1. Великое поручение Иисуса позволяет нам предположить, что Еванге-лие будет распространяться и впоследствии христианский мир весьма рас-ширится. Иисус прямо сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до сконча-ния века» (Мф. 28:18—20). Поскольку Христу дана всякая власть на небе и на земле и поскольку Он обещает быть с нами при исполнении этого поручения, то мы можем ожидать, что Евангелие будет распространяться без помех и со временем восторжествует во всем мире.
2. Притчи о постепенном возрастании Царства указывают на то, что со временем оно наполнит землю своим влиянием. Здесь постмилленарии ука-зывают на следующие стихи:
Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подоб-но зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, ко-торое, хотя меньше всех семян, но, когда выростет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укры-ваются в ветвях его (Мф. 13:31,32).
Мы можем отметить также следующий стих: «Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взявши, поло-жила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Мф. 13:33). В соответствии с постмилленаристской точкой зрения, эти притчи указывают на то, что Цар-ство будет возрастать в силе до тех пор, пока не распространится повсюду в мире и в определенной степени не изменит его.
3. Постмилленарии также считают, что мир становится все более христи-анским. Церковь растет и распространяется, и, даже когда ее угнетают или преследуют, она значительно растет благодаря силе Божьей20.
20 Постмилленарии Α. X. Стронг считает, что Отк. 20:4—10 «повествует не о событи-ях, которые обычно называют вторым пришествием и воскресением; здесь говорится о великих духовных изменениях в позднейшей истории Церкви, которые характерны для эпохи, предшествующей второму пришествию и воскресению». Поэтому он рассматри-вает Отк. 20 просто как предсказание «позднейших дней воинствующей Церкви» и вре-мени, когда «под воздействием Святого Духа» Церковь «как внутри, так и во вне, вое-торжествует над злом настолько, насколько прежде это было невозможно» (А. Н. Strong, Systematic Theology, p. 1013).
Однако здесь нам следует отметить очень важное различие. Тот «милле-ниум», о котором говорят постмилленарии, очень отличается от «миллениу-ма», о котором говорят премилленарии. В каком-то смысле они говорят о раз-ных явлениях. У^емилленарии говорят об обновленной земле, на которой фи-зически присутствует Иисус Христос как Царь, вместе с прославленными верующими в воскрешенных телах; иос/ямилленарии говорят просто о земле, на которой очень много христиан и которые оказывают влияние на общество. Они не рассматривают миллениум как период времени, когда на обновлен-ной земле телесно правит Христос вместе с прославленными верующими (так как они считают, что эти явления будут, только когда Христос возвратится, чтобы торжественно открыть начало вечности)21. Поэтому вся дискуссия о миллениуме — это просто дискуссия о порядке событий, которые ему сопут-ствуют. Речь идет также и о значительных различиях в природе самого этого периода.
На самом деле, хотя я и не знаю таких случаев, возможен такой вариант, что кто-либо будет одновременно постмилленарием и премилленарием, по-иному понимая термин «миллениум». Человек, в принципе, может быть пост-милленарием и полагать, что влияние Евангелия будет возрастать до тех пор, пока мир не будет христианизирован, а затем возвратится Христос и устано-вит земное царство в буквальном смысле слова, воскресив верующих из мерт-вых, чтобы они правили вместе с ним в прославленных телах. С другой сторо-ны, очень оптимистично настроенный премилленарии вполне может принять многие постмилленаристские утверждения об усилении христианства в ны-нешнюю эпоху22.
В ответ на постмилленаристскую аргументацию можно отметить следу-ющее:
21 Очень похоже на то, как амилленарии говорят, что они «наслаждаются» миллени-
умом, который они, на основании Отк. 20, истолковывают как эпоху Церкви; они также
говорят о совершенно другом типе «миллениума», чем постмилленарии или премиллена-
рии.
22 Это не означает, что такой взгляд лишен внутренних сложностей (в особенности в
объяснении того, каким образом зло может уменьшаться, когда Христос отсутствует на
земле, но перерастать в открытую войну, когда Он физически присутствует на земле и
правит ею), однако такую точку зрения нельзя назвать абсолютно непоследовательной.
23 В I Кор. 15:25 говорится: «Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех
врагов под ноги Свои», однако здесь же (ст. 24,26) говорится об уничтожении Его врагов
(в том числе о смерти, ст. 26), а не об обращении людей и не о привлечении их в церковь.
1. В тексте Великого поручения говорится о том, что Христу власть дейст-вительно дана, но не говорится о том, что Он будет использовать эту власть для обращения большинства населения мира. Сказать, что власть Христа ве-лика, — значит сказать, что власть Бога бесконечна, но ведь никто и не будет отрицать этого. Однако вопрос заключается в том, насколько Христос будет использовать эту власть для численного возрастания Церкви. Мы можем предположить, что Он будет пользоваться ею очень широко и приведет мир к обращению, однако это предположение остается лишь предположением, и не более. Оно не основано на каком-либо свидетельстве в Великом поручении или на каком-либо ином тексте, который говорил бы о власти Христа в ны-нешнюю эпоху23.
24 Один из любопытных примеров в Соединенных Штатах — это Техас. Статистика показывает, что около 50% населения Техаса принадлежит к Южным баптистским церк-вам — деноминации, которая проповедует подлинное Евангелие спасения одной лишь верой и необходимость нового рождения для каждого человека. Сам по себе этот факт прекрасен, и мы должны благодарить Бога за это, однако никто из живущих в наше время в Техасе не стал бы всерьез утверждать, что он уже живет в миллениуме (по край-ней мере, в том смысле, в каком понимают этот термин постмилленарии). Если мы при-бавим к количеству членов Южных баптистских церквей всех прочих верующих в Биб-лию христиан штата, то станет очевидно, что гораздо больше, чем половина населения, — это заново рожденные христиане. Однако если общество, на 50% состоящее из христи-ан, не в состоянии приблизить нас к миллениуму, то каково же должно быть процентное соотношение между христианами и нехристианами, чтобы постмилленаристские надеж-ды сбылись? И есть ли в истории свидетельства того, что мы значительно продвигаемся к осуществлению подобного миллениума?
2. Притчи о горчичном зерне и о закваске действительно говорят о том, что Царство Божье постепенно возрастет из чего-то малого, до чего-то очень большого, однако здесь не говорится, до какой степени оно будет возрас-тать. Например, в притче о горчичном зерне не говорится, что дерево вырос-ло настолько, что распространилось по всей земле. А в притче о закваске просто говорится о постепенном росте, пронизывающем общество (как это и происходит с Церковью), однако и здесь ничего не сказано о степени вли-яния, которое оказывает этот рост (не говорится, что в конце 5% хлеба было закваской, а 95% — тестом, или 20% — закваской, а 80% — тестом, или 60% — закваской, а 40% — тестом и т. д.). Говорить, что в этой притче содержится указание на что-либо, помимо того факта, что Царство будет возрастать по-степенно и со временем начнет оказывать влияние на каждое общество на планете, — значит просто пытаться вложить в нее некий заранее обдуман-ный смысл.
3. В ответ на довод о том, что мир все более христианизируется, следует ответить, что мир также становится все более злым. Даже студент-историк не станет утверждать, что с веками человечество добилось большого прогрес-са в борьбе с извращенностью и аморальностью, остающихся в человеческом сердце. И в самом деле, технический прогресс в XX в. сопровождался не мо-ральным улучшением, а беспрецедентным распространением наркомании, супружеской неверности, порнографии, гомосексуализма, непокорности властям, суеверий (астрология и движение «Новой эры»), материализма, жад-ности, воровства и лжесвидетельства. Даже среди тех, кто исповедует хрис-тианство, все время наблюдается пугающее несовершенство христианской жизни, особенно в области морали и взаимоотношений с Богом. Там, где веру-ющие в Библию христиане составляют значительную часть населения, не про-исходит ничего, похожего на земное царство миллениума24. Верно, что рост Церкви в процентном отношении к населению в последние десятилетия был значительным25, и нас это должно ободрять. Возможно, что однажды мы уви-дим гораздо большее влияние подлинного христианства на многие общества, и если так оно и будет, то точка зрения постмилленариев покажется более прав-доподобной. Однако подобные события могут быть осмыслены также и в рам-ках премилленаристской и амилленаристской концепций, поэтому оконча-тельное решение вопроса об этих противоречащих друг другу взглядах пока может быть найдено, только исходя из трактовки библейских текстов.
4. И наконец, мы должны помнить о том, что в Новом Завете есть много текстов, в которых постмилленаристская позиция, судя по всему, открыто от-рицается. Иисус сказал: «Входите тесными вратами; потому что широки вра-таи пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тес-ны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13,14, курсив мой. — У. Г.). Иисус, похоже, не утверждает, что мир станет христиан-ским; напротив, Он говорит, что спасенных «немного», в отличие от тех «мно-гих», которые идут к погибели. Иисус спрашивает также: «Но Сын Человечес-кий пришед, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8, курсив мой. — У. Г.), и этот вопрос предполагает, что земля не будет наполнена верующими людьми, ско-рее управлять будут те, в ком нет веры.
В противоположность мнению о том, что мир будет становиться все луч-ше и лучше под влиянием роста Церкви, Павел предсказывает, что перед юз-вращением Христа произойдет «отступление» и явится «человек греха», «сын погибели», который «в храме Божием сядет... как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:3,4)26.
Во Втором послании к Тимофею Павел говорит:
25 «С 1950 г. до 1992 г. количество верующих в Библию христиан возросло с 3% от
населения мира до 10%. Это означает скачок с 80 млн человек до 540 млн» (Rick Wood,
"Christianity: Waning or Growing?" in Mission Frontiers Bulletin [Pasadena, Calif.; Jan.—Feb.,
1993], p. 25). В этом журнале подобная статистика по различным странам публикуется
практически в каждом выпуске, показывая, что с 1950 г. рост церкви был столь значите-
лен, что его можно назвать беспрецедентным в мировой истории.
26 Некоторые постмилленарии верят, что перед возвращением Христа произойдет
окончательный отход от Бога. Эти стихи не противоречат данной точке зрения, однако
следующие стихи, которые указывают на преобладание нехристиан в мире перед воз-
вращением Христа, все же опровергают постмилленаристскую теорию; здесь мир пред-
ставлен совершенно иным, нежели миллениум мира и праведности, каким его пред-
ставляют себе постмилленарии.
...В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут са-молюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям не-покорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, на-глы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся... (2 Тим. 3:1—5).
Он говорит далее:
Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут го-нимы; злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в за-блуждение и заблуждаясь. <... > Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учите-лей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим. 3:12,13; 4:3,4).
И наконец, видимо, в наиболее полной форме о великой скорби, которая будут предшествовать времени возвращения Христа, говорится в Мф. 24:15—31:
Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доны-не, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. <״.> И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Челове-ческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф. 24:21-30; курсив мой. - У. Г.).
В этом отрывке изображен не христианский мир, а мир, полный страда-ния и зла, великой скорби, которая превосходит все предыдущие периоды стра-дания на земле. Здесь не говорится, что подавляющее большинство людей будут приветствовать Христа при Его возвращении, сказано, что, когда на небе явится знамение Сына Человеческого, «восплачутся все племена земные» (Мф. 24:30).
Поскольку Мф. 24 — это очень трудный для постмилленариев отрывок, было совершено немало попыток истолковать его не как предсказание собы-тай, которые произойдут непосредственно перед возвращением Христа, а как нечто, уже происшедшее во время разрушения Иерусалима в 70 г. н. э.
27 Здесь я придерживаюсь выводов Франса, см.: R. Т. France, The Gospel According to Matthew, pp. 343-346.
Для того чтобы обосновать такое толкование, постмилленарии считают большинство элементов Мф. 24:29—31 чистой символикой27. Они утвержда-ют, что помрачение солнца и луны, падение звезд с неба и потрясение сил не-бесных не следует понимать буквально, что это лишь образное описание того, как Бог является перед Своим судом. Утверждается, что такое же образное описание осуждения содержится в Иез. 32:7; Иоил. 2:10 и Амос. 8:9, — но в этих отрывках говорится просто об осуждении тьмой и не упоминается па-дение звезд с неба или потрясение сил небесных. Франс упоминает также Ис. 13:10 и 34:4, где говорится о помрачении солнца и луны и о падении не-бесного воинства, однако маловероятно, что Франс прав, утверждая, будто эти отрывки носят чисто символический характер, — они находятся в таком контексте, в котором легко могут быть поняты как буквальное предсказание космических изменений, которые будут предшествовать последнему суду. Итак, тот факт, что эти отрывки содержат просто апокалиптические образы осуждения Иерусалима, отнюдь не очевиден28.
Более того, символическое толкование этих стихов становится еще более проблематичным, когда мы читаем продолжение высказывания Иисуса: «Тог-да явится знамение Сына Человеческого на небе... и увидят Сына Человечес-кого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:30, кур-сив мой. — У. Г.). В соответствии со своим символическим истолкованием этого отрывка, Франс говорит, что выражение «все племена земные» относится в основном к евреям, т. е. речь идет о «всех племенах (коленах) земли»29 Израи-ля. Он утверждает также, что повествование отом, как Сын Человеческий при-дет на облаках с неба с силой и великой славой, описывает не возвращение Хри-ста, а Его приход к Отцу Небесному «для получения оправдания и власти»30. Франс одобрительно цитирует Г. Б. Кайрда, который говорит, что «пришествие Сына Человеческого на облаках с неба никогда не считалось просто способом перемещения в пространстве, это всегда было символом мощного переворота в истории и на национальном уровне»31. Ангелы Христовы, посланные с тру-бами для того, чтобы созвать Его избранных, истолковываются как послан-ники, которые проповедуют Евангелие по всей земле. Таким образом, созыв избранных — это собирание их в церковь через проповедь Евангелия.
28 Другой аргумент в пользу постмилленаристской точки зрения может быть осно-
ван на утверждении: «Не прейдет род сей, как все сие будет» (Мф. 24:34). Постмиллена-
рии истолковывают выражение «род сей» в прямом смысле — как обозначение людей,
которые внимали этим словам Иисуса, и это соображение выдвигается в поддержку
утверждения, что все события, описанные в ст. 29—31 (или даже ст. 5—31), произошли
уже к 70 г. н. э. Однако такое толкование Мф. 24:34 не является неопровержимым, по-
скольку выражение «род сей» можно истолковать как обозначение того поколения, ко-
торое увидит «все сие» (ст. 33), о чем бы ни шла речь. («Смоковницу» из ст. 32 не следует
воспринимать как пророческий символ некоего исторического периода — напр., воз-
рождение Израиля как нации, — так как Иисус использует этот образ просто в качестве
примера: когда на смоковнице появляются листья, это означает, что скоро наступит вес-
на; точно так же, когда являются эти знамения [ст. 5—31], это означает, что Сын челове-
ческий скоро возвратится.)
29 France, Matthew, p. 345.
30 Ibid., p. 344.
31 Ibid., quoting G. B. Caird, Jesus and the Jewish Nation (London: Athlone Press, 1965),
p. 20.
Однако при таком толковании Франс не может удовлетворительно объяс-нить, почему Иисус говорит о том, что все племена земные «увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:30). Здесь речь идет не о невидимой, неземной передаче Богом-Отцом власти Христу — это предсказание возвращения Христа с силой и славой великой. Те, кто проповедует Евангелие, нигде не называются ангелами с гро-могласной трубой, а проповедь нигде не названа собиранием «избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24:31). Кроме того, когда в иных местах Иисус говорит о Своем пришествии на облаках, Он говорит не о пришествии к Богу-Отцу на небеса, а о пришествии к людям, на землю: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и воз-рыдают пред Ним все племена земные» (Отк. 1:7). Павел говорит, что, когда возвратится Христос, мы, живые, «восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» (1 Фес. 4:17). Когда Христос приходит на облаках со ела-вой и с великой властью, Он приходит править землей, и именно об этом го-ворится в Мф. 24:30,31 (Франс не комментирует тот факт, что Иисус говорит о плачущих племенах земных: «Увидят Сына Человеческого, грядущего на об-лаках небесных» [ст. 30]. Это делает очень сомнительной точку зрения о том, что здесь речь идет о символах или о чем-то невидимом и небесном). Кроме того, вся совокупность фактов, которые нам известны из других текстов и которые мы относим к возвращению Христа (космические знамения, приход Христа с властью, громкий звук трубы, ангелы, созывающие избранных), дает полное основание полагать, что здесь имеется в виду второе пришествие Хри-ста и что это не просто символическое изображение передачи власти. И если в Мф. 24 говорится о втором пришествии Христа, то там говорится о Его при-шествии после периода великой скорби, а не после миллениума мира и пра-ведности32.
И наконец, все те тексты, в которых говорится о том, что Христос может возвратиться скоро и что мы должны быть готовы к Его возвращению в любое время33, также следует рассматривать как важный аргумент против пост-милленаризма. Ведь если Христос может возвратиться в любое время и мы дол-жны быть готовы к Его возвращению, то представление о длительном перио-де, необходимом для установления миллениума на земле до возвращения Хри-ста, не находит подтверждения.
Г. Аргументы в пользу премилленаризма
32 Действительно, некоторые постмилленарии считают, что в конце миллениума будет
период отступления, — непосредственно перед возвращением Христа. Однако период
отступления в торжествующем царстве праведности, которое будет установлено в пери-
од миллениума, — это не то же самое, что период скорби, в который торжествует зло, а
христиане переживают великие гонения.
33 Об отрывках, повествующих о скором возвращении Христа, см. в гл. 54.
Точка зрения, которая защищается автором этой книги, — это истори-ческий премилленаризм. Аргументы против премилленаристской точки зре-ния в основном были представлены в разделах, посвященных аргументам в защиту амилленаризма и постмилленаризма, и поэтому не будут здесь еще раз рассмотрены отдельно, однако некоторые возражения будут приняты во внимание по ходу изложения.
1. Многие отрывки из Ветхого Завета, как представляется, не относятся ни к современной эпохе, ни к вечности. В этих отрывках говорится о некоем будущем этапе истории спасения, который будет более велик, чем современ-ная эпоха Церкви, однакотогда грех еще не будет уничтожен, не будет отступ-ления и смерти.
Исайя говорит об Иерусалиме в некоторый момент будущего:
Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столет-ний грешник будет проклинаем (Ис. 65 :20).
Здесь мы читаем о том, что не будет больше детей, умирающих в младен-честве, и пожилых людей, умирающих преждевременно, т. е. о таком положе-нии, которое сильно отличается от современного. Однако грех и смерть все еще будут присутствовать, так столетний юноша умрет, а столетний грешник «будет проклинаем». Контекст этого отрывка, возможно, содержит в себе эле-менты описания миллениума и вечности (ст. 17,25), однако в самой природе ветхозаветного пророчества не видно будущих событий, точно так же как в них нет разделения первого и второго пришествия Христа. Итак, в более ши-роком контексте могут присутствовать подобные элементы, однако факт оста-ется фактом: данный отрывок (повествующий о детях и старцах, которые жи-вут долго, о столетнем юноше и о проклинаемом грешнике) указывает на кон-кретный период времени, который отличается от современной эпохи.
Похоже, Исайя предсказывает царство миллениума и в других стихах:
Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. И младенец бу-дет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей: ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис. 11:6 —9).
В этом отрывке прямо говорится о важном перерождении природы, кото-рое уводит нас далеко от современности, во времена, когда «земля будет на-полнена ведением Господа, как воды наполняют море» (ст. 9). И все же бук-вально в следующем стихе Исайя говорит:
И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава. И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе ос-таток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, иуХуса... (Ис. 11:10,11).
Здесь говорится, что некоторые люди все еще ищут Мессию и, видимо, обретают спасение, а Господь, похоже, все еще собирает остаток Своего наро-да из различных племен земли. Поэтому, судя по всему, вечность еще не нача-лась, хотя перерождение природы далеко превосходит ее современное состоя-ние. Не указывает ли это на будущее царство миллениума?
Судя по всему, в Псалме 71 описывается не просто правление царя Соло-мона, а предсказывается слава правления Мессии:
Он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли. Па-дут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах. Цари Фар-сиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары. И поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему. Ибо он изба-вит нищего, вопиющего, и угнетенного, у которого нет помощника. Бу-дет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет. От коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его (Пс. 71:8— 14)4נ.
Этот отрывок, безусловно, повествует о мессианском правлении, гораздо более великом, чем правление Давида или Соломона, так как царство Мессии простирается «до концов земли» и «все народы будут служить ему» (ст. 8,11; отметим, что в псалме также говорится: «И будут бояться Тебя, доколе пребу-дут солнце и луна, в роды родов», ст. 5). Это будет царство праведности и спра-ведливости — однако это, несомненно, еще не вечность. Там все еще будут «вопиющие нищие» и «угнетенные, у которых нет помощника» (ст. 12—14). Там все еще будут враги, которые «будутлизать прах» в правление этого пра-ведного Царя (ст. 9). Все это свидетельствует об эпохе, которая сильно отли-чается от современной, однако не является вечностью, так как в ней присут-ствует грех и страдание.
Захария также пророчествует о будущей эпохе, в которую произойдет ве-ликое изменение земли, Господь будет Царем всей земли, но все еще будет при-сутствовать отступление и грех, страдание и смерть:
34 NASB и RSV передают эти слова не как предсказания, а как молитву («Да будет он править... Да преклонятся пред ним все враги его...» и т. д.). Однако в любом случае этот псалом показывает ожидание мессианского правителя, который будет править «до концов земли».
...И придет Господь Бог мой и все святые с Ним. И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведо-мый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет. И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Гос-подь един, и имя Его — едино. Вся эта земля будет, как равнина, от Га-ваона до Реммона, на юг от Иерусалима, который высоко будет стоять на своем месте й населится от ворот Вениаминовых до места первых во-рот, до угловых ворот, и от башни Ананеила до царских точил. И будут жить в нем, и проклятия не будет более, но будет стоять Иерусалим бе-зопасно. И вот какое будет поражение, которым поразит Господь все народы, которые воевали против Иерусалима: у каждого исчахнет тело его, когда он еще стоит на своих ногах, и глаза у него истают в яминах своих, и язык его иссохнет во рту у него. И будет в тот день: произойдет между ними великое смятение от Господа, так что один схватит руку дру-гого, и поднимется рука его на руку ближнего его. Но и сам Иуда будет воевать против Иерусалима, и собрано будет богатство всех окрестных народов: золото, серебро и одежды в великом множестве. <...> Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут при-ходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празд-нования праздника кущей. И будет: если какое из племен земных не пой-дет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них (Зах. 14:5 —17).
Здесь описание вновь не соответствует современной эпохе, так как Гос-подь в этом тексте — Царь всей земли. Однако не соответствует оно также и вечности, так как речь тут явно идет о неповиновении Господу и войне против Него. Могут возразить, что это типичное ветхозаветное пророчество, в кото-ром разные события совмещены в видении пророка, хотя по времени сверше-ния эти события могут быть разделены долгими веками. Однако трудно при-менить подобное разделение к разбираемому отрывку, поскольку в нем нака-зание бедами и засухой свершается именно за войну против Господа, Царя всей земли35.
35 Тем не менее в этом отрывке говорится и о благословениях — в форме ветхозавет-ных жертв — и упоминается Праздник кущей. Людям того времени были доступны лишь описания и терминология подобного рода, однако Новый Завет позволяет говорить о боль-шем (духовном) исполнении того, что здесь перечислено.
2. В Новом Завете, помимо Отк. 20, есть также и другие отрывки, которые говорят о будущем миллениуме. Воскресший Господь Иисус говорит церкви в Фиатире: «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего» (Отк. 2:26,27, кур-сив мой. — У. Г.). Используемые здесь образы («пасти жезлом железным»; «со-крушать глиняные сосуды») предполагают жесткое правление народом, пре-бывающим в неповиновении. Но когда это верующие, побеждая зло, могли бы участвовать в подобном правлении? Такое представление хорошо согласу-ется с будущим царством миллениума, когда прославленные святые будут править вместе с Христом на земле, но не согласуется ни с современной эпо-хой, ни с вечностью (представление об управлении народами «жезлом желез-ным» находим также в Отк. 12:5,6 и 19:15).
Когда Павел говорит о воскресении, он утверждает, что каждый человек получит воскрешенное тело: «Первенец Христос, потом [έπειτα] Христовы, в пришествие Его. А затем [εϊτα] конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу; ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (1 Кор. 15:23—25). Слова, переведенные как «потом» и «затем» (έπειτα и είτα), оба имеют значе-ние «после этого», а не «в то же самое время». Между воскресением Христа и Его вторым пришествием, когда мы обретаем воскрешенные тела (ст. 23), есть определенный временной интервал. Так и между вторым пришествием Хрис-та и «концом» (ст. 24), когда Христос передает власть над Царством Богу по-еле управления этим Царством в течение некоторого времени, тоже есть опре-деленный промежуток времени36.
3. Основываясь на нескольких других отрывках, где содержится намек или прямое указание на определенный будущий период времени, более вели-кий, чем современная эпоха, но не совпадающий с вечностью, следует рас-смотреть Отк. 20 еще раз. Здесь многие утверждения правильнее всего истол-ковывать как повествующие о будущем земном Царстве Христа, предшеству-ющем суду.
а) Когда речь идет о связывании и заточении сатаны в бездне (ст. 2, 3),
предполагается гораздо большее ограничение его активности, чем то, которое
мы видим в современную эпоху.
б) Утверждение о том, что верные «ожили» (ст. 4), правильнее всего истол-
ковывать как повествование о телесном воскресении, поскольку в следую-
щем стихе говорится: «Это — первое воскресение». Глагол έζησαν, «ожили», —
это та же самая форма глагола, которая употреблена в Отк. 2:8, где Иисус го-
ворит о Себе: «Был мертв, и се, жив», явно имея в виду воскресение37.
36 Греческое слово είτα означает «после этого» (см.: Мк. 4:17,28; 1 Кор. 15:5,7; 1 Тим. 2:13). Оно не всегда обозначает последовательность во времени, поскольку может вво-дить логическую часть той или иной последовательности, однако в рассказе об истори-ческих событиях оно означает нечто, происходящее после чего-либо другого (см.: BAGD, pp. 233, 234; также LSJ, р. 498, где сказано: «Означало последовательность одного дейст-вия или состояния за другим... затем, потом»).
37Я понимаю аорист изъявительного наклонения έζησαν как инцептивный аорист, т. е. обозначающий начало действия.
в) Как толкуют премилленарии, царствование с Христом (в Отк. 20:4) —
это нечто, что должно свершиться в будущем, а не то, что происходит сейчас
(какутверждают амилленарии). Это согласуется с прочими текстами Нового
Завета, где часто говорится о том, что верующие будут править с Христом и
получат от Него власть править на всей земле (см.: Лк. 19:17,19; 1 Кор. 6:3;
Отк. 2:26,27; 3:21). Однако нигде в Писании не говорится, что верующие во
время промежуточного состояния (между временем их смерти и временем
возвращения Христа) правят с Христом или разделяют с Ним власть. Ведь
в Откровении, немного раньше, говорится отом, что святые на небесах до воз-вращения Христа ожидают под жертвенником и вопиют к Господу, чтобы Он начал судить совершающих злодеяния на земле (Отк. 6:9,10). Нигде не гово-рится о том, что христиане уже правят с Христом.
Те, кто ожил и правит с Христом (Отк. 20), — это люди, «которые не по-клонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою» (Отк. 20:4, курсив мой. — У. Г.). Речь здесь идет о тех, кто не был слом-лен преследованиями зверя, о которых говорится в Отк. 13:1—18. Однако если жестокость преследований, о которых говорится в Отк. 13, приводит нас к заключению, что зверь еще не появился в мире, а лишь явится в будущем, то гонения, которые развяжет этот зверь, также относятся к будущему. А если гонения относятся к будущему, то сцена, описанная в Отк. 20, где те, «которые не поклонились зверю... не приняли начертания на чело свое и на руку свою» (Отк. 20:4), также относятся к будущему. Это означает, что в Отк. 20:1—6 го-ворится не о современной эпохе Церкви, и правильнее всего полагать, что здесь речь идет о будущем Царстве Христа во время миллениума.
Все эти соображения в совокупности свидетельствуют в пользу премилле-наризма. Если мы убеждены, что эта точка зрения верна, то можно считать вто-ростепенным вопрос о том, является ли тысячелетний период тысячелетним в буквальном смысле, или просто неопределенно длительным периодом времени. И хотя мы, возможно, и не знаем всехдеталей, касающихся природы миллени-ума, можно с полной уверенностью сказать, что в будущем нас ждет земное Царство Христа, которое будет значительно отличаться от нынешней эпохи.
Д. Время великой скорби
Если вас убедили аргументы в пользу премилленаризма, то следует решить еще один важный вопрос: когда возвратится Христос — до или после «вели-кой скорби»?
Само выражение «великая скорбь» взято из текста Мф. 24:21 (и парал-лельных мест), где Иисус говорит: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет». Исторический премилленаризм полагает, что Христос возвратится после этой скорби, так как далее в этом отрывке говорится: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет... тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племе-на земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:29,30). Однако, как было сказано выше, в XIX и XX вв. стали популярными разновидности премилленаризма, привер-женцы которых утверждают, что Христос возвратится до скорби. Часто этот взгляд называют «восхищением до скорби», так как его сторонники палата-ют, что, когда Христос возвратится, Церковь будет «восхищена», или взята на небо, чтобы пребывать там с Ним.
Аргументы в пользу этой точки зрения таковы38:
1. Весь период скорби будет временем излияния гнева Божьего на землю. Поэтому едва ли христиане окажутся в это время на земле.
2. Иисус дал обетование: «Ясохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле» (Отк. 3:10). Эти слова показывают нам, что Церковь будет взята из мира до того, как придет година искушения.
3. Если Христос возвратится после скорби и победит всех Своих врагов, тогда откуда возьмутся неверующие, которые должны жить в Царстве милле-ниума? Однако сторонники точки зрения, что Христос возвратится до перио-да скорби, принимают в расчет тысячи верующих-евреев, которые станут хри-стианами во время скорбей и войдут в миллениум в непрославленных телах.
4. Данная точка зрения позволяет верить, что Христос может возвратить-ся в любой момент (имеется в виду Его пришествие до скорби), однако следу-ет учитывать, что многие знамения еще должны исполниться (имеется в виду Его пришествие после скорби, когда знамения исполнятся).
Хотя это и не аргумент в пользу излагаемой точки зрения, все же следует отметить, что ее сторонники считают, что учение о скорби (Мф. 24) и предо-стережения, данные в связи с этим верующим, относятся к верующим-евре-ям периода скорби, а не ко всей Церкви39.
На все эти аргументы можно ответить так:
38 Большая часть аргументов в пользу данного подхода взята из очень подробного
исследования: Paul D. Feinberg, "The Case for Pretribulation Rapture Position" in The Rapture:
Pre-, Mid-, or Fost-Tribulationai?pp. 45—86.
39 Файнберг приводит дополнительные аргументы, касающиеся различий между
теми отрывками, которые он рассматривает как повествование о восхищении (до скор-
би), и отрывками, которые он рассматривает как описание второго пришествия (после
скорби). Однако большинство этих различий не являются непреодолимыми противо-
речиями, это те случаи, в которых то или иное событие упомянуто в одном отрывке и
не упомянуто в другом (прекрасный анализ этой проблемы см.: Douglas Моо, "Response",
р. 99-101).
1. Утверждение о том, что все страдания этого периода будут результатом гнева Божьего, не согласуется с новозаветными описаниями скорби. Многие страдания произойдут «по причине умножения беззакония» (Мф. 24:12) и из-за того, что преследование Церкви и противодействие сатаны очень усилятся в этот период. Конечно, все верующие (как язычники, так и иудеи) не испы-тают гнева Божьего в любое время, но это не означает, что они избегнут всех страданий, даже в особенно трудные времена.
2. Иисус говорит верующим филадельфийской церкви (Отк. 3:10), что Он сохранит их от годины искушения, которая надвигается на весь мир, но этого свидетельства не достаточно для утверждения о том, что вся Церковь будет взята из мира до периода скорби. Во-первых, это утверждение относится лишь к одной конкретной церкви (филадельфийской) и его не следует приме-нять ко всей Церкви. Тем более что «година искушения, которая придет на всю вселенную», не обязательно является тем же самым периодом, что и скорбь. Гораздо более вероятно, что речь здесь идет о времени великих страданий и преследований, которые надвигались на Римскую империю и на весь обитае-мый мир. И наконец, обетование о том, что филадельфийская церковь будет сохранена, не подразумевает того факта, что она будет восхищена из мира, это значит, что она просто останется верной и будет сохранена от страданий и ис-пытаний.
3. Утверждение о том, что в миллениум должны войти люди в непрослав-ленных телах, — это вовсе не аргумент в пользу точки зрения, подразумеваю-щей возвращение Христа до скорби. Когда Христос возвратится после скор-би, Он победит все силы, собранные против Него, однако это не означает, что Он убьет всех этих людей или уничтожит их. Многие просто сдадутся, так и не уверовав в Христа, и, таким образом, войдут в миллениум как неверую-шие. А в течение миллениума многие, вне всякого сомнения, обратятся к Хри-сту и тоже станут верующими.
4. Это не единственная точка зрения, где подразумевается возвращение Христа до скорби. Есть и другие, которые считают, что Христос может воз-вратиться в любое время и что Его возвращению будут предшествовать зна-мения. Например, те, кто предполагает, что, возможно (хотя и маловероятно), знамения уже исполнились, — также допускают такую возможность40.
Однако следует сказать, что за всеми этими аргументами кроется, веро-ятно, желание сохранить различие между Церковью (которая, по мнению пред-ставителей данной точки зрения, будет восхищена на небо, чтобы пребывать с Христом) и Израилем (который, по их мнению, будет народом Божьим на зем-ле во время скорби, а затем в Царстве миллениума). Однако, как мы отметили ранее41, в Новом Завете не делается подобного разграничения между Израи-лем и Церковью. Поэтому нет никакой необходимости проводить различие между ними и в период скорби и миллениума.
40См. гл. 53.
41 О разграничении Израиля и Церкви см. в гл. 43.
42 Gleason Archer, "The Case for the Mid-Seventies-Week Rapture Position", in The
Rapture, pp. 113—145.
Среди сторонников точки зрения, подразумевающей возвращение Хрис-та до скорби, есть течение, последователи которого считают, что Христос воз-вратится во время скорби. Эта точка зрения отстаивается Гл изоном Арчером42. Он считает, что период скорби будет разделен на две части. Первые три с половиной года будут характеризоваться человеческим гневом, и в этот пе-риод Церковь присутствует; вторые три с половиной года — гневом Бога, и в этот период Церкви на земле нет. Важнейший аргумент в пользу данной теории эснован на Писании; отмечается, что в Дан. 7:25, 9:27 и 12:7 и 11, как и в Этк. 12:14, семь дней, или семь времен, разделены на два интервала. Упоми-дается интервал в три с половиной дня символической недели, что является указанием на период в три с половиной года, после которого народ Божий бу-1ет спасен от скорби. Есть и другой аргумент: в этой теории огромное значе- те придается ожиданию пришествия Христа, так как три с половиной года —)то период более короткий, чем семь лет.
Но хотя в Книге Пророка Даниила и говорится о разрыве «седмины», ко-горую предсказывает Даниил, там нет никакого указания на то, что посреди юдели верующие будут взяты с земли43. И почему в течение трех с половиной 1ет скорби ожидание пришествия должно быть напряженнее, чем в течение:еми лет скорби.
И наконец, некоторые возражения против мнения о том, что Христос воз-!ратится до скорби, можно выдвинуть, исходя из теории, предполагающей, 1то Христос возвратится после скорби (именно такого мнения придержива-тся сторонники исторического премилленаризма):
1. Нигде в Новом Завете не говорится прямо, что Церковь будет восхище-1а из мира до периода скорби. Если это значительное событие действительно юлжно произойти, то о нем непременно было бы упомянуто в Новом Завете. Сонечно, Иисус говорит о том, что Он придет вновь, чтобы забрать нас к Себе Ин. 14:3), а Павел говорит, что мы будем восхищены на облаках в сретение осподу на воздухе (1 Фес. 4:17) и что мы изменимся в мгновение ока и обре-ем воскрешенные тела (1 Кор. 15:51,52). Но верующие в течение всей исто->ии полагали, что в этих отрывках говорится не о тайном восхищении Церк-1и перед периодом скорби, а о видимом, публичном восхищении (или «взятии»)!еркви буквально за несколько мгновений до пришествия Христа на землю месте с ними, для того чтобы править в Царстве миллениума (или, с амилле-[аристской точки зрения, — в вечности)44.
43См.: Paul D. Feinberg, "Response", in The Rapture, pp. 147-150.
44 Когда Павел говорит, что «мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены удем на облаках в сретение Господу на воздухе» (1 Фес. 4:17), для слова «сретение» он спользуеТ греческое слово έαιάντησιν. Это слово в греческой внебиблейской литературе потребляется в отношении граждан, которые выходят за пределы города для встречи рибывающего магистрата, а затем возвращаются в город вместе с ним. «Слово άπόντησιν педует понимать как специальный термин для обозначения гражданского обычая ан-ичного периода, когда город приветствовал важных посетителей» (Erik Peterson, δπαιπήσις", TDNT, 1:380). Моултон и Миллиган (Moultonand Milligan)говорят: «Похо-:е, это слово было своего рода специальным термином для обозначения официального риветствия вновь прибывшего сановника — и это прекрасно согласуется с употребле-ием данного слова в Новом Завете» (ММ, р. 53).
Злк. 3605
Кроме того, крайне трудно истолковать 1 Фес. 4:17 — единственный от-!ывок, в котором явно говорится о том, что Церковь будет «взята» (или
«восхищена»), — в том смысле, что пришествие Иисуса будет тайным. Здесь говорится: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдете неба» (1 Фес. 4:16, курсив мой. — У. Г.). Об этих словах Леон Моррис справедливо заметил: «Конечно, можно сказать, исходя из этого отрывка, что восхищение произойдет тайно и никто, кроме святых, не узнает, что происхо-дит. Однако очень трудно понять это именно таким образом. Напротив, здесь весьма ясно сказано, что все это произойдет открыто и публично»45.
Учение о восхищении Церкви до скорби основано на нескольких отрыв-ках, и все они спорны. Кроме того, это учение оставалось непонятым до XIX в.
2. В нескольких текстах скорбь достаточно явно связана с возвращением Господа. Во-первых, громогласная труба, собирающая избранных (Мф. 24:31), глас трубы Божьей (1 Фес. 4:16) и последняя труба, при гласе которой изме-нятся наши тела (1 Кор. 15:51,52), судя по всему, являются упоминаниями об одной и той же трубе — последней трубе, которая протрубит перед миллениу-мом. Если это действительно «последняя труба» (1 Кор. 15:52), то не понятно, как может протрубить еще одна труба (Мф. 24:31) семью годами позже.
Кроме того, трудно истолковать Мф. 24 как повествование не о Церкви, а о еврейском народе, который спасется во время скорби. Иисус обращается к Своим ученикам (Мф. 24:1—4) и предостерегает их о грядущих гонениях и стра-даниях. Он говорит им о будущей великой скорби, а затем предупреждает, что «после скорби дней тех» явятся космические знамения и «тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках не-бесныхе силою и славою великою» (Мф. 24:30). Однако возможно ли, чтобы Иисус, говоря все это Своим ученикам, подразумевал, что описываемые Им явления имеют отношение не к Церкви, а только к будущему земному царству еврейского народа, который будет обращен во время скорби? Как ученики могли бы догадаться, что Он имел в виду именно это? Маловероятно, что уче-ники здесь — это представители будущего еврейского царства, а не предста-вители Церкви, с основанием которой они были столь тесно связаны, основа-нием которой они, собственно говоря, и были (Еф. 2:20).
3. И наконец, похоже, что Новый Завет не оправдывает представления о двух разных возвращениях Христа (однажды за Своей Церковью—до скорби, а затем, семь лет спустя, со Своей Церковью — чтобы судить неверующих). И вновь следует отметить, что это учение прямо не излагается ни в одном месте Писания, это лишь предположение, основанное на различиях, содержащихся в нескольких отрывках, в которых возвращение Христа описывается с разных точек зрения. Однако совсем не трудно рассматривать все эти отрывки как по-вествование об одном событии, происходящем в одно время.
Leon Morris, The First and Second Epistles to the Thessalonians, p. 145.
Правильнее будет сделать следующий вывод: Церковь пройдет через пе-риод скорби, предсказанный Иисусом. Возможно, сами мы предпочли бы избежать этого, но решение принимать не нам. И если Бог желает, чтобы кто-либо из нас жил на земле до времени великой скорби, то нам следует вспом-нить слова Петра: «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас» (1 Пет. 4:14). И еще: «Христос постра-дал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2:21). Мысль о том, что христиане должны быть готовы пройти через страдания, видна также в словах Павла, когда он говорит, что мы — сонаследники Хри-сту, «если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:17). Мы также можем вспомнить, что со времен Ноя и до времени мученичества апостолов Бог часто вел Свой народ через страдания к славе, ибо так Он по-ступил и со Своим собственным Сыном. «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Ко-торого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, Вождя спа-сения их совершил чрез страдания» (Евр. 2:10). Именно Спаситель, Который Сам страдал более, нежели любой из Его детей, сказал: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть... Будь верен до смерти, и дам тебе венец жиз-ни» (Отк. 2:10).
Вопросы для самостоятельной работы
1. Какой точки зрения вы придерживались до того, как прочитали эту главу: амилленаристской, постмилленаристской или премилленаристской? Как вы по-лагали, Христос возвратится до или после скорби? Изменилось ли ваше мнение сейчас?