Наряду с формационным подходом к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя широко применяется и другой, получивший в общественных науках название цивилизационного (культурологического) подхода.
Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху Просвещения, когда появилось понятие «культура».
Представители: О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер и др.
В отличие от формационного цивилизационный подход стремится учесть уникальные способности развития, избежать определенной «подгонки» развития конкретного общества под одну схему, непринятие «линейности».
Цивилизация – это уровень развития общества. При этом учитываются не только социально-экономические факторы (как у формационного подхода), но и религиозные, этнические, географические, образовательные, культурные и пр. факторы.
Цивилизация есть локальное, замкнутое состояние общества, которое отличается от других географическими, этническими, религиозными и пр. признаками.
Идея цивилизационного подхода – это идеально-духовные, культурные факторы (а не объективно-материальные) определения государства и общества.
Цивилизационный подход выделяет 3 важных принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:
1. При рассмотрении государства учитываются не только социальные интересы, но и нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого (представления о мире в данный период, ценности)
2. Государственная власть должна рассматриваться как часть мира культуры. Связь государственной власти с моралью, ценностными ориентациями, сложившимся мировоззрением, символиками, сложившимися в той или иной цивилизации.
3. Разнородность культур во времени и пространстве. Различие национальных культур и черт национального характера в сфере государственной жизни.
Исторический процесс привел к складыванию свыше 20 цивилизаций, отличающихся друг от друга утвердившимися ценностями, господствующей культурой, характерным для них типом государства. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:
1) Локальные цивилизации – имеют свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, эгейская и пр.)
2) Особенные цивилизации – индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.). Имеют соответствующие типы государств.
3) Современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.
Существуют и другие классификации.
По Тойнби: Он выделяет 21 цивилизацию по двум видам «мертвые» - ушедшие в историю; «живые» (ныне существующие) – западная, исламская, христианская, китайская, дальневосточная (Корея, Япония). Также Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Любая цивилизация проходит в своей жизни определенный цикл: возникновение, рост, надлом и рахложение. Движущей силой выступает творческая элита, которая увлекает за собой большинство. И все зависит от того, какое поле деятельности данной элиты, такое и духовное начало в обществе.
По Данилевскому: История человечества – это история частных цивилизаций, история развития отдельных культурно-исторических типов (КИТ). КИТ существуют и развиваются параллельно, каждый КИТ имеет свою самобытность, свою самоценность, независимо от достигнутого им технического уровня. Каждая историческая национальность имеет свою собственную задачу, идею. Вся земная цивилизация будет существовать лишь до тех пор, пока будут существовать культурно-исторические противовесы. Как только этих противовесов не станет, исчезнет разнообразие, наступит моногосударство или государство, которое не обладая жизненной силой обречено на скорую гибель.
По Дмитруку: Выделяют следующие типы цивилизаций:
- древние государства
- средневековые государства
- современные государства
Классификаций множество.