Правомерное поведение представляет собой общественное явление, полезное для общества, государства, организаций и граждан.
В условиях демократии, когда в праве выражается воля народа, правомерное поведение, по сути дела, – это не столько подчинение воли лица общей воле, сколько реализация лицом своей воли, воплощение его свободы.
Правомерное поведение характеризуется тем, что оно представляет собой удовлетворение тех или иных общественных, групповых или личных интересов. Право, его нормы представляют собой не только цель и средство для организации общества, но и для удовлетворения интересов личности, ее самовыражения, развития общества. Оно всегда выступает как удовлетворение тех общественных и личных интересов, ради обеспечения которых и устанавливаются нормы права.
Правомерное поведение является удовлетворением интересов не потому, что следование праву само по себе способно их удовлетворить, а потому, что оно означает правомерное использование тех политических, моральных, имущественных и иных ценностей, которые в состоянии удовлетворить соответствующие потребности участников общественных отношений и определенное использование которых, следовательно, лежит в основе интересов всего общества, организаций и граждан.
Право регулирует общественные отношения в целях дальнейшего его прогресса. Поэтому признак правомерности есть лишь юридическая характеристика данного конкретного деяния как полезная интересам всего общества.
О социальной значимости деяния для общества обычно судят не по его результатам, а по тому, разрешено оно правом или запрещено. Поэтому не всякое общественное полезное действие – правомерное.
Общественно полезными могут быть действия, регулируемые иными социальными нормами, а не нормами права. Даже если право косвенно одобряет такие юридически безразличные действия (например, повышение человеком своего образовательного уровня), эти действия не могут рассматриваться в качестве правомерных. Также нельзя считать правомерными такие действия, которые хотя и урегулированы нормами права, но совершаются лицами, не достигшими указанного законом возраста либо признаны судом невменяемыми. В порядке исключения закон признает юридически значимыми некоторые сделки малолетних (мелкие бытовые покупки, находка).
А. В. Малько так определяет правомерное поведение: «...это деяния субъектов, соответствующие нормам права, социально полезным целям»[286].
В учебнике «Общая теория права» под общей редакций А. С. Пиголкина правомерное поведение определяется как «обусловленная культурно-нравственными воззрениями и жизненным опытом человека деятельность в сфере социального действия права, основанная на сознательном выполнении его целей и требований»[287].
С таким определением можно согласиться, если иметь в виду «деятельность в сфере социального действия права», реализацию субъективных прав и юридических обязанностей субъектов права как социально полезного действия.
Правомерное поведение, как и всякое вообще специфическое человеческое поведение, представляет собой органическое единство внешней деятельности человека и его сознания. Объективную сторону правомерного деяния образуют те его элементы, которые характеризуют его как акт внешнего поведения. Субъективная сторона правомерного поступка складывается из элементов, которые характеризуют его с точки зрения внутреннего психического состояния лица в момент совершения этого поступка. Правомерные поступки – акты сознательного поведения, но об их субъективной стороне можно судить лишь по содержанию и форме внешнего поведения лица. Нет другого объективного мерила намерений лица, помимо содержания и формы его действий. О реальных помыслах и чувствах реальных личностей можно судить лишь по одному признаку – по действиям этих личностей. Поэтому правомерные поступки участников общественных отношений отличаются друг от друга, от противоправных деяний и юридически безразличных актов поведения прежде всего своей объективной стороной.
Элементы, которые характеризуют объективную сторону правомерных поступков, чрезвычайно разнообразны. Это и понятно, если учесть, как много существует норм права, как разнообразны действия конкретных участников общественных отношений, пользующихся своими правами или исполняющими обязанности. В самой общей форме можно сказать, что по содержанию внешнего поведения правомерные деяния представляют собой соответствующие правомерным предписаниям общественно полезные действия или бездействия. Действие или бездействие не сводится к телодвижению или отсутствию такового, оно предполагает сознательность и направленность на определенное социальное благо (имущество, услуги, права и т. п.) ради удовлетворения определенных, признаваемых и охраняемых государством интересов или достижения иных социальных полезных целей. Это всегда определенный, сложный и единый акт социально полезного поведения, предусмотренного диспозицией или санкцией правовой нормы (договора) и характеризующегося всеми содержащимися в норме права признаками. В очень многих случаях правомерное поведение не исчерпывается отдельным (хотя всегда и сложным по характеру) действием, а выступает как правомерная деятельность. Нередко правомерная деятельность складывается из известной совокупности связанных друг с другом по характеру правомерных действий. Это специфично для правомерной деятельности органов по руководству обществом, деятельности хозяйственных организаций и т. п.
Субъективная сторона правомерных деяний также чрезвычайно многообразна. Буквально бесчисленны те конкретные мотивы, из которых исходят правомерно действующие участники общественных отношений и те конкретные цели, на достижение которых направлены их поступки: очень различно их внутреннее психическое отношение к своему действию (бездействию) и его последствиям. Мотивы правомерного поведения охватывают огромный диапазон воззрений, взглядов, чувств, начиная от сознания соответствия требований права интересам всего народа, материальной и иной заинтересованности и кончая привычкой к повиновению власти, страхом перед наказанием и т. п. Цели, на достижение которых направлено правомерное поведение, в конечном счете сводятся к удовлетворению разнообразных признаваемых государством и обществом или диктуемых общественной необходимостью имущественных, политических или духовных потребностей, осуществление соответствующих общественных или личных интересов путем использования тех или иных материальных или социальных благ. Наконец, внутреннее психическое отношение к правомерным действиям (бездействиям), при всем его многообразии, характеризуется осознанием лицом фактической стороны своих действий (бездействий), их правомерности или, по крайней мере, незапрещенности правом общественной полезности возможных последствий поведения или, во всяком случае, безвредности их для общества, организаций или граждан, желанием или сознательным допущением наступления этих последствий и т. п. Все эти моменты не обязательно присутствуют в совершенно отчетливом виде во всяком акте правомерного поведения, особенно в привычках, часто повторяющихся. Но, в принципе, они в большинстве случаев есть. В общем и целом во внутреннем психическом отношении к правомерным действиям (бездействиям) проявляется заботливое, ответственное, серьезное отношение лица к интересам общества, государства, организаций и граждан.
«При оценке правомерного поведения выясняются:
а) знание участниками общественных отношений правовых норм;
б) отношение к правовым требованиям;
в) мотивы правомерных поступков»[288].
В решении вопроса о правомерном поведении следует определить весь состав правомерного действия: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
В. В. Лазарев отмечает, что правомерное поведение зависит от ряда внешних и внутренних детерминантов, которые можно сформулировать в виде следующих закономерностей:
«1) объем и качество правомерного поведения увеличивается по мере устранения несоответствия между производством и присвоением материальных благ;
2) объем и качество правомерного поведения возрастают с повышением общей политической и правовой культуры граждан и должностных лиц;
3) объем и качество правомерного поведения возрастают по мере того, как правовые требования начинают совпадать с нравственными воззрениями и моральными ценностями передовых общественных классов, групп и слоев населения;
4) качественные характеристики правомерного поведения улучшаются по мере сближения политики государства с интересами широких слоев населения, по мере стабилизации этой политики;
5) положительные характеристики возрастают по мере совершенствования законодательства, устранения пробелов в праве и чрезмерной заурегулированности, развития управомочивающих норм и сужения сферы действия запретов;
6) на качестве правомерного поведения отрицательно сказывается рассогласованность потребностей, интересов, установок, убеждений и знаний адресатов права;
7) правомерное поведение активнее и качественнее, если совпадают интересы личности и цели законодателя, если психологическая установка адресата норм и его мировоззрение близки к официально выраженным в законе позициям государства, к его практической деятельности по проведению установленных правил в жизнь»[289].
С этим нельзя не согласиться, поскольку отмеченные факторы существенно влияют на поведение человека в обществе.
Господство в общественных отношениях правомерного поведения характеризует общество как высокоорганизованную, сплоченную единством действий, чрезвычайно дисциплинированную общность людей, которой вследствие этого оказывается по силам решение самых грандиозных задач и замыслов.