Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Государство и право в период становления абсолютизма 1 страница




 

1. Реформирование государственных учреждений в первой четверти 18 в.

2. Сословные реформы Петра I.

3. Развитие гражданского и семейного права (право собственности, наследственное право и т.д.)

4. Развитие уголовного права в 1-ой четверти XVIII в. Артикул Воинский.:

а) Понятие преступления, объективная и субъективная сторона преступления.

б) Система преступлений по Артикулу Воинскому.

в) Система уголовных наказаний.

5. Процессуальное право и формы процесса:

а) Судебные органы.

б) Стадии процесса.

в) Судебное представительство.

г) Система доказательств.

6. Образование фискалитета и прокуратуры.

6.1.Основные этапы развития фискалитета. Основные функции фискалов. Компетенция обер - фискалов, провинциал - фискалов, городских и низших фискалов. Должности генерал – ревизора и обер - секретаря Сената, как предшествующие образованию прокуратуры в России.

6.2. Этапы развития. Функции прокуратуры.

 

Нормативные правовые акты

 

  1. Об учреждении губерний и росписании к ним городов 1708 г
  2. Об учреждении правительствующего Сената 1711г.
  3. Указ от 17 марта 1714 г. «О фискалах, об их должности и действии»
  4. Краткое изображение процессов или судебных тяжеб 1715 г.
  5. Артикул воинский 1715 г.
  6. О штате коллегий и о времени открытия оных 1717 г.
  7. Табель о рангах 1722 г.
  8. Указ от 12 января 1722 г «Быть при Сенате Генерал-прокурору и обер – прокурору, также в всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал – прокурору».
  9. Указ от 18 января 1722 г «Об установлении должности прокуроров в надворных судах и в пределах компетенции надворных судов в делах по доносам фискальных и прочих людей».
  10. Указ от 27 апреля 1722 г. «О должности Генерал- прокурора».
  11. Указ «О форме суда» 1723 г.

Литература

  1. Законодательство Петра I / отв. ред.: А. А. Преображенский, Т. Е. Новицкая. - М., 1997.
  2. Анисимов, Е. В. Время петровских реформ / Е. В. Анисимов. - Л., 1989.
  3. Анисимов, Е. В. Податная реформа Петра I. Введение подушной подати в России, 1719-1728 / Е. В. Анисимов. - Л., 1982.
  4. Анисимов Е. Дыба и кнут. Политический сыск и русское общество в XVIII веке/ Е. В. Анисимов.- М., 1999.
  5. Голикова, Н. Б. Политические процессы при Петре I / Н. Б. Голикова. - М.,1957.
  6. Казанцев, С. М. История царской прокуратуры / С. М. Казанцев. - СПб., 1993.
  7. Павленко, Н. И. Петр Великий / Н. И. Павленко. - М., 1994.
  8. Развитие русского права во второй половине XVII-XVIII вв. / отв. ред. Е. А. Скрипилев. - М., 1992.
  9. Ромашкин, П. С. Основные начала уголовного и военно-уголовного законодательства Петра I / П. С. Павленко. - М., 1947.
  10. Сизиков, М. И. История государства и права России с конца XVII до начала XIX в.: учебное пособие / М. И. Сизиков.- М., 1998.
  11. Солодкин, И. И. Очерки по истории русского уголовного права / И. И. Солодкин. - Л., 1961.
  12. Стешенко, Л. А. Государственный строй России в первой четверти XVIII в. / Л. А. Стешенко, К. А. Софроненко. - М., 1974.
  13. Троицкий, С. М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. / С. М. Троицкий. - М., 1974.

 

Вопросы и задания

1. Сравните положения Артикула Воинского о необходимой обороне, случайных и неосторожных преступлениях с соответствующими статьями Соборного Уложения 1649 г.

2. Проиллюстрируйте конкретными статьями Артикула Воинского следующие особенности института наказания: отсутствие индивидуализации, неопределенность формулировок, отсутствие формального равенства перед законом.

3. Проиллюстрируйте конкретными статьями “Краткого изображения процессов” основные принципы розыскного процесса.

4. В чем различие между “присягой о свидетельстве” и “очистительной присягой” (по “Краткому изображению процессов”).

5. Укажите смягчающие и отягчающие вину обстоятельства по Артикулу воинскому.

6. Чем отличалась необходимая оборона по Собоному Уложению и по Артикулу воинскому?

7. Отличие необходимой обороны от крайней необходимости?

8. Каков возвраст учитывался при установлении уголовной отвественности по Артикулу воинскому?

9. Проследите эволюцию состязательного процесса в период правления Петра I.

10. Проведите сравнительный анализ деятельности фискалов и прокуроров.

Методические советы

Абсолютизм возникает на заключительном этапе централизации государства как сосредоточение всей полноты высшей государственной власти у одного субъекта (монарха). На сущность российского абсолютизма повлияли обстоятельства, истоки которых - в предшествующей истории: медленность темпов феодализации, слабость сословий и сословно-представительных учреждений, сложная внешнеполитическая обстановка, события опричнины и Смутного времени. В итоге абсолютная монархия в России опиралась не на третье сословие, а на крепостническое дворянство, отличалась сверхцентрализацией и сверхбюрократизацией государственной власти, господством военно-полицейского политического режима.

При изучении реформ Петра I следует остановиться на изменении центрального и местного государственного аппарата, развитии судебных, прокурорских и полицейских органов. При этом необходимо установить как преемственность, так и новизну преобразований, их причины и следствия.

B XVIII в. в России окончательно сформировался сословный строй. Изучая сословную политику Петра I, необходимо остановиться на следующих узловых моментах: 1) изменения правового статуса дворян, консолидация сословных групп, жесткая регламентация их правового статуса, примат сословных обязанностей перед сословными привилегиями (Указ о единонаследии, Табель о рангах, Духовный регламент и др. акты); 2) урегулирование прав дворян в период правления Петра I (ужесточение) и расширение привилегий дворянства: отмена Указа о единонаследии, сокращение срока, а затем и отмена обязательной службыв постпетровский период; 3) фактическое огосударствление церкви: ликвидация патриаршества, секуляризация церковных земель; 4) дальнейшее ограничение правоспособности частновладельческих крестьян.

Оценивая роль Указа о единонаследии, прежде всего надо изучить цели, которые он преследовал: их сформулировал сам Петр I в первых разделах документа. О том, как развивалась практика после введения Указа в действие, рассказывает, например, В.О. Ключевский (лекции LXII и LXXII).

В Артикуле воинском используется иная юридическая техника: от казуального изложения законодатель постепенно переходит к абстрактному. Многие статьи снабжены толкованием (комментарием). Для уяснения институтов уголовного права в Артикуле наиболее подробно надо изучить главы XIX - XXI.

Основной тенденцией развития российского процессуального права в начале XVIII в. стало неоднозначное и непостоянное отношение к состязательному процессу. Для рассмотрения эволюции состязательного и розыскного процесса необходимо обратить внимание на следующие законодательные акты: «Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу и розыску, о свидетелях, об отводе оных, о присяге, о наказании лжесвидетелей и о пошлинных деньгах» 1697 г., «Краткое изображении процессов и судебных тяжб» 1715 г., «О форме суда» 1723 г.

Для анализа деятельности фискалов и прокуратуры необходимо рассмотреть: Указ Петра I от 2 марта 1711 г., которым учреждалась фискальная служба. Указ от 17 марта 1714 г. «О фискалах, об их должности и действии», «Быть при Сенате Генерал-прокурору и обер – прокурору, также в всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал – прокурору» от 12 января 1722 г.; «Об установлении должности прокуроров в надворных судах и в пределах компетенции надворных судов в делах по доносам фискальных и прочих людей» от 18 января 1722 г.; «О должности Генерал- прокурора» от 27 апреля 1722 г.

ОБ ОТМЕНЕ В СУДНЫХ ДЕЛАХ ОЧНЫХ СТАВОК, О БЫТИИВМЕСТО ОНЫХ РАСПРОСУ И РОЗЫСКУ, О СВИДЕТЕЛЯХ, ОБОТВОДЕ ОНЫХ, О ПРИСЯГЕ, О НАКАЗАНИИ ЛЖЕСВИДЕТЕЛЕЙИ О ПОШЛИННЫХ ДЕНЬГАХ(1697 г., февраля 21) [Извлечение] Великий Государь указал: 1. А вместо судов и очных ставок по челобитью всяких чинов людей в обидах и в разореньях чинить розыск брании и в безчестье или в бою и в увечье и во всяких обидах и в разоренье. 9. А буде кто к крестному целованию приступит в неправде, и такому лукавцу за лживое крестное целование учинить казнь смертная. 10. А буде же кто свидетель скажет во свидетельствелживо, и про то сыщется ж: и за то его ложное свидетельство казнить смертию ж. 11. Да о беглых людях и о крестьянах и о землях и во всяких делах, в которых делах были суды и очныя ставки, оставить же. 12. А быть по вышеописанному, вместо судов и очных ставок, розыску ж в крепостных делах по крепостям, а в не крепостных делах по розыску. 14. А которые судные дела и очныя ставки до сего Государева указу в приказах и в городах вершены, а после того вершенья на те дела спору по ее число не было: и тем быть так, как они вершены: а о невершенных и на которыя вершенные дела челобитье принесено до сего Государева указу, и по тем делам Великого Государя указ чинить по сему ж своему Великого Государя указу розыском. ПСЗ, т. III, № 1572. О ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ В ДВИЖИМЫХИ НЕДВИЖИМЫХ ИМУЩЕСТВАХ (1714 г., марта 23) [Извлечение]...Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых, великой есть вред в Государстве Нашем, как интересам Государственным, так и подданым и самим фамилиям падение, а именно, I. О податях. Например, ежели кто имел тысячу дворов и пять сынов - имел дом довольной, трапезу славную, обхождение с людьми ясное; когда по смерти его разделится детям его, то уже только по двести дворов достанется, которые, помня славу отца своего и честь рода, не захотят сиро жить, но каждый ясно (хотя и не так), то уже с бедных поддаяных будет пять столов, а не один, и двести дворов принуждены будут едва не то ж нести, как тысяча несла (а Государственныя подати податьми) от чего не разоренья ль суть людям, и вред интересам Государственным, ибо податей так исправно не могут платить двести дворов в казну и помещику, как тысяча дворов, ибо (как выше писано) с тысячи один Господин (а не с двусот дворов) который пятою долею доволен будет, а впрочем облегчит крестьянам, которые исправнее в казну и Господину подати платить могут. И тако от того разделения казне Государственной великой есть вред, и людям подлым разорение. II. О фамилиях. А когда от тех пяти по два сына будут, то по сту дворов достанется, и тако далее умножаясь, в такую бедность придут, что сами однодворцами 1застать могут, и знатная фамилия, вместо славы, поселяне будут, как уже много тех экземпляров (образов) есть в Российском народе. III. О непотребности. Сверх обеих сил вредительных дел, еще и сие есть, что каждый, имея свой даровый хлеб, хотя и малой, ни в какую пользу Государства без принуждения служить и простираться не будет, но ищетвсякой уклоняться и жить в праздности, которая (по Святому писанию) материю есть всех злых дел. На противу ж того. На первую: ежели недвижимое будет всегда одному сыну, а прочим только движимое, то Государственные доходы будут справнее, ибо с большаго всегда Господин довольнее будет, хотя по малу возмет, и один дом будет, а не пять (как выше писано) и может лучше льготить подданных, а не разорять. На вторую: фамилии не будут упадать, но в своей ясности непоколебимы будут чрез славные и великие до мы. На третию: прочие не будут праздны, ибо принуждены будут хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим. И то все, что оные сделают вновь для своего пропитания, Государственная польза есть; чего ради за благо изобретено чинить по сему, как объявлено ниже сего: 1. Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом: 2. Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную 2, тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которыя должен отец их или мать разделитии им при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у оного сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом. А буде при себе не определит, тогда определится указом недвижимое по первенству большому сыну в наследие, а движимое другим равною частию разделено будет; то ж разумеется и дочерях. 3. Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое, кому что похочет дать сродникам своим, или и посторонним, и то в его произволении будет. А ежели при себе не учинит, тогда обои те имения да разделены будут указом в род; недвижимое одному по линии ближнему, а прочеее другим, кому надлежит, равным образом. 4. Кому по духовной или по первенству достанутся недзижимыя, у того и движимаго имения части других в сохранении да будут до тех мест, пока его братья и сестры приспеют возраста своего, мужеской до семнадцати, а женской до семнадцати лет, и в те уреченные лета должен тот наследник их братей и сестр кормить, и снабдевать, и учить всех грамоте, а мужской пол и цыфирному счету, также и наукам, к которым приклонность будет кто иметь. А потом, когда выдут те лета, то им каждой персоне дать его жеребий по духовной сполна, не зачитая издержек, учиненных (на них) в вышереченные лета. 5. И для того надлежит отцам или матерям заранее духовныя писать, и движимыя имения долями описывать; буде же отец или мать умрет без духовной, то тотчас детям их объявить после смерти родителей своих, где они ведомы, и требовать, дабы пожитки описать, и доли им определить при свидетелях. А покамест наследники недвижимых вещей до двадцати лет возраста своего не приидут, а другие оставшиеся в движимых имениях обоего пола до вышеописанных лет не приспеют, никаким их письмам или записям не верить, которыя прежде тех лет явятся у кого; и дабы кадеты обоих полов каким образом не были притеснены в молодых летах, того для, невольно в брак вступать ранее, мужеского пола до двадцати, а женского до семнадцати лет. 6. Ежели которая девица возраста своего по семнадцати летах у брата своего жить не похочет: то оная, взяв долю своего имения, отойти от него вольная при свидетелях же. А буде у него жить похочет до своего замужества или и вовсе, если замуж не пойдет: и тогда будет ея воля. 7. А для возобновления фамилии, в которой фамилии мужеска полу останется один; прочие же от нисходящей и восходящей линии того рода все вымрут, кроме женска пола, которых едина или несколько осталось в девицах, или замужняя: то помянутый последний оной фамилии повинен все недвижимыя вещи, которыя ему по наследию пришли, отдать в наследие единой из оных кому похочет, замужней, вдове, или девице, однако ж с таким изъяснением, что муж замужней повинен принять прозвище того, от кого получить недвижимое (оставя свое) он и его наследники, а девице или вдове не посягать за такого, которой не примет прозвания; и для того прежде в брак не вступать, а женатым не укреплять недвижимых, пока оной письменнаго обязательства не подаст, где те дела ведомы, что он оное прозвание примает вечно себе, и наследником своей линии; ежели ж никто из них прозвания онаго не примут тогда недвижимое все повинно будет взять на Государя, кроме движимаго, которое в разделении оставляется предъявленным образом. 8. А у кого будут дети от разных жен, и за матерьми их были приданыя поместья и вотчины, а отец их учинит наследникам одного: и та воля отеческая на его токмо отеческия недвижимыя имения, а в матерьних быть наследником детям их. Тем же образом чинить и женскому полу, которая будет иметь детей от разных мужей. И тако сей указ (пункт) должен в действительной быть силе до тех мест, донеле ж оныя дети, которыя родились до сего указа, в недвижмых приданых матерей своих наследниками будут, ибо впредь с недвижмым приданым уже ни кого не будет. 9. Которая жена после мужа останется бездетна, то недвижимое мужа ея отдать одному фамилии его не из кадетов, но из наследников ближнему; а приданыя ея деревни, которыя у нея есть, да возвратятся в род ея таким же образом; а прочия муж ея и ея имение да будет по смерть ея или пострижение; а как умрет или пострижется: тогда недвижимое мужа ея и ея имения, если она без завету умрет, да возвратятся одни мужа ея в род его, адругая, что ея, сродникам ея ближним кому, надлежит, всем равною частию, кроме тех, кому недвижимое приидет. А буде оная вдова замуж выйдет, то недвижимое перваго мужа ея имение возвращено будет в род его одному старшему по линии, как выше объявлено, а от прочаго все приней да будет. И сей пункт имеет силу против осьмаго пункта. 10. А буде за кем объявятся какия деревни и земли, укрепленныя для каких нибудь причин, а владеют теми деревнями и землями те люди, чьи те деревни и земли были, а за кем укреплены, и те люди теми деревнями и землями не владеют, а иные и владеют за причиною малолетства и вдовства и сиротства; и таковым деревни и земли возвращать по прежнему обыкновенно. И в том дается сроку на год, а офицерам и солдатам, обретающимся в армии и которые пребывают в чужих краях, на два года, чтоб могли оныя деревни и земли, или за ними укрепить, или объявить. А буде в такое время кто не исправится: и тем деревням и землям быть за тем, кто ими ныне владеет, невозвратно. 11. У которых деревни и земли заложены до сего указа и просрочены, или и не просрочены: и те деревни и земли выкупать по прежнему указу 1; а буде кто не выкупит: записывать за заимодавцы по тем крепостям с платежомпрежних пошлин. 12. А с сего указа, кто принужден будет из недвижимых продать вотчину или поместье, или иное что: и за то имать пошлины, с рубля по гривне, для того, чтоб никто ничего из недвижимаго вымыслом для укрепления не продавали. А буде продаст кто чего из онаго меньшим детям (обоего пола, которые не наследники недвижимым) без платежа денег, как прежде сего делали, или иным каким вымыслом, а о том, кто на него донесет: и то недвижимое, которое в перепродаже явится, отдать тому доносителю. 13. Выкуп вотчин и поместей и прочаго недвижимаго должен быть тем, которые оным наследники будут по линии ближние, а не кадетам их. И при выкупе за новоприбылое строение взятье по сказкам отставить, а платить по свидетельству и по осмотру, наложа настоящую правдивую цену, во что стало. 14. Сей указ не на прошедшия времена, но с сего 1714 года действо свое имеет. И хотя в прошедшие два месяца какие разделы где и сделаны, то оные переделить по сему указу. А тем, которые до сего года, быть так, как учинены, только дается воля отцам и матерям, ежели хотя за несколько лет детей своих и разделили, а ныне хотят по сему указу переделить, и то да будет в их воле. 15. Когда кто из кадетов дворянских фамилий захотят идтить в чин купеческой или какое знатное художество, также за сорок лет, с подлинным свидетельством к указам подписанным от тех, где они ведомы, своего возраста и в духовные то есть в белые священники: по тем, которые в сие вышеописанное вступят, не ставить ни в какое безчестие им и их фамилиям, ни словесно ни письменно. 16. А буде явятся какия дела впредь, что сим указом решить их невозможно, и о тех делах доносить на письме в Сенат, где на то положены будут особые пункты, и выданы будут в народ печатью, как и сей указ. А не дождався новаго указа, отнюдь не вершить, под потерянием всех своих пожитков и ссылкою (хотя и право покажется), дабы тем не дать злым вымышленным свои мины устроить.

ПСЗ, т. V, № 2789.

 

АРТИКУЛ ВОИНСКИЙ(1715г., апреля 26) [Извлечение] Гл. I. - О страхе божий Арт11. Хотя всем обще и каждому христианину без изъятия надлежит христианско и честно жить, и не в лицемерном страхе божий содержать себя: однакоже сие солдаты и воинские люди с вящшею ревностию уважать и внимать имеют; понеже оных бог в такое состояние определил, в котором оныя часто бывают, что ни единаго часа обнадежены суть, чтоб они наивящшим опасностям живота в службе государя своего подвержены не были. И понеже всякое благословение, победа и благополучие от единаго бога всемогущаго, яко от истиннаго начала всего блага и праведного победодавца происходит, и оному токмо молитися и на него надежду полагати надлежит, и тако сие наипаче всего иметь во всех делах и предприятиях, и всегда благо содержать: того ради чрез сие все идолопоклонство, чародейство (чернокнижество) наикрепчайше запрещается, и таким образом, что никоторое из оных отнюдь ни в лагере и нигде инде не будет допущено и терпимо. И ежеле кто из воинских людей найдется идолопоклонник, чернокнижец, ружья заговоритель, суеверный и богохулительный чародей: оный по состоянию дела в жестоком заключении, в железах 1, гонянием шпицрутен 2 наказан или весьма сожжен имеет быть. Толкование. Наказание сожжения есть обыкновенная казнь чернокнижцам, ежеле оный своим чародейством вред кому учинил, или действительно с диаволом обязательство имеет. А ежели ж он чародейством своим никому никакова вреду не учинил и обязательства с сатаною никакова не имеет, то надлежит, по изобретению дела, того наказать другими вышеупомянутыми наказаниями, и притом церковным публичным покаянием. Арт. 2. Кто чародея подкупит, или к тому склонит, чтоб он кому другому вред учинил, оный равно так как чародей сам наказан будет. Толк. Что один чрез другаго чинит, почитается так, яко бы он сам то учинит. Арт. 3. Кто имени божию хулению приносит, и оное презирает, и службу божию поносит, и ругается слову божию и святым таинствам, а весьма в том он обличен будет; хотя сие в пиянстве или в трезвом уме учинится: тогда ему язык роскаленым железом прожжен и потом отсечена глава да будет. Арт. 4. Кто пресвятую матерю божию деву Марию и святых ругательными словами поносит, напрасное употребление имени бога, оный имеет, по состоянию его особы и хуления, телесным наказанием наказан или живота лишен быть отсчения сустава.Арт. 5. Ежели кто слышит таковое хуление, и в принадлежащем месте благовременно извету не подаст, они имеет по состоянию дела, яко причастник богохуления, живота или своих пожитков лишен быть. Арт. 6. А ежели слова оного ругателя никакова богохуления в себе не содержат, и токмо из легкомыслия произошли, а учинится то единожды или дважды, тогда имеет преступитель 14 дней в железа заключен быть, и жалование его на месяц в шпиталь вычтено, или гонянием шпицрутен наказан, а в третие аркибузирован (розстрелен) быть. Толк. Ежели в помянутой вине преступитель не смертию, но токмо на теле будет наказан, то может и церковное публичное покаяние при том же учинить. Арт. 7. Пресвятое и достохвальное имя божие да не восприемлется всуе 2, в клятве, божбе и лже. И ежели кто найдется, который сие в сердце, или с должной ревности чина своего учинит, оный имеет, по состоянию своего чина, некоторое число денег в шпиталь дать или в присудствии регименту мушкеты, пики или карабины носить. Арт. 8. Есть ли сие нарочно, или из злости, или в пиянстве учинится, тогда имеет нарушитель господу богу явное покаяние при собрании людей принести, и притом половину своего месячнаго жалованья в шпиталь вместо наказания дать, или два дни, а на каждый день по одному часу ружье носить. Гл. II. - О службе божий и о священниках Арт.9. Служба божия имеет отправлятися по вся утра и вечеры и полдень (как о том установлено уже и публиковано в печатных молитвах) с пением и молением, в лагерях. И дабы при том все духовные присудствовали: того ради надлежит, как при начинании, так и при окончании службы божия, в трубы у командующего генерала над войском, знак дать, и потом от полку до полку барабаны бить, или на трубах трубить, и тако службу божию начинать и оканчивать. Арт. 10. Есть ли офицер без важной притчины при молитве присудствен не будет, тогда надлежит за каждую небытность по полтине штрафу с него в шпиталь брать, а редового в первые и вдругоредь ношением ружья, а в третие заключением в железа наказать. Арт. 11. Когда офицер при молитве пьян явится, а чрез оное пиянство другим соблазн учинит: тогда оный имеет в первые и вдругоредь арестом у профоса 1 наказан, а в третие на несколько времяни от службы отставлен, и рядовым учинен быть. Арт. 12. А рядовой, который в таковом же образе обращается, имеет быть в железа посажен. Арт. 13. Всем офицерам и рядовым надлежит священников любить и почитать. И никто да не дерзает оным как словом, так и делом досаду чинить, и презирать и ругаться. А кто против того погрешит, имеет по изобретению его преступления вдвое так, как бы то над простолюдином (над другим) учинил, наказан быть. Арт. 14. Насупротив того учрежденныя священники в гарнизонах и при полках и везде должны прилежать к непорочной, трезвой и умеренной жизни. А есть ли которой из священников обрящется в своей науке, животе и поступках нечестив и беззаконен, и другим жизнию своею соблазн чинит, оный имеет за сие к духовному суду отослан быть, и от онаго, по изобретению вины, наказан, чина и достоинства своего лишен. Арт. 15. Когда священник без знатной причины а имянно; разве за болезнию и таковыми подобными) службу божию отправлять не будет, тогда имеет, вместо наказания, за каждое свое отбытие по 1 рублю в шпиталь дать. А ежели оный во время службы божия пиян будет: тогда оный имеет в первый и другий раз от начальнаго священника при войске жестоко за то наказан. А в третий к духовному суду отослан, и потом своего чина и достоинства лишен быть. Арт. 16. Сколь скоро к молитве и службе Божией завычайный знак дан будет, имеют тогда все маркетентеры, купцы, харчевники и шинкари лавки свои запереть, и отнюдь никаких товаров, ни пива, ни вина, не продавать. Разве когда больной для своей нужды требовать будет. Кто против того погрешит, онаго все товары отписаны будут, и из тех. едина часть в шпиталь, а другая евалтигеру, который будет над тем надзиранием иметь, дастся. 1 Воинский служитель, убиравший нечистоты в казармах; арест при нем или наказание от его руки носили характер особой унизительности. 2 В его ведении находились вопросы благоустройства и порядка в армии. Арт. 17. Банкеты и все суетныя излишния забавы надлежит во время службы божия отставить; Кто против того преступит, оный имеет штрафу несколько денег в шпиталь дать. Гл. XVII. - О возмущении, бунте и драке Арт. 133. Все непристойные, подозрительные сходбища и собрания воинских людей, хотя для советов каких нибудь (хотя и не для зла) или для челобитья, чтоб общую челобитную писать, чрез что возмущение или бунт может сочинитца, чрез сей артикул имеют быть весьма запрещены. Ежели из рядовых кто в сем деле преступит, то зачинщиков без всякого милосердия, не смотря на тое хотя они к тому какую и притчину имели или нет, повесить, а с досталными поступать, как о беглецах упомянуто. А ежели какая кому нужда бить челом, то позволяется каждому о себе и о своих обидах бить челом, а не обще. Арт. 134. А офицеров, которые к сему повод дали, или таким непристойным сходбищам позволили, или рядовых каким нибудь образом к тому допустили, оных наказать лишением чести, имения и живота. Арт. 135. Никто б ниже словом или делом или писмами, сам собою, или чрез других к бунту и возмущению, или иное что учинить, притчины не давал, из чего бы мог бунт произойти. Ежели кто против сего поступит, оный по розыску дела, живота лишитца или на теле наказан будет. Арт. 136. Таким же образом имеют быть наказаны и те, которые такия слова слышали, или таковыя письма читали, в которых о бунте и возмущении упомянуто, а в надлежащем месте или офицерам своим вскоре не донесли. Арт. 137. Всякой бунт, возмущение или упрямство, без всякой милости имеет быть виселицею наказано. Толк. В возмущении надлежит винных на месте и в деле самом наказать и умертвить. А особливо, ежели опасность в медлении есть, дабы чрез то другим страх подать, ионых от таких непристойностей удержать, (пока не разширитца) и более б не умножилось. Арт. 138. Ежели учинится ссора, брань или драка между рядовыми, чтоб никто не дерзал товарищей своих или других на помощь призывать таким образом, чтоб чрез тозбор, возмущения, или иной какой непристойной случай произойти мог; а ежели кто сие учинит, оного и с помогателями повесить. Арт. 139. Все вызовы, драки и поединки чрез сие наижесточайше запрещаются таким образом, чтоб никто, хотя бы кто он ни был, высокаго или низкаго чина, прирожденный здешний или иноземец, хотя другий кто, словами, делом, знаками или иным чем к тому побужден и раззадорен был, отнюдь не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединок с ним на пистолетах, или на шпагах битца. Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлен, или хотя оба не ранены от того отойдут. И ежели случитца, что оба или один из них в таком поединке останетца, то их и по смерти за ноги повесить. Арт. 140. Ежели кто с кем поссоритца и упросит секунданта (или посредственника), онаго купно с секундантом, ежели пойдут, и захотят на поединке битца, таким же образом, как и в прежнем артикуле упомянуто, наказать надлежит. Арт. 141. Ежели учинитца драка при питье в пиру без вызову, хотя никто умерщвлен или поранен не будет, то рядового за то чрез полк гонять шпицрутен. А офицера жестоким караулом профосу отдав наказать, и сверх того имеет виноватый у обиженнаго просить о прощении пред судом. Толк. Вышеупомянутый артикул значит о зачинщике драки, а не о том, который побит и принужден будет себя оборонять. Того ради судье в таком деле весьма крепко допрашивать надлежит, кто именно зачинщиком ссоры был. Арт. 142. Для остерегания всякаго случая надлежит при зачатии таких драк посторонним ссорящихся приятельски помирить искать, и ежели того не могут учинить, то немедленно по караул послать или самим сходить, и о таком деле объявить, дабы караул их развести или в нужном случае за арест взять мог. Кто сего не учинит, оный також, яко и виноватый, накажетца. Арт. 143. Ежели кто с кем ножами порежетца, онаго надлежит взяв под виселицу, пробить ему руки гвоздем, или тем ножем на единый час, а потом гонять шпицрутен. Арт. 144. Кто пистолет или шпагу на кого подымет в сердцах, в намерении чтоб кого тем повредить, оному рука отсечена будет. Арт. 145. Ежели кто кого ударит по щеке, оного пред всею ротою профос имеет тако ж ударить, и к тому еще по разсмотрению наказан быть имеет. Арт. 146. Кто с сердцов и злости кого тростию или иным чем ударит и побьет, оный руки своея лишитца. Арт. 147. И дабы озлобленный и обруганный свою надлежащую сатисфакцию или удоволствие имел, когда он сам не захотел самоволне отмщение учинить, тогда должен он командиру оного места жалобу принесть, который должен оное дело приняв выслушать, и обиженному пристойное удоволствие учинить. Ежели кто сие пренебрежет, оный сам имеет быть наказан. Арт. 148. Челобитчик имеет челобитье свое право доносить и остерегать себя, чтоб ничего не прибавлять, чего доказать не может, что подлинно учинено, а ежели неправое челобитье учинит, то и он наказан будет, равнокак и другий. Гл. XVII. - О поносительных писмах бранных и ругателных словах Арт. 149. Кто пасквили, или ругателныя письма тайно сочинит, прибьет и распространит, и тако кому непристойным образом какую страсть или зло причтет, чрез что его доброму имени некакой стыд причинен быть может,онаго надлежит наказать таким наказанием каковою страстию он обруганного хотел обвинить. Сверх того палач такое письмо имеет зжечь под виселицею. Толк. Например, ежели кто кого в пасквиле бранил изменником, или иным злым делом, то оный пасквилотворец, яко изменник или каких дел делатель, о которых описал, наказан будет. Пасквиль есть сие, когда кто писмо изготовит, напишет или напечатает, и в том кого в каком деле обвинит, и оное явно прибьет или прибить велит, а имени своего и прозвища в оном не изобразит. Ежели же дело, в котором будет в пасквиле обруганный обвинен, весьма о том будет доказано, то правда, хотя обыкновенное наказание не произведено будет, но однакож пасквилант по разсмотрению судейскому, тюрмою, сосланием на катаргу, шпицрутеном и протчим наказан быть имеет, понеже он истинным путем не пошел, дабы другаго погрешение объявить. Ежели кто советом, помощию и делом к таким ругателным писмам вспоможет, оныя тайно прибьет, кому в дом или на улице подбросит и протчая: онаго не инако, яко пасквиланта самого, наказать, однакож по разсмотрению обстоятельств против оных иногда наказание легче чинитца. Арт. 150. Ежели невозможно уведать пасквиланта, однакож надлежит пасквиль от палача сожжен быть под виселицею, а сочинителя онаго за безчестнаго объявить. Арт. 151. Ежели офицер о другом, чести касающияся или поносныя слова будет говорить, дабы тем его честное имя обругать и уничтожить, оный имеет пред обиженным и пред судом обличать свои слова и сказать, что он солгал, и сверх того посажен быть на полгода в заключение. Толк. Ежели оный поупрямитца, который приговорен себя обличить, то может он денежным наказанием и заключением к тому принужден быть, и ему иной срок ко исполнению приговора положить. И ежели сему учинитца противен, то тюрмою крепчае, а дачею денежною в двое прибавить и иный срок назначен будет. И ежели уже и в сем учинитца противен, то может профос в присутствии упорнаго, именем его отзыв учинить, и последующее наказание над винным исполнить. Арт. 152. Ежели кто другаго не одумавшись с сердца, или не опамятовась бранными словами выбранит, оный пред судом у обиженнаго христианское прощение имеет чинить и просить о прощении. И ежели гораздо жестоко бранил, то сверх того наказанием денежным и сносным заключением наказан будет. Толк. Ежели оный, который имеет просить о прощении, в том поупрямитца, то можно оного чрез потребные способы к тому принудить. Арт. 153. А ежели кто против бранных слов, боем или иным своевольством отмщать будет, оный право свое тем потерял, и сверх того с соперником своим в равном наказании будет. Також и оный право свое потерял, кто противно бранит, когда он от другаго бранен будет. Гл. XIX. - О смертном убийстве Арт. 154. Кто кого волею и нарочно без нужды и без смертного страху умертвит, или убьет его тако, что от того умрет, онаго кровь паки отметить, и без всякой милости оному голову отсечь. Толк. Но надлежит подлинно ведать, что смерть всеконечно ли от битья приключилась. А ежели сыщется, что убиенной был бит, а не от тех побоев, но от других случаев, которые к тому присовокупились, умре, то надлежитубийцу не животом, но по разсмотрению и по разсуждению судейскому наказать, или тюрмою, или денежным штрафом, шпицрутеном и протчая. Того ради зело потребно есть, чтоб сколь скоро кто умрет, который в драке был и бит, поколот, или порублен будет, лекарей определить, которые бы тело мертвое взрезали, и подлинно розыскали, что какая притчина к смерти его была, и о том имеют свидетельство в суде на писме подать, и оное присягою своею подтвердить. Между другим последующия раны за смертельныя почитаютца: (1) Раны мозговыя, когда главная жила повреждена будет, или когда кровь или иная какая мокрота вход в главную жилу запрет, или по исхождении некоторых скорых дней и по запечении крови лихорадка, безумие и от того смерть приключитца. Крови запеченной надлежит между тонкою и толстою мозговою кожицею лежать, или между тонкою и мозгом; понеже оное, что между толстою и черепом лежит, можно снять трепаном и болной излечен быть. (2). Раны затылочного мозгу, которые у шеи или близко головы, а которые пониже, не имеют великого страху. (3). Раны у легкого, когда медиан или сучек горла тронут будет. (4). А особливо раны сердечные, хотя и 15 дней при том жил. (5). Раны гортанные, а имянно: если глотка повреждена; буде же кожица около глотки уязвлена, то можно исцелить. (6). Раны перепонки, а имянно: есть ли часть главных жил повреждена будет. (7). Раны желудка, когда верховное желудковое устье и от онаго разделенные главный жилы повреждены будут. (8). Раны тонких кишек гораздо редко исцелимы бывают. (9). Раны печени и селезенки, когда их жилки повреждены. (10). Раны медиана наичастее смертоносны бывают. Но понеже лекарь рану лутче, нежели другой кто затворить умеет, того радипритчину смерти не всегда убийце причитать надобно. (11). Раны, которыя чрез отравныя вещи или звери учинятца, всегда едва не суть смертоносны. Також судье надлежит гораздо смотреть, каким оружием убитый убит или поврежден был. Тем ли бит, от чего мог легко умереть, яко топором, кольями, дубиною и протчим, или иным чем, яко малыми палочками и протчим, чем нелегко смертно убить возможно, в котором последнем случае обыкновенное наказание произвести невозможно, но на разсмотрение судейское предается. Ежели случитца, что некоторый главный подчиненных своих за некоторые притчины захочет наказать, а такое в достойной и в должной ево чиновной ревности зло учинитца, что наказанной от того наказания умрет, то ведати надлежит, что оный главный по мнению правоучителей не животом, но жестоко имеет быть наказан, либо отставлением чина на время и службою рядовым, денежным штрафом, или заключением или вербованьем (набором) иных салдат. Арт. 155. Властно яко убийца сам, тако и протчие имеют быть наказаны, которые подлинно к смертному убийству вспомогали или советом или делом вступались. Арт. 156. Кто прямое оборонительное супротивление для обороны живота своего учинит, и онаго, кто его к сему принудил, убьет, оный от всякого наказания свободен. Арт. 157. Оный, который предлагает, что он обороняя себя, оного убил, имеет доказать, что он не зачинщик драки был, но от убитого нападен и зацеплен, и что он без опасения смертного уступить или уйти не мог. Толк. Не надлежит в нужном оборонении правила оных преступать. (1) В умерении, что оборонение со обижением равно есть, а именно, чтоб таким же образом оборонятися, каким образом от кого кто нападен будет. Ежели нападение учинитца оружием, то мочно оружием оборонятися; ежели же без оружия, то и противитися без оружия надлежит. Притом же надобно смотреть, когда кто кого ударит рукою, и того сильнее кого бьет, тогда обиженный может оружием оборонятися. Ибо есть все равно, как и чем смертный страх угрожен будет. Ежели смертной страх есть, то надлежит оборонятися как возможно. (2) Состоит нужное оборонение временем, а им янно: ежели нужное оборонение в самом деле вскоре учинится, когда подлинно в страхе есть и зацеплен будет. Того ради есть ли оный, кто задерет, уступит и от обижениаго побежит, а обиженный ево настигать побежит, и тогда убьет, то оный уже регулы нужного оборонения преступил. И тако смертное убивство из отмщения, нежели от оборонения учинил. (3). Состоит нужяое оборонение в сей притчине, а именно, когда чрез неправое нападение и насилным образом кто обижен будет, хотя кто и должен (ежели задран будет) столко долго уступать, елико возможно, и так без смертнаго убивства из страху спастись; однакож насупротив того, когда уже в страхе есть, и невозможно более уступать, тогда не должен есть от соперника себе перваго удара ожидать, ибо чрез такой первый удар может тако учинится, что и противится весьма забудет. Ежели сыщется, что преступитель правил нужного оборонения преступил, и не так прилежно смотрел, то он, понеже в начале достойные притчины имел к нужному оборонеиию, не животом, но по разсуждению судейскому жестоко, тюрмою, штрафом денежным или шпицрутеном имеет быть наказан, купно же надлежит на него и церковное покаяние положить. Арт. 158. Ежели учинится смертный убой, хотя ненарочно и неволею, чтоб кого убить или поранить, однакож сочинитель того виновен есть, понеже убивство от того произошло: и тако наказание исполиитца над виновным по делу и состоянию оного, и какую вину в том имеет, илитюрмою, денежным наказанием, шпицрутеном или сему подобным. Толк. Например: ежели салдат мушкет свой крепко зарядил, а не в пристойном или в таком месте, где люди ходят, будет в цель стрелять, и ранит человека, или при заряде ружья своего будет неосторожно поступать и кого нибудь застрелит; хотя сие за наглое убийство причесть невозможно, однакож салдат в том виновен, что в таком месте стрелял, и с оружием своим осторожнее не поступал. И в сем случае можно виновному церковное покаяние взложить, купно с другими наказаниями. Ежели кто кого с ненависти толкнет, или что с злости на Него бросит, или учинит ему что из недружбы, от чего умрет, то оный обыкновенной смертной казни подвержен. Ежели кто в драке убит будет, и в оной других много было, и его били, а подлинно дознаться будет невозможно, ниже уведать, кто его именно поранил и умертвил, а из них кто нибудь один будет по дознанию и угадом приличен; тогда того жестоко допросить, и мочно его пытать. А буде весьма невозможно уведать, кто из них убийца есть и никто из них гораздо неприличен, то по правам в таком сумнений состоит никого не пытать, ниже смертью казнить надлежит, но их всех тюрмою, штрафом денежным, шпицрутеном или протчим наказать, притом же и к церковному покаянию всех принудить. Арт. 159. Но весьма неумышленное и ненарочное убивство, у котораго никакой вины не находитца, оное без наказания отпустится. Толк. На пример: егда в поле ученье стрелянию в цель отправится, и случитца, что кто нибудь за цель пойдет, а его не усмотрят, или побежит чрез место между стреляющим и целью, и тем выстрелом умерщвлен будет, в таком случае учинитель того конечно свободен есть. Арт. 160. Ежели кто кому прикажет кого смертно убить, оный також, яко убийца, сам имеет казнен быть смертью, а именно голову ему отсечь. Арт. 161. А ежели ж кто для прибыли или в надежде к какой прибыли договоритца, найметца или даст себя подкупить, или готова себя учинит кого убить смертно, тогда оный купно с тем, кто его нанял, подкупил или упросил, колесом разломан, и тела их на колеса положены быть имеют. Толк. Сие наказание имеет свое исполнение, хотя обещанная кому прибыль вскоре отдана, или впредь еще имеет быть заплачена, или хотя точию едина надежда к прибыли учинена, и обещание в том дано было. Ежели тот, котораго умертвить хотели, подлинно не убит, однакож на него нападение было, и оный побит или ранен, то как подкупщик, так и наемщик мечем казнены, и обоих тела на колеса положены будут. Арт. 162. Ежели кто другаго отравою погубит, онаго надлежит колесовать. Арт. 163. Ежели кто отца своего, мать, дитя во младенчестве, офицера наглым образом умертвит, оного колесовать, а тело его на колесо положить, а за протчих мечем наказать. Толк. Ежели сие убийство учинитца ненарочно, или не в намерении кого умертвить, якобы кто похотел жену свою или дитя наказать, и оную так жестоко побьет, что подлинно от того; умрет, то правда, что наказание легче бывает. А ежели умышленное убивство будет, тогда убийца имеет мечем наказан быть. Арт. 164. Ежели кто сам себя убьет, то надлежит палачу тело его в безчестное место отволочь и закопать, волоча прежде по улицам или обозу. Толк. А ежели кто учинил в безпамятстве, болезни, в меленхолии, то оное тело в особливом, но не в безчестном месте похоронить. И того ради должно, что пока такой самоубийца погребен будет, чтоб судьи наперед о обстоятельстве и притчинах подлинно уведомились, и чрез приговор определили б, каким образом его погребсти. Ежели салдат пойман будет в самом деле, что хотел себя сам убить, и в том ему помешали, и того исполнить не мог, а учинит то от мучения и досады, чтоб более не жить, или в безпамятстве и за стыдом, оный по мнению учителей прав с безчестием от полку отогнан быть имеет.А ежели ж кроме вышеупомянутых притчин сие учинил, онаго казнить смертию. Гл. XX. - О содомском грехе, о насилии и блуде Арт. 165. Ежели смешается человек со скотом и безумною тварию, и учинит скверность, онаго жестоко на теле наказать. Арт. 166. Ежели кто отрока осквернит, или муж с мужем мужеложству, оные яко в прежнем артикуле помянуто, имеют быть наказаны. Ежели же насильством то учинено, тогда смертию или вечно на галеру ссылкою наказать. Арт. 167. Ежели кто женский пол, старую или молодую, замужнюю или холостую в неприятельской или дружеской земли изнасилствует, и освидетелствуется, и оному голову отсечь, или вечно на галеру послать, по силе дела. Толк. Скверныя женщины обыкновенно, когда в своих скверностях иногда многия скверности учинят, предлагают, что насилством чести своей лишены и насилствованы. Тогда судье их такому предложению вскоре не надлежит верить, но подлиннее о правде выведать, и чрез сие насилие мочно освидетельствовать, егда изнасильствованная свидетелей имеет, что оная с великим криком других на помочь призывала, а ежели сие дело в лесу или в ином каком единаком месте учинилось, то оной женщине, хотя б она и в доброй славе была, невозможно вскоре верить. Однако же судья может при том случившияся обстоятельства разсмотреть, и егда обрящет ее честну, то может онаго пытать или к присяге привесть. А такия обстоятельства меж другим могут сии быть: (1) Ежели у женщины или у насилника или у них обоих, найдется, что платье от обороны разодрано. (2) Или у единаго, или другаго, или синевы или кровавые знаки найдутся. (3) Ежели изнасиленная по скором деле к судье придет, и о насилствии жалобу принесет. При котором случае ее притвор и поступки гораздо примечать потребно. А ежели несколько времени о том умолчит, и того часу жалобы не принесет, но умолчит единый день или более потом, то весьма по видимому видно будет, что и она к тому охоту имела. Хотя правда, некоторыя права насилие над явною блудницею не жестоко наказать повелевают, однакож сие все едино. Ибо насилие есть насилие, хотя над блудницею или честною женою, и надлежит судье не на особу, но на дело и самое обстоятелство смотреть, в чем саксонския права зело согласуются. Начатое изнасилствие женщины, а неокончанное наказуется по разсмотрению. Арт. 168. Кто честную жену, вдову или девицу тайно уведет, и изнасилничает, а оная вскоре или потом хотя в том позволила, онаго казнить смертию, отсечь голову. Толк. Сие обыкновенное наказание силы не имеет, ежели уведенная уводчикова была невеста зарученная, а отеческой ниже душеприкащикбвой воле подвержена не была. Арт. 169. Ежели муж женатый с женою замужнею телесно смешаетца, и прелюбодеяние учинят, оные оба наказаны да будут, по делу и вине смотря. Арт. 170. Одинакое прелюбодеяние, когда едина особа в супружеству обретается, а другая холостая есть, оная, по состоянию особ и обстоятельству, имеет жестоким заключением, шпицрутеном и отставлением от полку, или посылкою на каторгу на время наказана быть. Толк. Ежели невинной супруг за прелюбодеющую супругу просить будет, и с нею помиритца, или прелюбодеющая сторона может доказать, что в супружестве способу не может получить телесную охоту утолить, то мочно наказание умалить. Единакое прелюбодейство також чинится, естьли холос-той с девкою, а за другаго сговоренною невестою смешаетца. Арт. 171. Кто при живой жене своей на другой браком сочетается, и тако две жены разом иметь будет, онаго судить церковным правилом. Арт. 172. А ежели супруг или хотя супруга к тому обмануты, в супружество вступит с тем, кто уже женат, оный от всякаго наказания уволен, и в прежней чести и достоинстве содержан будет. Арт. 173. Блуд, ежели двое из ближних свойственников (которым по правам в супружество вступить невозможно для свойства) телесно смешаютца, и правда в восходящей и нисходящей линии смертию казнен бывает. Арт. 174. Ежели же учинитца в побочной линии и между ближними свояками, то по разсуждению судейскому наказаны, и виновные явно церковное покаяние принести имеют. Арт. 175. Никакия блудницы при полках терпимы не будут, но ежели оные найдутца, имеют оныя без разсмотрения особ, чрез профоса раздеты и явно выгнаны быть. Арт. 176, Ежели холостый человек пребудет с девкою, и она от него родит, то оный для содержания матери и младенца, по состоянию его, и платы нечто имеет дать, и сверх того тюрьмою и церковным покаяниям имеет быть наказан, разве что он потом на ней женитца, и возмет ее за сущую жену, и в таком случае их не штрафовать. Толк. Ежели кто с девкою пребудет, или очреватит ее, под уговором, чтоб на ней женитца, то он сие содержать и на чреватой женитца весьма обязан. Ежели ж отговоритца, что будто ей не обещал о женитьбе, а признает при сем, что он ее обеременил, к тому же иные свидетелства явятца, из чего мочно будет видеть, что он всеконечно о супружестве обещал: то надлежит его с присягою спросить, что он с нею ни в какия супружеския дела не вступал, ниже оной обещал. А хотя она и чревата, а других доказаний нет, то не потребно его к присяге приводить. Ежели ж оный не захочет, и не возможет присяги учинить, то должен он на чреватой женитца: також, когда доказательства и признаки, что он обещал женитца, велики и сильны суть, а опасаясь нарушения присяги, то более надлежит оного к супружеству принуждать, нежели присягою поступать. Арт. 177. От позорных речей и блядских песней достойно и надобно всякому под наказанием удержатись. Гл. XXI. - О зажигании, грабительстве и воровстве Арт. 178. Кто из офицеров или рядовых самоволством или нарочно без указу в маршу город, село и деревню или церкви, школы, шпитали и мельницы зажжет, печи или некоторые дворы сломает, також крестьянскую рухледь и прочее что потратит оный купно с теми, которые помогали, яко зажигатель и преступитель уложения смертию имеет быть казнен и сожжен. Арт. 179. А ежели каким небрежением и неосторожностью, или виною офицеров или салдат, такие подобные пожары в квартирах или инде где учинятца, то оные, которые в том виновны, убыток по судейскому приговору наградить. И сверх того, по изобретению вины и неосторожности, наказаны имеют быть. Арт, 180. Також и с теми таким же образом поступать надлежит, когда у подданных дворы, бревна, заборы и протчее сломаны и сожжены, или хлеб на поле стравлен, или потрачен будет, разве по необходимой нужде востребуется и на то позволится. Арт. 181. Також в земле неприятельской никто б не дерзал без указу, на котором бы месте ни было, зажигать или огонь вбросить. Кто против того учинит, оный по приговору военнаго суда, как для убытку и ущербу чрезчто войско его величества понесет, так и для прибытку, чрез что неприятель получит, жестоким заключением, отставлением от службы, шпицрутеном наказан будет. А ежели сожжет квартиры началных своих или и других, умыслом для какого зла, той весьма смертию казнен имеет быть. Арт. 182. Никто бы, ниже офицер, рейтар или солдат не дерзал никакогоб человека, его величества подданного или нет, грабить и насилить, или что у него силою отнимать, хотя на улице, в походе чрез землю, или в обозе, городех, крепостях и деревнях, под наказанием на теле и смертию. Арт. 183. Також бы никто у тех, которые сквозь караул пойдут, денег, или иного чего насильно брать не дерзал, под смертною казнию. Толк. Вышеозначенные оба артикула разумеются, ежели с невооруженною рукою чинится. Арт. 184. Ежели кто подарков, прибыли или ползы себе ради, чрез караул кого пропустит, где не надлежит пропускать, оного надлежит повесить. Арт. 185. Кто людей на пути и улицах вооруженною рукой нападет и оных силою ограбит или побьет, поранит или умертвит, оного купно с теми, которые при нем были и помогали, колесовать и на колеса тела их потом положить. Толк. Ежели кто ворветца без оружия, или войдет в дом без насилства в конюшню или хоромы, или отопрет сундуки, хоромы воровскими ключами, от чего никакого насилия или убийства опасатись не надлежало, онаго шпицрутенами, яко прочих воров, наказать. Також ежели вор, правда, ворветца в намерении украсть, но и в том пойман или отогнан, или помешает ему кто, что ничего с собою не унес, оного також шпицрутеном полегче наказать надлежит. Впрочем в правах позволено вора, который в ночи в дом ворвется, без страху наказания умертвить, ежели его без своего опасения преодолеть было невозможно. Ибо надлежит разсудить, что вор не для единой кражи, но чтоб и умертвить, в дом ночью врываетца. Арт. 186. Кто церкви или иныя святыя места покрадет, или у оных что насильно отьимет, також и тех, которые в обоз, крепости и городы всякой провиант привозят, оный имеет быть лишен живот, и тело его на колесо положено. Арт. 187. Ежели кто человека украдет и продаст, оному надлежит, ежели докажется, голову отсечь. Арт. 188. Кто украдет что из намету или палубов 1, в поле или походе, и в том будет пойман, оному отрезать уши и нос. Арт. 189. Ежели кто в воровстве пойман будет, а число краденаго более 20 рублев не превозыдет, то надлежит вора в первые шестью сквозь полк прогнать шпицрутен, вдругорядь двенадцатью, а втретие, отрезав нос и уши, сослать на каторгу, а украденное всегда от него отобрать. Толк. Оные, которые в воровстве конечно вспомогали, или о воровстве ведали, и от того часть получили, или краденое ведая, добровольно приняли, спрятали и утаили, оные, властно, яко самые воры, да накажутся. Ежели многие в воровстве пойманы будут, те все, хотя их много ли мало, всяк так наказан будет, яко бы един все воровство учинил. Овощные воры, такожде которые дрова, кур, гусей и рыбы крадут, по разсмотрению воровства да накажутся. Арт. 190. Ежели кто купит или продаст, ведаючи краденыя вещи и скроет, и содержит при себе вора, оный яко вор сам наказан быть имеет. Арт. 191. Ежели кто украдет (1) ценою более 20 рублей, (2) в четвертые, (3) ежели во время нужды водяной или пожарной, или (4) из артиллерии, магазейну, амуниции или цейггауза его величества или (5) от своего собственнаго господина, или (6) от товарища своего, или (7) на месте, где он караул имел, оный хотя много или мало украл, имеет быть повешен. Арт. 192. Ежели кто, стоя на карауле, что украдет, много или мало, оный имеет быть повешен. Арт. 193. Ежели кому что в верные руки из сохранение дастся, а потом в принятии он запрется, или иным каким способом искать будет, чтоб утаить, тогда оного, яко вора, таким же образом, по состоянию дела и цене повереннаго ему добра, наказать. Арт. 194. Кто его величества или государственныя деньги в руках имея, из оных несколько утаит, украдет, и к своей пользе употребит, и в расходе меньше записано и сочтено будет, нежели что он получил, оный живота лишится и имеет быть повешен. Тую же казнь чинить и тем, кои ведая про то, а не известят. Арт. 195. Ежели кто что найдет в походе или инде где, на дороге и местах, хотя б что ни было, оный долженствует офицеру своему о сем донести, и найденное без замедления принести, дабы у пароля или инако о сем было объявлено, и найденное господину, кому надлежит, отдано было. Кто инако учинит, имеет наказан быть яко за кражу, и найденное паки возвратить. Толк. Ежели кто что найдет, и оное по должности объявит и отдаст, оному надлежит за труды дать тринкгельд (или на пропой) дабы с третьего долею найденнаго равно могло быть ценою. Наказание воровства обыкновенно умаляется, или весьма отставляется, ежели кто из крайней голодной нужды (которую он доказать имеет) съестное или питейное, или иное что невеликой цены украдет, или кто в лишении умаворовство учинит, или вор будет младенец, которых дабы заранее от сего отучить, могут от родителей своих лозами наказаны быть. Гл. XXII. - О лживой присяге и подобных сему преступлениях Арт. 196. Кто лживую присягу учинит, и в том явственным свидетелством обличен будет, оному надлежит два пальца, которыми он присягал, отсечь, а его послать на каторгу. Толк. Сие надлежит точию разумети о том, который лживую присягу подлинно учинил, но ненадобно так оное распространять, чтоб и того сим же наказанием отягчать, который не осмыслясь, к присяге представит себя. Ибо сие безпамятству причитается. А ежели потом освидетелствуется, без наказания отпущен быть не имеет. Арт. 197. Ежели таковой клятвопреступник чрез свою лживую присягу кому чинит вред на теле или в имении, то оного надлежит по розыску дела и по судейскому приговору жестоко наказать, а иногда и весьма живота лишить. Арт. 198. Також с таковыми клятвопреступники и свидетелми поступать должно, которые по учиненной присяге ложно свидетелствовали, и невинному учинят вред. Толк. И все сии, которые найдены будут во лживой присяге, могут сверх других наказаний явным церковным покаянием наказаны быть. Арт. 199. Кто лживую монету будет бить или делать, оный имеет живота лишен, и по великости нарушения, сожжен быть. Толк. Монета трояким образом фильшиво делается, (1) когда кто воровски чужим чеканом напечатует, (2) когда не прямую руду (металл) примешает, (3) когда кто у монеты надлежащей вес отнимет, и сие последнее не животомнаказано, но чести и имения своего лишены бывают. Арт. 200. Ежели кто мерою и весом лживо поступит, оный не точию то добро (которым он обманул) имеет возвратить втрое, но и сверх того денежный штраф дать, и на теле имеет быть наказан. Арт. 201. Фальшивых печатей, писем и расхода сочинители имеют на теле наказаны, или чести и имения, пожитков и живота лишены быть по состоянию, ежели обман велик или мал, или вредителей есть. Арт. 202. Ежели кто с умыслу лживое имя или прозвище себе примет и некоторый учинит вред, оный за безчестнаго объявлен и по обстоятельству преступления, наказан быть имеет. Толк. А ежели кто без обмана и без всякого вредительнаго намерения, но от страху себе наказания на теле или живота лишения, имя свое переменит, оного никако не надлежит наказывать, и такое ему пременение имяне в правах допущаетца, и не запрещается. Арт. 203. Ежели кто явно прибитые указы, повеления нарочно и нагло раздерет, отбросит или вычернит, оный посланием на каторгу с жестоким наказанием или смертию, а ежели небрежением каким, то денежным штрафом, тюрмою, шпицрутеном и прочим, по великости преступления, наказан быть имеет. Гл. XXIII. - О палаче и профосах Арт. 204. Никто да не дерзает генералу-гевальдигеру, профосам и протчим судейским служителям, во управлении чина их, и когда оныя захотят взять винного, возбранять и воспрепятствовать, ниже б им противитися, ниже на палача каким образом нападать, когда он какую казнь по указу отправлять будет, под потерянием живота. Толк. Ибо сии суть слуги началства; и ежели им что непристойное учинится, почитается властно, якобы высокому началству самому сие приключилось, и в отправлении должности их помешано. Когда палач к смерти осужденному имеет голову отсечь, а единым разом головы не отсечет, или когда кого имеет повесить, а веревка порветца, и осужденный с виселицы оторветца, и еще жив будет, того ради осужденныйнесвободен есть, но палач имеет чин свой до тех мест отправлять, пока осужденный живота лишится, и тако приговор исправлен быть может. Арт. 205. Ежели осужденный будет противитца против того, который командирован будет его взять, а оного взять будет невозможно, тогда хотя осужденнаго оный и убьет, то за оное наказать не надлежит. Однакож сие для обыкновенных воров, а не чрезвычайных яко бунтовщиков и изменников, которых убийством могут многие товарищи покрыты быть. Гл. XXIV. - О утаении и увозе злодеев Арт. 206. Никто б ни вышняго, ниже нижняго чина, никаким образом не дерзал, никого из неприятелей, изменника какова, или злодея утаить, или под каким видом уводить, дабы от заслуженнаго наказания оного освободить, под необходимою смертною казнию. Толк. Каждый должен злодея задержать и возпрепятствовать, чтоб не ушел, пока оный надлежащему караулу отдан не будет. Сие наказание и над оными произведено бывает, которые к сему делу вспомогали. Арт. 207. Когда злодей караулу или генералу-гевальдигеру или профосам уже отдан, и оным онаго стеречь приказано будет, а злодей чрез небрежение их уйдет, или от них без указу отпуститца, тогда оные, которые в сем виновны, вместо преступителя, имеют надлежащее наказание претерпеть. Арт. 208. Ежели офицеру о погрешении салдата его донесено будет, тогда имеет оного немедленно за арест взять и погрешение онаго объявить. Ежели ж сего не учинит, то впервые 6 месяцев рядовым салдатом служить принужден, а вдругорядь яко негодный офицер отставлен быть. Арт. 209. Кто когда ошельмован или в руках палачевых был, оный в войске его величества терпим да не имеет быть, но надлежит оного отослать. Толк. Салдаты и офицеры в великих преступлениях, как и протчие злодеи могут быть пытаны, в сем нет сомнения ибо в то время не яко салдат или офицер, но яко злодей почитается. Ежелиж он на пытке явится невинен, или от его величества, или фельтмаршала весьма прощен будет, то для невинности своей высокоповеренный чин свой может конечно паки отправлять, хотя он и в палачевских руках и на пытке был. Однакож иногда в сем деле бывает не без трудности до тех мест, пока над ним публично знамя не возложится. И тако чрез сие паки за честнаго причтен, и всем всеконечно запрещено будет, дабы ему сим впредь не попрекать. Российское законодательство Х - XX веков. Том 4. М., 1986.

 

КРАТКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРОЦЕСОВ ИЛИ СУДЕБНЫХ ТЯЖЕБ(1715 г., март) Гл. I. - О суде и судиах 1. И понеже первее надлежит краткое изображение судебных тяжеб здесь представить, и что при том внимания достойнаго есть: того ради запотребно разсуждаем, прежде о суде и процесах (тяжбах) упомянуть, и какие притом находятца обстоятельства. 2. Суд всегда из некоторого числа честных особ сочинен бывает, которым от высокого началства власть и мощь во управлении правосудия дана. Оным тягающияся особы свои тяжебныя дела порядочно 1 доносить, и по правам на оные решения от них получить могут. 3. По нашему намерению, правосудие удобнейше последующим образом учреждено быть может. (1) В гражданской суд, который во время миру и войны в каждом государстве твердо определен есть, и разные ссоры и брани, междо подданными разных чинов происходящие, оной же властисудейской подвержены суть. (2) В воинской суд, в котором толко ссоры междо офицеры, солдаты и протчими особами войску надлежащими, происходящие разыскиваются и по изобретении дел решатся, и о сем последнем есть наше намерение здесь пространнее объявить. 4. Воинской суд, или кригсрехт, равным же образом розделяется в генералной кригсрехт и в полковой кригсрехт. В генералном кригсрехте последующие причины судимы суть: (1) Вина оскорбления величества или государственные дела; (2) Погрешения от целаго или половины полка, от баталиона, шквадрона или роты происходящыя; (3) Когда на знатных и высоких офицеров жалобы, чести и животакасающыяся, приносятся; (4) Также, ежели кто фелтьмарша ла или другаго кого из высоких офицеров лишит чести или живота. А к полковому кригсрехту надлежат притчины, которые между ундерофицерами и рядовыми происходят или когда в чем преступление от оных учинится и протчие всей жизни междо офицеры и рядовыми случающияся притчины. 5. Власть судейская помянутых кригсрехтов не разпространяется далее, яко над офицеры, солдаты и протчими к войску надлежащими людми, междо которыми офицерские служители, харчевники и протчие, кроме жен и младенцев, разумеются. 6. Впротчем обыкновение бывало, что в кригсрехтах всегда определялось 13 особам сидеть. А имянно в генералном кригсрехте сидел, фелтьмаршал или наместник его, или который знатный генерал, президентом. А в полковом кригсрехте полковник или полуполковник. Но понеже разныя воинския нужды не допущают всегда полное число офицеров иметь или оных при судебных делах удерживать, ибо почасту случаются такие дела, которых вскоре окончать невозможно. Того ради ныне во многих местах позволено в кригсрехтах токмо 7 особам сидеть. А имянно в генеральном кригсрехте, ежели владеющий государь при войске есть присутствен, президует Фелтьмаршал. А ежели: фелтьмаршал толко един при войске обретается, и оным тогда командует, один генерал. И имеет при себе ассессоров 1: 2 генералов-порутчиков, 2 генералов-маеоров; 2 брегадиров или полковников. А ежели при войске или во оном месте, где имеет быть кригсрехт, толикого числа генералов в присутствии нет, тогда мочно, вместо оных взять полковников, полуполковников и маеоров и наполнить потребное число, чтоб с президентом было седмь особ. В полковом кригсрехте президует полковник или полуполковник и имеет при себе ассессоров: 2 капитанов; 2 порутчиков; 2 прапорщиков. 7. Хотя обще всем судьям знать надлежит права и разуметь правду, ибо неразумеющий правды не может разсудить ея, однако ж при кригсрехтах иныя находятся обстоятельства, понеже во оных обретаются токмо офицеры, от которых особливаго искусства в правах требовать не мочно, ибо они время свое обучением воинского искусства, а не юритическаго провождают, и того ради держатся при войсках генералы, обор и полковые аудиторы 2, от которых весма требуетца доброе искусство в правах, и надлежит оным добрым быть юристам, дабы при кригсрехтах накрепко смотрили и хранили, чтоб процессы порядочно и надлежащим образом отправлялись. И хотя аудиторы при суде голосу в приговорах не имеют, (чего ради оных при судейском столе и не сажают, но обыкновенно при особливом столе купно с секретарем, или протоколистом, ежели притом кто из сих определитца, сидят), однакож надлежит оным, и должни они всегда добрым порядком, что за непристойно обрящут, упоминать, или когда кого в кригсрехте в разсуждении погрешающаго усмотрят, тогда оного к правде основателно приводить. 8. Также надлежит притом аудитору накрепко смотреть, чтоб каждого, без разсмотрения персон 1 судили, и самому не похлебствовать никому, но сущею правдою в деле поступать и тако быть посредственником междо челобитчиком и ответчиком. А ежели он напротив в неравномерном приговоре похлебствен причинитца, то сверх лишения чина его, надлежит ему еще иное жестокое учинить наказание. 9. Ежели случатся дела, которые воинским судом окончатись имеют, тогда пошлетца о том указ от высокого началства ко оному, который избран будет президентом, и притом либо имянно помянетца о числе и имянах ассессорских или предастся на разсуждение президентское, каких он сам похочет себе избра




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1615 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2370 - | 2121 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.