Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Государственно-правовое регулирование классово-политической борьбы




 

Государственно-правовое регулирование классовых отноше­ний, классово-политической борьбы человеческого сообщества ис­торически явилось первой разновидностью государственно-право­вого регулирования общественных отношений вообще. Позднее появятся нации, сословия, коллективы, иные социальные группы, общественные формирования с необходимостью соответствующего государственно-правового урегулирования их отношений как между собой, так и с государством. Через много веков возникнет и совершенно новая задача, отразившая в себе тот богатый опыт, ту мудрость, которые накопило человечество, задача по урегули­рованию партнерских отношений граждан и государства, личнос­ти и общества как равноправных субъектов права. Но все это будет потом, а на заре государства главной проблемой, стоящей перед ним, было урегулирование взаимоотношений между классами, приведение их в определенную управляемую систему.

Из предыдущих глав уже известно, что появление государства было объективной закономерностью, следствием всего предшест­вующего развития первобытно-общинного строя: отделения чело­века от животного мира, общественного разделения труда, роста его производительности, возникновения семьи, частной собствен­ности на орудия и средства производства, эксплуатации соплемен­ников и рабов, имущественного расслоения членов племени, рода и др. Однако все эти факторы не имели бы сейчас такого значения, если бы за всей этой чередой исторических звеньев не последовал раскол общества на антагонистические классы. Последние же были не просто большими группами людей, занимающими само­стоятельное место в системе общественного производства. Главное заключалось в том, что, имея непримиримые в тех условиях ин­тересы*, ведя яростную между собой борьбу, они тем самым по­ставили под вопрос само существование цивилизации. Поэтому появление государства (права) как эффективного средства урегу­лирования классовых столкновений было своеобразным спасени­ем человечества от самоистребительной войны**.

 

*Интерес - это объективно-субъективная по сущности и субъективная по своей внешней форме побудительная причина деятельности личности.

**И оно смогло выполнить эту свою задачу, но не потому, что было слепым орудием в руках экономически господствующего класса. Его относительная само­стоятельность от общества, классов способствовала формированию специфичес­ких государственных интересов, которые позже проявятся в категориях «отече­ство», «родина», «патриотизм» и др.

 

Заинтересованность государства в классовом мире (пусть и не­равноправном - свободные и рабы, патриции и плебеи, - но ми­ре) было спасительным выходом для homo sapiens, человека мыс­лящего и разумного. Ведь любые внутренние или внешние опас­ности наносят ущерб обществу, ставят под угрозу человеческую жизнь, подрывают первооснову государства - его целостность, т.е. определенное политическое, экономическое, идеологическое, духовное, социальное, географическое суверенное состояние. От­сюда и стремление государства к созданию наиболее эффективных «лекарств» по лечению застарелой болезни общества - классово-политической борьбы.

Конечно, ее регулирование вначале превращалось в систему навязывания интересов экономически господствующего класса всей остальной части общества. В этом виделись порядок и соци­альное равновесие. И эта «силовая окраска» методов, способов ре­шения общественных проблем была наиболее характерной для раннего государства. Понятно, что выражалась она прежде всего в создании мощного карательного аппарата как ведущей части го­сударственного механизма. Более того, при благоприятных исто­рических условиях общество может «впадать в детство», и госу­дарство опять становится исключительно грубой силой разреше­ния социальных конфликтов, регулирования классово-политической борьбы, выступает орудием навязывания какой-то части общества определенного варианта поведения, мировоззрения, по­требностей, интересов и т.д. Так, в начале века Россия, уверенно идя по пути демократических реформ, конституционной монар­хии, в октябре 1917 г. «вдруг» пришла к так называемой проле­тарской диктатуре. Последняя и была таковой, но не рабочих и крестьян, а совершенно нового класса - партийной, коммунисти­ческой номенклатуры. Вместе с тем разветвленный карательный. аппарат отнюдь не единственное средство государственно-право­вого регулирования классово-политической борьбы. Эта часть ме­ханизма государства была продуктом своего времени и не подме­няла собой законодательную, исполнительную и судебную власть в обществе. Причем с его развитием их роль и значение возрастают с одновременным изменением роли и значения государственного аппарата подавления. По словам выдающегося русского теоретика государства и права И.А. Ильина, при правильной организации принудительная сила государства и разносторонность его деятель­ности «не только не подавляют свободную духовную жизнь чело­века, но создают для нее благоприятные условия. Выработать эту правильную организацию составляет высшую задачу человечества в его политической деятельности»***.

 

***Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве // Правоведение. 1992. № 3. С. 98.

 

Итак, карательный подход к решению социальных споров между классами общества как универсальное средство их госу­дарственно-правового регулирования не мог решить проблемы по­тому, что предмет спора был глубже возможностей государства. Он носил не столько юридический, сколько социальный, культур­ный, нравственный характер. Он постоянно воспроизводился сле­дующими поколениями, анализировался в различных научных теориях, отражался в программах политических партий.

Общество должно было дорасти до иных методов решения своих проблем, и в том числе между классами. Те же законода­тельные, исполнительные, судебные органы, возникшие вместе с государством как части его механизма, не могли сразу быть средствами «несилового» решения социальных конфликтов. Пройдет немало времени, прежде чем человечество задумается над прин­ципами разделения властей, независимости суда как главного ар­битра разрешения общественных противоречий и др. Изменится и отношение к праву, закону в жизни общества. Если ранее закон рассматривался как временное явление, удобное для данной си­туации, и его применение было ограничено определенными группами, он полностью был подконтролен «создателю», то ныне он становится средством, отражающим волю народа. Признание пер­венства права разрушает любые личные, классовые принципы ре­гулирования социальных противоречий. На смену античеловечес­кой, рабской модели поведения приходит государство и право для человека и ради него. По-новому начинают пониматься законность и правопорядок, внутренняя безопасность государства, его целост­ность и идеология. Переосмысливается правовой статус личнос­ти как субъекта права, гражданина государства, жителя земной цивилизации.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 220 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2219 - | 2051 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.