Несмотря на то, что в последние десятилетия ХХ века в Осетии не существовало официально зарегистрированных религиозных общин, мусульмане как и раньше, продолжали исполнять свои обряды. В первую очередь, это касалось погребального обряда-»дзаназа». Мусульмане по-прежнему продолжают соблюдать уразу — пост во время священного месяца Рамадан, отмечают праздник Курбан-байрам. Широко распространено празднование дня рождения пророка Мухаммада — Маулид. Жители обращаются к муллам с просьбами в составлении талисманов-»дуа» — зашитых в кожаный мешочек изречений из Корана. Верующие носят такие талисманы на груди, или пришивают к складкам одежды.522 Местным органам власти даже в «антирелигиозные» 1970-е годы были известны случаи совершения сунната — ритуального обрезания. «Это дикий, мучительный и позорящий человека обряд совершается глупыми в самых антисанитарных условиях», — возмущался анонимный корреспондент районной газеты.523
Требования к поведению женщины в мусульманских селах были иными, чем в республиканском центре и городах Северной Осетии. Женщина должна была больше находиться дома, соблюдать традиционные нормы в поведении и одежде: ношение девушками и женщинами блуз с открытыми рукавами, коротких платьев осуждалось. Даже в начале 1980-х годов в семьях мусульман из селения Лескен девушки отказывались посещать светскую школу, принимали активное участие в религиозных обрядах.524
В случае болезни мусульмане обращались к муллам и знахарям. Например, в Ирафском районе Северной Осетии был широко известен Дода Сагеев. К нему приезжали люди не только из отдаленных сел республики, но и из Кабардино-Балкарии. То лечение, которое предлагал своим пациентам Сагеев, сегодня можно было бы назвать попыткой проведения психоанализа, своеобразной психотерапией. Сфера деятельности этого лекаря была разнообразна: «И едут к Дода отовсюду. С чем только не едут... — критически замечал корреспондент фельетона «Кошмарные сны» в районной газете «Ленинец». — У кого-то муж пьет, кого-то муж покинул. У другого ребенка «сглазили», у третьей юные девичьи годы тают, как мартовский снег, а жениха все нет, прямо одолели кошмарные сны, а кого-то «околдовали»: и скотина не приживается, и дома все вкривь и вкось».525 Популярность Сагеева была настолько высока в народе, что иногда в день к нему приезжали более 60 человек.
Синкретическое сочетание мусульманской и домонотеистической обрядовости наблюдалось повсеместно. Причем, на мусульманские и древние обряды накладывался отпечаток нового времени. Так, широко распространенное у осетин еще в начале ХХ века посвящение коня покойному трансформировалось в посвящение покойному машины. Общественной гласности был предан случай, когда мулла Мисиков из селении Зильги («бродячий», «самозванный» мулла — то есть действующий без регистрации) провел обряд посвящения покойному автомобиля «Москвич». После похорон Мисиков был старшим на траурных поминках; причем на похоронах участвовали чиновники партийного районного аппарата.526 Думается, что такие случаи были не единичны.
Комментарии официальных органов по вопросам религиозной обрядовости зачастую были непродуманными и крайне противоречивыми. Один из характерных примеров такой антирелигиозной пропаганды: «У нас строго соблюдается гарантированная Конституцией СССР свобода совести. Никто не имеет право оскорбить религиозное чувство верующих», — так начиналась фраза. Заканчивалась же она следующим утверждением: — «Наш долг помочь верующим в освобождении от когтей религии..., показать до конца вредность и лживость религии, разоблачить корыстные цели новоявленных «мухаммедов»«.527 Сохранение веры в Бога, «религиозные предрассудки как пережиток прошлого» объяснялись тем, что «сознание людей отстает от изменений в жизни общества».528
Исходя из постановлений Х пленума Северо-Осетинского обкома КПСС, 11 мая 1973 года партийные работники Ирафского района собрали на сход жителей селения Чикола. На сходе было объявлено, что «Борьба против пьянства, самогоноварения, религиозных предрассудков и других пережитков прошлого — дело не только партийных, профсоюзных и комсомольских организаций, но и всей общественности, каждого советского человека».529 Сход принял решение «Об усилении борьбы против пережитков прошлого и внедрении в быт новых советских обрядов и традиций». Таким образом уравнивались негативные социальные проявления и вера человека в существование высшей силы добра и справедливости.
Через полгода вопрос «О работе местных Советов Ирафского района по внедрению в быт новых советских обрядов и традиций» рассматривался на республиканском Президиуме Верховного Совета народных депутатов.530 Выступавший на Президиуме председатель исполкома Ирафского райсовета подвергся особой критике за слабое внедрение советской обрядовости при бракосочетании. При создании осетинской семьи в Ирафском районе немаловажным фактом оставалась конфессиональная принадлежность жениха и невесты. Выход замуж осетинки мусульманки за православного осетина нередко рассматривался как чрезвычайное происшествие, измена предписаниям и шариата, и адата.531 Президиум Верховного Совета обязал исполком Ирафского районного Совета депутатов трудящихся «устранить недостатки по внедрению в быт населения новых советских обрядов и традиций, улучшить организаторскую и воспитательную работу среди населения». Исполкому райсовета было предложено «разработать перспективный план мероприятий по борьбе с пережитками прошлого и внедрению в быт населения района новых советских обрядов и традиций».532
Однако подобные решения мало влияли на реальную ситуацию. В 1974 году в Ирафском районе произошел небывалый случай: мулла одного из селений запретил похоронить на сельском кладбище школьного учителя. Мулла отказался открыть ворота и впустить на территорию кладбища директора школы и учителей, пришедших, чтобы выбрать место для могилы. Объяснил он свой отказ тем, что умерший — бывший москвич, русский, «а все русские христиане... Кровь мусульманина никогда не смешается с кровью человека иной веры, и прах мусульманина не должен покоиться рядом с прахом гяура».533 Ни председатель сельсовета, ни пенсионеры-колхозники не смогли убедить муллу изменить свое решение. Умершего учителя похоронили в саду одного из колхозников-пенсионеров. И хотя на похороны пришли не только директор школы, парторг колхоза, школьники, односельчане и даже бывшие выпускники Орджоникидзевского университета, в котором когда-то преподавал учитель, но ситуация показала, насколько сильны позиции мусульманского духовенства в районе, перебороть их оказались не в силах никакие официальные инстанции.
Именно поэтому пресечение религиозной деятельности у органов государственной власти стало отождествляться с пресечением отправления религиозных обрядов. На заявления отдельных представителей духовенства о том, что подобная практика противоречит принципу свободы совести, законодательно закрепленному в Конституции СССР, следовал ответ о том, что «никакого противоречия здесь нет, так как принцип свободы совести предполагает свободу верить или не верить в бога, но не свободу совершать под прикрытием веры такие обряды, которые причиняют вред здоровью человека или заставляют отказываться от исполнения гражданских обязанностей».534
В 1980-е годы критическая волна по отношению к религии и верующим со стороны партийных чиновников начинает идти на убыль. З.О. Макоева, секретарь Ирафского райкома КПСС в 1984 году уже с некоторым пониманием высказывается относительно похоронных обрядов мусульман. «Много говорится и о том, что на похоронах и поминках продолжают главенствовать самозванные богослужители, — констатирует З. Макоева. — А ведь чувствам людей нужен выход», — продолжает она. Но тут же оговаривается: «Религиозные обряды и обычаи, связанные с похоронами и памятью об умерших, не уйдут от жизни, пока им не будут противопоставлены новые, способные производить на людей сильное эмоциональное впечатление, обряды, очищенные от мистики».535
Такая сохранность религиозных обычаев и традиций на продолжении всего периода борьбы с «опиумом для народа» говорит о многом. В первую очередь — о глубокой религиозности осетин. Причем, эта религиозность трансформировалась на протяжении многих веков осетинской истории, создавая особый синкретический сплав политеизма и монотеистической культуры.
Примечания к части II:
1 Баратов С. История Грузии. Тетрадь III. История средних веков: от нашествия аравитян до освобождения от владычества сельджуков. — С.37.
2 Lebeau. Histoire de Bas-Empire. — T. XI. — P.335; Баратов С. Указ. соч. — Тетр.II. — С.76.
3 Баратов С. Указ. соч. — Тетр.II. — С.77.
4 Скитский Б.В. Очерки истории горских народов. — С.245.
5 Туманский А.Г. Арабский язык и кавказоведение: Публичная лекция на Тифлисских высших курсах по Кавказоведению, читанная 6 ноября 1910 года. — Тифлис, 1911. — С.30-35.
6 Баратов С. История Грузии. — Тетр.III. — С.37.
7 Скитский Б.В. Очерки истории горских народов. — С.37.
8 Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т.I. Горган и Поволжье в IX-X веках. — М., 1962. — С.128.
9 Пфаф Б. Материалы для истории Осетии. — С.15.
10 Lebeau. Ibid. — P.42; Баратов С. Указ. соч. — Тетр.II. — С.77.
11 Lebeau. Ibid. — P.94-97.
12 Пфаф В.Б. Материалы для истории Осетии. — С.15.
13 Из Ибн ал-Асир. Тарих ал-камиль (Полный свод историй) // Материалы по истории Азербайджана. — Баку, 1940. — С.23.
14 Так арабы называли Кавказские горы.
15 Мас'уди. Луга золота и родники драгоценных камней // СМОМПК. — Тифлис, 1908. — XXXVIII. — С.54; Хрестоматия по истории осетинского народа. Т.I. С древнейших времен до 1877 года / Сост., предисл., примеч. и указатели М.П. Санакоева. — Цхинвал, 1993. — С.76.
16 Караулов Н.А. Сведения арабских авторов // СМОМПК. Вып.38. — Тифлис, 1900. — С.53-54.
17 Тер-Гевондян А.Н. Армения и Арабский халифат. — Ереван, 1977. — С.87.
18 Караулов Н.А. Сведения арабских авторов. — С.53-54; Хрестоматия по истории осетинского народа. — Т.I. — С.76.
19 Артамонов М.И. История хазар. — Л., 1962. — С.209-210.
20 Brosset M. Histoire de la Gйorgie. I. — S.233. Цит. по: Артамонов М.И. История хазар. — С.218.
21 Баратов С. История Грузии. — Тетр.II. — С.79.
22 Григолия К. О чем поведала «Картлис цховреба». — Тбилиси, 1973. — С.46.
23 Там же. — С.45.
24 Там же.
25 Там же.
26 Там же.
27 Brosset M. Ibid. — S.233. Цит. по: Артамонов М.И. История хазар. — С.218.
28 Тер-Гевондян А.Н. Армения и Арабский халифат. — С.87, 90.
29 Блиев М.М., Бзаров Р.С. История Осетии... — С.97-98.
30 Григолия К. О чем поведала «Картлис цховреба». — С.64.
31 Баратов С. История Грузии. Тетрадь IV. История средних веков: от владычества сельджуков до нашествия монголов. — С.31-32.
32 Баратов С. Указ. соч. — Тетр.III. — C.38.
33 Баратов С. История Грузии. — Тетр.III. — С.37.
34 Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента в X-XI веках. — М., 1963. — C.222-223; Кобищанов Ю.М., Мейер М.С. и др. Очерки истории распространения исламской цивилизации. Т.I. — М., 2002.
35 История халифов вартапеда Гевонда / Издание Паткалова. — С.9.
36 Большаков О.Г. История Халифата. Т.III. Между двух гражданских войн (656-696). — М., 1998. — С.176.
37 Цит. по: Большаков О.Г. Указ. соч. — С.175.
38 Историк Грузии XIX века Сулхан Баратов так характеризовал этот процесс: «... Влияние аравитян, отразившееся на литературный мир целого востока, дало и слогу грузин другое направление. Грузинский язык принял характер языка господствующего наро-да». Определить же, насколько грузинский язык был более выдержан в отношении использовании метафор, Сулхан Баратов считал невозможным, потому что в грузинской литературе не сохранилось ничего из сочинений, предшествующих доарабскому периоду. И даже ранние части «Картлис-цховреба» были переписаны и отредактированы в XVIII веке. А поэтому, иронически замечал С. Баратов, «Даже и в наше время не оставляют в покое новых грузинских лириков эти звезды, птички, цветочки, яхонты, жемчуги и кристаллы и до тех пор щекочут язык их и беспокоят в минуты вдохновения, пока эти не дадут им места в своей песне». См.: Баратов С. История Грузии. — Tетр.III. — С.42.
39 Баратов С. Указ. соч. — Tетр.III. — С.42.
40 Сулхан Баратов высказывает предположение, что христианское летоисчисление было введено в Грузии в 780 году: Баратов С. Указ. соч. — Tетр.III. — С.43.
41 К этнографии Кавказа // Терские ведомости. — 1901. — 13 июля. — #86. — С.1.
42 Баратов С. История Грузии. — Tетр.III. — С.40.
43 Пфаф В.Б. Материалы для истории Осетии. — С.17.
44 Караулов Н.А. Сведения арабских авторов. — С.54.
45 Блиев М.М., Бзаров Р.С. История Осетии. — С.122.
46 Григолия К. О чем поведала «Картлис цховреба». — С.48.
47 Там же.
48 Баратов С. История Грузии. — Тетр.III. — С.13-14.
49 Пфаф В.Б. Материалы для истории Осетии. — С.20.
50 Там же.
51 Картлис Цховреба. — Тбилиси, 1955. — С.257.
52 Баратов С. История Грузии. — Тетр.III. — С.14.
53 Григолия К. О чем поведала «Картлис цховреба». — С.58.
54 Григолия К. О чем поведала «Картлис цховреба». — С.74.
55 Цит. по: Баратов С. История Грузии. — Тетр.IV. — С.78.
56 История и восхваление венценосцев. Грузинский текст перевел, предисловием и примечаниями снабдил К.С. Кекелидзе. — Тбилиси, 1954. — С.56.
57 По сообщению «Летописи» Ибн-Эль-Асира (1160-1234). Цит. по: Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов относящихся к истории Золотой Орды. Т.I. Извлечения из сочинений арабских. — СПб., 1884.
58 Георгий Лаша правил Грузией с 1212 по 1222 год.
59 Через несколько лет после нашествия монгол (в 1225 или 1227 г.) Грузия подверглась опустошительному вторжению войск Джелал ад-Дина. Правда, последний ограничился «насаждением мусульманства» лишь в Закавказье, не перешагнув через Кавказский хребет. См.: Баратов С. История Грузии. Тетрадь V. История средних веков: время владычества монголов. — С.122.
60 По сообщению «Летописи» Ибн аль-Асира (1160-1234). Цит. по: Тизенгаузен В.Г. Указ. соч.
61 Вернадский Г.В. История России. Монголы и Русь. — Тверь-Москва, 2000. — С.59.
62 Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов относящихся к истории Золотой Орды. Т.II. Извлечения из персидских сочинений / Обраб. А.А. Ромаскевича, С.Л. Волина. — М., 1941. — С.145.
63 Цит. по Губер П.К. Хождение на Восток Марко Поло. — Л., 1929. — С.132-133.
64 Чингисхан также интересовался мусульманской религией. В период пребывания в Бухаре, он приказал одному из чиновников найти людей, сведущих в исламе. Тогда к Чингисхану явились мусульманский проповедник и судья (кади). Они рассказали об основах (Аркан уд-Дин) своего вероучения, к которым в целом Чингисхан отнесся положительно. Единственное, что вызвало неудовольствие монгольского императора — это хадж, необходимость для каждого мусульманина хоть раз в жизни совершить паломничество к Каабе в Мекку. Чингисхан заметил, что весь мир является домом Бога и молитвы дойдут к нему из любого места. Впоследствии мусульманские проповедники Средней Азии по их просьбе были освобождены от уплаты налогов монголам. В то же время простые монгольские воины, захватывая мусульманские города, пировали в мечетях, заставляя богословов и высших религиозных деятелей прислуживать им и ухаживать за лошадьми, подобно рабам. См.: Д'Оссон К. История монголов от Чингиз-хана до Тамерлана. Т.I. Чингиз-хан / Перев. и предисл. проф. Н. Козьмина. — Иркутск, 1937. — С.142, 184.
65 Берке (1209-1266), младший брат Батыя. При Берке Золотая Орда фактически обособилась от Монгольской империи. Правивший в Золотой Орде полвека спустя хан Узбек (1313-1342) ввел ислам в качестве государственной религии золотоордынского государства.
66 Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов... — Т.II. — С.16.
67 Об этом говорят Ибн Фадл Аллах Эломари, Ибн-Хальдун, аль-Каркашанди. См. Тизенгаузен В.Г. Указ. соч. — Т.I. — С.245, 379, 406.
68 Например, Ибн аль-Асир говорит о том, что когда жители Азербайджана изъявили свою покорность монголам, то среди даров было много вина. См.: Тизенгаузен В.Г. Указ. соч — Т.I. — С.44.
69 Тизенгаузен В.Г. Указ. соч. — Т.II. — С.17.
70 Тизенгаузен В.Г. Указ. соч. — Т.I. — С.151.
71 Пфаф В.Б. Материалы для истории Осетии... — С.53.
72 Маль (араб.) — главный подоходный налог и налог на собственность, взимался как натурой так и деньгами со всякого рода имущества — садов, пашен, мельниц, домов, лавок, маслобоен и т.д.
73 От араб. слова «алаф» (мн.ч. «улуфа») — сено. Налог, принудительно взимаемый с райатов на корм лошадей и вьючных животных для государственных служащих. Первоначально налог оплачивался натурой (сеной, соломой, ячменем), впоследствии мог быть заменен и денежным налогом.
74 От перс. слова «бигар» — «понуждение к работе без вознаграждения». Неоплачиваемый обязательный труд на постройках крепостей, укреплений, каналов и дорог, а также во время военных походов.
75 От перс. «калан» — большой, огромный, громадный.
76 Григолия К. О чем поведала «Картлис цховреба». — С.85.
77 Вахушти. География Грузии — С.153.
78 Brosset M. Ibid. — S.624; Пфаф В.Б. Материалы для истории Осетии. — С.56.
79 Пфаф В.Б. Материалы для истории Осетии. — С.58.
80 Кузнецов В.А. Путешествие в древний Иристон. — Владикавказ, 1995. — С.53.
81 Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов... — Т.I.
82 Ницик П. Из местных преданий и воспоминаний // Терские ведомости. — 1885. — 2 июн. — (#45). — С.3.
83 Мы — осетинские татары: Интервью председателя Татарского национально-культурного центра им. Г. Тукая Ирфана Якубова журналу «Идел». Материал предоставлен автору муфтием РСО-Алания Д. Хекилаевым в июле 2001 года.
84 Ницик П. Из местных преданий и воспоминаний — С.3.
85 Историческая заметка // Терские ведомости. — 1885. — 23 июн. — (#51). — С.2.
86 Кузнецов В.А. Путешествие в древний Иристон. — С.53.
87 Вернадский Г.В. История России. — С.239.
88 Французский ученый и путешественник Дюбуа де Монпере обследовал минарет в 1834 году и видел на ней «остатки весьма поврежденной арабской надписи». Исследователь не сделал с нее копии, а в последующем надпись была разрушена. См. Кузнецов В.А. Указ. соч. — С.56.
89 Цит. по: Кузнецов В.А. Путешествие в древний Иристон. — С.52.
90 Академик Российской Академии Наук И.А. Гильденштедт (Гюльденштедт) обследовал Татартуп в 1771 году.
91 Главани Ксаверио. Описание Черкесии / Сост. и примеч. Л.Г. Лопатинского // СМОМПК. — Тифлис, 1893. — Т.17. — С.170-171.
92 Крупнов Е.И. Новое в изучении истории Северного Кавказа (по материалам работ Северо-Кавказской экспедиции): Тезисы докладов на заседаниях, посвященных итогам полевых исследований в 1960 году // Отделение исторических наук, Институт археологии, Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, Институт истории искусств АН СССР. — М., 1961. — С.45-51; Кузнецов В.А. Указ. соч. — С.54.
93 Емельянова Н. Мусульмане Кабарды. — М., 1999. — С.12.
94 Пушкин А. Соч. — М.: «ПанЪинтер», 1999. — С.894. — (Золотая библиотека русской классики).
95 Генерал-фельдмаршал Михаил Семенович Воронцов (1782-1856) был царским наместником на Кавказе с 1844 по 1854 год.
96 Ницик П. Из местных преданий и воспоминаний — С.3.
97 К 6 октября праздник был приурочен в связи с завершением уборочных сельскохозяйственных работ. В более раннее время праздник святого Татартупа отмечался летом — перед началом или во время сенокоса. См.: Дзадзиев А.Б., Дзуцев Х.В., Караев С.М. Этнография и мифология осетин: Краткий словарь. — Владикавказ, 1994. — С.135-136.
98 Н.Б. Осетинские праздники: Из селения Ардонского // Терские ведомости. — 1885. — 20 окт. — (#85).
99 Тимур (Тамерлан) создатель среднеазиатского государства со столицей в Самарканде был избран эмиром в 1370 году.
100 Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов... — Т.II. — С.175.
101 Пфаф В.Б. Материалы для истории Осетии. — С. 5.
102 Потомок хана Джучи Тохтамыш стал ханом Золотой Орды в 1380 году.
103 Тменов В.Х., Бесолова Е.Б., Гонобоблев Е.Н. Религиозные воззрения осетин: История религии — в истории народа. — Владикавказ, 2000. — С.50.
104 Тизенгаузен В.Г. Указ. соч. — Т.II. — С.175.
105 Средневековые персидские и турецкие авторы называли Эльбурзом или Аль-бурзом (Кух-и Аль-бурз) как гору Эльбрус, так и весь Кавказский хребет. В источниках встречается это название для обозначения всего горного Кавказа. См: Тарих-и алам ара-йи Аббаси таалиф-и Искандар-биг Туркман (бе ихтимам-и Ирадж-и Афшар). Дж.I, II. — Тагран, 1350/1971-72.
106 Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов... — Т.II. — С.122.
107 Там же.
108 Хрестоматия по истории осетинского народа. — Т.I. — С.93.
109 Джанашвили М.Г. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России // СМОМПК. Вып.XXII. — Тифлис, 1897. — С.53.
110 АКАК. Т.I. Ч.1. Гуджары и другие акты на грузинском, арабском, персидском и турецком языках (1398-1799). — Д.2.
111 Правил в Грузии с 1413 по 1442 год.
112 АКАК. — Т.I. Ч.1. Д.2.
113 Шериф ад-Дин Йезди, рассказывая о походе Тимура к Эльбрусу, говорит, что он проводился «с целью джихада».
114 Блиев М.М., Бзаров Р.С. История Осетии... — С.122.
115 Туганов М.С. К материалам по изучению осетинского народа // Известия Юго-Осетинского НИИ. Вып.IX. — Сталинир, 1958. — С.90-91.
116 Тменов В.Х., Бесолова Е.Б., Гонобоблев Е.Н. Религиозные воззрения осетин... — С.50.
117 Вахушти. География Грузии. — С.138.
118 Более подробно см.: Емельянова Н. Мусульмане Кабарды. — М., 1999.
119 Пфаф В.Б. Материалы для истории Осетин. — С.95.
120 Кудашев В.А. Исторические сведения о кабардинском народе. — Киев, 1913. — С.48.
121 Тменов В.Х. Осетинское язычество в системе средневековых религиозных верований народов Северного Кавказа // Проблемы этнографии осетин. Вып.2. — Владикавказ, 1992. — С.188-189.
122 Пфаф В.Б. Материалы для истории Осетин. — С.97.
123 Пфаф В.Б. Материалы для истории Осетин. — С.95.
124 Там же. — С.95-96.
125 Штедер Л.Л. Дневник путешествия. — С.35.
126 Григолия К. О чем поведала «Картлис цховреба». — С.97.
127 Дзидзоев В.Д. Осетия в системе взаимоотношений народов Кавказа в XVII — начале ХХ века: Историко-этнологическое исследование. — Владикавказ, 2001. — С.147-148.
128 Гарем турецкого султана: Из газет и журналов // Терские ведомости. — 1901. — 25 февр. — #24.
129 Смирнов В. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты в XVIII столетии. — Одесса, 1889. — С.10.
130 Там же. — С.11.
131 Миллер Вс. Осетинские этюды (Репринтное издание с Ученых записок императорского Московского университета. В.I—III. — М., 1881-1887). — Владикавказ, 1992. — С.422.
132 Абаев В.И. Избранные труды: Религия, фольклор, литература. — Владикавказ, 1990. — С.42.
133 Абаев В.И. Избр. труды. — С.47.
134 Для наглядности приведем небольшой отрывок из учебника по религиоведению, рекомендованного для изучения в средних школах Министерством образования РФ. «Те, кому приходилось путешествовать по Северному Кавказу в районах, населенных осетинами и ингушами, встречали на своем пути странные города. В горах, довольно далеко от селений, раскинулись на большой площади маленькие домики, сложенные из камня, издалека напоминающие ульи. Когда вы подходите ближе, убеждаетесь, что эти города пусты. В окошках домов в полутьме можно различить человеческие останки: черепа, обветренные и потемневшие кости... Эти «города мертвых» — отголоски погребального обряда очень древней религии, распространившейся в эти районы из древней Персии... Сохранившийся у них обычай хоронить умерших в таких каменных склепах, не закапывая покойника, а оставляя тело на воздухе, не связан с нынешними религиозными традициями...» См.: Кулаков А.Е. Религии мира: Пособие для учащихся. — М., 1997. — С.107.
135 Шах Аббас I (1571-1629) правил Персией с 1587 года.
136 Во второй половине XIX века в Закавказье продолжали сохраняться поселения кызылбашей-шиитов. См.: Мухаммед Тахир аль-Карахи. Блеск дагестанских сабель... — С.33.
137 Берадзе Г.Г., Смирнова Л.П. Материалы по истории ирано-грузинских взаимоотношений в начале XVII века: Сведения Ихйа ал-мулук о Грузии. — Тбилиси, 1988. — С.43.
138 Скитский Б.В. Очерки истории горских народов. — С.314.
139 Русско-дагестанские отношения XVII — первой четверти XVIII века. — Махачкала, 1958. — С.10; Бушев П.П. История посольств и дипломатических отношений Русского и Иранского государств в 1613-1621 годах: По русским архивам. — М., 1987. — С.57.
140 Пфаф В.Б. Материалы для истории Осетин. — С.96.
141 Скитский Б.В. Очерки истории горских народов. — С.314.
142 Иса-хан — Георгий, внук царя Александра II, был увезен в раннем возрасте в Иран в качестве заложника, был обращен в ислам и воспитывался при шахском дворе.
143 Григолия К. О чем поведала «Картлис цховреба». — С.98-99.
144 Берадзе Г.Г. Смирнова Л.П. Материалы по истории... — С.69.
145 АКАК. — Т.I. — Ч.1. — С.18.
146 Скитский Б.В. Очерки истории горских народов. — С.314.
147 Григолия К. О чем поведала «Картлис цховреба». — С.100-101.
148 Мульк (араб.) — собственность, владение, унаследованное или купленное на деньги, и другое недвижимое имущество. В персидских документах унаследованное поместье называется «мульк-и мовруси», а купленное на деньги «мульк-и зархарид». «Мульком» называлась земельная рента, уплачивая помещику или малику. См.: Персидские документы Матенадарана. Т.I. Указы XV—XVI веков / Сост. А.Д. Папазян. — Ереван, 1956. — С.232, 234.
149 В 1749 году Ибрахим шах пожаловал владения Отара Мдивани своему приближенному — амиршикарбаши (от араб. «амир», перс. «шах-и кяр» и тюрк. «баши» мы переводим как «эмиру военных наемников») Ага беку. См.: Тбилисская коллекция персидских фирманов. Т.II / Сост. М.А. Тодуа, И.К. Шамс. — Тбилиси, 1989. — Д.52. — С.83.
150 Малики — собственники, владельцы мульков.
151 Тбилисская коллекция персидских фирманов. — Д.23.
152 Там же. — Д.26, 27.
153 Там же. — Д.23, 28
154 Сведения о Грузии 1801 года. — Т.I. — С.344.
155 Сведения о Грузии 1801 года. — Т.I. — С.344.
156 Надир-шах Афшар (1688-1747), правил в Иране с 1736 по 1747 год.
157 Сведения о Грузии 1801 года. — С.344.
158 Н.И. Покровский совершенно правильно писал по этому поводу, что «...Включение кавказских горцев в состав России было фактом объективно прогрессивным... И все же это лишь одна сторона дела. Другая же касается характера присоединения горцев к России. Присоединение совершалось преимущественно насильственным путем. И историк, исследующий сложные взаимоотношения описываемого периода, должен помнить об обеих сторонах факта, об объективной прогрессивности его в той же мере, как и о реакционности колонизаторских методов». См.: Покровский Н.И. Кавказские войны и имамат Шамиля / Под ред. В.Г. Гаджиева, Н.Н. Покровского. — М., 2000. — С.103.
159 Описывая акт фактического присоединения Кабарды Россией, российский генерал Медем писал, что «прежнее наше влияние и дружественные отношения с Кабардой были утеряны и Кабардинцы, сделавшись уже ревностными магометанами, не только зависимости своей от России не признавали, но мужественно защищали свою независимость». См: Исторический обзор войны России на Кавказе с самого ея начала до наших времен: с царствования Иоанна Васильевича IV до 1840 года: Рукопись генерала Менде // РГАДА. — Ф.1406, оп.1, д.311, л.7.
160 Сосиев А. Станица Екатериноградская: Историко-статистический очерк // Терский сборник. Вып.5. — Владикавказ, 1903. — С.4.
161 Там же.
162 Там же. — С.5.
163 Потто В.А. Два века Терского казачества (1577-1801). Т.2. — Владикавказ, 1912. — С.146-147.
164 Нагорная Ингушия / Под ред. доц. Г.К. Мартиросиана, проф. В.Ф. Раздорского, Л.П. Семенова // Известия Ингушского НИИ Краеведения. Вып.1. — С.7-155; Мартиросиан Г.К. Нагорная Ингушия. Социально-экономический очерк // Ингуши: Сборник статей и очерков по истории и культуре ингушского народа. — Саратов, 1996. — С.289.
165 Мартиросиан Г.К. Указ. соч. — С.15.
166 В десять осетинских фамилий Тагаурии входили: Дударовы, Кундуховы, Есенеевы, Тугановы, Санаевы, Телатовы, Мансуровы, Дзагеевы, Алдатовы и Тхостовы. См.: Рапорт майора Савельева генерал-лейтенанту Кноррингу от 23 января 1802 года за #29. Наур // АКАК. — Т.I. — Д.527, 645; Письмо генерал-лейтенанта Кнорринга к князю П.Д. Цицианову от 4 декабря 1802 года за #361. Георгиевск // АКАК. — Т.I. — Д.513. — С.411.
167 Письмо генерал-лейтенанта Кнорринга к князю П.Д. Цицианову от 4.12.1802 г. // Там же.
168 Потто В.А. Два века Терского казачества. — С.146-147.
169 Искаженное имя Ахмеда Дударова.
170 Письмо генерал-лейтенанта Кнорринга к князю П.Д. Цицианову от 4.12.1802 г. // АКАК. — Т.I. — Д.513.
171 Всеподданнейший рапорт генерал-лейтенанта Кнорринга от 28 июня 1802 года #16 // АКАК. — Т.I. — Д.776. — С.588.
172 Аманаты содержались и в других городах Грузии, а впоследствии и Осетии (Душете, Владикавказе, Моздоке и др.). В 1830 году, чтобы прекратить восстание в Южной Осетии против эриставов Мачабеловых и Эристовых, генерал Ренненкампф приказал осетинам выдать 134 аманата-заложника. Хотя аманаты состояли на полном российском обеспечении, по свидетельствам очевидцам, они нередко влачили жалкое существование.
173 Письмо генерал-лейтенанта Кнорринга к князю П.Д. Цицианову от 4.12.1802 г. // АКАК. — Т.I. — Д.513.
174 Фролов А.П. Генерал-майор Н.П. Слепцов // Терский сборник. Вып.5. — Владикавказ, 1903. — С.217.
175 Покровский Н.И. Кавказские войны... — С.109.
176 Мартиросиан Г.К. Нагорная Ингушия. Социально-экономический очерк. — С.289-290.
177 Блиев М.М., Бзаров Р.С. История Осетии... — С.272.
178 Терский сборник. Вып.5. — С.6.
179 Записка статского советника Ковалевского о Грузии //АКАК. — Т.I. — Д.34. — С.111.
180 Там же.
181 Мирза Риза-Кули отличился тем, что в сентябре 1804 г. арестовал в Эчмиадзине армянского католикоса Даниила за его приверженность русским и утвердил на его место Давида. Патриарх Даниил был увезен в Персию и находился там некоторое время в заточении, а потом был вновь возвращен на эчмиадзинский престол. См.: АКАК. — T.I. — С.114.
182 Аналогичное явление наблюдалось в Грузии в период монгольских завоеваний.
183 Георгий XII (1746-1800), сын Ираклия II, последний царь Картли-Кахети (с 1798 г.). Просил императора Павла I принять Грузию в российское подданство.
184 Война окончилась победой русских войск, занятием ими территории Северного Азербайджана и подписанием Гюлистанского мирного договора в 1813 году.
185 Замечания генерал-майора Лазарева в рассуждении всех современных обстоятельств в Грузии // АКАК. — Т.I. — Д.129. — С.184-185.
186 АКАК. — Т.I. — Ч.II. — Разд.V.
187 Павел Дмитриевич Цицианов (впоследствии генерал от инфантерии) находился на должности инспектора Кавказской линии, Астраханского военного губернатора и главноуправляющего в Грузии 3 года и 5 месяцев.
188 Опальные грузинские царевичи после неудачных попыток переворота, как правило, скрывались в Дагестане. Со стороны Ирана велись переговоры с дагестанскими владельцами, снабжение их деньгами. В 1818 году под эгидой Ирана на территории Дагестана был заключен союз трех ханств: Мехтулинского, Аварского и Казикумухского для свержения российской власти в Дагестане. См.: Покровский Н.И. Кавказские войны... — С.131.
189 Письмо генерал-майора Лазарева к генерал-лейтенанту Кноррингу от 17 февраля 1802 года // АКАК. — Т.I. — Д.452. — С.350.
190 Тбилисская коллекция персидских фирманов. — Т.II. — С.1059.
191 Записка статского советника Ковалевского... — С.115.
192 Тбилисская коллекция персидских фирманов. — Т.II. — С.1059.
193 Так назывались ханы и амиры, властвовавшие в пограничных областях или наместничествах Сефевидского Ирана. (Арабский синоним «амир ул-умара», персидский — «мир-и миран»). Пограничные наместничества назывались бегларбекствами и были призваны во время опасности объединять вооруженные силы соседних ханств, а последние должны были подчиняться бегларбеку, как главнокомандующему. См.: Персидские документы Матенадарана. Вып.I. Указы XV—XVI веков / Сост. А.Д. Папазян. — Ереван, 1956. — С.226.
194 Тбилисская коллекция персидских фирманов. — Т.II. — Д.78. — С.112.
195 Там же.
196 Там же.
197 Рапорт генерал-консула Скибиневского от 1 мая 1801 года за #208 // АКАК. — Т.I. — Д.973. — С.683.
198 Рапорт помощника Борчалинского пристава прапорщика Кананова князю Цицианову от 18 июля 1804 года #232 // АКАК. — Т.I. — Д.222. — С.135.
199 Письмо архимандрита Виссариона к князю Михаилу Эристову от 23 сентября 1804 года // АКАК. — Т.I. — Д.238. — С.140.
200 Рапорт титулярного советника Генцаурова генерал-лейтенанту Кноррингу от 1 октября 1802 года. Памбак // АКАК. — Т.I. — Д.846. — С.621.
201 Проблема похищения людей обращала на себя внимание даже самого российского императора. Александр I, в рескрипте генерал-лейтенанту Кноррингу от 16 декабря 1802 года, писал: «К большому моему неудовольствию.., вижу я, что весьма усиливаются на Линии хищничества горских народов и противу прежних времен несравненно их более случается: то не могу приписать иному, как послаблению и неисправности кордона нашего; рекомендую вам войти в исследование настоящих тому причин и, не упуская времени, предпринять нужные меры к восстановлению тишины и спокойствия на Линии...» См.: Рескрипт от 16 декабря 1802 года // АКАК. — Т.I. — Д.1115. — С.753.
202 Письмо царевича Александра от 25 августа 1804 года // АКАК. — Т.II. — Д.311. — С.167.
203 Фирман Фетх-Али-шаха всем старшинам общества Каракал-хана, Осетин и Черкесов от шабана 1219 (1804) // АКАК. — Т.II. — Д.1686. — С.818.
204 В фирмане Фатх-Али-шаха ко «всему черкесскому народу» от 1804 года, в частности, говоролось: «... Дошло до нашего сведения, что все черкесские мусульмане, движимые чувством рвения к выгодам ислама и по преданности к нашему двору, загородили пути прохода этому племени (т.е. русским гяурам, как это следует из вышеизложенного текста. — Н.Е.) и произвели кровопролиятия между ними. А как ныне со стороны вашего общества оказались такие блистательные заслуги, то высочайшая наша воля состоит в том, чтобы удостоить вас должного за это воздаяния, а потому повелеваем отправить к нашему двору двух-трех человек из высших черкесских фамилий, дабы они, удостоясь лично здесь наших монарших милостей, всегда доводили до нашего сведения о тамошних обстоятельствах и ваших нуждах...» См.: Фирман Фетх-Али-шаха всему Черкесскому народу от рамазана 1219 (1804) // АКАК. — Т.II. — Д.1688. — С.819-820.
205 Записка статского советника Ковалевского... — С.122.
206 Всеподданнейший рапорт князя Цицианова от 27 октября 1803 года #101 // АКАК. — Т.II. — Д.422. — С.228.
207 Проэкт Александрова пути, или дороги, ведущей с Кавказской линии в Грузию // АКАК. — Т.II. — С.224-225.
208 В 1810 году южные осетины выступили на стороне Левана — сына царевича Юлона, как и отец, «прилепившегося к персам». Представители российской власти, попытавшиеся убедить осетин помочь в поимке царевича, были обескуражены тем, что «... эти осетины, которые клялись нам быть ревностными исполнителями нашего приказания.., сами теперь сделались главнейшими мятежниками...». По приказу Тормасова, взятого в плен осетина Папа Цховреба-швили повесили без суда в Цхинвали, еще шесть человек казнили в соседних осетинских селениях для острастки бунтовщиков. Селения, жители которых вступали в сношения с Леваном, были разорены. См.: Предписание генерала Тормасова генерал-майору Ахвердову от 5 августа 1810 года за #53. Лагерь при реке Кции // АКАК. — Тифлис, 1870. — Т.IV. — Д.640. — С.461. Через некоторое время Левану предложили убежище дигорцы, но это стало известно русским, и возможность побега через Дигорию была пресечена. См.: Рапорт генерал-майора Ахвердова генералу Тормасову от 17 августа 1810 года за #50 // АКАК. — Тифлис, 1870. — Т.IV. — Д.147. — С.112.
209 В 1812 году чеченцы-кистинцы приняли участие в Кахетинском восстании, организованном царевичем Александром. В связи с этим 4 июня 1813 года была организована карательная экспедиция полковника Тихоновского; русская военная колонна на протяжении более чем 12 км гнала кистин вниз по Аргуну, разоряя их аулы. См.: Сведения о царевиче Александре Ираклиевиче // Терские ведомости. — 1909. — 30 окт. — (#125). — С.3.
210 Фирман Фетх-Али-шаха к кабардинским, чеченским и осетинским князьям, бекам, узденям, старшинам и народу, от джемади-эс-сани 1219 (1804) — перс. и русск. тексты // АКАК. — Т.II. — Д.1689. — С.820-822; Воззвание Аббас-мирзы к тагаурам от 02.VIII.1810 г. // Тбилисская коллекция персидских фирманов. — Т.II. — Д.121. — С.168-170.; Воззвание Аббас-мирзы к осетинам от 30.IX-1810 г. // Там же. — Д.123. — С.172-173.
211 Покровский Н.И. Кавказские войны... — С.176.
212 В связи с творимыми против местного населения бесчинствами в 1801 году генерал-майор Лазарев вынужден был отдать приказ всем воинским подразделениям, расположенным в Грузии. В приказе, в частности, говорилось: «Многие из жителей Грузинских входят ко мне с жалобами, что военные начальники, даже и квартирующие с малыми частями по селениям, вмешиваются во внутренние дела обывателей, самовольно делают наряды подвод и лошадей — меньше по надобнастям службы, как по прихотям своим, берут самовольно и подводы и лошадей..., не платя ни копейки и тем отвлекая земледельцев от упражнений домашних, приводят к расстройству их хозяйство, да вообще допускают подчиненных своих к причинению разных личных обид жителям и к похищению у них скота, живности, плодов и пр.; опустошают их сады и огороды и, вынимая вино из кувшинов, врытых по обыкновению здешнему в землю, от безрассудной шалости наполняют их землею». Завершая описание бесчинств, творимых русскими военными, генерал Лазарев делал следующий вывод: «Все сие ничего иного не представляет, как ослабление дисциплины, — души военной службы...». И предписывал «обывателей здешних не обижать, но ласкать, дабы управление народами здешними именем и властью Его Императорского Величества ограждало их к люблению установленного порядка». Лазарев ставил подчиненных в известность, что замеченные в бесчинствах офицеры будут арестованы, а солдаты «гоняемы сквозь строй, без малейшего послабления». См.: Приказ генерал-майора Лазарева во все полки и другие воинские команды, в Грузии расположенные // АКАК. — Т.I. — Д.516. — С.112.
213 На Северо-Западном и Центрально-Северном Кавказе карательные экспедиции российских войск проводились в 1779, 1804, 1810, 1818, 1821, 1822, 1829 годы. См.: Емельянова Н. Мусульмане Кабарды. — С.38.
214 Шейх Мансур, он же — Ушурма Алдинский (1759-1794).
215 Дневник А. Руновского // АКАК. — Т.XII. — С.1403.
216 Бларамберг И. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // АБКИЕА. — С.372.
217 Донесение П.С. Потемкину, доставленное 01.III.1795 г. через старшину деревни Куллар Кайтуку Бакова // РГАДА. — Ф.23, д.13, ч.10, л.138-138 об.
218 Смирнов Н. Политика России на Кавказе в XVI—XIX веках. — С.141.
219 Баландин Д.Н., Викторов И.Г., Тусиков М.М., Шкерин М.Р. Северная Осетия: Политико-экономический очерк Северо-Осетинской АССР. — Орджоникидзе, 1939. — С.209.
220 М.С. Тотоев справедливо замечает по этому поводу, что немаловажную роль в этом походе сыграло опасения Дударовых, что в связи с закреплением русских на осетинской равнине и во Владикавказе, тагаурские владельцы могут лишиться права на получение дорожных пошлин с лиц, проезжавших по Дарьяльской магистрали. См.: Тотоев М.С. К истории дореформенной Северной Осетии. — Орджоникидзе, 1955. — С.32.
221 Тотоев М.С. К истории дореформенной Северной Осетии. — С. 33.
222 Рапорт генерал-поручику П.С. Потемкину от астраханского губернатора Жукова от 2.IX-1785 г. // Архив Академии Наук СССР. — Ф.100, оп.1, л.66, 66 об. Цит. по: Покровский Н.И. Кавказские войны... — С.129.
223 Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. — СПб., 1871. — Т.II. — С.107.
224 Бутков П. Материалы для новой истории Кавказа... — С.199.
225 Гаммер М. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. — М., 1998. — С.69.
226 Исхаков С.М. «Кристаллизация» горского освободительного движения: Размышления Б. Байтугана об истории мусульман Северного Кавказа и Дагестана // Вопросы истории. — 2001. — #5. — С.10.
227 Далгат Б. Первобытная религия чеченцев // Терский сборник. Вып.3. Кн.2. — Владикавказ, 1893.
228 Покровский Н.И. Кавказские войны... — С.117.
229 Тормасов Александр Петрович (1752-1819), генерал от кавалерии (1801), граф (1816). Главнокомандующий на Кавказе в 1808-1811 годы.
230 Документальная история образования многонационального государства Российского / Под ред. Г.Л. Бондаревского. — М., 1998. — С.48.
231 Предписание генерала Тормасова генерал-майору Ахвердову #53 от 5.08.1810 г. // АКАК. — Т.IV. — С.461.
232 Ермолов Алексей Петрович (1777-1861), генерал от инфантерии (1818). Командующий Кавказским корпусом в 1816-1827 годы.
233 Записки А.П. Ермолова (1789-1826). — М., 1991. — С.283.
234 Рукописный фонд ИИЯЛ / Пер. с араб. — Д.1659, л.40.
235 Покровский Н.И. Кавказские войны... — С.393.
236 Кавказский сборник. — Т.XIII. — С.81-82.
237 Паскевич Иван Федерович (1782-1856), граф Эриванский (1828). Наместник на Кавказе в 1827-1830 годы, был главнокомандующим во время русско-иранской и русско-турецкой войн.
238 Историческая записка о начале духовной войны, или превратного тарикатат / Сост. императорского Штаба штабс-капитаном Веревкиным. После 1827 года // РГАДА. — Ф.1406, оп.1, д.309, л.8 об.
239 Одной из причин восстания послужили жестокие меры подавления русскими войсками южноосетинских выступлений против притеснений эриставов Мачабеловых и Эристовых.
240 Тотоев М.С. К истории дореформенной Северной Осетии. — С.61.
241 АКАК. — Т.VII. — С.355; Тотоев М.С. Указ. соч. — С.62-63.
242 Мухаммед Тахир аль-Карахи. Блеск дагестанских сабель... — С.23.
243 Мухаммед Тахир аль-Карахи. Блеск дагестанских сабель... — С.40.
244 Н.И. Покровский оценивает эти накопившиеся проблемы очень серьезно, считая, что «в 1832-1833 годы суннитская Турция не могла и думать о конфликте с Россией. Ей самой приходилось идти на любые жертвы Николаю I, лишь бы получить помощь против египетского Ибрагима-паши, грозившего самому существованию Оттоманской империи». См.: Покровский Н.И. Кавказские войны... — С.221.
245 Сведения об учреждении «постоянных кордонов» в Чечне, состоящих из муртазиков, появляются в конце 1840-х годов. Цель учреждения этих кордонов заключалась в том, чтобы «привязать к себе некоторое число горцев, которые всегда были бы готовы жертвовать своей жизнью». Второй целью было «наблюдение в деревнях, не заслуживших еще полного доверия, за исполнением правил шариата и постоянная готовность к действию по первому требованию Шамиля». См.: Копия с рапорта командиру Отдельного Кавказского корпуса командующего войсками в Северном и Нагорном Дагестане генерал-майора Ф.К. Клюки фон Клугенау #34 от 22.III.1843 г. // РГВИА. ВУА. — Д.6468. Цит. по: Покровсикй Н.И. Указ. соч. — С.288, 377.
246 Максимов Е. Чеченцы. Историко-географический и статистико-экономический очерк // Терский сборник. Вып.3. Кн.2. — Владикавказ, 1893. — С.29.
247 Мугедин-Магомет Ханова. Истинные и ложные последователи тариката // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.4.
248 Мухаммед Тахир аль-Карахи. Блеск дагестанских сабель... — С.26.
249 Касумов А., Касумов Х. Геноцид адыгов. — Нальчик, 1992. — С.25.
250 Абдулла Омар Оглы. Воспоминания муталлима // ССОКГ. Вып.II. — Тифлис, 1869. — С.61.
251 Максимов Е. Чеченцы... — С.28.
252 РГВИА. ВУА. — Д.6164, л.4. Цит. по: Покровский Н.И. Кавказские войны... — С.280.
253 Воронцов Михаил Семенович (1782-1856), в 1823-1844 — новороссийский и бессарабский генерал-губернатор. С 1844 по 1854 год — наместник на Кавказе.
254 Покровский Н.И. Кавказские войны... — С.347.
255 Там же.
256 Гаммер М. Шамиль... — С.77.
257 О важности этого пути говорил Карл Маркс, который писал: «Кавказские горы отделяют Южную Россию от роскошных провинций Грузии, Мингрелии, Имеретии и Гурии, отторгнутых Московитянами от мусульман. Этим ноги гигантской империи отрезаны от туловища. Единственная военная дорога, заслуживающая это название, вьется от Моздока к Тифлису через узкое Дарьяльское ущелье, она защищена непрерывной цепью укреплений и подвергается с обеих сторон беспрерывным нападениям враждебных кавказских племен». См.: Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. — Т.IX. — С.533.
258 Сафара-заде аль-Хаджи Юсуфа Эфенди пятилетним мальчиком отец увез из чеченского аула Алды в Мекку. На чужбине отец умер, а Юсуф через несколько лет поступил в турецкий корпус в Каире, где дослужился до чина полковника. Будучи офицером, он изучал арифметику, инженерное искусство, фортификацию, взрывное дело. Зная хорошо арабский и турецкий язык, издал правила для конных и пеших войск. Кроме того, знал несколько кавказских языков. В 1840 году он отправился из Египта на родину за матерью; но, приехав на Кавказ, очутился в войске Шамиля. Через некоторое время был обвинен Шамилем в передаче секретных сведений князю Барятинскому и заключен в тюрьму, где он пробыл три года. В 1856 году бежал из заключения к русским. Через непродолжительное время скоропостижно скончался. См.: ССОКГ. Вып.VI. — Тифлис, 1872.
259 Осетинский историк Тотоев М.С., вынужденный требованиями своего времени, в 1950-е годы писал о том, что Сафар-заде аль-Хаджи Юсуф Эфенди (М.С. Тотоев называет его Хаджи-Юсуф) был специально подослан Турцией к Шамилю в качестве советника. Автор проводит параллель между ним и неким турецким шпионом, «у которого были найдены письма Шамиля к начальнику Анатолийской армии и карта Кавказа, составленная им же». См.: Тотоев М.С. К истории дореформенной Северной Осетии. — С.74. Подобные натяжки были связаны с тем, что в решении ЦК КПСС «О руководстве Северо-Осетинского Обкома ВКП(б) идеологической работой в республике» и постановлении V пленума Северо-Осетинского Обкома КПМСС «О состоянии и мерах по улучшению идеологической работы в республике» в марте 1952 года критиковался подход историков в освещении борьбы горцев под руководством Шамиля как к национально-освободительному движению народов Северного Кавказа. В связи с этим некоторые историки, не выдержав давления со стороны идеологических органов, были вынуждены зачастую искажать реальную историческую действительность. Возникшие по данной причине неточности мешают использовать подобные издания в качестве ориентиров в научно-исследовательской работе.
260 Карта горских народов, подвластных Шамилю (с приложениями) // ССОКГ. Вып.VI. — Тифлис, 1872.
261 Гедеон. История христианства...
262 Покровский Н.И. Кавказские войны... — С.285.
263 Копия с рапорта командиру генерал-майора Клюки фон Клугенау #39 от 22.II-1843 г.; Покровский Н.И. Указ. соч. — С.307.
264 Исторический обзор войны России на Кавказе... — Л.39.
265 Покровский Н.И. Указ. соч. — С.289.
266 Толмачев С.И. Селение Алагир // Терский сборник. Вып.5. — Владикавказ, 1903. — С.113.
267 Там же. — С.110, 114-115.
268 Мухаммед Тахир аль-Карахи. Блеск дагестанских сабель... — С.32.
269 Кавказский календарь на 1883 год. — С.5.
270 Там же.
271 Покровский Н.И. Кавказские войны... — С.333. Мухаммад Тахир аль-Карахи передает распространившиеся в то время среди горцев слухи, будто кавказцы, поддерживающие в этой экспедиции Воронцова, по ее завершении бросили ему в почтовый ящик анонимное послание следующего содержания: «Эй ты, собака Воронцов! Да переломает Аллах ноги твои, отсечет руки твои, ослепит глаза твои и сделает немым язык твой. Ты навлек на нас несчастье. Из-за твоего злополучия пали на нас пять бедствий. Ты погубил большинство наших мужчин, загнав их в место гибели. На нас напала холера. Налетели на нас тучи саранчи и навлекли на нас голод. Произошло сильное землетрясение, которым разрушены дома и некоторые селения. И все это из-за твоего злополучия. Нас обрадовали твоим прибытием и мы, радуясь тебе, зря истратили три миллиона». См. Мухаммед Тахир-аль Карахи. Указ. соч. — С.33.
272 Мухаммед Тахир аль-Карахи. Указ. соч. — С.36.
273 Кавказский календарь на 1883 год. — С.5.
274 К. Обзор событий на Кавказе в 1846 году // Кавказский сборник. — Т.XVII. — С.184-185.
275 Мухаммед Тахир аль-Карахи. Блеск дагестанских сабель... — С.49-50.
276 Тотоев М.С. К истории дореформенной Северной Осетии. — С.78.
277 ЦГВИА. — Ф.ВУА, д.6595, лл.207-214.
278 Магомет-мирза Анзоров получил ранение, от которого через несколько дней скончался, в бою с подразделениями генерала Слепцова в ущелье Гехи 15 июня 1851 года. См.: Рапорт Н.П. Слепцова Ильинскому #1884 от 20.VI-1851 г. // АКАК. Т.Х. — Тифлис, 1885. — С.511.
279 Материалы по истории Осетии. — Т.I. — С.549.
280 Дегоев В. О Мусе Кундухове и не только о нем // Дарьял. — 1994. — #4. — С.108.
281 Мемуары генерала Муса-паши Кундухова (1837-1865) // Звезда. — 2001. — #8. — С.107.
282 Мемуары генерала Муса-паши Кундухова. — С.112.
283 Мемуары генерала Муса-паши Кундухова. — С.109.
284 Там же. — С.113.
285 Мухаммад Эмин (Амин) был направлен в 1848 году на Северо-западный Кавказ для руководства борьбой адыгских народов.
286 Письмо А.И. Барятинского М.С. Воронцову от 3.VI-1852 г. // Русский архив, 1888. Кн.2. — #6. — С.195.
287 Письмо А.И. Барятинского М.С. Воронцову от 5.VI-1852 г. // Там же. — С.197.
288 Письмо А.И. Барятинского М.С. Воронцову от 4.VI-1852 г. // Там же. — С.196.
289 Николаи Л.П. Бой под Истису // Кавказ. — 1874. — #99.
290 Мухаммед Тахир аль-Карахи. Блеск дагестанских сабель... — С.68.
291 Плющ А. Станица Урухская // Терский сборник. Вып.5. — Владикавказ, 1903. — С.102.
292 Кавказ (Le Caucase): Орган независимой национальной мысли (Paris). — 1938. — #5/53 (Май). — С.39.
293 ЦГА РСОА. — Ф.Судного стола, св.25, д.17.
294 Кавказ (СПб.). — 1854. — #95.
295 Берже А.П. О выселении горцев // Русская старина. Т.36. — СПб., 1882. — С.176.
296 Там же. — С.346-347.
297 РГИА. — Ф.416, оп.3, д.154, лл.10-11.
298 Кумыков Т.Х. Выселение адыгов // Адыги (Нальчик). — 1992. — #3. — С.92.
299 Всеподданнейший отчет главнокомандующего Кавказскою армиею... — С.109-115.
300 Тотоев М.С. К истории дореформенной Северной Осетии. — С.84.
301 Эту цифру приводит М.С. Тотоев. См.: Тотоев М.С. Указ. соч. — С.88
302 О 20 тысячах переселившихся чеченцев говорит старший научный сотрудник Центра гуманитарных и социологических исследований РСО-Алании Г.В. Чочиев. См. Чочиев Г.В. Турецкие осетины: мифы и реальность: Интервью // Северная Осетия. — 2000. — 5 фев. — #22(23079).
303 Иваненков Н.С. Горные чеченцы: Культурно-экономическое исследование Чеченского района Нагорной полосы Терской области // Терский сборник. Вып.7. — Владикавказ, 1910. — С.138.
304 Тотоев М.С. К истории дореформенной Северной Осетии. — С.89.
305 Цаликов А. Кавказ и Поволжье. — С.14.
306 Всеподданнейший отчет главнокомандующего Кавказскою армиею... — С.109-115.
307 Вот лишь некоторый перечень работ, посвященных проблеме северокавказского мухаджирства: Тотоев М.С. К вопросу о переселении осетин в Турцию (1859-1865). — Дзауджикау (Владикавказ), 1948; Переселение горцев в Турцию / Сост. Г.А. Дзагуров. — Ростов-на-Дону, 1925; Абрамов Я.В. Кавказские горцы. — Краснодар, 1927; К истории переселения горцев Северного Кавказа в Турцию // Труды Карачаево-Черкесского НИИ ИЯЛ. Вып.5. — Ставрополь, 1966; Дзидзария Г.А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. — Сухуми, 1982; Кушхабиев А.В. Черкесы в Сирии. — Нальчик, 1993; Кумыков Т.Х. Выселение азыгов в Турцию — последствие кавказской войны. — Нальчик, 1994; Магомеддадаев А.М. Эмиграция дагестанцев в Османскую империю. Кн.1: Сборник документов и материалов; Кн.2: История и современность. — Махачкала, 2000-2001.
308 В 1877-1878 годах великий князь Михаил Николаевич являлся также главнокомандующим Кавказской армией.
309 Всеподданнейший отчет главнокомандующего Кавказскою армиею... — С.109-115.
310 Крестьянская реформа в Северной Осетии проводилась в три этапа: на первом этапе царское правительство дало право на раздельное поселение фарсаглагов и адамихатов от алдаров и баделят. На втором этапе (1864) в селах равнинной Осетии было введено общинное землепользование. И только на третьем этапе реформы, в 1867 году началось освобождение всех зависимых сословий.
311 Всеподданнейший отчет главнокомандующего Кавказскою армиею... — С.103.
312 Берже А.П. О выселении горцев. — С.355.
313 Гелашвили Л. Мухаджирское (переселенческое) движение среди чеченцев // www.nohchy.ru
314 Пример подобного влияния наблюдался в соседней Чечне. Во время войны 1994-1996 годов первыми восстановили контакты с Грозным иорданские чеченцы. Министром иностранных дел в правительстве Д. Дудаева был иорданец Шамсутдин Юсеф, а духовным представителем черкесской диаспоры — старейший член иорданского парламента шейх Абдул Бакы Джамо, прибывший в Грозный по приглашению министра иностранных дел в дудаевском правительстве Мовлади Удугова. См.: Сегодня. — 1998. — 8 авг.
315 Письма из Сирии // Социалистическая Осетия. — 1958. — 31 авг.
316 Северная Осетия. — 2000. — 5 фев. — #22(23079).
317 Письма из Сирии.
318 Там же.
319 АКАК. Т.I. — С.894.
320 Далгат Б. Первобытная религия чеченцев. — С.52.
321 Сборник газеты «Кавказ», издаваемый О. Константиновым. Первое полугодие 1848 года. — Тифлис, 1848. — С.187-188.
322 Там же. — С.192.
323 Там же.
324 Баландин Д.Н., Викторов И.Г., Тусиков М.М., Шкерин Р.М. Северная Осетия... — С.210.
325 ЦГА РСО-А. — Ф.11, оп.62, д.325, л.1.
326 Там же. — Л.8, об.
327 ЦГА РСО-А. — Ф.11, оп.52, д.1119, лл.168-169 об.
328 ЦГА РСО-А. — Ф.11, оп.52, д.1119, лл.168-169 об.
329 Длина одного аршина равняется 71,12 см.
330 Журнал присутствия областного правления Терской области по I распорядительному отделению. 1 июня 1909 года // ЦГА РСО-А. — Ф.11, оп.52, д.1081, лл.42, 42 об.
331 Журнал присутствия областного правления Терской области...
332 Там же.
333 Дзуцев В., Смирнова С. Жизнь осетинской семьи: Этносоциологический аспект. — Владикавказ, 1993. — С.19.
334 Гедеон. История христианства...
335 Берозов Б.П. Переселение осетин с гор на плоскость. — Орджоникидзе, 1980. — С.132, 134.
336 История Чиколы / Малиев Н.Д., Батыров У.А., Цориев Р.И. и др. — Владикавказ, 1993. — С.11.
337 Гедеон. История христианства...
338 Сосиев З. Станица Черноярская. — С.35.
339 Там же. — С.32.
340 Там же. — С.33.
341 Сосиев З. Станица Черноярская. — С.37, 40-41.
342 Скитский Б.В. Очерки истории горских народов. — С.48.
343 ЦГА РСО-А. — Ф.Канцелярия начальника Терской обл., ч.1, св.25, д.13. Дело судного стола. Докладная записка князю Барятинскому 1858 г.
344 Туманов Г.М. Законодательные вопросы и преступность на Кавказе. — СПб., 1901. — С.67.
345 Касумов А.Х. Разные судьбы. — Нальчик, 1967. — С.16.
346 Цаликов А. Кавказ и Поволжье. — С.153.
347 Предписание князя Цицианова генерал-майору Дельпоцо от 29 января 1805 года #54 // АКАК. — Д.1952. — С.958.
348 Арапов Д.Ю. А.П. Ермолов и его молитва для мусульман Кавказа // Доклады на XXI научной сессии по историографии и источниковедению истории стран Азии и Африки. — М., 2001.
349 Дроздов И. Начало деятельности Шамиля // Кавказский сборник. Т. ХХ. — Тифлис, 1899. — С.291.
350 Там же. — С.292.
351 Записка о положении низших и высших школ (мектебов и медресе) в России // Архив муфтия РСО-Алания Дз.-Х. Хекилаева.
352 История Чиколы. — С.23.
353 Каймаразов Г.Ш. Мусульманская система образования в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. -М., 2001. — С.125.
354 Илларион Иванович Воронцов-Дашков (1837-1916) был наместником на Кавказе на протяжении 1905-1915 годов.
355 Всеподданнейший отчет за восемь лет управления Кавказом генерал-адъютанта графа Воронцова-Дашкова. — СПб., 1913. — С.10-12.
356 Сборник Министерства Народного Просвещения за 1870 год. — С.343.
357 ЦГА РК. — Ф.64, оп.1, д.3475, лл.2-6.
358 Цаликов А. Кавказ и Поволжье.
358 Статистический ежегодник России. — Пг.: изд. Центр. стат. комитета МВД, 1915. — С.85-86.
359 Пространство и население Кавказского края к 1 января 1916 года (по данным уездной администрации) // Кавказский календарь за 1917 год. — Отд. статистич. — С.178-237.
360 Кавказский календарь на 1885 год: Издан по распоряжению Главноначальствующего Гражданской частью на Кавказе. XL год. — Тифлис, 1884. — С.188.
361 Баландин Д.Н., Викторов И.Г., Тусиков М.М., Шкерин М.Р. Северная Осетия... — С.213.
362 Цаликов А. Кавказ и Поволжье. — С.155.
363 Цаликов А. Кавказ и Поволжье. — С.155.
364 Там же. — С.156.
365 Всеподданнейший отчет за восемь лет управления Кавказом генерал-адъютанта графа Воронцова-Дашкова. — СПб., 1913. — С.9.
366 ГАРФ. — Ф.ДП, 00, 102, оп.233, д.1877, ч.59, л.53.
367 Дзидзоев В.Д. Экономическое и общественно-политическое состояние Северной Осетии в начале ХХ века (1901-1917). — Владикавказ, 2002. — С.74.
368 Война: Жизнь в окопах. — Пг., 1915. — #25. — С.9-10.
369 Опрышко О.Л. Кавказская конная дивизия: 1914-1917. Возвращение из забвения. — Нальчик, 1999; Дзидзоев В.Д. Указ. соч. — С.142-147.
370 Голос. — 1917. — # 3 (25 окт).
371 Терский вестник. — 1917. — #136 (17 окт).
372 Магомедов Ш.М. Октябрь на Тереке и в Дагестане. — Махачкала, 1965. — С.44.
373 Там же. — С.14.
374 Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана: Документы и материалы. — С.4-5, 394.
375 Накануне февральской революции 1917 года Ахмед Цаликов был помощником присяжного поверенного в Петрограде. После февральской революции вошел в Петроградский совет РСДРП. 15 марта 1917 года (по инициативе мусульманских депутатов IV Государственной Думы) создается временное Центральное бюро российских мусульман, Ахмед Цаликов избирается его председателем. В своих статьях (для изданий «Наше Дело», «Возрождение», «Суз» и др.) Ахмед Тембулатович выступает как человек, знакомый глубоко с проблемами мусульман России и Северного Кавказа. Им были высказаны серьезные предложения по реформе мусульманского образования в России в целом и на Северном Кавказе в частности. Выступая с докладом на первом Всероссийском мусульманском съезде в Москве в мае 1917 года, А. Цаликов отклонил принцип конфедерации и федерации на основе территориальных автономий, выразил уверенность в том, что мусульмане не захотят отделяться от России. По мнению Цаликова, единственно приемлемой формой национального самоопределения мусульман страны должна была стать национально-культурная автономия. Резюмируя, Цаликов сказал: «Культурно-национальная автономия мусульман России должна быть гарантирована конституцией страны как публично-правовой институт». См.: Цаликов А. Мусульмане России и федерация // Речи, произнесенные на Всероссийском мусульманском съезде в Москве 1-11 мая 1917 г. — Пг., 1917. — С.24-25.
376 Цаликов А. Мусульмане России и федерация. — С.3.
377 Там же.
378 Тахо-Годи А. Революция и контрреволюция в Дагестане. — Махачкала, 1927.
379 Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана. — С.76.
380 Там же.
381 Магомедов Ш.М. Октябрь на Тереке и в Дагестане. — С.91.
382 Народная власть. — 1918. — 26 апр. — (#22).
383 25 лет борьбы за социализм // Хрестоматия по истории РКП(б). — Тифлис: изд. Заккрайкома РКП(б), 1923.
384 Народная власть. — 1918. — 17 апр. — (#14).
385 Магомедов Ш.М. Октябрь на Тереке и в Дагестане. — С.100.
386 Там же. — С.101.
387 Декрет Об учреждении Комиссариата по делам мусульман // ГАРФ. — Ф.130, оп.2, д.53, л.1.
388 Отчет о деятельности Центрального Мусульманского Комиссариата при Народном Комиссариате по делам национальностей. Б.д. // ГАРФ. — Ф.1318, оп.1, д.38, л. 137.
389 Там же. — Л.138-139 об.
390 Отчет о деятельности Центрального Мусульманского Комиссариата... — Л.139.
391 Служебная записка народного комиссара иностранных дел СССР Г.В. Чичерина от 10 августа 1923 года; Служебная записка полномочного представителя СССР в Персии Шумяцкого от 18 июля 1923 года // РГАСПИ. — Ф.89, оп.4, д.17, л.2-4.
392 Отчет о деятельности Центрального Мусульманского Комиссариата... — Л.137 об.
393 Там же. — Л.138.
394 Отчет о деятельности Центрального Мусульманского Комиссариата... — Л.138 об.
395 Гражданская война в Северной Осетии: По воспоминаниям современников. — Орджоникидзе, 1965. — С.313.
396 Терский вестник. — 1917. — 9 июл. — (#55).
397 Терский вестник. — 1917. — 14 июл. — (#60)
398 Цаголов Г. Кровавый день во Владикавказе // Терский вестник. — 1917. — 9 июл. — (#55).
399 Орджоникидзе Г.К. Статьи и речи. — М., 1956. — Т.I. — С.74.
400 Шейх Дени Арсанов — чеченец, принадлежал к кадирийскому братству Кунта-Хаджи. С ноября 1917 года — комиссар Грозненского округа. 1 сентября 1917 года Дени Арсанов был назначен помощником командира вооруженного отряда Чеченского исполкома РКП(б). См.: Исхаков С.М. «Кристализация» горского освободительного движения. — С.4.
401 Магомедов Ш.М. Октябрь на Тереке и в Дагестане. — С.122.
402 Гамид Далгат — внучатый племянник доктора Магомеда Далагата — почетного гражданина Владикавказа, входившего в попечительский состав мусульманской общины города.
403 Магомедов Ш.М. Октябрь на Тереке и в Дагестане. — С.82.
404 Борьба за власть Советов в Дагестане. — Махачкала, 1957. — С.26.
405 Организация «Гуммет» («Энергия») возникла в Баку в годы первой русской революции. Она не прекращала свою работу и в последующие годы, провозгласив основной своей задачей разоблачение националистической деятельности мусульманской буржуазии, стремившихся не допустить объединение рабочих-мусульман с русскими рабочими. См.: Известия СНК г. Дербента и его районов. — 1918. — 11 мая. — (#6); Шестой съезд РСДРП(б). Протоколы. — М., 1958. — С.235.
406 Магомедов Ш.М. Октябрь на Тереке и в Дагестане. — С.117, 126, 156, 158-159.
407 Терский вестник. — 1917. — 21 окт. (#140).
408 Терский вестник. — 1917. — 25 окт. (#143).
409 РГАСПИ. — Ф.354, оп.1, д.10, л.6.
410 Народная власть. — 1919. — 19 янв.
411 Голос. — 1918. — 10 фев. (#32).
412 Цит. по: Баландин Д.Н., Викторов И.Г., Тусиков М.М., Шкерин М.Р. Северная Осетия... Самого источника автору обнаружить не удалось.
413 Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана. — С.7, 394.
414 ЦГА РД. — Ф.610, оп.1, д.38, л.12. Цит. по: Магомедов Ш.М. Октябрь на Тереке и в Дагестане. — С.171.
415 Борьба за установление советской власти в Дагестане: 1917-1921. — М., 1958. — С.112.
416 Магомедов Ш.М. Октябрь на Тереке и в Дагестане. — С.175.
417 Орджоникидзе Г.К. Статьи и речи. М., 1956. Т. I. С. 88.
418 Документы и материалы по внешней политике Закавказья и Грузии: Сборник документов. — Тифлис, 1919. — С.253.
419 Бутбай М. Воспоминания о Кавказе: Записки турецкого разведчика. — Махачкала, 1993. — С.6.
420 Документы внешней политики СССР. — М., 1957. — Т.I. — С.335.
421 Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана. — С.8.
422 Там же. — С.166.