говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. <...> Я ска-зал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю (Ис. 46:9—11).
Кроме того, Бог неизменен в Своих обетованию:. Если Он обещал что-либо, то Он не нарушит обетования: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает? будет гово-рить, и не исполнит?» (Чис. 23:19; ср.: 1 Цар. 15:29).
2) Может ли Бог передумать? Итак, мы говорим о неизменности намере-ний Бога, но в некоторых стихах Писания написано, как Бог говорит, что свершит суд над Своим народом, а затем, по молитве или покаянию (или под влиянием того и другого), Бог смягчается и не свершает того суда, о ко-тором говорил. Примеры подобной «отмены» угрожавшего суда: успешное молитвенное заступничество Моисея, которое предотвратило уничтожение израильского народа (Исх. 32:9—14), продление жизни Езекии на пятнадцать лет (Ис. 38:1—6) или отмена объявленного суда над Ниневией после покая-ния народа (Ион. 3:4,10). Разве не изменились в этих случаях намерения Бога? Есть и такие тексты, в которых говорится о том, как Бог сожалеет о уже свер-шенном. Создается впечатление, что Бог сожалеет о том, что создал на земле человека (Быт. 6:6), или о том, что сделал Саула царем (1 Цар. 15:10). Разве не изменились намерения Бога в этих случаях?
Эти примеры следует понимать как истинные выражения нынешнего со-стояния или намерения Бога по отношению к ситуации в том виде, в каком она существует в данный момент. Если ситуация изменится, то, конечно, изме-нится и отношение к ней Бога. Иными словами, Бог различно реагирует на разные ситуации. Пример Ионы, проповедующего в Ниневии, помогает ра-зобраться в этой проблеме. Бог видит безнравственность Ниневии и посылает Иону, чтобы тот объявил: «Еще сорок дней, — и Ниневия будет разрушена!» (Ион. 3:4). В словах Ионы, как они записаны в Библии, не прочитывается, что Бог не свершит суд, если народ покается, но это безусловно подразумева-ется в предостережении пророка: цель этого предостережения заключается в том, чтобы привести народ к покаянию. Когда народ покаялся, ситуация из-менилась, и Бог реагировал иначе на эту изменившуюся ситуацию: «Иувидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион. 3:10).
Ситуации с Езекией и с заступничеством Моисея, по сути, в точности та-ковы же. Бог сказал, что свершит суд, и это было истинное заявление, при том условии, что ситуация оставалась бы такой же. Однако ситуация изме-нилась: некто начал горячо молиться (Моисей — в одном случае и Езекия — в другом). Здесь сама молитва была частью новой ситуации, и была, по сути, именно тем фактором, который изменил эту ситуацию. Бог отреагировал на эту ситуацию тем, что ответил на молитву и отменил осуждение.
Сожаление Бога по поводу того, что Он сотворил человека или, например, сделал Саула царем, можно также понять как выражение нынешнего неудо-вольствия Бога по отношению к греховности человека. Ни один из этих слу-чаев не приводит нас к мысли, что если Бог начнет сначала, то Он не сотворит человека или не сделает Саула царем. Здесь подразумевается, что предшеству-ющие действия Бога привели к таким событиям, которые на короткое время опечалили Его, однако через более продолжительное время благие цели все же были достигнуты. Эта ситуация аналогична тому, как отец позволяет своему ребенку предпринимать действия, которые, как он знает, доставят много пе-чали и ребенку, и ему самому, но через более продолжительное время приведут к благим результатам.
3) Вопрос о бесстрастности Бога. Иногда богословы говорят еще об одном атрибуте, а именно о бесстрастности Бога. Этот атрибут, если бы он действи-тельно было присущ Богу, означал бы, что Он «бесстрастен», т. е. не подвер-жен эмоциям. В гл. 2 Вестминстерского исповедания веры о Боге даже гово-рится: «Не подверженный страстям». Это утверждение выходит за рамки того, что мы сказали в нашем определении неизменности Бога. Здесь утверждает-ся, что Бог не просто неизменен в Своем бытии, совершенстве, намерениях, но и то, что Бог не испытывает эмоций, или «страстей».
8 См.: BAGD, р. 566.
В Вестминстерском исповедании веры в качестве доказательства этого утверждения приводится Деян. 14:15. В KJV (King James Version) здесь гово-рится о том, как Варнава и Павел отвергли поклонение жителей Листры, го-воря, что они не боги, а «подобные [им, жителям] человеки». По переводу KJV может создасться впечатление, что у истинного Бога нет «страстей», как у людей, или что апостолы просто отвечали на ложное представление о бесстраст-ных богах, которое было свойственно жителям Листры (см. ст. 10,11). Но при правильном переводе этого стиха видно, что он, вне всякого сомнения, не мо-жет использоваться в качестве доказательства утверждения о том, что у Бога нет никаких страстей или эмоций, так как греческое слово, о котором идет речь (όμοιοπαθής), может означать просто пребывание в тех же обстоятельствах или обладание тем же опытом или природой8. Конечно, у Бога нет греховных страстей или эмоций. Однако представление о том, что у Бога нет никаких стра-стей или эмоций, входит в противоречие со значительной частью Писания, и поэтому в данной книге я не говорю об учении о бесстрастности Бога. Напро-тив — Бог, Который является источником наших эмоций и Который сотворил наши эмоции, явно и Сам обладает эмоциями: Бог радуется (Ис. 62:5). Его можно огорчить (Пс. 77:40; Еф. 4:30; глагол עצב в Пс. 77:40 в синодальной версии переведен как «прогневлять», а глагол λυπέωΒ Еф. 4:30 — «оскорблять», однако оба эти глагола имеют также значение «огорчать» и в английском тек-сте, на который ссылается автор, оба они переведены глаголом grieve, «огор-чать». — Примеч. пер.). Его гнев воспламеняется на Его врагов (Исх. 32:10). Он жалеет Своих детей (Пс. 102:13; евр. רחם, «любить, жалеть», в синодаль-ной версии — «миловать». — Примеч. пер.). Он любит (евр. רחם, «любить, жалеть», в синодальной версии — «миловать». — Примеч. пер.) вечной любо-вью (Ис. 54:8; Пс. 102:17; евр. חסד, «доброта, верность», в синодальном пере-воде — «милость». — Примеч. пер.). Он — Бог, и нам следует подражать Его эмоциям в вечности, подобно тому как мы подражаем нашему Творцу в нена-висти к греху и в любви к праведности.
9 Чарлз Хартшорн (род. 1897) преподавал в Чикагском университете, университете Эмори и в Техасском университете. См. введение в теологию процесса, написанное дву-мя его последователями: Process Theology: An Introductory Exposition by John B. Cobb, Jr., and David R. Griffin (Philadelphia: Westminster, 1976). Подробный анализ этой концепции с евангельской точки зрения содержится в следующих работах: Carl F. Η. Henry, "The Resurgence of Process Philosophy" in God, Revelation, and Authority, 6:52—75, and Royce Gruenler, 771e Inexhaustible God: Biblical Faith and the Challenge of Process Theism (Grand Rapids: Baker, 1983).
Брюс А. Уэр недавно написал две прекрасные статьи, в которых этот вопрос тоже освещается с евангельской точки зрения: Bruce A. Ware. "An Exposition and Critique of the Process Doctrines of Divine Mutability and Immutability", 1VTJ47 (1985): 175—196 (критика теологии процесса), and "An Evangelical Reformulation of the Doctrine of the Immutability of God", JETS29 (1986): 431—446 (позитивная переформулировка ортодоксального взгля-да на неизменность Бога).
4) Вызов «теологии процесса». В последние годы неизменность Бога часто отрицали сторонники теологии процесса, которые утверждают, что процесс и изменение — это основные аспекты подлинного существования и поэтому Бог со временем также должен изменяться, как и все, что существует. Чарлз Харт-шорн, чьи идеи были положены в основу теологии процесса, утверждает даже, что Бог постоянно прибавляет к Себе весь тот опыт, который имеет место где бы то ни было во вселенной, и таким образом постоянно изменяется9. Наса-мом деле теология процесса утверждала, что все люди горячо стремятся узнать свое предназначение, они хотят чувствовать свою значимость во вселенной. Богословам этого движения не нравится учение о неизменности Бога, посколь-ку, по их мнению, это подразумевает, что человеческие поступки не имеют зна-чения для Бога. Если Бог действительно неизменен, говорят они, то никакие наши действия — и вообще ничто из происходящего во вселенной — не ока-зывают никакого влияния на Бога, потому что Бог не изменяется. Тогда ка-кой же смысл в нашем существовании? Можем ли мы вообще иметь какое-либо значение? В ответ на этот вопрос они отвергают учение о неизменности Бога и говорят нам, что наши поступки столь значимы, что оказывают влияние на бытие Самого Бога! Когда мы совершаем какое-либо действие и все-ленная изменяется, то это производит воздействие на Бога, и изменяется Его бытие — Бог становится чем-то иным, нежели Он был прежде10.
Сторонники теологии процесса часто несправедливо обвиняют евангель-ских христиан (или даже самих библейских авторов) в том, что они верят в Бога, Который бездействует в мире и не может по-разному реагировать в раз-личных ситуациях (эти ошибочные взгляды мы уже разобрали выше). Что же касается нашего влияния на бытие Бога, то мы должны ответить, что это неверная предпосылка, внесенная в дискуссию, и что такая точка зрения про-тиворечит Писанию. Писание ясно говорит, что наша значимость основана не на способности изменять бытие Божье, а на том факте, что Бог сотворил нас ради Его славы и что Он считает нас значимыми". Один лишь Бог дает высшее определение тому, что в мире значимо, а что незначимо, и если Он счи-тает нас значимыми, то это так и есть!
Другое фундаментальное заблуждение теологии процесса заключается в предположении, что Бог должен изменяться, подобно сотворенному Им миру. Однако Писание недвусмысленно отрицает это: «В начале Ты, Господи, осно-вал землю, и небеса — дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза... и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся» (Евр. 1:10-12, цитата из Пс. 101:26-28).
5) Бог бесконечен и личен. Η аш анализ теологии процесса показывает, на-сколько велико различие между библейским христианством и всеми прочими богословскими системами. В учении Библии Бог бесконечен к личен: Он бес-конечен, поскольку не подвержен ограничениям, которым подвержен человек или все творение в целом. Он более велик, чем все, что Он сотворил, гораздо более велик, чем все, что существует помимо Него Самого. Но Он также и ли-чен: Он общается с нами как личность, и мы можем поддерживать с Ним от-ношения как личности. Мы можем молиться Ему, поклоняться Ему и любить Его, а Он может обращаться к нам, радоваться за нас и любить нас.
10См.: "Exposition and Critique", pp. 183—185, где Уэр рассматривает теорию Хартшор-на о том, что мы передаем Богу те достоинства, которыми Он без этого не обладал бы.
11 О причинах сотворения человека см. в гл. 20.
12 Строго говоря, мы должны признать, что иудаизм, основанный на том, что мы
называем Ветхим Заветом, также считает Бога бесконечным и личным, хотя иудаизм
никогда не признавал указаний на троичность природы Бога, которые есть даже в Вет-
хом Завете (см. гл. 13).
Вне истинной религии Библии, ни в одной религиозной системе нет Бога, Который был бы и бесконечен, и личен12. Например, боги древнегреческой и римской мифологии были личными (они часто общались с людьми), но не были бесконечными: они были слабы и морально несовершенны, даже мелочно ревнивы. С другой стороны, деизм представляет Бога бесконечным, но слиш-ком далеким от мира, чтобы лично вмешиваться в его дела. Также и пантеизм утверждает, что Бог бесконечен (поскольку весь мир считается Богом), одна-ко подобный Бог, конечно, не может быть личным и общаться с нами, как с личностями.
Ошибка теологии процесса вписывается в эту общую схему. Ее сторон-ники убеждены, что Бог, неизменный в своем бытии, настолько отличается от творения (Он так бесконечен и неограничен изменениями, которые характе-ризуют все наше существование), что Он не может быть личным и при этом небезразлично относиться к нам. Поэтому, чтобы получить личного Бога, они считают необходимым отказаться от бесконечного Бога в пользу такого Бога, Который все время находится в процессе изменения. Подобный ход рассуж-дения типичен для многих (или даже для всех), кто возражает против пред-ставления о Боге, изложенного в Библии. Люди говорят, что если Бог бесконе-чен, то Он не может быть личным, или что если Бог личен, то Он не можетбыть бесконечным. Библия учит, что Бог как бесконечен, так и личен. Мы должны утверждать, что Бог бесконечен (или неограничен) по отношению к тем изме-нениям, которые происходят в мире (ничто не изменит бытие, совершенство, намерения или обетования Бога), и в то же время Он личен, состоит с нами в личном общении и считает нас значимыми.
6) Значение неизменности Бога. На первый взгляд, утверждение о неизмен-ности Бога может показаться не столь уж важным. Это представление столь абстрактно, что мы можем не сразу осознать его важности. Однако если мы на минуту представим себе, что было бы, если бы bov мог изменяться, важ-ность этого учения становится ясной. Например, если бы Бог мог изменяться (в Своем бытии, совершенстве, намерениях или обетованиях), тогда каждое изменение было бы либо изменением к лучшему, либо изменением к худшему. Но если бы Бог мог меняться к лучшему, то Он не был наилучшим существом тогда, когда мы впервые уверовали в Него. И как теперь мы можем быть уве-рены, что Он — наилучшее из всех существ? Но если бы Бог мог меняться к худшему (в самом Своем бытии), то каким Богом Он был бы? Могли бы Он стать, например, немного злым, по сравнению с той совершенной добротой, которая была Ему свойственна прежде? Но если Он мог бы стать немного злым, то как мы можем быть уверены, что Он не станет значительно более злым или совершенно злым? И мы ничего не смогли бы с этим поделать, ведь Он на-столько более велик и могуществен, чем мы сами. Таким образом, представ-ление о том, что Бог может изменяться, ведет к ужасающей перспективе — через тысячи лет мы можем войти в вечную жизнь, в которой правит абсолют-ное зло — всемогущий Бог. Трудно представить себе нечто еще более страш-ное. Как мы можем верить в Бога, Который может измениться? Как мы мо-жем доверить Ему свои жизни?
Кроме того, если предположить, что Бог может менять в Свои намерения, то наша надежда на возвращение Иисуса оказывается тшетной. Да, в период написания Библии Он обещал, что Иисус возвратится, чтобы править новым небом и новой землей, но сейчас Он может передумать. Или если бы Бог мог меняться в Своих обетованиях, то как мы могли бы полностью доверять Ему в вопросе вечной жизни? Или в любом другом утверждении Библии? Возмож-но, тогда, когда была написана Библия, Он обещал прощение грехов и веч-ную жизнь тем, кто верит в Христа, но (если Бог способен меняться), возмож-но, Он передумал — как мы можем быть уверены в обратном? Или, может быть, Его всемогущество однажды изменится, и тогда, даже если Он захочет сдер-жать Свои обещания, Он просто не сможет этого сделать.
Подобные размышления показывают, какой абсолютной важностью об-ладает учение о неизменности Бога. Если Бог не является неизменным, то все основание нашей веры рушится, а наше понимание мира распадается на час-ти. Это обусловлено тем, что наша вера, надежда и знание в конечном счете зависят от той Личности, Которая заслуживает бесконечного доверия — по-скольку она абсолютно и вечно неизменна в Своем бытии, совершенстве, на-мерениях и обетованиях.
3. Вечность. Понятие «вечность Бога» можно определить следующим об-разом: у Бога нет ни начала, ни конца, в Его бытии нет последовательности мгновений, и Он все времена видит с одинаковой ясностью, и все же Бог видит события во времени и действует во времени.
Иногда это учение называют учением о бесконечности Бога во времени. Быть «бесконечным» — значит быть неограниченным, и это учение утвержда-ет, что время не ограничивает Бога.
Это учение также связано с неизменностью Бога. Если верно, что Бог не изменяется, то мы должны сказать, что время не меняет Бога, другими ело-вами, оно не влияет ни на Его бытие, ни на совершенство, ни на намерения, ни на обетования. Но это означает также, что время не влияет на знания Бога. Например, Бог никогда не узнает ничего нового и ничего не забывает, так как это означало бы наличие изменений в Его совершенном знании. Это озна-чаеттакже, что течение времени ничего не прибавляет к знаниям Бога и ниче-го не убавляет: Он знает все прошлое, настоящее и будущее, и знает все это с одинаковой ясностью.
1) Бытие Бога имеет вневременной характер. Тот факт, что у Бога нет ни на-чала, ни конца, показан в Пс. 89:3: «Прежде нежели родились горы, и Ты обра-зовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог». Также в Иов. 36:26 Елиуй говорито Боге: «Число лет Его неисследимо».
Вечность Бога подразумевается также в тех текстах, где говорится о том факте, что Бог всегда есть или всегда существует. «Я еемь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Отк. 1:8;ср.:4:8)13.
На это указывает также смелое употребление Иисусом глагола в настоя-щем времени, который подразумевает постоянное нынешнее существование, когда Он ответил Своим оппонентам-иудеям: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58). Это утверждение само по себе является открытым заявле-нием имени Божьего: «Я ЕСМЬ СУЩИЙ» (Исх. 3:14), имени, которое также предполагает постоянное нынешнее существование: Бог — это вечное «Я ЕСМЬ», Тот, Кто существует вечно.
Тот факт, что Бог никогда не начал существовать, может быть логически выведен из того факта, что Бог все сотворил и что Сам Он — нематериальный дух. До того, как Бог сотворил мир, материи не было, а затем Он сотворил все вещи (Быт. 1:1; Ин. 1:3; 1 Кор. 8:6; Кол. 1:16; Евр. 1:2). Физика говорит нам, что материя, время и пространство должны существовать одновременно: если нет материи, то не может быть ни пространства, ни времени. Таким образом, до того, как Бог сотворил мир, «времени» не было, по крайней мере в смысле последовательности мгновений. Поэтому, когда Бог сотворил мир, Он также сотворил время. Когда Бог начал творить мир, началось время и началась по-следовательность мгновений и событий14. Но до того, как возник мир, и до того, как возникло время, существовал Бог, без начала и вне воздействия вре-мени. И поэтому время не имеет собственного существования, но, подобно прочему творению, зависит от вечного Божьего бытия и Его власти, которые удерживают его существование.
13 Альфа и омега — это первая и последняя буквы греческого алфавита, поэтому
когда Бог говорит, что Он — Альфа и Омега, Он имеет в виду, что Он существует прежде
чего-либо другого и после чего-либо другого; Он — начало всего и всегда будет концом
(или целью) всего.
14 Фактически, альтернативой утверждению о том, что время началось тогда, когда
Бог сотворил мир, будет утверждение, что время не началось, но всегда существовала
последовательность мгновений, которая простирается в бесконечность прошлого и
не имеет точки отсчета. Однако мысль о том, что время не имеет начала, многим кажет-
ся абсурдной, и, вероятно, они считают, что такое просто невозможно. Бавинк говорит:
«Вечное время, т. е. время без начала, немыслимо» (The Doctrine of God, p. 157).
15 Как мы увидим ниже, это не значит, что все события истории выглядят для Бога
таким образом, как будто они являются нынешними; Бог видит события во времени и
действует во времени.
Предыдущие тексты Писания и тот факт, что Бог существовал всегда, еще до появления времени, указывают, что в бытии Самого Бога нет последова-тельности мгновений и никакого изменения от одного состояния бытия к дру-гому. Для Бога все Его существование является «настоящим»15, хотя нам это и трудно постичь, так как подобное существование отличается от существова-ния, в котором пребываем мы.
2) Бог видит все времена с одинаковой ясностью. В Пс. 89:5 читаем: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи». Нам довольно трудно вспомнить те события, которые про-изошли несколько недель, несколько месяцев или несколько лет назад. Бо-лее ясно мы помним недавние события, и способности нашей памяти гаснут с течением времени. Даже если бы мы могли жить «тысячу лет», мы помни-ли бы лишь очень немногие события, например, за последние «сто» лет, и то не слишком точно. Но Писание говорит нам, что Бог видит тысячу лет, «как день вчерашний». Он может помнить все события, происшедшие за тысячу лет, по меньшей мере, столь же ясно, как мы помним события «дня вчераш-него». Для Него тысяча лет — это «как стража в ночи», период времени в три или четыре часа, в течение которого охрана несла свою вахту. Такой период времени проходит быстро, и все происшедшие за это время события легко вспомнить. И все же именно так Богом воспринимается тысячелетний пе-риод.
Если мы понимаем, что выражение «тысяча лет» не означает, что Бог за-бывает те или иные события по прошествии 1100 ил и 1200 лет, а просто обо-значает время настолько продолжительное, насколько можно себе предста-вить, то становится очевидно, что вся прошлая история видна Богу с вели-чайшей ясностью и отчетливостью: время, прошедшее после творения, для Бога таково, будто бы все это случилось только что. И оно всегда будет оста-ваться столь же ясным в Его сознании и в течение миллионов лет будущей вечности.
В Новом Завете написано: «У Господа один день, как тысяча лет, и ты-сяча лет, как один день» (2 Пет. 3:8). Вторая часть этого утверждения уже была высказана в Псалме 89, однако первая его часть вводит еще одно вы-ражение: «Один день, как тысяча лет»; т. е. каждый день, сточки зрения Бога, словно бы длится «тысячу лет»: это означает, что этот день словно бы никог-да не оканчивается, но длится всегда. И вновь можно сказать, что, посколь-ку «тысяча лет» — это фигуральное обозначение «времени, настолько про-должительного, насколько мы можем себе представить», или «всей истории», любой день воспринимается Богом как вечно присутствующий в Его созна-
НИИ.
Принимая во внимание эти два соображения, мы можем сказать следую-щее: с точки зрения Бога, любой самый продолжительный период времени воспринимается как нечто, только что происшедшее. Алюбой очень краткий период времени (такой, как один день) воспринимается Богом так, словно он длится вечно: в Его сознании он никогда не перестает быть «нынешним». Итак, Бог видит и знает все события прошлого, настоящего и будущего с одинако-вой ясностью. Это не должно приводить нас к мысли о том, что Бог не вое-принимает события во времени и не действует во времени (см. ниже), напро-тив, Бог — вечный Господь и Вседержитель истории, и Он видит ее более ясно и действует в ней более определенно, чем кто-либо другой. Но, сказав это, мы все же должны указать, что эти стихи говорят о таком отношении Бога ко времени, которое мы не можем познать из опыта. Восприятие Богом вре-мени — это не просто терпеливое выжидание бесконечно долгих эпох, Его опыт времени качественно иной, по сравнению с нашим. Это согласуется с утверж-дением отом, что в своем бытии Бог находится вне времени; Он не переживает последовательности мгновений. Таков был преобладающий взгляд христиан-ской ортодоксии в течение всей истории церкви, хотя против него часто и вы-двигались возражения, и даже сегодня многие богословы отрицают подобное утверждение16.
Отношение Бога ко времени можно изобразить так, как это сделано на рис. 10.1. Здесь показано, что Бог сотворил время и является Господом вре-мени, поэтому Он может видеть все события во времени в равной степени ясно, и не только видеть события во времени, но и действовать во времени.
Эта схема также предваряет последующее рассуждение, так как в ней показано, что Бог знает события будущего, даже бесконечно долгого, веч-ного будущего. В отношении будущего Бог неоднократно заявляет через ветхозаветных пророков, что Он один знает будущие события и может рас-сказать о них: «Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, — Бога праведного и спасающего нет кроме Меня»(Ис. 45:21).
Мы читаем также: «...Ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет (עצה, т. е. «цель, намерение». — Примеч. пер.) состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» (Ис. 46:9,10).
16 Карл Φ. X. Генри отстаивает вневременную вечность Бога как историческую по-зицию христианской ортодоксии и дает детальный анализ современных возражений как евангельских, так и неевангельских богословов, см.: Carl F. Η. Henry, God, Revelation and Authority (Waco, Tex.: Word, 1982), 5:235—267. Основательную философскую защиту вне-временной вечности Бога см.: Paul Helm, Eternal God: A Study of God Without Time (Oxford: Clarendon, 1988).
Таким образом, Бог стоит над временем, и в Своем сознании Он способен видеть его все как настоящее. Хотя аналогия и несовершенна, мы можем пред-ставить себе это как момент окончания чтения длинного романа. Прежде чем поставить его обратно на полку, мы можем еще раз пролистать книгу, воспро-изводя в памяти те многочисленные события, которые описаны в этом рома-не. На короткое мгновение те вещи, которые были рассредоточены вдолгом периоде времени, все кажутся «нынешними». Возможно, примерно так Бог видит всю историю, т. е. как нынешнюю для Его сознания.
Творение Жизнь Христа 1994 Последний суд...
Рис. 10.1. Отношение Бога ко времени
3) Бог видит события во времени и действует во времени. Однако после все-го сказанного необходимо предостеречь читателя против неверного понима-ния, завершив определение вечности Бога следующим образом: и все же Бог видит события во времени и действует во времени. Павел пишет: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который ро-дился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам по-лучить усыновление» (Гал. 4:4,5). Бог ясно видел и точно знал, что происходит в Его творении во времени. Мы могли бы сказать, что Бог видел ход времени, на-блюдая различные события, происходившие в Его творении. Затем, в нужный момент, «когда пришла полнота времени», Бог послал в мир Своего Сына.
Из всего Писания очевидно, что Бог действует во времени и действует по-разному в разные моменты времени. Например, Павел говорит афинянам: «Оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду по-каяться; ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа...» (Деян. 17:30,31). В этом утверж-дении содержится описание прежних действий Бога, настоящих действий и будущих, и все это во времени.
Ветхозаветные пророки постоянно подчеркивают способность Бога пред-сказывать будущее, следовательно, Бог предсказывает Свои действия в один момент времени, а затем осуществляет эти действия в другой момент. И в ши-роком понимании, вся Библия от Бытия до Откровения — это запись Самого Бога о том, как Он действовал во времени для спасения Своего народа.
Таким образом, мы должны утверждать как то, что Бог в Своем бытии не испытывает последовательности мгновений и видит всю историю в равной степени ясно, так и то, что в Своем творении Он видит развитие событий во времени и действует по-разному в различные моменты времени. Коротко го-воря, Он — Господь, сотворивший время, правящий им и использующий его в Своих собственных целях. Бог может действовать во времени, потому что
Он — Господь времени17. Он использует его для того, чтобы показать свою славу. Ведь Господь часто исполняет свои обетования и свершает свои спаси-тельные деяния в течение определенного времени для того, чтобы мы могли лучше увидеть и оценить Его великую мудрость, Его долготерпение, Его вер-ность, Его власть над всеми событиями и даже Его вечность и неизменность.
4) Мы всегда будем существовать во времени. Сможем ли мы когда-либо участвовать в вечности Бога? И в частности, будет ли время на новом небе и на новой земле, которые возникнут в будущем? Многие считают, что времени тогда не будет существовать. Есть даже гимн, который начинается словами: «Когда труба Господня прогремит, и времени уже не будет...» В Писании мы читаем: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. <.״>...А ночи там не будет» (Отк. 21:23,25; ср.: 22:5).
17 Иногда богословы возражают, что Бог не может быть «вечным вне времени» в том смысле, в котором мы говорили об этом выше, поскольку в тот момент, когда Он творит что-либо, Он действует во времени, и поэтому Он должен существовать во времени. (См., например: Stephen Т. Davis, Logic and the Nature of God [Grand Rapids: Eerdmans, 1983], pp. 11—24.) Однако в данном возражении не учитывается различие межлу тем, чем явля-ется Бог в Его Собственном бытии (Он существует без начала, конца и вне последова-тельности мгновений), и тем, что Бог свершает вне Себя Самого (Он творит время и действует во времени иначе). Дейвис говорит, что у нас нет никакого связного представ-ления о «причинности, в которой вечная причина производит временной эффект», одна-ко это лишь подтверждает тот факт, что мы не понимаем, как вневременной вечный Бог может действовать во времени; это не доказывает, что Бог не может быть вневременным и при этом действовать во времени. Вне всякого сомнения, было бы безумием, рассуж-дая об отношении Бога ко времени, утверждать, что нечто такое, чего мы не можем по-нять, — невозможно!
Дейвис впадает и в то заблуждение, о котором мы говорили выше: «если Бог беско-нечен, то Он не может быть личен». Он говорит: «Вневременное существо не может быть личным, заботливым, любящим Богом, о Котором мы читаем в Библии». Однако, чтобы доказать это, он просто говорит о действиях Бога во времени, не утверждая, что Бог не может действовать как во времени (действовать лично, вмешиваясь в ход событий), так и существовать вне времени в Своем собственном бытии (быть бесконечным или
Тем не менее неверно было бы утверждать, что небо будет «вне времени», или вне присутствия, или вне хода времени. Напротив, поскольку мы — су-щества конечные, то вынуждены будем воспринимать события одно после другого. Даже в том тексте, в котором говорится, что на небе не будет ночи, говорится также о том, что цари земные принесут небесному городу «славу и честь народов» (Отк. 21:26). О свете небесного города сказано: «Спасенные народы будут ходить во свете его» (Отк. 21:24). Эти действия — принесение славы и чести в небесный город и хождение в свете небесного города—подра-зумевают, что события в нем происходят последовательно. Нечто находится вне небесного города, а затем, в более поздний момент времени, это становится частью славы и чести народов, которые цари приносят в небесный город. Ситуация, в которой «полагают венцы свои пред престолом» Бога (Отк. 4:10), подразумевает, что в один момент человек держит венец, а в следующий мо-мент полагает его перед престолом. Ситуация, в которой на небесах Богу поет-ся новая песнь хвалы, подразумевает, что одно слово будет спето после дру-гого. И даже о «древе жизни» в небесном городе сказано: «дающее на каж-дый месяц плод свой» (Отк. 22:2), что подразумевает равномерное течение времени и расположение событий во времени18.
Таким образом, на небесах будет иметь место последовательность мгно-вений, и события будут происходить одно после другого. Мы будем пребы-вать в состоянии вечной жизни (вечной по продолжительности времени, а не как повторение Божьего атрибута вечности), которая не будет иметь конца: мы, как народ Божий, будем вечно радоваться в присутствии Божьем — это не значит, что мы будем вне времени, просто наши жизни будут длиться в Нем вечно: «И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Отк. 22:5).
Неограниченным в отношении времени). И наконец, он упоминает, что время, возмож-но, было сотворено и однажды перестанет существовать, но не рассматривает альтерна-тивы, которая кажется гораздо более правдоподобной в свете библейских обетовании вечной жизни, а именно, что время, будучи сотворенным, возможно, никогда не пере-станет существовать в будущем.
Те, кто, подобно Дейвису, отрицает, что Бог вечен и существует вне времени, все же говорят, что Бог существовал вечно во времени и всегда испытывал последовательность мгновений. Однако подобная точка зрения поднимает еще большее количество вопро-сов, так как она требует утверждения о том, что у времени нет начала и что оно простира-ется в бесконечное прошлое. Однако подобное не представляется возможным, так как, если прошлое будет длиться бесконечно долго, мы никогда не достигнем настоящего момента. (См.: William Lane Craig, The Existence of God and the Beginning of the Universe [San Bernardino, Calif.: Here's Life Publishers, 1979], pp. 35—53, где прекрасно изложена эта философская позиция, атакже: J. P. Moreland, Scaling the Secular City: A Defense of Christianity [Grand Rapids: Baker, 1987], pp. 15—34 с более детальным философским анализом.)
18 В KJV (как и в русской синодальной версии. — Примеч. пер.) Отк. 10:6 переводит-сятак: «...времениуже не будет». Однако «промедление» — это вданном контексте более правильный перевод греческого слова χρόνος (как в RSV, NASB и в NKJV). Ведь бук-вально в следующем стихе предполагается ход времени, так как в нем говорится о собы-тиях, которые происходят «в те дни, когда возгласит седьмой Ангел» (Отк. 10:7).
4. Вездесущность. Бог неограничен, или бесконечен, по отношению ко вре-мени, также Он неограничен и по отношению к пространству. Эта характери-стика природы Бога называется вездесущностью. Понятие «вездесущность Бога» можно определить следующим образом: Бог не имеет размера или про-странственных измерений и присутствует в каждой точке пространства всем Своим существом, и все же Бог действует по-разному в разных местах.
То, что Бог — Господь пространства и что Он не может быть ограничен пространством, очевидно, прежде всего, из того факта, что Он сотворил его, так как сотворение материального мира (Быт. 1:1) подразумевает также и со-творение пространства. Моисей напоминал народу о господстве Бога над про-странством: «Боту Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней» (Втор. 10:14).
1) Бог присутствует всюду. И все же существуют конкретные тексты, в ко-торых говорится о том, что Бог присутствует в каждой части пространства. В Книге Пророка Иеремии читаем: «Разве Я — Бог только вблизи, говорит Гос-пещь, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю"! говорит Господь» (Иер. 23:23,24). Здесь Бог обличает пророков, которые полагают, что их слова или помыслы скрыты от Бога. Он — повсюду и наполняет небо и землю.
Вездесущность Бога прекрасно выражена Давидом:
Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведет меня, и удер-жит меня десница Твоя (Пс. 138:7—10).
Нигде в мире — ни на земле, ни на море, ни на небе, ни в преисподней — нельзя скрыться от присутствия Бога.
Мы также должны отметить, что нет никаких указаний на то, что в одном месте находится лишь часть Бога. Именно Сам Бог присутствует повсюду, куда бы не отправился Давид. Мы не можем сказать, что некоторое количе-ство или некоторая часть Бога присутствует в том или ином месте, так как это означало бы восприятие Его бытия в терминах пространства, словно бы Он каким-то образом ограничен пространством. Судя по всему, правильнее будет сказать, что Бог присутствует всем Своим существом в каждой части простран-ства (ср. также: Деян. 17:28, где Павел подтверждает правильность слов: «Мы Им живем и движемся и существуем», и Кол. 1:17, где о Христе говорится: «Все Им стоит»).
2) У Бога нет пространственных измерений. Хотя мы и говорим, что Бог всем Своим существом присутствует в каждой части пространства, или в каж-дой точке пространства, необходимо сказать также, что Бога не может вмес-тить никакое пространство, каким бы огромным оно ни было. Соломон гово-рит в своей молитве к Богу: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» (3 Цар. 8:27). Небо и небо небес не могут вместить Бога; и в самом деле, Его не может вмес-тить даже самое большое пространство, которое мы только можем себе пред-ставить (ср.: Ис. 66:1,2; Деян. 7:48). Мысль о том, что Бог всюду присутствует всем Своим существом, должна очень ободрять нас в молитве, где бы мы ни находились. Но мы должны также помнить, что ни о каком пространстве нельзя сказать, что оно может вместить Бога, следовательно, нет никакого особого места, которое давало бы людям особый доступ к Богу: Его не может вместить никакое место.
Нам не следует думать, что Бог существует бесконечно далеко во всех на-правлениях, так что Он как бы существует в чем-то вроде неограниченного пространства. Также нам не следует считать, что Бог — это некое «большее пространство» или более обширная сфера, окружающая пространство вселен-ной, как мы ее знаем. Все эти представления описывают Бога в пространствен-ных терминах, как будто бы Он просто крайне большое существо. Нам следу-ет избегать думать о Боге в терминах размера или пространственных измере-ний. Бытие Бога — вне размеров и пространственных измерений. Ведьдо того, как Бог сотворил мир, материи не было, а потому не было и пространства. И все же Бог существовал. Где пребывал Бог? Он не находился в таком месте, кото-рое мы могли бы назвать «где», так как никакого «где» не было, как не было и пространства. И все же Бог существовал! Этот факт позволяет нам понять, что Бог относится к пространству совсем иначе, чем мы или любое иное тво-рение. Он существует как нечто совершенно иное и гораздо более великое, чем мы можем представить себе.
Мы также должны избегать мысли о том, что Сам Бог эквивалентен ка-кой-либо части творения или всему творению. Пантеист верит, что все явля-ется Богом или что Бог—это все, что существует. Библейская же точка зрения заключается в том, что Бог присутствует повсюду в творении, но также и от-личается от Своего творения. Как это может быть? Аналогия с губкой, пропи-тайной водой, несовершенна, однако полезна. Вода присутствует повсюду в губке, однако вода остается совершенно отличной от губки. Однако эта ана-логия рушится на уровне очень маленьких фрагментов губки, где мы можем сказать, что в одном месте находится губка, а не вода или вода, а не губка. Однако это обусловлено тем фактом, что в этой аналогии речь идет о двух ве-ществах, которые имеют размеры и пространственные характеристики, в то время как Бог их не имеет.
3) Бог может присутствовать для наказания, поддержания или для благо-Словения. Мысль о вездесущности Бога иногда тревожит людей, которые не могут понять, как Бог может присутствовать, например, в аду? Разве ад — это не противоположность присутствия Божьего и разве ад не является отсут-ствием Бога? Эта трудность разрешается тем соображением, что Бог присут-ствует по-разному в разных местах, т. е. Бог действует по-разному в разных местах Своего творения. Иногда Бог присутствует для наказания. Ужасаю-щий отрывок из Книги Пророка Амоса живо представляет присутствие Бога для осуждения:
...Не убежит у них никто бегущий и не спасется из них никто, желаю-щий спастись. Хотя бы они зарылись в преисподнюю, и оттуда рука Моя возьмет их; хотя бы взошли на небо, и оттуда свергну их. И хотя бы они скрылись на вершине Кармила, и там отыщу и возьму их; хотя бы сокры-лись от очей Моих на дне моря, и там повелю морскому змею уязвить их. И если пойдут в плен впереди врагов своих, то повелю мечу и там убить их. Обращу на них очи Мои на беду им, а не во благо (Ам. 9:1—4).
Иногда Бог присутствует не для наказания и не для благословения, а про-сто присутствует для поддержания, т. е. для того, чтобы мир существовал и действовал так, как Бог желает. В этом смысле божественная природа Христа присутствует повсюду: «Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:17). Автор Послания к Евреям говорит о Боге-Сыне: «...Держа все словом силы Своей» (Евр. 1:3)19.
В другое время, в других местах Бог присутствует для благословения. Да-вид говорит: «Полнота радостей предлицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс. 15:11). Здесь Давид говорит не о присутствии Бога для наказания и не просто для поддержания, а о присутствии Бога для благословения.
В большей части случаев, когда Библия говорит о присутствии Бога, речь идет о присутствии для благословения. Например, именно в этом смысле мы должны понимать присутствие Бога над ковчегом Завета. Мы читаем о ков-чеге Завета «Господа Саваофа, седящего на херувимах» (1 Цар. 4:4; ср.: Исх. 25:22), и это указание на тот факт, что Бог дал знать о Своем присутствии и действовал особым образом, чтобы принести благословение и защиту Своему народу в том месте, которое Он определил Своим престолом, а именно в месте над двумя золотыми фигурами небесных существ («херувимов»), которые были установлены на верху ковчега Завета. Это не означает, что в других местах Бог не присутствовал, Он просто дал знать о своем присутствии именно в этом месте, и именно здесь Он особым образом проявлял Свои качества и прино-сил благословение Своему народу.
19 Причастие настоящего времени φέρων, «несущий», в Евр. 1:3 подразумевает, что действие Христа в «несении всех вещей» (т. е. в поддержании всех вещей мира в их существовании и правильном действии) — это постоянный, непрерывный процесс.
В Новом Завете указывается, что на земле нет такого места, которое Бог избрал бы как особое место Своего пребывания, так как мы можем покло-няться Ему в любом месте (см.: Ин. 4:20). Однако ныне и вовеки Бог избрал то место, которое Библия называет «небом», в качестве центра манифестации Своих качеств и присутствия Своего благословения и славы. Поэтому тогда, когда с неба от Бога спускается небесный Иерусалим, Иоанн в своем виде-нии слышит громкий голос, исходящий от престола Бога: «Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Отк. 21:3). Неверно было бы говорить, что на небе Бог «присутствует в большей степени», чем в каком-либо другом месте, но не бу-дет ошибочным утверждение, что на небе Бог присутствует особым образом — именно для благословения и для явления Своей славы. Мы можем сказать также, что Бог являет свое присутствие на небесах более, чем в любом дру-том месте.
Так же следует понимать и утверждение Павла о Христе: «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). В определенном смысле мы, конеч-но, можем сказать, что полнота Божества присутствует повсюду в простран-стве, и, таким образом, в каждой точке пространства, и в каждом человеке, а не только в Христе. Однако подобное утверждение связано с двумя сложное-тями: 1) Библия никогда не говорит прямо о присутствии Бога в неверующих, вероятно, чтобы не возникло мысли об ответственности Бога за злые дела и, возможно, чтобы не предположить Его присутствия в нихдля благословения, так как в Кол. 2:9 речь идет только о присутствии для поддержания; 2) кроме того, это «присутствие для поддержания» — вовсе не то, что имеет в виду Па-вел в Кол. 2:9. Похоже, Павел не говорит даже о «присутствии для благослове-ния» в том же самом смысле, в каком Бог присутствует для благословения в жизни всех верующих. Павел, скорее всего, имеет в виду, что в Христе при-сутствует сама природа Бога — для благословения и для явления Его качеств в наиболее полной и совершенной форме.
Затруднения, которые возникают у нас, когда мы говорим о присутствии Бога, например в неверующих, приводят нас к выводу, что, хотя Библия имо-жет говорить о присутствии Бога повсюду, все же обычно она подразумевает, что Он «присутствует для благословения». То есть, хотя имеют место несколько упоминаний о присутствии Бога для поддержания или для наказания, подав-ляющее большинство библейских упоминаний о присутствии Бога — это про-сто более краткая форма утверждения о том, что Он присутствует для благо-Словения. Когда мы привыкаем к этой особой библейской форме речи, то нам также становится все труднее говорить об иных формах присутствия Бога. И, возможно, этого и не следует делать.
Вот несколько примеров обычного библейского способа описания при-сутствия Божьего: «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17); «Вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. <...> А если Хри-стос в вас... дух жив для праведности» (Рим. 8:9,10); «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и оби-тель у него сотворим» (Ин. 14:23) и т. д. Во всех этих стихах говорится о при-сутствии Божьем и предполагается, что Он присутствует для благословения.
Точно так же когда Библия говорит, что Бог «далеко», то обычно это озна-чает, что Он «не присутствует для благословения». Например, в Ис. 59:2 го-ворится: «Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом ва-шим», а в Прит. 15:29 — что «далек Господь от нечестивых, а молитву пра-ведников слышит».
Итак, Бог присутствует в каждой части пространства всем своим суше-ством, и все же Бог действует по-разному в разных местах. Кроме того, когда Библия говорит о присутствии Божьем, то обычно подразумевается присут-ствие для благословения, и нам, в нашей собственной речи, вполне естествен-но следовать библейскому употреблению этого выражения.
Герман Бавинк в своей книге цитирует прекрасный отрывок, показыва-ющий практическое применение учения о вездесущности Бога:
Если вы хотите совершить что-либо злое, вы уходите от людей в свой дом, где никто не может вас увидеть; из тех мест вашего дома, которые открыты и видимы людям вы уходите в свою собственную комнату; даже в своей комнате вы опасаетесь свидетелей из соседнего дома; вы удаляе-тесь в свое сердце, и в нем вы размышляете, но Он еще глубже, чем серд-це. Поэтому, куда бы вы не скрылись, Он там. Куда вы скроетесь от вас самих? Не последуете ли вы за самим собой, куда бы вы не пытались скрыться? И поскольку есть Тот, кто глубже, чем вы сами, то нет такого места, куда вы могли бы скрыться от разгневанного Бога. Вы можете укрыться только в Боге примиренном. Вообще, нет такого места, куда вы могли бы скрыться. Скроетесь ли вы от Него? Скрывайтесь в Немг0.
5. Единство. Понятие «единство Бога» можно определить следующим об-разом: Бог не разделен на части, и все же мы видим различные атрибуты Бога, проявляющиеся в разное время. Этот атрибут Бога называется также просто-той Бога, где слово «простой» употребляется в менее распространенном зна-чении: «не сложный», т. е. «не состоящий из частей». Но поскольку в наши дни слово «простой» чаще всего употребляется в смысле «легкий для понима-ния» и «неумный, глупый», то сегодня правильнее говорить о «единстве» Бога, а не о Его «простоте»21.
20 Herman Bavinck, The Doctrine of God, p. 164. Цитата, приведенная в его книге, дана
без ссылки на источник.
21 Богословы часто выделяют еще один аспект единства Бога, а именно «единство»,
которое обнаруживается в том факте, что Бог — это один Бог, а не много богов. Этот факт
называют «единством единичности», тогда как то, что я назвал единством Бога, опреде-
ляется как «единство простоты».
Хотя я и согласен с тем, что Бог — это один Бог, речь о двух разных типах единства может внести неясность в рассуждение. Поэтому я не использую термин «единство еди-ничности» и рассматриваю это понятие не здесь, а в гл. 13, о Троице.
Когда Писание говорит об атрибутах Бога, оно никогда не выделяет один атрибут как более важный, чем все остальные. Писание исходит из того, что каждый атрибут совершенно истинен для Бога и для всей Его природы. На-пример, Иоанн говорит, что «Бог есть свет» (1 Ин. 1:5), а немного далее — что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Здесь нет утверждения отом, что часть Бога — это свет, а часть Бога — любовь, или о том, что Бог частично является светом, а частично — любовью. Нам также не следует думать, что Бог в большей сте-пени свет, чем любовь, или более любовь, чем свет. Напротив: Сам Бог есть свет, и Сам Бог есть любовь.
Тоже самое справедливо и для других описаний качеств Бога, таких, на-пример, как в Исх. 34:6,7:
И прошел Господь пред лицем его, и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилос-тивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказы-вающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода.
Нам не следует говорить, что эти атрибуты характерны только для какой-то части Бога, напротив, они присущи Самому Богу, а потому — Богу в целом.
Рис. 10.2
Эти соображения указывают на то, что мы не должны мыслить о Боге как о каком-то скоплении различных атрибутов, собранных вместе, как на рис. 10.2:
Мы также не должны считать атрибуты Бога чем-то внешним по отноше-нию к истинному существу или личности Бога, чем-то прибавленным к тому, Кем Бог на самом деле является, как показано на рис. 10.3.
Мы должны помнить, что все существо Бога включает в себя все Его атри-буты: он полностью любящий, полностью милосердный, полностью справед-ливый и т. д. Каждый атрибут Бога, который мы находим в Писании, истинен для всего существа Бога, и поэтому мы можем сказать, что каждый атрибут Бога также характеризует каждый другой Его атрибут.
Рис. 10.4
Рис. 10.4 может быть полезен для понимания учения о единстве Бога. Предположим, что на схеме горизонтальные линии представляют атрибут любви, а вертикальные — атрибут справедливости.
Рис. 10 .5
Далее, представим, что диагональные линии, идущие сверху вниз слева направо, изображают святость Бога, а диагональные линии, идущие сверху вниз справа налево, — мудрость Бога, как на рис. 10.5.
Конечно, мы могли бы продолжать, используя самые разные линии для изображения различных атрибутов Бога. Однако мы просто должны уяснить себе, что каждый атрибут — это просто способ описания одного из аспектов существа Бога. Сам Бог есть единство, единая и совершенно полная личность, которая бесконечно совершенна во всех этих атрибутах.
Почему же тогда Писание говорит о всех этих различных признаках Бога? Возможно, потому, что мы не способны постигнуть все существо Бога одно-временно и нам следует узнавать его с разных точек зрения в течение опреде-ленного времени. Однако эти точки зрения никогда не следует противопо-ставлять друг другу, поскольку это просто различные взгляды на цельную сущ-ность Бога.
В практическом применении это означает, что мы не должны полагать, что Бог, например, является любящим Богом в один момент истории и спра-ведливым или гневным Богом — в другой момент истории. Он всегда один и тот же Бог, и все, что Он говорит или делает, полностью согласуется со всеми Его атрибутами. Неверно утверждать, как это делают некоторые, что Бог — это Бог справедливости в Ветхом Завете и Бог любви в Новом Завете. Бог есть и всегда был бесконечно справедливым и бесконечно любящим, и все, что Он свершает в Ветхом и в Новом Заветах, полностью согласуется с обоими этими Его атрибутами.
И все же верно, что некоторые деяния Божьи показывают какие-то Его атрибуты более рельефно. Творение демонстрирует Его мощь и мудрость, ис-купление — Его любовь и справедливость, а сияние небес — Его славу и кра-соту. Однако все это неким образом демонстрирует также Его знание, свя-тость, милосердие, верность, долготерпение, единодержавие и т. д. И в самом деле, было бы трудно найти какой-либо атрибут Бога, который не отражается хоть в какой-то степени в каждом из актов спасения. Это обусловлено тем фактом, о котором было упомянуто выше: Бог — это единство, и все, что Он делает, — это дело всей личности Бога.
Кроме того, учение о единстве Бога должно предостеречь нас против по-пыток выделить какой-либо из атрибутов Бога как более важный, чем все про-чие. В разное время люди пытались рассматривать святость Бога, Его любовь, Его самодостаточность, Его праведность или какой-либо иной атрибут как наиболее важный в Его существе. Однако все подобные попытки лишь со-здают неверное представление о Боге как о комбинации различных частей, где одни части неким образом являются большими, чем другие или более зна-чимыми. Кроме того, трудно в точности уяснить себе, что может означать вы-ражение «самый важный». Означает ли оно, что есть такие деяния Бога, кото-рые не согласуются полностью со всеми прочими Его атрибутами? Что есть та-кие атрибуты Бога, которые Он каким-то образом откладывает в сторону, чтобы действовать в некотором противоречии с этими атрибутами? Мы, безусловно, не можем придерживаться подобных взглядов, так как это означало бы, что Бог не соответствует своей собственной природе или что Он изменяется и мо-жет стать немного иным, по сравнению с тем, чем Он был прежде. Когда же мы воспринимаем все Его атрибуты как аспекты цельного существа Бога, то подобный вопрос теряет свою актуальность и мы понимаем, что ни один из атрибутов Бога невозможно выделить как более значимый. Сам Бог во всем Своем существе в высшей степени значим, и Самого Бога во всем Его суще-стве мы стремимся познавать и любить.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Когда вы думаете о Божьей независимости, неизменности, вечности, вез-десущности и единстве, видите ли вы какие-либо слабые отражения этих пяти непередаваемых атрибутов в вас самих, какими вас создал Бог? Что означало бы стремление в большей степени уподобиться Богу в этих сферах? И какую ошибку при этом можно совершить, так как подобное стремление означало бы попытку присвоить себе уникальный статус Творца и Господа?
Используя каждый из этих пяти непередаваемых атрибутов, объясните, в чем мы в большей степени уподобимся Богу на небесах, по сравнению с нашим нынешним состоянием, и также в чем мы будем вечно несхожи с Богом в каждой из этих сфер.
3. Расскажите, какие эмоции вызывает в вас каждый из аспектов учения о независимости Бога. Это учение оказывает положительное или отрицательное влияние на вашу духовную жизнь? Объясните, почему.
4. Объясните, каким образом учение о неизменности или непреложности Бога помогает ответить на следующие вопросы: сможем ли мы должным образом воспитать наших детей в нынешнем злом мире? Можно ли столь же близко об-щаться с Богом сегодня, как общались с Ним люди в библейские времена? Что нам следует представлять себе или делать для того, чтобы библейские истории казались нам более реальными и менее удаленными от современной жизни? По-лагаете ли вы, что Бог в наши дни менее склонен отвечать на молитвы, чем в биб-лейские времена?
5. Если сегодня вы совершаете грех против Бога, то когда это начнет печа-лить Его? Когда это перестанет печалить Его? Помогает ли вам это знание по-нять, почему качества Бога требуют, чтобы Он наказывал грех? Почему Богу еле-довало отправить Своего Сына для того, чтобы Тот понес наказание за грех, вме-сто того чтобы просто забыть о грехе и призвать грешников на небо, никого не наказывая за грех? Как Бог мыслит о ваших грехах: как о прощенных или как о непрощенных?
6. Если сегодня вы пропоете Богу хвалу, то когда звук этой хвалы перестанет присутствовать в сознании Бога и приносить ему радость? Имеют ли песни хвалы Богу некое высшее значение? Что можно сказать о ежечасной вере в Него и о еже-дневном послушании Ему?
7. Вам трудно контролировать ваше время? Становясь более зрелыми и все больше соответствуя образу Христа, уподобляемся ли мы Богу и в умении распо-ряжаться временем? Каким образом?