БИОГРАФИЯ В.С. ЧЕРНОМЫРДИНА КАК ИСТОРИЯ СТРАНЫ
1930. За 8 лет до рождения…
Оренбуржье было аграрным краем, где значительную часть населения составляли казаки, поэтому область особенно пострадала от раскулачивания и расказачивания.
Только в 1929 – 1931 годах было раскулачено почти 4000 крестьянских хозяйств. Под раскулачивание попала семья будущей тещи В.С. Черномырдина Анны Алексеевны. Фактически это было разорение края советской властью.
«Уничтожили крестьянство - самое наилучшее. Что, Россия себя не кормила? …Еще и Европу держала на своем хлебе. Уничтожили». (В.С. Черномырдин)
Апреля 1938 года родился В.С. Черномырдин.
В семье о массовых репрессиях не говорили, однако Виктор Степанович хорошо запомнил этот инструмент советской государственной политики, поскольку двое из братьев его деда были расстреляны. Они были двумя из 12 000 жителей области, пропавших в 1937–1938 годах. В Книге памяти по Оренбургской области под номером 6413 упомянут только Черномырдин Роман Акимович из села Черный Отрог, осужденный тройкой 9 октября 1937 года.
«Погибло 10 миллионов. В глухих деревнях брали и расстреливали. Врагов народа нашли в России. Они о революции-то в 37-м году, о советской власти толком ничего не знали. Ни радио, ни телевидения, ни света. А их расстреливали». (В.С. Черномырдин)
В. Черномырдину 3 года.
Отец Виктора Степановича – Степан Маркович Черномырдин – был мобилизован в 1941 году и попал в гущу одного из самых кровавых сражений войны, названного в народе «Ржевской мясорубкой». Под Ржевом, по последним подсчетам, войска Калининского и Западного фронтов с 8 января по 20 апреля 1942 года потеряли 776 889 человек, не достигнув никаких серьезных результатов. Степан Маркович был тяжело ранен и вернулся домой инвалидом. По воспоминаниям Виктора Степановича, с их улицы не вернулся ни один из призывников 1923–1924 годов рождения.
В. Черномырдину 7 лет.
Страна празднует Победу. За пару месяцев до конца войны председатель райисполкома Саракташского района получает личную телеграмму от Сталина с благодарностью за 9048 пудов хлеба, которые были собраны в фонд Красной Армии. А Виктор Черномырдин идет в школу.
Голод 1946 года. В. Черномырдину 8 лет.
Народное ликование окончилось страшным голодом 1946 года: у крестьян отбирали все, что находили, как во времена послереволюционной продразверстки. Семью спасло то, что мать Виктора Степановича умела вязать пуховые оренбургские платки, их продавали и на вырученные деньги покупали хлеб у спекулянтов.
«Сорок шестой год особенно голодный, неурожай. Да и из села все подчистую выгребали. Тогда эти платки вязаные и возили в Оренбург, продавали, покупали у спекулянтов хлеб – "кирпичики"». (В.С. Черномырдин)
В.С. Черномырдину 10 лет.
Советский народ осуществляет великий сталинский план реорганизации сельского хозяйства. Академия ВАСХНИЛ рукоплещет докладу академика Т.Д. Лысенко «О положении в биологической науке». Ученики смотрят на Мичурина влюбленными глазами, а колхозный шофер Степан Маркович Черномырдин честно работает: водит свой грузовик по колхозным полям.
В год смерти И.В. Сталина В. Черномырдину 15 лет.
Виктор Черномырдин заканчивает семилетку. После войны полное среднее образование было платным, семья приложила немало усилий, чтобы Витя мог учиться. Виктор Степанович очень высоко ценил образование и образованность. Сам имел два высших образования и степень кандидата технических наук. В самые тяжелые 1990-е годы помогал вузам.
Про детские годы Черномырдина никак нельзя сказать «Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство». Виктор Степанович помнил свое детство всю жизнь. И оценивал его трезво, что хорошо видно по одной из последних телевизионных записей (публичное выступление на программе «Имя России»), где он очень жестко высказывался по поводу Сталина и его деятельности. Пережитое в детские годы наложило на него отпечаток, но все-таки В.С. Черномырдин не стал человеком сталинской эпохи, он стал человеком «хрущевской оттепели».