Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Научная рациональность и ее исторические типы




За европейской цивилизацией закрепилось значение рационально организованной цивилизации, которой присущ дух целесообразного и прагматического решения проблем. Для того, чтобы раскрыть природу этой глобальной ориентации на устройство социальной действительности и принципы ее исторического изменения, надо ответить на вопрос о том, что представляет собой феномен рациональности как определенная характеристика мысли и действия. Обычно ее связывают с такими параметрами, как целесообразность, эффективность, логичность, ясность и разумность, экономичность, законосообразность, научность и т.д.

Традиционно в классической философии такую характеристику сознания связывали с его способностью обеспечивать понятийно-дискурсивное и логически обоснованное познание реальности. А указанную способность объясняли тем, что в структуре познания наряду с ощущениями, восприятием, памятью, эмоцией, волей и другими компонентами выделяли и рационально-логическое мышление, которое провозглашалось высшей познавательной способностью человека, обеспечивающей ему возможность целенаправленного, обобщенного и опосредованного познания действительности. В современных интерпретациях структуры сознания часто выделяют когнитивные и ментальные пласты или компоненты. Первый ответственен за реализацию рационально-понятийного отношения к миру и стремление достичь объективно-истинного знания о нем. Второй – за субъективные переживания, оценочные суждения, а также эмоциональные состояния «жизни сознания» (вера, надежда, радость, тоска, справедливость и др.). Реально действующее сознание всегда характеризуется неразрывным единством когнитивного и ментального начал. Таким образом, рациональность как неотъемлемая характеристика сознания человека может быть определена как способность обобщенного, опосредованного и сущностного познания действительности, выраженного ввербально-понятийной форме. Наличие этой способности сознания позволяет человеку не только познавать глубинные и закономерные связи и отношения, но и обеспечивать возможность эффективной трансляции знания в культуре посредством передачи информации в знаково-символической форме от одной социальной системы в другую.

В современной культуре именно наука наиболее рельефно репрезентирует рациональную способность сознания. Поэтому сегодня чаще принято говорить о феномене именно научной рациональности и анализировать различные ее типы. Понятие «научная рациональность» полисемантично. Можно выделить несколько смысловых аспектов его содержания:

1)характер и уровень упорядоченности исследуемых в науке систем, который фиксируется в форме идеальных объектов различной степени общности;

2)способ понятийно-дискурсивного описания и объяснения исследуемой реальности;

3)совокупность норм и методов научного исследования, которая фиксируется в определенном типе методологической рефлексии и стиле научного мышления.

Именно третий смысловой аспект термина «научная рациональность» стал наиболее популярным и востребованным в современной философии науки. Выделяют разные модели научной рациональности: индуктивистская (Р. Карнап), дедуктивная (К. Гемпель), тематическая (Дж. Холтон) и др. Одной из хорошо обоснованных интерпретаций научной рациональности является разработанная в отечественной философии науки (В.С. Степин, В.С. Швырев, П.П. Гайденко, В.Н. Порус и др.) историко-генетическаяее концепция, в рамках которой выделяются три исторических типа научной рациональности: классический, неклассический, постнеклассический. Каждый из них характерен для определенного исторического этапа существования науки, последовательно сменявших друг друга на протяжении четырех столетий развития техногенной цивилизации. Тип научной рациональности, согласно В.С. Степину, - это состояние научной деятельности, представленной как отношение «субъект - средства исследования – объект» и направленной на получение объективной истины.

Классический тип рациональности в научной деятельности, понятой как отношение «субъект - средства – объект», выделяет объект в качестве главного компонента указанного отношения. При этом усилия ученого тратятся на то, чтобы как можно полнее исключить из теоретического объяснения и описания объекта всё, что относится к субъекту, средствам и методам познания. В этом усматривается необходимое условие получения объективного и истинного знания об объекте. На этом этапе ни ученые, ни философы не учитывают активность субъекта, влияние познавательных средств на процесс познания, а также не осознают социокультурной обусловленности содержания оснований науки.

Неклассический тип научной рациональности, в отличие от классического характеризуется осознанием влияния познавательных средств на объект. Это влияние учитывается и вводится в теоретические объяснения и описания, то есть в структуре научной деятельности: «субъект – средства – объект» внимание исследователя акцентируется на объекте и одновременно на средствах. А так как средства познания использует субъект, то начинает приниматься во внимание его активность. Но по-прежнему не осознается тотфакт, что цели науки, определяющие стратегии научного поиска обусловлены мировоззренческими и ценностными установками, доминирующими в культуре.

Постнеклассический тип рациональности – это выход на уровень осознания того факта, что знания об объекте соотносятся не только с особенностями его взаимодействия со средствами, но и ценностно-целевыми структурами деятельности субъекта. Другими словами, признается, что субъект влияет на содержание знаний об объекте не только в силу применения особых исследовательских средств и процедур, но и в силу своих ценностно-целевых установок, которые напрямую связаны с вненаучными, социальными ценностями и целями. В постклассике социальная жизнь, её ценности и цели признаны компонентами (явными или неявными) научного знания, что с неизбежностью перестраивает весь категориальный аппарат философии науки.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 939 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2101 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.