Сопротивление болгарского населения османскому владычеству составляет важнейшую тенденцию истории Болгарии в позднем средневековье. На протяжении веков изменялись его формы, социальное содержание и активность, но именно сопротивление османам сформировало специфические черты складывавшейся болгарской нации и ее самосознания.
В первые десятилетия османского владычества наиболее заметной формой противостояния были вооруженные выступления болгар под руководством последних представителей высшей болгарской знати. В 1408 - 1422 гг. имел место ряд вооруженных попыток восстановить суверенитет болгарских земель под предводительством Константина и Фружина - сыновей последних правящих в Болгарии представителей династии Асеней - Ивана Срацимира и Ивана Шишмана. В 1443 - 1444 гг. болгары приняли весьма активное участие в крестовых походах против османов, организованных Венгрией. К этому же времени относятся и первые сведения о распространении в болгарских землях гайдучества - действий вооруженных отрядов из местного населения, нападавших на османских чиновников, сборщиков податей, торговцев и пр., а иногда совершавших нападения и на крупные населенные пункты. Так, одно из первых болгарских сведений о гайдуках гласит, что в 1454 г. “Царь Мехмед пленил в Софии болгарского воеводу Радича”. Особенно активным было гайдуцкое движение в гористых и покрытых лесом районах Западной Болгарии, а наибольшие масштабы оно приняло в конце XVI в., с началом военных неудач Турции и нарастанием кризисных тенденций в османской системе управления болгарскими землями.
С этого же времени берет начало новая форма антиосманской борбы болгар - массовые восстания в поддержку антитурецких войн европейских держав. Первым их них стало восстание 1598 г. в древней болгарской столице Тырнове. Его подготовила группа болгарских “первенцев” во главе с никопольским торговцем Тодором Балиной и тырновским митрополитом Дионисием, происходившим из знатного греческого рода Ралли. Болгарские заговорщики действовали в тесном контакте с дубровницкими торговцами Павлом Джорджичем и братьями Соркочевичами, которые связали их с австрийским императором Рудольфом II и государем Валахии, Трансильвании и Молдовы Михаем Храбрым. Подготовка восстания завершилась к 1598 г., когда со вступлением войск Михая в османские владения тырновцы восстали и провозгласили царем Шишмана, якобы являвшегося потомком Асеней. Однако восстание было подавлено османами, а его руководители и участники - вынуждены бежать за Дунай. Важнейшим результатом восстания было то, что оно вновь обратило внимание Европы на болгар - народ, который до того воспринимался не только европейцами, но и османами как безликая часть христианского населения империи.
В XVII в. вероятного союзника в лице болгар активно ищет папский престол - один из основных центров организации антиосманских действий европейских держав. Иерархия образованных в болгарских землях епархий католической церкви занималась подготовкой новых выступлений и обеспечением их международной поддержки. Новые восстания вспыхнули в конце столетия в обстановке решающей схватки между европейскими государствами и Турцией за османские владения в центре Европы. Поздний русский источник легендарного характера содержит сведения о восстании в Тырнове в 1686 г. во главе с объявившим себя потомком болгарских царей Ростиславом Срацимировичем, но считать это восстание историческим фактом нет достаточных оснований. В 1688 г. ареной нового болгарского восстания стала Северо-Западная Болгария, а центром - горнорудный центр Чипровцы. Вооруженные отряды чипровских болгар, значительная часть которых исповедовала католичество, во главе с Георгием Пеячевичем и Богданом Мариновым выступили в поддержку австрийских войск, в очередной раз вторгшихся в османские владения. Восстание в Чипровцах было подавлено османами совместно с восставшим против Габсбургов венгерским феодалом Имре Текели, а значительая часть местного болгарского населения эмигрировала в Австрию. Отдельные отряды повстанцев продолжали борьбу до 1689 г. Вместе с чипровскими болгарами против турок сражались крестьяне Македонии во главе с гайдуком Карпошем и гайдуцкие отряды из Южной Болгарии, предводительствуемые воеводой Страхилом.
Наряду с вооруженной борьбой решающую роль в формировании болгарской нации и сохранении самобытности болгар играло их пассивное сопротивление османам, очагами которого были семья, сельская и городская общины, церковный приход и монастырь. Сопротивление болгарской семьи культурному и демографическому натиску османов способствовало сохранению “чистоты крови”, христианской веры, языка и самобытности болгар. Богатый фольклор болгарского народа, корни которого восходят к XV-XVII вв., сохранил массу примеров верности болгарских женщин домашнему очагу, стойкости в вере духовенства и мирян. В то же время вряд ли стоит принимать на веру сложившиеся в основном в XIX в. легенды о сопротивлении болгар якобы массовому насильственному обращению в ислам или считать показательными единичные случаи принудительной исламизации болгарских горожан, зафиксированные в житийной литературе.
Как вооруженная борьба болгар, так и их пассивное сопротивление османскому гнету сыграли свою роль в сохранении болгарской народности и ее вызреванию в европейскую нацию.