Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики
Монгольское завоевание. Образование монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада
Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества
Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город 1.3.5Культурное развитие русских земель и княжеств
Даты:
1097 г. — Любечский съезд князей;
1113—1125 гг. — княжение Владимира Мономаха;
1125— 1132 гг. — княжение Мстислава Великого.
1206 г. — образование Монгольской державы, провозглашение Темучина Чингисханом;
1223 г. — битва на реке Калке;
1237 г. — начало похода Батыя на Северо-Восточную Русь;
1238 г. — битва на реке Сити;
1239— 1240 гг. — поход Батыя на Юго-Западную Русь.
конец XII в. — начало экспансии крестоносцев в Прибалтике;
15 июля 1240 г. — Невская битва;
5 апреля 1242 г. — Ледовое побоище.
1276 г. - образование Московского княжества;
1325—1340 гг. — княжение Ивана Калиты;
1359— 1389 гг. — княжение Дмитрия Донского;
8 сентября 1380 г. — Куликовская битва.
1462—1505 гг. — правление Ивана III;
1505—1533 гг. — правление Василия III;
1478 г. — присоединение Новгорода к Москве;
1485 г. — присоединение Твери к Москве;
1510 г. — присоединение Пскова к Москве.
Термины и понятия:
ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ — 1. период ослабления центральной власти в феодальных государствах в силу разной по своей продолжительности и эффекту децентрализации, обусловленной усилением крупных феодалов в условиях сеньориальной организации труда и воинской повинности. Новые более мелкие территориальные образования ведут практически независимое существование, господствующим в них является натуральное хозяйство. Термин был широко распространён в советской марксистской историографии и близок по значению к следующим терминам. 2. - закономерный процесс экономического усиления и политической обособленности феодальных владений. На территории одного государства создаются практически независимые друг от друга, самостоятельные государственные образования. (на Руси период XII - XV вв.).
РУССКИЕ КНЯЖЕСТВА (XII—XVI вв) — государственные образования на территории современных России, Украины, Белоруссии и Польши, а также (окраинные земли) на территории современных Румынии и Латвии, возглавлявшиеся князьями из династий Рюриковичей и Гедиминовичей. Образовались после распада Древнерусского государства на отдельные княжества. Период существования отдельных русских княжеств иногда называют термином Удельная Русь. В рамках марксистской теории исторического материализма он описывается как феодальная раздробленность.
КНЯЖЕСКАЯ МЕЖДОУСОБИЦА – борьба русских князей между собой за власть и территории.
РЕСПУБЛИКА (лат. res publica — «общее дело») — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами. Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, исключающей наследственный или иной, не выборный способ передачи власти.
МОНАРХИЯ - одна из форм управления государством, при которой верховная власть в нем частично или полностью принадлежит (формально или реально) монарху – единоличному главе этого государства. Монарх (султан, шах, император, царь, король и т.п.) обычно получает власть по наследству и правит пожизненно.
ТЕМНИК (от тьма — десять тысяч) — русское наименование воинского звания тумэнбаши в Золотой Орде. Темник командовал десятью тысячами воинов, состоял под непосредственным начальством хана.
НУКЕР (от монг. нөхөр; калм. нөкр — друг, товарищ, бур. нухэр — друг, помощник) — дружинник на службе феодализирующейся знати в период становления феодализма в Монголии. Во время войны нукеры выступали ратниками в войске своего сюзерена, в мирное время — стражей, «домашними людьми», приближёнными.
ИГО - Монго́ло-тата́рское и́го, монгольское иго, ордынское иго — система политической и даннической зависимости русских княжеств от Монгольской империи до 60-х годов XIII века, позже, после распада Монгольской империи, от Улуса Джучи (Золотой Орды), до конца XV века. Установление ига стало возможным в результате монгольского нашествия на Русь в 1237—1242 годах; иго устанавливалось в течение двух десятилетий после нашествия, в том числе и в неразорённых землях. В Северо-Восточной Руси длилось до 1480 года.
ЗОЛОТАЯ ОРДА – государство, основанное в начале 40-х гг. 13 века ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак. Русские княжества находились от Золотой Орды в вассальной зависимости. Столицы: Сарай-Бату, с 1-й половины 14 века - Сарай-Берке (Нижние Поволжье). В 15 веке распалась на Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское и другие ханства. Название «Золотая Орда» впервые было употреблено на Руси в 1566 году в историко-публицистическом сочинении «Казанская история», когда самого государства уже не существовало. До этого времени во всех русских источниках слово «Орда» использовалось без прилагательного «Золотая». С XIX века термин прочно закрепился в историографии и используется для обозначения улуса Джучи в целом, либо (в зависимости от контекста) его западной части со столицей в Сарае.
ЯРЛЫК - в монгольских и тюркских, в том числе татарских и казахских ханствах — письменное повеление хана, грамота ханская или информация о конкретном воплощении законов Ясы. «Ярлык на княжение» - грамота, по которой князь не просто получал право владеть территорией, но также и возможность удерживать часть средств для финансирования своей внутренней политики.
БАСКАК — представитель монгольского хана в завоёванных землях, сборщики налогов.
ЭКСПАНСИЯ (от лат. expansio - распространение) - расширение сферы господства, влияния, распространение чего-либо за первоначальные пределы (напр., территориальная, экономическая, политическая экспансия).
Материал к прочтению:
Под политической раздробленностью Руси понимают период XII—XV вв., когда на территории Древнерусского государства существовало до трех десятков княжеств и земель со своим порядком управления и хозяйственным укладом.
Причины политической раздробленности Руси:
• внутриполитические — постоянные междоусобные войны князей (они, в свою очередь, были вызваны увеличением к середине XI в. числа представителей династии Рюриковичей), а также процесс «оседания» дружины на земле, превращения дружинников в вотчинников, стремившихся к самостоятельности;
•экономические — господство натурального хозяйства и соответственно почти полное отсутствие экономических связей между отдельными территориями государства, появление новых центров ремесла и торговли — столиц удельных княжеств — на фоне падения экономической роли Киева, который подвергался постоянному разграблению во время междоусобных войн;
•внешнеполитические — исчезновение в 1120-е гг. фактора внешней опасности (набегов половцев), который сдерживал процесс распада единого государства.
Первый шаг к политической раздробленности был сделан после смерти Ярослава Мудрого, который разделил русские земли между своими сыновьями. В 1097 г. на Любечском съезде князей было установлено: «...каждо да держит отчину свою», что усложнило систему управления страной. Сложным был и порядок наследования власти: наряду с сыновьями права на престол предъявляли братья умершего князя. Все это еще более обостряло усобицы. В периоды правления Владимира Мономаха (1113—1125) и его сына Мстислава (1125—1132) удалось на короткое, время несколько укрепить великокняжескую государственную власть, но это была последняя попытка добиться прежнего единства страны.
К середине XII в. на территории Древней Руси сложилось три крупнейших политических центра: Владимиро-Суздальское княжество; Новгородская земля; Галицко-Волынское княжество. Владимиро-суздальское княжество. Главная особенность — сильная княжеская власть. Причины этого:
•особенности землевладения —Начиная с Владимира Мономаха, князья стали проводить политику привлечения населения на малоплодородные земли путем предоставления налоговых льгот. Переселенцы, включая и феодалов из других областей, получали землю из рук князя и поэтому изначально зависели от него;
•слабость вечевых традиций в городах — князья проводили политику основания новых городов, в которых народные собрания не созывались;
•субъективный фактор — почти все владимиро-суздальские князья были талантливыми организаторами и военачальниками.
Владимиро-Суздальское княжество было к тому времени наиболее мощным как в экономическом, так и в политическом отношении. Его независимость от киевских князей была достигнута при сыне Владимира Мономаха — Юрии Долгоруком, получившем свое прозвище за стремление присоединить к территории своего княжества как можно больше новых земель. С его именем связано и основание Москвы — будущего центра Российского государства. Первоначально столицей княжества был Суздаль, а затем — Владимир. Основу экономики составляло развитое земледелие. Население занималось также скотоводством, рыболовством, бортничеством, сбором грибов и ягод. Высокое развитие получило ремесло. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире считались в то время лучшими на Руси. Развитая экономика давала князьям возможность укреплять свою власть не только внутри княжества, но и в борьбе с соседями. За долгие годы военных походов Юрий Долгорукий сумел покорить многие соседние территории и даже занять силой великокняжеский престол в Киеве, однако вскоре он был отравлен политическими противниками.
Сын Юрия Андрей продолжил курс отца на укрепление своей власти и борьбу с боярской оппозицией. В селе Боголюбове он создал загородную резиденцию, в которой вскоре и был убит сторонниками ослабления княжеской власти. Лишь через несколько лет сын Андрея Боголюбского — Всеволод Большое Гнездо сумел подавить выступления родовой знати. При нем княжество достигло наибольшего могущества.
Галицко-волынское княжество. Главная особенность — сильные позиции боярства и слабая княжеская власть. Причины этого:
•особенности землевладения — плодородные земли, дававшие богатый урожай, привлекали внимание феодалов из других районов, которые захватывали их, а не получали от князя;
•наличие многочисленных городов с устоявшимися вечевыми традициями — народные собрания стремились участвовать в принятии решений и ограничивали княжескую власть;
•в княжестве так и не сложилось постоянной династии, князья часто сменяли друг друга на престоле, что также не способствовало усилению княжеской власти.
Характерная черта внутренней жизни княжества — постоянные междоусобные войны. Однако в его истории можно выделить три периода временного усиления княжеской власти:
1) 1153 — 1187 гг. — правление Ярослава Осмомысла в Галиче;
2)1170 — 1205 гг. — правление Романа Мстиславича в Волынском княжестве. В 1199 г. он объединил Галич и Волынь, в 1203 г. захватил Киев;
3) 1221 — 1264 гг. — правление Даниила Романовича, сына Романа Мстиславича. Он вновь объединил Галицкое и Волынское княжества, присоединил Киев и во время монгольского нашествия был одним из немногих князей, оказавших монголам достойное сопротивление.
После смерти Даниила Романовича княжество распалось, и в последующие десятилетия большая его часть вошла в состав Польши, Литвы и Венгрии.
Новгородская земля. Главная особенность — республиканская форма правления с 1136 г. (дата изгнания Всеволода Мстиславича за попытку вмешательства в дела Новгорода).
Высший орган — общегородское вече, в котором участвовало не все мужское население, а только владельцы городских усадеб, т. е. около 300—500 человек. Функции вече: принятие законов, установление налогов, рассмотрение вопросов внешней политики, избрание высших должностных лиц — князя, посадника, архиепископа. На деле все решения принимал Совет господ (20—30 человек), а вече лишь голосовало за эти решения. Кончанские и уличанские вече (город делился на «концы», т. е. районы, а «концы» — на улицы) решали местные хозяйственные вопросы.
Высшее должностное лицо исполнительной власти — посадник избирался общегородским вече из числа наиболее влиятельных бояр. Его функции: решал вопросы текущего управления, руководил внешней политикой, командовал народным ополчением. Тысяцкий, по сути, помощник посадника, отвечал за сбор налогов. На местах исполнительная власть принадлежала кончанским и уличанским старостам.
Наибольшие полномочия в сфере судебной власти принадлежали архиепископу, который избирался городским вече и затем утверждался Киевским митрополитом. Кроме того, у него хранились государственная печать и эталоны мер и весов, он вместе с посадником контролировал государственную казну. Частично судебные функции принадлежали также посаднику и князю.
Князь занимал особое место в структуре управления Новгорода. С 1136 г. он избирался на условиях невмешательства во внутренние дела Новгорода. Ему запрещалось приобретать собственность в городе, его резиденция находилась за пределами Новгорода. Главная функция — военное руководство.
Последствия политической раздробленности:
• положительные — в условиях конкуренции ускорилось экономическое и культурное развитие княжеств;
•отрицательные — резко снизилась обороноспособность русских княжеств, что проявилось во время монгольского нашествия.
Монгольское завоевание.
В начале XIII в. монгольские племена, жившие в Центральной Азии, вступили в период разложения родового строя и формирования государственности. В 1206 г. на курултае — съезде представителей монгольской знати правителем Монгольской державы был провозглашен Темучин, принявший имя Чингисхана. Главным орудием его государственной власти стала мощная и многочисленная армия, отличавшаяся высокой организованностью и железной дисциплиной. Управляемость этого войска обеспечивалась во многом благодаря продуманному делению его на десятки, сотни, тысячи и «тьмы» (10 000) нукеров (воинов).
Агрессивный характер Монгольского государства коренился не только в наличии сильной армии, но и в самом экономическом строе монголов, основу которого составляло кочевое скотоводство. Выпас многочисленных отар скота требовал перемещения по большим территориям. К тому же военная Добыча становилась едва ли не единственным источником существования для многих воинов и источником обогащения для военачальников.
В 1207—1215 гг. монголы захватили Сибирь и Северо-Западный Китай, в 1219 г. начали вторжение в Среднюю Азию, а в 1222 г. — в Закавказье.
31 мая 1223 г. на реке Калке состоялась первая битва русских дружин с монголами. Попытки князей договориться о формировании единого войска и едином управлении ни к чему не привели, это стало главной причиной жестокого поражения южнорусских князей и половецких ханов, выступивших против монголов. Тем не менее передовой отряд монголов не решился двинуться дальше и отошел в Азию.
Со смертью Чингисхана его держава распалась. В 1235 г. на курултае было принято решение о походе на Запад. Войска возглавил внук Чингисхана Бату (прозванный на Руси Батыем).
В 1236 г. он разгромил отряды камских булгар и зимой 1237 г. вторгся в пределы Северо-Восточной Руси. Несмотря на упорное и самоотверженное сопротивление русских военных отрядов и местного населения, за короткий срок были взяты и разорены Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль, Тверь, Кострома. Дружины владимирского князя Юрия Всеволодовича были разбиты в неравном бою. Северо-Восточная Русь оказалась под властью монгольских ханов. Однако сопротивление захватчикам было столь упорным, а потери настолько велики, что Батый, не дойдя 100 км до Новгорода, приказал отойти на юг, в степные районы для отдыха. Лишь в 1239 г. он предпринял новый поход — на Южную и Юго-Западную Русь. Были захвачены и разграблены Киев и другие города, разорено Галицко-Волынское княжество. В 1240 г. отряды Батыя вторглись в страны Центральной Европы. Однако ослабленная сопротивлением русских, монгольская армия не могла выдержать борьбы с новым неприятелем. Кроме того, кочевники не привыкли воевать в горно-лесистой местности. После поражения от объединенных войск Чехии и Венгрии под Оломоуцем (1242), Батый приказал вернуться в долину Волги.
Последствия нашествия Батыя на Русь были поистине катастрофическими. Все земли, кроме Новгорода, оказались разграбленными и опустошенными. Уничтожены были многие города — центры политической и культурной жизни. Огромные людские потери привели к резкому сокращению численности-населения и рождаемости. Прекратилось на несколько десятков; лет каменное строительство. Появились новые препятствия для процесса объединения русских земель. Дань в пользу Золотой Орды разоряла государственную казну.
Проблемы ордынского владычества вызывали и продолжают вызывать в отечественной исторической литературе разные оценки и точки зрения.
1. С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и большинство историков. Иго для Руси являлось большим бедствием
Иго - система отношений завоевателей (монголов) и побежденных (русских), которая проявлялась в:
— Политической зависимости русских князей от ханов Золотой Орды, выдававших ярлыки (грамоты) на право княжения в русских землях;
— Даннической зависимости Руси от Орды. Русь платила дань Золотой Орде (продовольствием, ремесленными изделиями, деньгами, невольниками);
—Военной зависимости — поставкой русских воинов в монгольские войска.
2. Н. М. Карамзин отмечал, что монголо-татарское господство на Руси имело одно важное положительное последствие — оно ускорило объединение русских княжеств и возрождение единого Российского государства. Это дало основание некоторым историкам более позднего времени говорить о положительном влиянии монголов.
3. А.Фоменко, В. Носовский считают, что монголо-татарского ига вообще не было. Взаимодействие русских княжеств с Золотой Ордой больше напоминало союзнические отношения: Русь платила дань (причем ее размер был не столь велик), а Орда взамен обеспечивала безопасность границ, ослабленных и разрозненных русских княжеств.
Думается, каждая из этих точек зрения охватывает лишь часть проблемы. Следует различать понятия «нашествие» и «иго»: в первом случае речь идет о Батыевом нашествии, разорившем Русь, и о тех мерах, которые время от времени предпринимали монгольские ханы в отношении непокорных князей; во втором — о самой системе взаимоотношений между русскими и ордынскими властями и территориями.
Русские земли рассматривались в Орде как обладавшая известной долей самостоятельности часть ее собственной территории. Княжества были обязаны платить довольно значительную дань Орде (ее платили даже те земли, которые не были захвачены ордынцами); при подготовке к новым походам ханы требовали от русских князей не только денег, но и солдат; наконец, «живой товар» из русских земель высоко ценился на невольничьих рынках Орды.
Русь оказалась лишена прежней независимости. Князья могли править, лишь получив ярлык на княжение. Монгольские ханы поощряли многочисленные конфликты и усобицы между князьями. Поэтому, стремясь получить ярлыки, князья были готовы идти на любые шаги, что постепенно меняло сам характер княжеской власти в русских землях.
Вместе с тем ханы не покушались на позиции Русской Православной Церкви — они, в отличие от немецких рыцарей в Прибалтике, не мешали подвластному им населению верить в собственного Бога. Это, несмотря на тяжелейшие условия иноземного господства, позволило сохранить, национальные обычаи, традиции, менталитет. Хозяйство русских княжеств после периода полного разорения восстанавливалось довольно быстро, а с начала XIV в. начало стремительно развиваться. С этого же времени в городах возрождается каменное строительство, началось восстановление разрушенных во время нашествия храмов и крепостей. Установленная и фиксированная по размеру дань вскоре уже не считалась тяжким бременем. А со времен Ивана Калиты значительная часть собранных средств направлялась на внутренние нужды самих русских земель.
Москва — центр объединения русских земель
Московское княжество выделилось в самостоятельное при сыне Александра Невского Данииле в 1276 году. В то время никто не мог представить, что именно Москва станет центром собирания русских земель. Более реальными претендентами на эту роль являлись Тверь, Рязань, Новгород. Однако уже в период правления Ивана Калиты значение молодого Московского княжества неизмеримо возросло.
Основными причинами возвышения Москвы стали: ее относительная удаленность от Орды; умелая политика московских князей; передача Москве права сбора дани; покровительство ордынских ханов; пересечение торговых путей в Северо-Восточной Руси и т. д. Однако главных предпосылок было две: превращение Москвы в центр борьбы за освобождение от ордынского господства и перенос в Москву при Иване Калите центра Русской Православной Церкви.
Можно выделить несколько основных этапов собирания Москвой русских земель. На первом (от образования Московского княжества до начала правления Ивана Калиты и его сыновей Семена Гордого и Ивана Красного) были заложены основы экономического и политического могущества княжества. На втором (правление Дмитрия Донского и его сына Василия I) началось достаточно успешное военное противоборство Руси с Ордой. Самыми крупными сражениями этого периода стали битвы на реке Воже (1378) и на Куликовом поле (1380). Одновременно значительно расширяется территория Московского государства. Растет международный авторитет московских князей (к примеру, Василий I был женат на дочери великого литовского князя Витовта). Третий этап (1425—1462) характеризуется длительной феодальной войной между великим князем Василием II и его родственниками. Главной целью этой борьбы было уже не отстаивание лидирующего положения Москвы, а стремление захватить власть в набирающем силу и вес Московском государстве. Огромное значение имело превращение Русской Православной Церкви в мировой центр православия после падения Византии (1453). Завершающим этапом стало время правления Ивана III (1462—1505) и Василия III (1505—1533), когда под властью Москвы объединились основные русские княжества. Был принят единый свод законов, созданы органы государственного управления, установлены экономические.
Образование единого Русского государства имело большое историческое значение. Оно способствовало освобождению Руси от ордынского владычества. Формирование политического центра усиливало позиции государства на международной арене. На русских землях началось складывание единого экономического пространства. Осознание русского народа как единого целого составляло теперь основу духовной жизни жителей различных областей государства.