Политическая культура выступает важным фактором социализации личности, ибо социализация – это процесс, с помощью которого политическая культура передается, а также приобретается и изменяется. Под политической социализацией понимается также совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Иными словами, под социализацией понимается процесс обучения человека нормам, отношениям и поведению, предпочтительным для существующей политической системы.
Политическая социализация может быть представлена и как способ регулирования и воспроизводства политических отношений. В процессе социализирующих действий через ее агентов задаются и легитимируются определенные образцы политического поведения и политической активности, политической культуры и политического сознания. Короче говоря, политическая социализация – это вступление личности в политику: формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков политического участия, врастание в определенную политическую культуру.
Почему в демократическом обществе политической социализации придается большое значение? Это связано, прежде всего, с тем, что при нормальном процессе политической социализации в обществе обеспечивается преемственность в передаче от поколения к поколению политических установок и ценностных ориентаций. Американские политологи называют этот процесс "культурной трансмиссией". Далее, при нормальном процессе политической социализации осуществляется подготовка к реализации прав и обязанностей гражданина, к плавному вхождению человека в общественно-политическую жизнь. Как уже отмечалось, благодаря политической социализации, в конечном счете, ставится цель обеспечить политическую стабильность, равновесие и устойчивость политической системы.
Наконец, что касается роли социализации в регулировании и воспроизводстве политических отношений, то последнее действительно формируется под воздействием социализирующих факторов, прежде всего культуры. Однако выделение элемента культуры в социализации есть лишь одна сторона этого процесса. Другая сторона состоит в том, что в ходе социализации индивиды не просто адаптируются к среде и усваивают образцы политического поведения и политической активности. Они учатся сохранять и трансформировать унаследованный опыт, преобразуя тем самым себя и окружающий мир.
Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что социализация человека в сфере политики представляет двусторонний процесс. С одной стороны, она включает передачу индивиду существующих норм, ценностей, традиций, знаний, образцов политического поведения и ролей, с другой – преобразование их в свои собственные ценностные ориентации и установки. В итоге формируется социально-политическая зрелость индивида и способность участвовать в политических процессах.
Таким образом, в результате политической социализации индивидуум приобщается к политической культуре, формирует свою политическую ориентацию, усваивает правила и нормы политического поведения. Они становятся для него той самой опорой, которая формирует стиль его политической деятельности. В этом смысле социализация выступает как процесс политического формирования и политического воспитания человека.
Подытоживая все сказанное, политическую социализацию можно определить как процесс вовлечения личности в политику и функционирования в ней. В этом процессе человек обретает познания, представления, связанные с существующей политической системой, вырабатывает свое отношение к ней. Различные формы политической ориентации вплетаются в сознание индивидуума и его эмоциональную сферу по мере того, как он приобретает опыт из области политики и государственной деятельности. Такая ориентация может складываться постепенно, под воздействием сознательных усилий других членов политического сообщества или же незаметно, под влиянием различных событий в жизни индивида.
Социализация как процесс может осуществляться напрямую посредством участия в политических акциях, мероприятиях, кампаниях и косвенно, например, невольное подражание детей родителям в политических предпочтениях. Как уже отмечалось, в социализации индивид не является полностью пассивным объектом, но он и не единственно действующий субъект. Индивиды и социализируют себя, и социализируются извне.
Каждому историческому типу политической социализации соответствует определенный идеал "политического человека", степень вовлеченности его в политику, степень активности, развитости политического сознания, идентификации с политическими партиями, группами, организациями и т.д. Этот идеал отражается в теоретических концепциях политологов и в практике вовлечения людей в политическую жизнь.
Итак, социализация ставит перед собой две главные задачи. Первая – привить людям устойчивые образцы поведения, что способствует укреплению власти, порядка в обществе, его интеграции и предотвращению отклонений от признанных обществом норм и образцов. В таком понимании политическая социализация предполагает жесткую зависимость индивидов от социальных стандартов. В свою очередь, это несет в себе потенциальную угрозу самостоятельному развитию личности, ведет к подчинению ее власть имущим. Это характерно для тоталитарных и авторитарных обществ.
Однако социализация предполагает и другую установку, которая также вытекает из объективной потребности общества в объединении политических субъектов, но уже на основе согласования и единства их политических интересов и целей. Это характерно для развития демократических политических систем.
Американские политологи различают социализацию горизонтальную и вертикальную. Под вертикальной политической социализацией они подразумевают передачу политико-культурных ценностей от старшего поколения к младшему, от дедов к отцам и сыновьям. Горизонтальная социализация осуществляется в пределах одного поколения – братьев, сестер, одноклассников, среди равных, среди друзей. Иными словами, представители одного поколения тоже влияют друг на друга.
Люди, живущие в обществе, должны уметь приспособиться к политическим, культурным и социальным институтам, которые они унаследовали (по вертикали), а также уметь приспособиться друг к другу в настоящее время (по горизонтали). Говорят, человек "хорошо подготовлен" к жизни, если он приспосабливается ко всеобщей модели гармонично, и "плохо подготовлен", если он отклоняется от определенных стандартов.
Все это говорит о том, что если политическая система хочет сохранить себя, существующее поколение должно повториться в младшем поколении. Это вертикальная стабилизация устойчивости политической системы. В стабильном обществе у членов правящей верхушки существует сходство взглядов. Функция социализации – движение к гармонии взглядов и поведения данного поколения.
Существуют два уровня политической социализации. Первичный – уровень ближайшего окружения, в первую очередь семья, круг знакомых и т.д. И вторичный уровень политической социализации, на котором человек включается в систему политических отношений, – это его взаимодействие с себе подобными в рамках государственных структур и различных негосударственных организаций.
Принято считать, что политическая социализация осуществляется на трех уровнях личности: биологическом, психологическом и социальном. Биологический уровень личности оказывает немаловажное воздействие на сознание человека и его политическое поведение. Среди элементов этого уровня следует выделить наследственность, темперамент, пол, возраст, состояние здоровья и т.д. Например, свойства нервной системы, темперамент придают индивидуальное своеобразие политическому поведению не только отдельной личности, но и масс в целом.
Такие элементы, как эмоции, воля, память, способности, мышление, характер составляют психологический уровень в структуре личности и оказывают влияние на политического сознание и поведение человека. Скажем, без воли как наиболее осознанного психологического элемента невозможно личности добиться целей в любой сфере деятельности. В политике же воля – это не просто упорство в достижении поставленных целей, но и способность встать над личными пристрастиями, симпатиями и антипатиями, а также групповыми интересами.
Социальный уровень социализации человека характеризуется мировоззрением, его интересами, целями, ценностными установками и ориентациями. Они усваиваются индивидом в процессе воспитания и непосредственно определяют его политическое поведение.
Общеизвестно, что социализация сопутствует человеку всю сознательную жизнь. Приобретенные политические представления и установки не остаются неизменными, они видоизменяются и корректируются под воздействием личного политического опыта.
Нынешний переломный период в развитии нашей республики оказывает на политическую социализацию весьма противоречивое воздействие. С одной стороны, в целях стабильности общество нуждается в усилении интеграционных связей, в том числе между поколениями, с другой – рушатся многочисленные стереотипы и догмы прошлого, происходит отрицание норм тоталитарно-авторитарной политической культуры.
Через какие стадии происходит процесс политической социализации? Некоторые политологи выделяют четыре этапа: дошкольный, школьный, трудовой и посттрудовой периоды, другие – три: начальный этап, этап зрелости и пенсионный.
На начальном этапе, в детском возрасте, происходит первое знакомство с такими понятиями, как власти, закон, государство, права и обязанности и др. Естественно, что это знакомство происходит в кругу семьи, в школе, в соответствующих возрастных группах. Своеобразие данного этапа состоит в том, что образное восприятие политической действительности преобладает над рациональным, поскольку воспитание детей обращено преимущественно к чувствам. Американские политологи Истон и Деннис выделяют на этом этапе четыре периода в социализации детей:
1) политизация, то есть восприимчивость к политике; 2) персонализация, когда какие-нибудь авторитетные фигуры служат как бы точкой соприкосновения ребенка и системы; 3) идеализация политических властей: ребенок воспринимает их как идеально доброжелательные (или злонамеренные) и учатся их любить (или ненавидеть); 4) институциализация: ребенок переходит от персонализированного представления к институционному, обезличенному представлению о политической системе (Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. 1. Пер. с французского. – М., 1992. – С. 160).
Следующий этап – это период сложившихся политических представлений и предпочтений индивида. Это также наиболее деятельностный этап. Человек стремится выразить, реализовать себя в различных видах деятельности, в том числе и политической. В этот период еще возможна корректировка взглядов и убеждений личности под влиянием среды или изменившихся условия жизни.
Третья стадия связана чаще всего с отходом индивида от активной политической и иной деятельности, с мировоззренческой косностью и негибкостью мышления. На этом этапе процесс политической социализации замедляется, усиливается критическое отношение к политическим новациям и реформам.
Каковы же основные средства политической социализации личности? В рамках любой политической системы действуют специальные институты, целью которых является формирование определенного типа личности, в том числе политическая социализация. Одним из таких институтов является, прежде всего, семья. Семья – это первое для ребенка окно во внешний мир, первый контакт с политикой и властью. В западной политологии семья называется "ключевым агентом", через который политическая культура передается от одного поколения к другому (Dawson R.E., Prewitt K. Political Socialization. – Boston, 1969. – Р. 107). В силу своей интимности, доверительности социализирующая роль семьи огромна. Благодаря этому она способна "перекрыть" все другие виды социализирующего воздействия на личность. Вместе с тем необходимо отметить некоторую консервативность семейного влияния в деле социализации. Семья может передавать политические установки, которые уже не соответствуют изменившимся условиям, мешают пластичности в политических ориентациях.
Другим важным средством политической социализации является школа и иные учебные заведения. Они оказывают влияние на процесс социализации через обучение, воспитание и неформальные связи, которые там устанавливаются. Своеобразие этого "агента" социализации состоит в том, что учебные заведения могут осуществлять политическое воспитание целенаправленно через учебные программы и соответствующий подбор педагогов. Короче говоря, в процессе образования проще всего осуществляется целенаправленная передача накопленных прошлыми поколениями знаний и культурных ценностей, и создается возможность свободного отбора индивидами сообщаемой информации.
Значительное влияние на политическую социализацию молодежи оказывают сверстники, или "родственные группы", как их называют на Западе. К ним относятся школьные друзья, коллеги, приятельские "кланы" и т.д. Сила социализирующего влияния этих групп вытекает из тех же факторов, которые определяют социализирующее влияние семьи, а именно: тесные контакты и доверительные отношения.
В качестве важного средства политической социализации выступают партии и политические организации, которые ведут значительную пропагандистскую работу и тем самым способствуют политическому образованию граждан.
Наконец, эффективным "агентом" политической социализации являются средства массовой информации. Во всех технологически развитых странах они играют большую непосредственную, а еще больше – косвенную роль в формировании политических взглядов и умонастроений людей. Они же чаще всего используются властью в качестве средств манипуляций политическим сознанием и поведением граждан. Отличительной особенностью данного средства политической социализации является то, что СМИ способны воздействовать на огромное количество людей в максимально короткий промежуток времени (см.: Шаран П. Сравнительная политология. Пер. с англ. Ч. 2. – М., 1992. –
С. 173).
Могут быть и другие средства политической социализации. При этом важно иметь в виду: если воздействия от различных средств социализации совпадают, то процесс социализации развивается гармонично. В обществе наблюдается политическая стабильность. И наоборот, если граждане воспринимают противоречивую информацию и сомнительные установки, исходящие от разных "агентов" политической социализации, в таком случае могут возникать политические волнения, конфликты и кризисы.
Таким образом, политическая культура и политическая социализация неразрывно связаны и взаимообусловливают друг друга. С одной стороны, политическая культура выступает важным фактором социализации человека, с другой – социализация является необходимым средством повышения политической культуры как отдельных граждан, так и всего общества в целом.
Контрольные вопросы и задания по лекции №11:
1. Раскройте понятие "политическая культура".
2. Какова структура политической культуры?
3. Перечислите основные функции политической культуры.
4. Опишите известные вам типы политической культуры.
5. Что такое "политическая социализация" и каковы особенности ее протекания?
6. Опишите стадии политической социализации и факторы, влияющие на данный процесс.
7. На основании каких показателей вы бы оценивали политическую культуру, имеющую место в Республике Беларусь?
Литература
[4; 49; 60; 62; 67; 74; 80; 87; 99]