Библейское учение об отношениях между Богом и творением—единствен-ное в своем роде среди всех мировых религий. Библия учит, что Бог отделен от своего творения. Он не является его частью, так как Он создал его и правит им. В связи с тем, что Бог несравнимо более велик, чем творение, часто гово-рят о трансцендентности Бога. Проще говоря, это означает, что Бог гораздо «выше» творения в том смысле, что Он более велик, чем творение, и не зависит от него.
Бог также тесно связан створением, так как творение постоянно зависит от Него в своем существовании и функционировании. О связи Бога с творе-нием часто говорят, используя специальный термин имманентность, т. е. «пре-бывание в» творении. Библейский Бог — это не абстрактное божество, кото-рое удалено от своего творения и не интересуется им. Библия — это история вмешательства Бога в творение, в особенности в дела человека. Иов утверж-дает, что даже животные и растения зависят от Бога: «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов. 12:10). В Новом Завете Павел утверждает, что Бог дает «всему жизнь и дыхание и все», и что «мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:25,28). И в самом деле, о Христе сказано: «все Им стоит» (Кол. 1:17), и Он непрерывно удерживает «все словом силы Своей» (Евр. 1:3). Трансцендентность и имманентность Бога утвержде-ны в одном предложении, когда Павел говорит: «Один Бог и Отец всех, Кото-рый над всеми, и чрез всех, и во всех нас» (Еф. 4:6).
11 Так, напр., известный стих Ин. 3:8 «Дух дышит, где хочет», большинство англоязыч-
ных версий переводит: «Ветер веет» — «The wind blows wherever it wishes». — Примеч. пер.
12 О действии Святого Духа см. в гл. 29.
Тот факт, что творение отлично от Бога, но при этом вечно зависимо от Бога, что Бог гораздо выше творения, но всегда связан с ним (короче говоря, что Богтрансцендентен и имманентен), представлен на рис. 14.1.
Рис. 14.1
Рис. 14.2
Это учение четко отличается от материализма — философии, наиболее распространенной среди неверующих людей в наши дни, которая в принци-пе отрицает существование Бога. Материализм утверждает, что материаль-ный мир — это единственное, что существует. Эта концепция представлена на рис. 14.2.
В наши дни христиане, которые все свои усилия направляют на то, чтобы заработать больше денег и приобрести больше имущества, становятся «прак-тическими» материалистами, поскольку их жизнь была бы такой, если бы они не верили в Бога.
Те сведения, которые мы находим в Писании об отношении Бога к Его творению, отличаются также и от пантеизма. Греческое слово πάν означает «весь» или «всякий». Пантеизм —это представление о том, что все, весь мир — это Бог или часть Бога. Эта точка зрения представлена на рис. 14.3.
Пантеизм отрицает многие важнейшие черты сущности Бога. Если весь мир — это Бог, то Бог — это не отдельная личность. В этом случае Бог не не-изменен, поскольку вместе с изменениями в мире меняется и Сам Бог. Более того, Бог также и не свят, так как зло мира — это также часть Бога. Другое Рис. 14.3
затруднение заключается в том, что большинство пантеистических систем (та-ких, как буддизм и многие другие восточные религии) отрицают значимость человеческой личности, поскольку все — Бог, цель индивидуума должна за-ключаться в слиянии с миром, во все большем единении с ним, при утрате собственных индивидуальных черт. Если Сам Бог не обладает личностными атрибутами, отдельными от мира, то нам также не следует к ним стремиться. Таким образом пантеизм разрушает не только личностный характер Бога, но, в конечном счете, также и человека.
Любая философия, которая рассматривает творение как «эманацию» Бога (т. е. нечто, исходящее от Бога, но являющееся частью Бога, которая не отли-чается От него), сходна с пантеизмом, так как здесь также видно отрицание основных аспектов сущности Бога.
Рис. 14.4
Библия отвергает также дуализм. Дуализм — это представление о том, что как Бог, так и материальный мир вечно сосуществуют. Таким образом получается, что в мире две высшие силы: Богиматерия.Этотвзглядпредставленнарис. 14.4.
Проблема дуализма заключается в том, что в нем намечен вечный конф-ликт между Богом и злом, присутствующим в материальном мире. Кто победит — Бог или зло мира? Мы не можем быть в этом уверены, поскольку Бог и зло, судя по всему, всегда сосуществовали. Такая философия отрицает гос-подство Бога над творением и тот факт, что творение возникло по воле Божьей, что его следует использовать только ради Божьих целей и что творение долж-но прославлять Бога. Дуализм отрицает также и то, что весь мир был сотворен по сути своей благим (Быт. 1:31), и призывает людей считать материальную реальность не благой по сути, в противовес библейскому повествованию о тво-рении, которое Бог создал для того, чтобы оно было благо, и для того, чтобы править им ради Своих целей.
Один из последних примеров проявления современного дуализма — это фильм «Звездные войны», в котором утверждается существование вселен-ской «Силы», в которой есть светлая и темная сторона. Здесь полностью от-сутствует представление о святом и трансцендентном Боге, Который правит всем и несомненно побеждает зло. Когда в наши дни нехристиане начинают осознавать духовный аспект мира, они часто становятся дуалистами, про-сто признавая тот факт, что в сверхъестественном, или духовном, мире есть добро и зло.
Конечно, сатана рад, что люди думают, будто в мире есть злая сила, кото-рая равна Самому Богу.
Рис. 14.5
Христианский взгляд на творение также отличается от деизма. Деизм — это точка зрения, которая предполагает, что Бог сейчас не связан с творением. Этот взгляд представлен на рис. 14.5.
Деизм утверждает, что Бог сотворил мир и что Он гораздо более велик, чем мир (Бог трансцендентен). Некоторые деисты также считают, что у Бога есть моральные стандарты и что Он призовет людей к ответу в день суда. Однако они отрицают, что Бог связан с миром, т. е. отвергают Его имманентность. Бог воспринимается как Часовщик, Который завел «часы» творения в самом на-чале, а затем предоставил всему идти как идет.
Хотя деизм в определенном смысле и утверждает трансцендентность Бога, он отрицает практически всю библейскую историю, которая является исто-рией активного вмешательства Бога в дела мира. Многие «теплые», или но-минальные, христиане (ср.: Отк. 3:16) сегодня фактически являются деиста-ми, поскольку ихжизнь почти полностью лишена молитвы, поклонения, стра-ха Божьего, постоянного доверия Богу в Его заботе о наших нуждах.