Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Блаженная Любушка Вырицкая




 

«Странница Любовь» или «старица Лю­бовь» — так пишут ее имя теперь в поминаль­ных записках, а при жизни все называли ее просто Любушка. Собрано, написано и опубли­ковано ныне ее жизнеописание, но все равно — тайна святости остается тайной. Как в советское время слабая и одинокая женщина смогла стать воистину «столпом Православия» — той, во­круг которой спасались тысячи? Как стала она незаменимой советчицей не только для про­стых людей, но и для иерархов? Почему кончина ее была такой мучительной и столько перенесла она в конце жизни? Эти вопросы, думается, на земле так и останутся без ответа.

Для тысяч людей, приезжавших к ней в Сусанино, навсегда в памяти останется свет, лив­шийся из ее глаз-из ее земных очей смотрело Небо. От нее проистекала любовь, смирение, сострадание. Не нужно было никаких расска­зов о ее прозорливости и других духовных да­рах, нужно было только увидеть ее согбенную фигурку, убогую одежду, мешки с хлебом и эти глаза, чтобы почувствовать — да, это святость. Вот что такое — святой человек. И за что нам такой дар — встреча с настоящей святостью?

Блаженная Любушка родилась 17 сентября 1912 года в крестьянской семье Лазаревых близ Сухиничей, то есть недалеко от Оптиной пу­стыни. Пяти лет Любушка осиротела — умер­ла ее мать, а скоро и отца «забрали». Был он церковным старостой и, можно сказать, при­нял смерть за веру. Потому что вскоре после возвращения из лагеря умер от скоротечной болезни.

Любушка была очень красивой девушкой, ее окружало множество женихов, тетушка, ко­торая взяла сироту на воспитание, хотела вы­дать ее замуж. Но будущая старица не приняла такой судьбы и уехала в Ленинград к брату. По­ступила работать на «Красный треугольник» калошницей — во вредный цех. Проработала одиннадцать лет, а потом заболела туберкуле­зом, пришлось перейти на должность касте­лянши на склад. Здесь ее стали принуждать об­манывать, делать приписки.

Она часто молилась в Николо-Богоявлен­ском кафедральном соборе, а также на Волхо­вом кладбище в храме Иова Многострадаль­ного — на «Волкуше», как ласково называют этот храм коренные питерцы. Жила неподале­ку с братом и невесткой в коммунальной квар­тире на улице Тамбовской, в доме № 46. Пита­лась скудно: пила чай с хлебом. В семье брата варили мясные супы — Любушка мясо не ела. Постник иеросхимонах Серафим Вырицкий говорил: «Надо заключить мир с животны­ми». Однажды она, ослабев, упала на улице, стала призывать Господа. Приехавший врач «скорой помощи» отказался забрать ее в те­рапевтическое отделение: «Это не моя боль­ная». И девушку, учитывая некоторые «стран­ности» в ее поведении, отвезли в психиатриче­скую больницу. Ей удалось уйти оттуда, оставив паспорт в руках врачей. Что ей пришлось пре­терпеть тогда, один Господь ведает* Любушка рассказывала Лукии Ивановне, что, сбежав из больницы, три дня ничего не ела. Ей стыдно было просить. По милости Божией встретила верующую женщину, которая, увидев плачу­щую девушку, пожалела ее и накормила. По­сле этого возникли проблемы с братом. Все это очень осложняло ей жизнь.

И началась жизнь странническая. По пре­данию, на это ее благословил преподобный Серафим Вырицкий. Некоторым своим духов­ным чадам старец Серафим давал послушание духовно окормлять православных. Не имея возможности принимать всех, он молился, чтобы Господь даровал одним людям помощь через других, духовно с ним связанных, как при жизни его, так и после кончины. Это было сокровенным деланием Вырицкого старца.

Без прописки, без дома — и это в 50-е годы, когда за малейшее нарушение паспортного ре­жима грозила тюрьма. Ночевала, где придется, часто в лесу, под открытым небом. Странни­ца обошла многие святые места России, была даже у отшельников гор Кавказских. Но всег­да, из всех своих странствий возвращалась она в Вырицу — к старцу Серафиму (сначала к жи­вому, потом — на могилку).

Благословение на подвиг юродства Христа ради Любушка получила от блаженной стари­цы Марии (Маковкиной; 1884-1971), кото­рая подвизалась при Николо-Богоявленском кафедральном соборе. Эта дивная раба Божия была духовной дочерью старца Варнавы Гефси-манского, а затем его друга и сотаинника иеро-схимонаха Серафима Вырицкого. По некото­рым сведениям, и благословение на прекраще­ние странствий и послушание в окрестностях града святого Петра Любушка получила также от блаженной старицы Марии. Предвидя свою кончину, блаженная Мария передала свое слу­жение Любушке, сказав при этом: «она вели­кая». Так странница поселилась в Вырице.

Старец Серафим Вырицкий говорил, что настанет время, когда за каждого верующего сорок грешников цепляться будут, чтобы он вытащил их из болота греховного. Таким спа­сителем для знавших ее стала блаженная Лю­бушка. Она помогала в деле спасения от го­лода духовного не только в годы блокады, но и в мирное время, когда люди нуждаются в за­ступнике и утешителе не меньше, чем на войне.

В Вырице Любушка поначалу жила где при­дется и питалась подаянием. Местные жители относились к ней как к Христа ради юродивой и потому не обижали ее. Днем она странство­вала по поселку, стояла на службе в храме, а на ночлег просилась к разным людям. И не всегда к добрым. Бывало, стоит она у какого-то дома, а ей знакомые прохожие говорят: «Что ты тут стоишь, тут такая пьянь живет!» А матушка отвечала: «Может, они милость мне окажут, и Господь их помилует!» По воспоминани­ям, блаженная Любушка со слезами молилась за Вырицу, иногда громко, в голос, обращаясь к Господу с просьбой о помиловании.

За двадцать с лишним лет до кончины, по­сле многолетних странствований, Любушка нашла себе постоянное пристанище — почти до конца своих дней она жила у Лукии Ива­новны Мироновой, которая стала для нее ду­ховной сестрой. Жила сначала в Вырице, где в одной комнате помещалась сама Лукия Ива­новна, ее дочь, муж и двое детей. Через два года жизни «в тесноте, но не в обиде», семья, по благословению Любушки, перебралась в Сусанино — железнодорожный поселок в шести километрах от Вырицы.

Домик в Сусанине стал народным при­бежищем — туда устремились сотни, а затем и тысячи посетителей. Люди шли к Любушке как к пророчице: что Господь возвестит, то она и скажет, и принимали ее ответ как из уст Бо-жиих. Любушка совершала свои молитвы днем и ночью, не позволяя себе не только прилечь, но даже присесть. Это был подвиг столпничества, который она несла многие годы — возможно, по благословению столпника XX века иеросхи-монаха Серафима Вырицкого.

Матушка видела все духовным взором. Недаром она спрашивала у приходящих к ней: «А где ты живешь? А в каком районе? А на ка­кой улице?» И было ощущение, что она видит все обстоятельства жизни человека, видит ме­сто, где он живет. Она принимала (но далеко не от всех!) принесенный богомольцами хлеб, откусывала от него кусочек и по-детски про­стыми словами поминала приносящих. Люди, видя это, начинали плакать слезами любви и покаяния. Будто короста спадала с их душ, оставался единственный вопль: «Господи, по­милуй мя, грешного!» Потом остатки этого хлеба она брала с собой к Сусанинскому храму и кормила птиц.

Наряду с особым заступничеством старицы можно говорить и о сокровенном знании ею гроз­ных судеб Божиих. Она немало говорила об испы­таниях, которые ждут петербуржцев. А накануне трагедии в Оптиной пустыни, когда один из бра­тии монастыря, постоянно получавший письма с угрозами о расправе, спросил ее, что его ждет, то услышал в ответ: «Убьют, но только не тебя».

Матушке были открыты изменения воли Божией. Так она могла на протяжении несколь­ких лет говорить: «Как хорошо, что у тебя нет детей. Время такое сейчас — в вере воспитать ребенка очень трудно». Но, услышав об ожи­дании ребенка, захлопала в ладоши и восклик­нула: «Слава Богу! Слава Богу! Он будет хоро­ший!» Определив тем самым и пол будущего ребенка. Вообще такое детское определение из уст Любушки приходилось слышать не раз: «Отец Иннокентий хороший. Владыка хоро­ший. Матушка хорошая. Там хорошо». Но приходилось слышать и обличения.

В домике часто собиралось много народа, дальние оставались ночевать. При этом у че­ловека не спрашивали никаких свидетельств о благонадежности — матушка все прозрева­ла. Однажды в потоке обычного многолюд­ства приехали две женщины, вошли в избуш­ку, и тут же услышали: «А вы из Большого дома?» (Так у нас в Питере называли КГБ). Вместо ответа одна другой в потрясении сказа­ла: «Она — святая».

Разговаривая с человеком, Любушка часто «писала по руке» — водила пальчиком по ла­дошке и, как бы считывая то, что там написано, отвечала — иногда понятными словами, ино­гда загадочно, а часто — видимо зная, что че­ловек все равно не выполнит сказанное: «Как хотите. Делайте, как хотите». Так она отвечала тем, кто не исполнял ее благословения и опять приходил за советом.

Советами Любушки ру­ководствовались не только простые верующие, но и те, кому поручено «кормило Церкви» — и владыки, и опытные духовники, и недавно рукоположенные пастыри.

Ее благословение обычно соединялось с указанием на того святого, которому надо особенно молиться, отслужить молебен, про­читать акафист — чтобы исполнилось про­симое. Любушка говорила о том, что надо по­чаще ставить свечи, говорила об этом, как об очень важном деле. Да и вообще людям, кото­рые приходили к ней с запутанными семейны­ми или служебными проблемами, советовала всегда просто: «Читайте молитвы дома. Учите детей молиться». И на самом деле, в жизни этих людей не хватало основы, все остальные проблемы были только «приложением».

Почти двадцать лет Любушка провела в Сусаннино, но в конце жизни опять отправи­лась в странничество. В восьмидесятилетнем возрасте, уже отягченная многими болезнями, она, как ветхозаветный Авраам, оставила место своего вселения для того, чтобы отправиться в новое странствование. Год она провела в Николо-Шартомском монастыре Ивановской епархии, побывала в Дивеево, в Шамордино, в Оптиной, в Бородинском монастыре и нако­нец поселилась в Вышневолоцком Богородице-Казанском женском монастыре. И сюда до самой кончины к ней продолжали ехать люди со всех концов России.

11 сентября 1997 г., на Усекновение главы Иоанна Предтечи, Любушка отошла ко Госпо­ду после перенесенной операции.

Промыслительно и то, что матушка умерла в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Она была истинный пророк нашего времени. Мы сейчас вполне понять этого не можем и не можем осмыслить величины ее святости. Со временем Господь Сам все расставит по местам.

 

Блаженный Феодор Вырицкий

 

По воспоминаниям вырицких старожилов, в 1950-х годах Любушку часто видели вместе с Федей блаженным. В народе его еще звали старец Федор Михайлович или Федя-пасту­шок. Он, как и старец Серафим, был урожен­цем Ярославской губернии. О себе особо не говорил, а дар предсказания имел. Подойдет, посмотрит, мысли человека прочитает и ска­жет, что делать, а чего не делать. Или на буду­щее от каких-то неверных поступков предосте­режет.

Раб Божий Сергий из Павловска рассказы­вал:

Я тогда был знаком с одной девицей — это уже после развода дело было. Намерения у меня были серьезные. Он же сразу сказал: «Разные у вас будут дороги». Так и произо­шло. Она получила травму и вскоре сконча­лась.

Федя-пастушок пас в Михайловке коров. Кнута у него не было, буренок своих он словом Божиим пас. Идет, бывало, по деревне: сам впе­реди, стадо за ним. Односельчане возмущались: «Какой же ты пастух, у тебя и кнута нет!» Он им в ответ: «Зачем скотинку бить, она и так все понимает». Поведал он мне тогда один случай.

Случилось так, что много дней в тех краях не было дождя. Все водоемчики, речушки пе­ресохли, одна грязь да тина остались. В колод­цах — водичка на самом дне, людям не хватает, где ж тут говорить о скотине.

Выгнал я своих буренушек в поле. Травка сухая, солнце печет, а бедная моя скотинушка мается без воды. Остановился и начал молить­ся. Долго так молился. Буренки вокруг меня собрались, будто помогают мне. Ковырнул я один камешек ногой. Смотрю, вокруг него стало мокренько. Стал я разрывать это место, образовалась вороночка. Я расширяю ее, рас­ширяю, а она водой помаленьку наполняется. Коровушки мои пить стали. Одна, вторая, третья. Вода прибывает и прибывает. Обра­зовалась такая вот большая размывка. И поил я моих коровушек в том месте все время, пока было жарко. Вода оказалась чистая, роднико­вая. Хотя ее там никогда прежде и не было. Многие удивлялись.

Федя-пастушок все время пел одну песенку:

Идет инок по дороге, Идет инок по широкой. Иди, инок, воротись, Церковь Божья отопрется, Братия дружно отзовется.

Жил Федя у одной старушки, а когда она умерла, молодые наследники выгнали его на улицу. Где голову приклонить, куда податься? Пришел он на могилку к старцу Серафиму, пал на колени, приложился и со слезами го­ворит: «Батюшка, я вот без роду и племени. Жить мне теперь негде и не на что — укажи дорогу, куда пойти. Благослови, батюшка». И забылся Федя коротким сном. Видит он во сне откровение и слышит голос старца Се­рафима: «Подожди немножко, скоро подой­дет к тебе одна старушка, будешь у нее жить». Через полчаса пришла раба Божия Евдокия: «Ой, Федя, что ты тут?» — «Да вот хозяй­ка моя померла, остался я теперь на улице». И пригласила старушка его к себе. Там он и доживал свой век.

Про Вырицу Федор Михайлович говорил: «Вырица — это святое место. Будет здесь жен­ский монастырь. Паломничество сюда будет большое».

Болел перед смертью Федор Михайлович. Хоронили его на вырицком кладбище, народу было очень много.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1106 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2597 - | 2438 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.