждым человеком только одну какую-либо способность и лишить его всех других, так что лишь в совокупности люди составл€ют целого человека. “акое общество состоит не из личностей, не из людей, а из органов производства. ѕросвещение €вл€етс€ только задержкою естественного развити€ этого организма, искусственным внесением чего-то чуждого, инородного, из другого мира вз€того. ’от€ просвещение со своей стороны и стараетс€ приладитьс€ к новой родине, обраща€сь в грамотность, счет, катехизис, попул€рные рассказы, и не переходит в дело, но, несмотр€ и на такое искажение, оно все-таки плохо прививаетс€ к несвойственной ему среде. ѕри такой бесцельности общества никакое распределение зан€тий между особ€ми не может улучшить положение человека. ≈сли бы даже каждый употребл€л одинаковое врем€ как на механическую, так и на умственную работу, то и тогда от мнени€, каково бы оно ни было, положение несамосто€тельное не изменитс€; оно и останетс€ несамосто€тельным, пока действие человека ограничиваетс€ подделкою под природу, т.е. мануфактурного промышленностью, которою напрасно думают создать материальное благососто€ние. ƒело в том, что при таком строе общества одинаково парализованы и знание, и де€тельность: первое вращаетс€ безвыходно в области мысли, а втора€, эксплуатиру€ природу, дает лишь сырому материалу все более и более красивый вид. ¬ таком виде этот материал способен в высшей степени возбуждать и усиливать вражду в обществе. ¬с€ задача промышленности, как и современного искусства, Ч скрыть насто€щее положение человека, отвлечь его от истинного назначени€; если даже и на трупы навод€т лоск жизни, бел€т и рум€н€т мертвецов, то действуют весьма последовательно.

[Е] ѕреп€тстви€ к построению нравственного общества заключаютс€ в том, что нет дела настолько обширного, чтобы поглотить все силы людей, которые в насто€щее врем€ расходуютс€ на вражду; во всей всемирной истории мы не знаем такого событи€, которое, гроз€ гибелью обществу, соединило бы все силы и прекратило бы все раздоры, вс€кую враждебность в нем. ¬о все периоды истории очевидно стремление, которое показывает, что человечество не может удовлетворитьс€ тесными пределами земли, только земным. “ак называемые экстатические хождени€, восхищени€ на небеса суть выражени€ этого же стремлени€; не доказывает ли это, что, пока не открыто более широкой де€тельности, не общественной, а естественной, до тех пор за эпохами трезвости, собственно, усталости от бесплодных стремлений, будут наступать вновь эпохи энтузиазма c экстатическими восхищени€ми на небеса, вс€кого рода видени€ми и т.п.?

 

‘едоров ». ‘. ‘илософи€ общего дела. “. 1 // —очинени€. ћ., 1982. C. 310 Ч 311, 330 Ч 331, 346 Ч 349, 360 Ч 362.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 599 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1920 - | 1851 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.