Блаженный Николай Псковский более трех десятилетий нес подвиг юродства. Еще задолго до смерти он стяжал благодатные дары Святого Духа и был удостоен дара чудотворения и пророчества. Современники-псковичи звали его Микула (Микола, Николка) Саллос, что в переводе с греческого означает "блаженный, юродивый", и еще при жизни почитали как святого, называя также Микула Свят.
Память его празднуется 28 февр. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых.
Была зима 1570 г. Разгромив Новгород, царь Иоанн Грозный с тем же намерением подступил ко Пскову. В субботу на 1-й седмице Великого поста (см. 20 февр. — житие прмч. Корнилия) царь остановился на ночлег в 5 верстах от города. Странная борьба происходила в душе его: предсмертные слова прп. Арсения (память его 8 мая): «Я буду неотступен от тебя во Пскове» — звучали в ушах его. «Теперь во Пскове все трепещут, говорил он приближенным, — но напрасно: я не сотворю им зла».
Действительно, в городе происходило смятение; вести об участи Новгорода уже достигли до него, и жители не знали, что им делать: бежать всем в леса? сопротивляться? В то же время между местным архиепископом, воеводой — князем Юрием Токмаковым — и Христа ради юродивым Николаем Салосом происходило совещание. По совету юродивого решено было устроить торжественную встречу. И вот когда царь, окруженный опричниками, вступил в город, он увидел, что перед каждым домом поставлены столы с хлебом и солью, а рядом со столами — на коленях граждане с женами и детьми.
Злоба опять закипела в душе царя. Когда первым поднес ему хлеб и соль князь Токмаков, он с яростью оттолкнул блюдо, и соль рассыпалась. Все вздрогнули от ужаса. В это время на палочке, как дитя, подъехал к нему юродивый. «Иванушка, Иванушка, — сказал он, - покушай хлеба и соли, а не человеческой крови». Царь велел схватить его, но юродивый скрылся. Царь вошел в Троицкий собор, и там начался молебен. После молебна блаженный опять подошел к нему и пригласил его в свою келью: он жил под соборной колокольней. Царь, который успел немного успокоиться, согласился.
В чисто убранной келье на лавке была разостлана скатерть, а на ней лежал кусок сырого мяса. «Покушай, Иванушка», - ласково сказал блаженный. «Я христианин, — сказал царь, — мяса постом не ем!» — «Ты делаешь хуже, - строго возразил ему блаженный, - ты питаешься плотию и кровию человеческою. Ты забываешь не только пост, но и Бога!» Злоба опять закипела в душе царя. Он приказал начать грабеж. «Оставь нас, прохожий человек, — строгим голосом сказал тогда блаженный,— ступай скорей от нас. Если еще помедлишь, то не на чем будет тебе бежать отсюда». Но царь уже не слушал, на соборной колокольне уже снимали лучший колокол. И в это самое время поспешно входит опричник и докладывает, что любимый царский конь пал. Тогда только царь опомнился — он поспешно вышел из кельи, приказал немедленно прекратить грабеж и выступать из города. Однако же награбленную добычу отвезли в Москву. Когда же 28 февраля 1576 г. блаженный Николай скончался, то благодарные граждане погребли его в Троицком соборе, где хоронили только князей и архипастырей.