Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие личности




Право создается людьми и предназначено для людей, для их благ, для всех вместе взятых и каждого в отдельности человека. Именно право как регулятор универсальный, общесоциальный, самый мощный, самый авторитетный, самый важный, самый ценный, защищающий наиболее значимые человеческие ценности (жизнь, здоровье, свободу, собственность, безопасность и т. д.), упорядочивающий общественные отношения в русле общесоциальной справедливости, гармонически сочетает интересы отдельного человека и общества в целом. Такой регулятор должен формироваться на базе тщательного и всестороннего учета всех объективных и субъективных факторов, причастных к поведению человека в регламентируемых правом жизненно важных сферах, и прежде всего учета природы человека как носителя регулируемых общественных отношений. Не случайно наиболее выдающиеся мыслители на протяжении всей истории цивилизации в познании права исходят из природы человека. Общество состоит из индивидов, и в зависимости от правового положения личности решающим образом зависит ее социально-полезная активность, реальное проявление заложенных в человеке способностей, дарований, а значит и успех социума в его прогрессивном развитии.

Понятие личности многогранное, многозначимое, имеющее различные аспекты.

В этимологическом истолковании – это отдельный человек в обществе, т. е. индивидуум, или же персона, которой присущи специфические свойства, составляющие ее индивидуальность (внешность, голос, запах, темперамент, наклонности, убеждения и т. д.).

В естествоведческом ракурсе человек – частица природы, существо биологическое, энергетическое, высшее творение природы, обладающее сознанием, разумом.

В социальном плане личность – создатель материальных и духовных благ, создатель общества, носитель всех его отношений. Сущность личности по К. Марксу определяет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество. В личности он видел «совокупность всех общественных отношений»[266]. Личность – это индивид, взятый во взаимосвязи и взаимозависимости с себе подобными, обществом, окружающей его действительностью.

В конкретно-социологическом, поведенческом плане личность – существо свободное.

В философском восприятии человек как существо биологическое и социальное, разумное, обладающее духовностью, является высшей ценностью. Мудрый И. Кант исходил из того, что к человеку нельзя подходить только как к средству для достижения цели, но и всегда как к цели, и относиться к другому необходимо так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. В таком же плане высказывался и Г. Гегель: будь лицом и уважай других в качестве лиц. Тоже самое утверждается и в Библии: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (гл.7 стих 12). Русская православная церковь в своем принятом, освященном Архиерейским Собором, документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» утверждает: «Основополагающий принцип права – не делай другому того, чего не желаешь себе».

В политическом аспекте личность представляет собой, как утверждал еще Аристотель, существо, стремящееся к высшей форме организации – политической в образе государства с целью устроить свою жизнь прекрасно, наилучшим образом. По отношению к государству личность, человек – это гражданин (подданный), иностранец, апатрид (лицо без гражданства).

В юридическом поле личность – это субъект права, субъект правовых отношений, т. е. лицо, обладающее соответствующим правовым статусом. Юридический аспект личности вбирает в себя все самые значимые ее грани – естественную (биологическую), социальную, поведенческую, философско-нравственную, политическую и собственно-правовую, выражающуюся в ее юридических правах и обязанностях в духе принципов права.

В философской литературе некоторые авторы, в частности А. Г. Мыс­ливченко, разграничивают понятие «человек», «индивид», «личность»; в юридической литературе, например, И. Е. Фарбер – «человек», «гражданин», «лицо».

Личность по А. Г. Мысливченко – это действительность индивида как социального феномена, реализующего себя в различных формах социального действия, основой из которых является труд[267]. Согласно В. М. Ро­зи­ну, личность – существенная часть человека[268]. В данном случае под личностью понимается не просто человек со всеми его свойствами, материальными и духовными запросами, а взрослый, соответствующим образом уже сформировавшийся человек. В то же время употребляется понятие личности ребенка, матери, отца, солдата, ученого, крестьянина, рабочего, преступника и т. д. Иначе говоря, термин «личность» используется в данном случае как критерий социальной типологии человека.

Понятие личность употребляется, следовательно, и в широком, и в узком, специализированном понимании в зависимости от познания человека как сложного, многогранного существа. В узком смысле определил понятие личности, в частности, В. П. Тугаринов: «Личность – это человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед обществом, пользующийся (или способный пользоваться) в соответствии со своими внутренними качествами определенными правами и свободами, вносящий своей индивидуальной деятельностью вклад в развитие общества и ведущий образ жизни, соответствующий идеалам его эпохи или класса»[269]. В таком же ключе характеризует личность и В. А. Кучинский: «Человеком рождаются, личностью становятся... личность – это человек, обладающий неповторимой совокупностью психофизиологических, интеллектуальных, социальных черт, позволяющих ему быть активным субъектом общественных отношений, в том числе и государственно-правовых»[270]. Известный представитель юснатурализма в современном англо-американском правоведении Дж. М. Финнис также полагает, что индивид становится личностью, т. е. приобретает качества человеческого достоинства и социальной ответственности лишь тогда, когда он сам реализует себя в соответствии с основными ценностями, а закон лишь создает необходимые для этого условия. Однако, как справедливо утверждает известный социолог И. С. Кон в своей книге «Социология личности», под личностью чаще всего имеют в виду просто отдельного конкретного человека. Конкретному человеку, конечно, присуще то, что дано природой всем людям и в этом заключается их общность естественная. И в то же время каждый человек уникален, неповторим, своеобразен по своим физическим и духовным возможностям и как член общества относится к той или иной социальной группе, являясь олицетворением того или иного социального статуса.

Естественная сторона личности, в принципе, неизменна, устойчива. Человек всегда остается человеком с его соответствующими естественными потребностями, а значит и естественными его правами, которые, однако, могут изменяться, расширяться по мере изменения природной среды, в которой он находится. Что же касается социального, особенно экономического и политического положения личности, то оно более динамичное и по мере продвижения общества по пути прогресса соответственно меняется и правовой статус личности.

Понятие личности в праве не может ограничиваться узким ее пониманием, т. е. пониманием ее как активного члена общества, как субъекта правовых отношений. Для права личность – это человек во всех его ипостасях и прежде всего – как высшая ценность из всех ценностей естественных и социальных, как субъект права, коим является и ребенок, даже находящийся в утробе матери, и умалишенный. Всякий человек для права – это личность в широком, всеохватывающем ее понимании. Личность закрепляется правом, им регламентируется, защищается его авторитетом, всей его мощью.

Именно в правовом статусе аккумулируются все аспекты личности в русле отражения в нем всего жизненно важного для человека, нуждающегося в правовом закреплении, законодательном упорядочении положения личности в соответствии с принципами права, непосредственно обусловливающими юридические права и обязанности человека и гражданина.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1178 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2604 - | 2280 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.