Чистый ум не создает необыкновенных явлений, он сам является феноменом.
Человек, который хотел купить бра для своей комнаты, не имел понятия, куда надо пойти в городе, чтобы найти такое бра. Но в его уме была определенная идея о том, каким оно должно быть, и, как только он вышел из дому, в первом же магазине, на который упал его взгляд, было это бра. Возможно, во всем городе он не нашел бы другого такого же, однако его ум прямо вывел его на тот предмет, который он желал. Откуда это приходит? Это приходит из чистоты ума.
Ум может быть уподоблен воде. Даже просто смотреть на поток чистой воды, бегущей во всей своей чистоте, – это одна из величайших радостей, которая нам доступна, и пить эту чистую воду – тоже величайшая радость. Общение с теми, чей ум чист, – великая радость, независимо от того, говорят ли они с вами или нет; от них исходит чистота, естественная чистота, которая не создана человеком, а принадлежит душе, и она приносит вам величайшее наслаждение и радость. Есть другие люди, которые научились говорить и развлекать, и их манеры изысканны, их остроумие не знает меры, их речь притворна. Что все это означает? Если нет чистоты ума, ничто другое не может принести той утонченной радости, по которой томится каждая душа.
Есть высказывание, гласящее, что человек с чистым умом очень часто кажется слишком хорошим для того, чтобы жить, и, по-видимому, лишенным здравого смысла; очень часто кажется, что он не принадлежит этому миру. Это правда; но в том вина грешного мира, а не того, чей ум чист. Этот мир движется от плохого к худшему. Любой, кто проявляет чистоту ума, начинает с того, что становится отверженным и кажется неспособным сделать что бы то ни было из того, за что он мог бы взяться. Но какое это имеет значение? Можно одновременно обладать и мудростью, и чистым умом. Обладающий чистым умом может заниматься и мирским делами так же тщательно, столь же умело, как и обычный человек; а не имеющий чистого ума может и способен добиться успеха в мире, но этот успех непрочен.
Когда мы подходим к вопросу об успехе и неудаче, здесь нет принципа, на котором основаны эти вещи. Неверно, что для того, чтобы достичь успеха, необходимо быть хорошим, честным и обладать чистым умом. Очень часто обратное оказывается более верным. Но в то же самое время нельзя сказать, что для достижения успеха необходимо обладать противоположными качествами. Довольно часто нечестность и отсутствие чистоты ума приводит к большому провалу. Если и есть какое-то правило, имеющее к этому отношение, то оно заключается в том, что успех того, кто достиг его на основе честности и добродетели, зависит от честности и добродетели. А тот, кто добился успеха в чем-то без честности и добродетели, потерпит неудачу в тот день, когда он будет честным и великодушным. Так происходит, поскольку пути этих людей различны. Весь склад ума воздействует на дела в жизни; наблюдать это наиболее удивительно. Чем больше вы думаете об этом, тем больше вы будете убеждаться в том, что успех и неудача полностью зависят от склада ума.
Меня очень заинтересовало то, что рассказал мне однажды мой друг, работавший продавцом в большой ювелирной фирме. У него в обыкновении было приходить ко мне поговорить о философии. Он сказал: "Очень странно, я так часто замечаю, что, приходя в дом, где, как я думаю, могут заплатить больше действительной цены изделий, мне так и хочется запросить намного более высокую цену, чем она есть; но каждый раз, когда я поддаюсь этому искушению, удача минует меня. И опять меня подмывает сделать то же самое, когда я вижу своего приятеля-продавца, продающего некому человеку понравившийся ему камень за четырехкратную его стоимость. Почему одним людям удается, а мне нет?". Я ответил ему: "У тебя – свой путь, у других – свой. Они могут добиться успеха нечестностью; ты можешь добиться успеха честностью. Если ты пойдешь их путем, ты потерпишь неудачу".
Так иногда тому, кто занимается умственным развитием посредством очищения ума, возможно, придется переносить незначительные неудачи, приносить небольшие жертвы. Но все это – лишь процесс на пути к чему-то действительно существенному, действительно стоящему. И если человека не обескураживают мелкие неудачи, он несомненно придет к той ступени, когда успех будет на его стороне. Чистота ума высвобождает источники вдохновения, которые иначе остаются закрытыми. А именно благодаря вдохновению мы наслаждаемся и ощущаем все, что только есть прекрасного, и создаем все благое к радости и удовольствию других людей.
Однажды я посетил мастерскую умершего художника. Я просидел там пятнадцать минут, и на меня опустилась такая депрессия, что я спросил его вдову: "Каково было состояние вашего мужа?" И она ответила: "Оно было ужасным. Его дух был разорван в клочья". Я сказал: "Это то, что показывают его картины". Воздействие их было таково, что кто бы ни видел эти картины, он испытывал то же самое. Если у нас есть чистота ума, мы создаем чистоту. Во всем, чем мы занимаемся, будь то искусство, политика, бизнес, музыка, промышленность, мы распространяем чистоту ума до такой степени, что даже окружающие нас люди, незнакомые и друзья – все разделяют нашу радость. Говорят, что болезни заразны. Но чистота ума тоже заразительна, и ее воздействие создает чистоту в других. Некоторые сохраняют ее на долгое время, другие – на короткое. Все зависит от ума.
Ум – это хранилище, хранилище всего знания, которое человек собрал при обучении, в переживаниях, впечатлениях, посредством любого из пяти чувств. Другими словами, каждый звук, услышанный даже один раз, запечатлевается в нем; каждый образ, который видят наши глаза, даже его проблеск, запечатлевается в нем. И когда наше сердце чисто, оно отражает свет души точно так же, как луч света отражается проектором. И наиболее удивительный феномен состоит в том, что свет направляется силой воли именно в то особое место в хранилище ума, которое мы желаем найти. Например, мы видели однажды какого-то человека десять лет назад, и вот он появляется перед нами, и мы смотрим на него и говорим: "Я видел этого человека раньше, но где?" В этот момент мы посылаем свет нашей души на ту картину, которая была запечатлена в нашем уме однажды десять лет назад. Она по-прежнему здесь. Мы совершенно забыли о ней, но она здесь. В тот момент, когда мы пожелали увидеть ее, наша душа направила свой свет на это особое место; и самое изумительное то, что картин может быть миллион. Почему свет направляется на этот особый образ? Это необыкновенное явление. Оно означает, что внутренний свет имеет огромную силу; это сила творческая от природы. И потому, когда она освещает, она направляет свет на вполне определенное место.
Под словом "ум" я подразумеваю здесь то, что часто называется подсознательным умом. То хранилище, о котором я говорил выше, – это подсознательный ум. В нем вещи пребывают и живут; все мысли и впечатления – живые. В уме нет ничего, что умирает. Все живет и живет долго; но, когда мы не сознаем чего-либо, оно находится в нашем подсознательном уме.
Например, кому-то было сказано, что он должен пойти и навестить своего друга в такой-то день и в такое-то время. Он записал это в своей записной книжке, а потом забыл. Во время повседневных занятий пришел момент, когда он подумал: "Мне следует быть в том месте! Я не пошел туда. Я совершенно забыл. Я должен быть там. Почему я не там? Почему я забыл?" В то время идея, которую он вспомнил, была в его подсознательном уме. И когда его воля захотела знать, идея пришла; он без сомнения знал, что у него есть обязательство, что он намеревался быть в том месте. Он забыл только на время. Где была эта идея? В той части ума, которую называют бессознательной.
Однажды один мой ученик, который очень интересовался духовными упражнениями и метафизическими вопросами, оставил меня и стал бизнесменом. Все его время было занято бизнесом. Он совершенно забыл меня. Десять лет он не выполнял своих практик. Случилось так, что однажды я пришел в тот город, где он жил, и он вспомнил своего старого учителя. Когда он услышал прочитанную мною лекцию, все то, чему он был научен десять лет назад, ожило в один миг, все забытое пожелало вернуться. Он сказал: "Все это так живо для меня. Пожалуйста, скажите, что мне нужно делать". Он снова был полон горячим желанием заниматься.
Так оно и есть. Все, что находится в уме, все, о чем мы никогда не думали, все, о чем мы никогда не беспокоились, все это там есть; и, когда мы отдыхаем от мирских занятий, все это оживает.
Когда наступает смерть, приходит отдых; после смерти для ума наступает более интенсивная жизнь, жизнь более реальная, чем здесь. Смерть – это раскрытие, снятие покрова, после чего душа узнает множество вещей, касающихся ее собственной жизни и касающихся всего мира, который до сих пор был скрыт. Поэтому осуществление того, что говорят о небесах и аде, что мы накопили в нашем уме, в будущем будет принадлежать нам. Сейчас наш ум находится в нас, в грядущем мы будем находиться в нашем уме. Следовательно, каково состояние ума прямо сейчас, таков в будущем будет мир. Если ум – небеса, мир будет небесами; если он – нечто другое, мир будет чем-то иным. Он – то, что мы из него сделали. Никто не притягивается и не помещается туда. Мы сами создаем для себя мир, для своего собственного удобства.
Мы собрали все то, к чему стремились. Дорогая одежда, если она была для нас действительно важной, присутствует в уме. Если мы обнаружили, что одежда ничего не стоит, что это глупо, тем не менее она все равно там находится.
Даже бесполезные вещи обретают форму в уме, как и все имеет форму. Но любая форма сродни источнику впечатления. Например, не только живопись, картина имеет воспринимаемую форму; музыка – это тоже язык; глаза не видят его, но уши слышат. Таким образом, ум накапливает и все такие понятия, как кислый, сладкий, горький, острый и другие различные вкусы. Мы не видим их, но они запечатлеваются в нашем уме в той форме, которую мы различаем. Глаза не видят очертаний, но ум на самом деле воспринимает вкус пищи таким, какой он был, когда мы ее попробовали. Для ума все формы одинаково понятны, они в точности одни и те же, хотя и приходят из различных чувств.
После смерти в уме остаются разнообразные впечатления. Поскольку что такое человек? Бытие человека подобно нахождению в тумане. Когда различные физические органы уже не могут дольше сдерживать дух, тогда они распадаются и дух отделяется от них. Тело умирает, дух остается. Дух настолько же индивидуален, насколько индивидуален человек в физическом теле. После того как физическое тело умерло, нефизические впечатления более отчетливы, потому что спало ограничение физического тела. Физическое тело – очень сильное ограничение. Когда оно спадает, индивидуальность становится более различимой, более способной действовать, чем на физическом плане.