Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура Польши в X – XII вв.





X – XII вв. - время приобщения Польши к латинской культуре Запада, стадия, так сказать, ученичества, когда польское общество осваивало достижения средневековой христианской цивилизации, прежде чем внести свой собственный оригинальный вклад в европейскую культуру. Естественно, центральным процессом здесь стала постепенная христианизация польского населения, поскольку на протяжении всего средневековья культура и религия были неразлучно соединены.

"Крещение" и христианизация Польши
Как и во многих других случаях, например, при "крещении" Руси, непосредственным толчком к провозглашению христианства государственной религией послужили политические обстоятельства. Ведя борьбу за Западное Поморье и столкнувшись с угрозой немецкой политико-религиозной экспансии, Мешко I стремился найти союзника в лице чешских правителей и встать на равную ногу в политических и дипломатических отношениях с Германией. Союз с Чехией был подкреплен браком с чешской княжной Дубравой, который сопровождался крещением самого Мешко I и его ближайшего окружения. По всей видимости, сам акт крещения произошел не в Польше, а в Баварии.
Перед Мешко I и другими польскими правителями встала сложная двоякая задача: внедрить христианство в практику каждодневной жизни и в сознание польского общества; обеспечить возникшей польской церкви независимость от немецкой иерархии. Последняя потребность была особенно настоятельной, так как Польша в качестве поля деятельности христианских миссионеров, должна была бы попасть в церковно-административную зависимость от Магдебургской архиепископии. Первым польским монархам удалось, однако, избежать этого: сначала прибывшее в Польшу духовенство возглавлял прибывший из Чехии епископ Иордан (итальянец по происхождению), позднее, в 1000 году была создана подчиненная непосредственно Риму Познанская архиепископия во главе с Гаудентым, представителем чешской аристократии и чехом по крови.
Сеть приходов сложилась, разумеется, далеко не сразу. Первоначально главными оплотами христианства становились монастыри, которые обращали в новую веру местное население и были центрами подготовки польского духовенства. Польские же епископы, видимо, долгое время оставались генералами без армии, а сама церковь – фактической частью государственного аппарата, полностью зависимого от князя. Только в XII в., после распространения на Польшу реформ знаменитого папы Григория VII духовенство приобрело сословные привилегии и права, дававшие церкви независимость от государства.
Восстание 1037 года свидетельствует, с каким трудом христианство проникало в народные слои. Христианизация основной массы населения, действительно, была делом не одного десятилетия и, может быть, даже не одного столетия. Даже в дружинно-княжеской среде христианские нормы и верования утвердились далеко не сразу. Сам Мешко I после смерти Дубравы женился на монахине, Болеслав Храбрый был женат много раз и имел наложниц; при Болеславе Смелом за мясоядение во время постов выбивали зубы; сами церкви первоначально были очень маленькими и могли вместить во время богослужения лишь представителей элиты. Даже такие фундаментальные для христианства обряды как крещение, венчание и погребение исполнялись очень нерегулярно, детей если и крестили, то делали это через несколько лет после их рождения; покойников продолжали сжигать, в могилы клали предметы быта и пр. Сами священники мало чем отличались от своих прихожан: были очень часто неграмотны, имели жен и детей, пахали и охотились наравне с крестьянами. Епископская власть оставалась номинальной, христианизация вплоть до XII века была заботой государства. Вместе с тем процесс преобразования религиозных обычаев и норм поведения шел, народная языческая культура вытеснялась христианской, новые верования сплавлились со старыми, годовой цикл христианских праздников и постов совершался со все большей регулярностью. Словом, в X – XII вв. польская культура переживала процесс глубокой внутренней трансформации, становясь частью западного христианства.

Образование, просвещение, искусство
Распространение образования и книг теснейшим образом, как и повсюду в "варварской" Европе, было связано с утверждением христианства. Поэтому возникновение первых школ и библиотек, от которых не оставалось документальных следов в источниках, следует относить ко второй половине X века, хотя вплоть до конца XI века польское духовенство получило образование в большинстве случаев вне пределов Польши. Первая собственно польская школа для духовенства известна по источникам конца XI века. В XII веке школы существовали при всех кафедральных соборах Польши. Нет сомнения, что одна из школ существовала и прежде при княжеском дворе. Про Мешко II известно, что он знал не только греческий, но и латинский языки; его дочь Гертруда владела латынью. В краковском кафедральном соборе в начале XII в. имелась библиотека из почти что 50 томов; нужно думать, что аналогичные библиотеки существовали в Гнезно и в Плоцке, где в конце XI – начале XII в. размещалась резиденция монарха.
Первыми памятниками польской литературы были, соответственно, жития и хроники, создаваемые в монастырях и при княжеском дворе. Житийная литература представлена житием знаменитого миссионера св. Войцеха, созданным уже в X веке и повествованием о жизни и мученичестве 5 других монахов, принимавших участие в миссионерстве на территории Польши. Автором последнего произведения и одной из редакций жития св. Войцеха был Бруно из Кверфурта. С конца XII в. стала формироваться и рукописная традиция жития св. Станислава, краковского епископа, казненного Болеславом Смелым.
Светская литература этого времена представлена хроникой Галла Анонима, написанной в начале XII в., первыми рочниками и так наз. "Песней Маура" XII в., воспевающей деяния воеводы польского короля Владислава Изгнанника, старшего сына Болеслава Кривоустого.
Разумеется, как и во всяком обществе, в Польше сохранялись на протяжении всего средневековья богатейшие фольклорные традиции, отразившиеся и в ряде повествовательных источников XII и последующих веков.
Польская архитектура XI - XII вв. представлена в основном церковными памятниками романского стиля, хотя известны и следы первых княжеских замков, восходящие к рубежу X и XI вв. В романском стиле были построены или перестроены соборы в Гнезно, Познани, Кракове и Плоцке, монастырские храмы в Тынце, Крушвице, церковь св. Андрея в Кракове, храм в Стшельно. Самый приметный памятник искусства этой эпохи – бронзовые двери Гнезненского кафедрального собора (вторая половина XII в.), украшенные 18 скульптурными сценами из жития св. Войцеха. Известен и ряд других скульптурных памятников этих веков и многие произведения мелкой пластики и прикладного искусства. В XII веке начинают складываться и традиции книжной миниатюры в польской культуре.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 448 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2335 - | 2045 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.