В І тыс. до н. э. отчетливо проявляется тенденция к светскому, рационалистическому пониманию сущности права в Китае, Греции, Риме и других культурно развитых странах мира.
Древнекитайский мыслитель Лао-цзы в VI–V вв. до н. э. создает теорию даосизма, согласно которой порядок в природе и обществе является результатом действия дао – всеобщей естественной закономерности. Дао – высшая добродетель, основа справедливости. Проявлением дао в обществе является принцип дэ. Смысл этого принципа состоит в том, что общество, как и отдельный человек, изменяются. В этом процессе неизбежно проявляется их способность к совершенствованию. Действие дао – это непрерывное совершенствование. Оно осуществляется само собой, постепенно и доходит до полной гармонии человека с миром. Человек, следуя дао, не может ввергнуться в пучину несчастий. Закон дао надо соблюдать как в законодательстве, так и во всех взаимоотношениях между людьми.
Высочайший уровень развития светского, философско-этического учения о праве был достигнут в Древней Греции в V–IV вв. до н. э. с возникновением там философской науки, а также в Древнем Риме с созданием на основе греческой философии науки о праве – юриспруденции.
Рационалистическое учение о праве в Древней Греции разрабатывалось многими мыслителями, но особенно Сократом, Платоном, Аристотелем, Полибием.
Основоположник философской науки Сократ никогда ничего не писал, но его ученики Платон и Ксенофонт тщательно записывали мысли своего учителя и благодаря им сократовское учение дошло до нас.
Сократ заложил начала теоретических – в полном смысле этого слова – исследований, доведя их до уровня понятий и дефиниций. Его учение о праве связывается с природой человека, его добродетелью, прежде всего разумом как основой жизни и справедливым поведением. Постигнутая разумом справедливость и является основой права. Справедливость – это равенство, разумно взвешенные интересы, воплощенные в законах, добровольное подчинение им всех. Законы должны издаваться знающим меньшинством (аристократами), исходить из разумных начал, соответствовать естественным законам, естественному праву. Сократ различал закон и естественное право. Соответствие законов естественному праву, их проведение в жизнь и ведет к установлению справедливости; справедливость и законность тождественны.
Согласно учению Платона в праве воплощается справедливость. Она выражается в сочетании трех добродетелей – мудрости, храбрости, умеренности, а также в том, что каждый занимается своим делом и никто не должен вмешиваться в дела других, захватывать чужое, лишаться своего. Как и Сократ, Платон разграничивал естественное право и закон. Однако подчеркивал их общность в плане единых нравственных устоев, необходимость установления правильных, т. е. справедливых законов. Правильные законы, по Платону, представляют собой определения разума. Они предусматривают общее благо, благо для всего государства, а не для какой-то группы людей, захвативших власть. Законодатель должен ограничивать, с одной стороны, власть правящих, а с другой – свободу управляемых. Неправильны те законы, которые установлены не ради общего блага всего государства в целом, а в интересах нескольких человек; они свидетельствуют о том, что в них речь идет не о государстве, а о внутренних распрях.
Платон не дал определения права, но если суммировать его высказывания, относящиеся к сущностным признакам, то оно, выражаясь современной терминологией, являет собой формально определенный образец нравственного поведения членов общества, универсальный регулятор человеческих взаимоотношений, который позволяет упорядочивать их в интересах общества как целого, объединенного в государство, с предоставлением необходимой свободы каждому с учетом индивидуальных различий от природы и по социальному положению, справедливо разрешая постоянно проявляющиеся противоречия между людьми. В итоге у права и справедливости единая идеально-нравственная основа – божественный разум.
По учению Аристотеля, право – это политическая справедливость, порядок, установленный в политической организации (государстве); справедливость – это умеренность, удаление от крайностей, золотая середина. Аристотель различал справедливость уравнивающую и распределяющую.
Уравнивающая представляет собой область гражданско-правовых сделок, возмещение ущерба, установление наказания за совершенные преступления.
Распределяющая – распределение общих благ (власти, почестей, денег) каждому по его достоинству, соответственно его вкладу в общее благо.
Аристотель делил право на естественное и условное (волеустановленное), правоустановленное природой и законом.
Естественное право – то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Оно составляет как бы основу действующего в государстве права.
Право, установленное законом, подобно мерам. Не везде существует одинаковая мера для вина, хлеба; мера оптовых торговцев иная, чем мера мелких. Подобным же образом, утверждает Аристотель, и то право, которое не от природы таковое, а есть лишь человеческое право, не повсюду одинаково, точно так же, как и государственный строй не везде одинаков, хотя лучший от природы лишь один. Под условным (волеустановленным) правом в учении Аристотеля подразумевается то, что позднее стали обозначать термином «позитивное» (положительное) право, т. е. исходящее от государства.
Всякий закон в основе предполагает своего рода право. Закон – это уравновешенный разум. Не может быть делом закона властвование вопреки праву, стремление к насильственному подчинению противоречит идее права. Задача права состоит в том, чтобы служить общей пользе.
Известный древнегреческий историк и политический деятель эллинского периода Полибий (II в. до н. э.) также считал сущностью права справедливость, заключающуюся в сознании людьми силы и значения долга, красоты, правды, прекрасного, благородного и их антиподов, исходя из того, что важнейшим благом в государстве является гражданское равенство и политическая свобода.
Древнеримские юристы, восхищавшиеся достижениями древнегреческой философии и создавшие на ее основе юридическую науку, определяли право как воплощение разума, добра и справедливости. Выдающийся государственный деятель и мыслитель Цицерон (106–43 гг. до н. э.) различая естественное и писаное право, его основой считал справедливость. Справедливость – это вечное, неизменное, неотъемлемое свойство природы вообще и человеческой природы в частности, а ее источник – естественное право. Первое требование справедливости по Цицерону состоит в том, чтобы никто никому не вредил и все пользовались общей собственностью как общей, а частной – как своей. Естественное право (высший, истинный закон) возникло раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано. Справедливость не определяется мнением людей, их усмотрением; она определяется природой. Устанавливаемые людьми законы не могут нарушать порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из зла, честное из позорного. «Не на мнении людей, а на природе основано право»[5].
Пять знаменитых римских ученых-юристов I–III вв. н. э. Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин, Гай, чьим сочинениям, «Законом о цитировании», была придана обязательная юридическая сила, в сущностной характеристике права подчеркивали его справедливость. В частности, Павел утверждал: «Право означает то, что всегда является справедливым и добрым, – каково естественное право». Под справедливостью римские юристы понимали равенство, соразмерность, эквивалентность во взаимоотношениях между людьми. По Ульпиану, справедливость воплощается в следующих принципах права: жить честно, не причинять вреда другим, каждому предоставлять то, что ему принадлежит. В соответствии с таким представлением о справедливости Ульпиан определил юриспруденцию как познание божественных и человеческих дел, знание справедливого и несправедливого.
Ульпиан обосновал деление права на публичное и частное; публичное относится к положению государства, а частное – к пользе отдельных лиц. В свою очередь, частное право подразделил на естественное право (jus naturale), право народов (jus gentium), цивильное право (jus civile). Естественное право – это совокупность правил, вытекающих из природы всего сущего; оно определяет поведение людей и животных и зиждется на естественной необходимости. Право народов представляет собой правила, установленные естественным разумом у всех народов, общие для всех людей как участников торгового оборота независимо от их принадлежности к тому или иному народу, основанные на общем признании. Цивильное право – право конкретного народа, действующее в его государстве.
Учение о праве римских юристов оказало огромное влияние на последующее развитие юридической науки и практики. Российский профессор В. Г. Графский верно обращает внимание на то, что римская юриспруденция как источник и образец высоко развитой юридической теории в ее тесной взаимосвязи с потребностями социальной практики сохраняет свое значение и сегодня, прежде всего как школа мышления по вопросам права, школа справедливости, школа законодательства.