Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Неосетинские мусульманские объединения в РСО-Алания




Наряду с осетинскими, в республике действуют религиозные общины других мусульманских народов: кумыкская, татарская, азербайджанская, ингушская, община турок-месхетинцев, чеченская и дагестанская. Весьма многочисленны неосетинские мусульманские общины Моздокского района: при общей численности в 71,5 тысяч человек здесь проживают 9 тысяч кумыков, 3 тысячи турок-месхетинцев, до 1,5 тысяч ингушей.12

По данным на 1989 год мусульманские народы Северной Осетии (без мусульман-осетин) составляли около 8% от общей численности населения.13 Осетино-ингушский конфликт 1992 года привел к изменению в этнической карте республики. Если на 1989 год в Северной Осетии ингушей насчитывалось свыше 5%, то после 1992 года большинство из них оказались за пределами республики.14 Однако произошел приток мусульманского населения за счет беженцев — турок-месхетинцев, выходцев из республик Средней Азии (в первую очередь Таджикистана). Известны также немногочисленные случаи принятия ислама русскими, грузинами и корейцами.

В республике созданы национальные общества: кумыкское «Намус», азербайджанское «Азери» и татарский национально-культурный центр им. Г. Тукая. В период создания национальных объединений, фактически сразу оговаривалось, что рассеянные по республике представители различных народностей должны иметь возможность собираться вместе. И не только на религиозной основе, но и в целях установления связей с родственными этносами по всей России. Правительство Осетии поддержало создаваемые общины. Например, из президентского фонда бывшего руководителя республики А. Галазова каждой общине было выделено по 500 тысяч рублей.15

Большинство представителей неосетинских мусульманских общин являются приверженцами суннизма (ханафитский мазхаб); к шиитской ветви принадлежит часть азербайджанцев. Часть ингушей и кумыков входят в суфийские тарикаты.

Если консолидация мусульман в районах республики значительно выражена по национальному признаку, то Владикавказскую общину мусульман в большей степени можно назвать общиной смешанного типа. Мусульмане многонациональной Владикавказской общины собираются в суннитской мечети, расположенной в центре города. Призыв на молитву, раздающийся с минаретов мечети, стал неотъемлемым атрибутом жизни города. В столице Северной Осетии есть еще и шиитская мечеть, но в ней в советское время размещался планетарий; в середине 1990-х годов в здании мечети был открыт центральный офис религиозного общества «Сознание Кришны».16

Как уже говорилось, суннитская мечеть была построена более ста лет тому назад. Она строилась мусульманами-кумыками и казанскими татарами на средства мецената из азербайджанской общины города Владикавказа купца Муртазы Мухтарова. В середине 1990-х представители татарской общины пытались доказать, что мечеть эта — исключительно татарская. Однако исторические факты опровергли данное предположение.

Во время одной их бесед имам Владикавказской мечети Сулейман Мамиев (по профессии — действующий врач-хирург) рассказал автору о современных проблемах Владикавказской общины. В 1970-е годы суннитская мечеть была отреставрирована ленинградскими специалистами, а в середине 1990-х передана в пользование Духовного управления мусульман Северной Осетии. С момента последних реставрационных работ в мечети, выполненных ленинградскими специалистами, прошло более тридцати лет, и сегодня для сохранения уникального здания требуется капитальный ремонт (возможно, и очень сложная реставрация). Положение усугубилось после того, как в 1996 году неизвестные попытались взорвать мечеть. В стене здания образовался проем, пострадали купол и росписи. Вскоре после взрыва по Указу президента РСО-Алания охраняемый государством памятник архитектуры был передан в пользование (но не в собственность) прихода Духовного управления мусульман Северной Осетии-Алании.

Духовное управление обязывалось восстановить разрушенную постройку, провести все необходимые ремонтно-реставрационные работы. Но средств для этого ДУМ Осетии выделены не были. Зарубежные спонсоры также не спешили с помощью, поскольку мечеть находится на балансе у государства. Министерство культуры, как считают мусульмане, «молча самоустранилось». И лишь в январе 2001 года экспертная комиссия Министерства культуры детально обследовала мечеть. Муфтий Дзанхот-Хаджи Хекилаев, понимая, что община самостоятельно не в состоянии отреставрировать мечеть, предложил вернуть здание Министерству. Муфтия никто из членов управления не поддержал, хотя никто и не предложил какой-либо другой вариант сохранения мечети.

Во Владикавказской общине считают, что властями республики наложен негласный запрет на введение мусульманского образования при мечетях. И что это, в свою очередь, приводит к подпольному обучению молодежи у ближайших соседей (Ингушетия, Чечня), где продолжает нарастать радикализация ислама. В некоторой степени можно говорить и о расколе внутри мусульманской уммы: прошедшие в соседних республиках религиозную подготовку молодые люди начинают открыто выступать против духовных настоятелей старшего поколение. Таким образом начинает размываться система традиций и обычаев умеренного ислама, характерных для народов Осетии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1158 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2474 - | 2397 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.