| |||
|
Другим важнейшим атрибутом, условием существования общества является социальное управление, регулирование общественных отношений. Регулировать поведение людей и их общностей – значит направлять его, вводить в определенные рамки, упорядочивать жизнедеятельность людей. Необходимость (как и возможность) социального регулирования предопределена теми же факторами, что и наличие власти – осознанным, волевым характером деятельности человека.
Обществу присущи два вида социального регулирования – нормативное и индивидуальное. Нормативное регулирование предполагает упорядочение поведения людей посредством общих правил поведения, норм, рассчитанных на широкий круг лиц и неограниченное число случаев. Индивидуальное регулирование – это упорядочение поведения людей при помощи разовых велений, адресованных конкретному субъекту в конкретном случае.
В обществе функционирует система социального регулирования, включающая в себя различные нормы: моральные, религиозные, обычные, корпоративные. Среди них важнейшее место занимают правовые нормы – нормы, функционирование которых самым тесным образом связано с государственной властью. Именно она обеспечивает их закрепление, охрану и проведение в жизнь.
Сущность управления, его функции и специфика определяется, с одной стороны, задачами, которые оно решает, с другой, – содержанием «простых» моментов процесса управленческого труда, т.е. его предметом, средствами и самим трудом. Управленческий труд – разновидность умственного труда. Он, хотя непосредственно и не выступает созидательным материальных благ, является неотъемлемой частью труда совокупного рабочего. В условиях кооперативного характера производства, подчеркивал К. Маркс, определение производительного труда применимо только «к совокупному рабочему, рассматриваемому как одно целое. Но оно не подходит к каждому из его членов, взятому в отдельности»[74].
Основная цель управления как такового – создание необходимых условий (организационных, технических, социальных, психологических и т.д.) для реализации задач организации (предприятия), «установление гармонии» между индивидуальными трудовыми процессами, координация и согласование совместной деятельности работников ради достижения конкретных запланированных результатов. Следовательно, управление – это прежде всего работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия.
Управление – специфическая функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности[75].
В социальной сфере управление предполагает сознательную деятельность общественных институтов и отдельных индивидуумов, направленную на регулирование стихийных и осознанных, объективных и субъективных начал, целесообразное упорядочение общественных отношений.
Политическое управление – воздействие субъекта политики на политическое отношение в его интересах. Поскольку политика выступает концентрированным выражением всех сторон общественной жизни, постольку политическое управление становится проявлением первенства политики по отношению к ним, обеспечивая политическое решение вопросов экономического и духовного развития общества.
Чтобы было реально осуществлять политическое управление недостаточно прийти к власти. Необходимо еще уметь ею пользоваться. Это умение проявляется прежде всего в гармоничном сочетании объективного и субъективного.
Социальный прогресс развивается тем успешнее, чем в большей степени достигается такое единство. Но поскольку объективное независимо от воли и сознания людей, субъективное политическое управление может его обеспечить, лишь приводя объективное в соответствии закономерностями[76].
Таким образом, государство и право – организация власти и форма нормативной регламентации, обеспечивающие порядок, целостность общества и его целенаправленное развитие. Они в той или иной степени способны оказывать воздействие на все сферы общественной жизни, на положение и функционирование всех социальных институтов. Разумеется, возможности подобного воздействия неодинаковы в различных сферах жизни, неодинаковы и методы и формы воздействия. Наиболее велика роль государства в политической системе.
Политический режим
«Одним из материально-практических измерений власти, раскрывающим то, как она реально функционирует, является политический режим[77]. Политический режим – совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры и сознания. Или, иначе, «политический режим – это совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период»[78].
Общепринятой классификацией режимов является разделение их на демократические и недемократические (антидемократические). К недемократическим принято относить авторитарный и тоталитарный режимы. Но между тоталитаризмом и демократией как крайними полюсами данной классификации располагаются множество промежуточных способов реализации власти. Так, например, в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе – военный и гражданский режимы; по типу менталитета, социально культурному комплексу – «западный» и «восточный»; по характеру взаимоотношений государства и церкви – теократический (клерикальный) и светский режимы.
Среди современных, видов политических режимов все большее распространение получает демократический политический режим. Ему присущи следующие устойчивые признаки. Высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует, во всех сферах жизни. Значит, важнейшая особенность демократической организации власти – народовластие и личная свобода их органическое сочетание и правовое обеспечение.
Авторитарный политический режим не без оснований подразделяется на жесткий и умеренный. Верховная государственная власть здесь принадлежит элите либо диктатору и его окружению. Власть осуществляется жесткими методами насилия, часто неправового. Жесткий авторитарный режим не считается с основными правами и свободами граждан, подавляет политическую оппозицию, запрещает деятельность оппозиционных партий. В умеренный авторитарный режим в определенных дозах проникают демократия и законность.
К авторитарным режимам можно отнести восточные деспотии, тирании, олигархии; диктатуры древней Римской империи; феодальные государства средневековой Европы; абсолютизм Нового времени; в наши дни – значительную часть государств Азии и Африки. Отличительными признаками авторитаризма считаются: 1) централизация власти; 2) монополия на власть одной группы, лица или партии; 3) формирование элиты на основе наследования или кооптации; 4) полный или частичный запрет оппозиции; 5) насильственный характер смены власти; 6) ограниченный плюрализм; 7) широкое использование силовых структур для удержания власти. При авторитаризме могут существовать представительные органы власти, выборы, оппозиция. Однако их функционирование достаточно ограниченно и носит формальный характер. Существуют различные типы авторитаризма – военный, олигархический, популистский, бюрократический и др.
Одна из современных типологий авторитарных режимов принадлежит немецкому политологу Д. Берг-Шлоссеру. Он выделяет следующие разновидности авторитаризма.
Традиционные абсолютистские монархии – режимы, в которых отсутствуют разделение властей, политическая конкуренция, власть сконцентрирована в руках узкой группы лиц, господствует идеология аристократического класса. Примером могут служить режимы в странах Персидского залива, а также в Непале, Марокко и т. д.
Традиционные авторитарные режимы олигархического типа преобладают в Латинской Америке. Как правило, экономическая и политическая власть при таких режимах сосредоточена в руках нескольких влиятельных семейств.
Гегемонистский авторитаризм новой олигархии создавался как режим, выражавший интересы компрадорской буржуазии, т. е. той части буржуазии экономически отсталых, зависимых стран, которая осуществляла посредничество между иностранным капиталом и национальным рынком. Такие режимы существовали при президентстве Маркоса на Филиппинах (1972 – 1985), в Тунисе, Камеруне и т. д.
Достаточно массовой разновидностью авторитарных режимов являются «военные режимы». Они бывают трех видов: а) обладающие строго диктаторской, террористической природой и персональным характером власти (например, режим И. Амина в Уганде); б) военные хунты, проводящие структурные реформы (например, режим генерала Пиночета в Чили); в) однопартийные режимы, существовавшие в Египте при Г. А Насере, в Перу при X. Пероне, и т. д. Следует выделить в качестве еще одной разновидности авторитаризма теократические режимы, при которых политическая власть концентрируется в руках духовных лиц. Примерам такого типа может быть режим аятоллы Хомейни в Иране.
Тоталитаризму присущи однопартийная система и массированная лживая пропаганда. Согласно этой пропаганде насилие применяется только против «врагов народа», а в действительности этим врагом становится сам народ.
Западные политологи К. Фридрих и 3. Бжезинский в работе «Тоталитарная диктатура и автократия» первыми выделили шесть признаков, отличающих все тоталитарные государственные режимы от демократии и авторитаризма: 1) всеобщая государственная идеология; 2) одна массовая партия, возглавляемая харизматическым лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром; 3) монополия государства на средства массовой информации; 4) монополия государства на все средства вооружения; 5) особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе; 6) жестко централизованный контроль над экономикой.
Современная политология использует понятия «авторитаризм» и «тоталитаризм» применительно к аналитическим конструкциям, каждой из которых соответствует различная степень доминирования авторитарных принципов организации властно-политических отношений. Так, абсолютное преобладание этих тенденций, когда государство фактически полностью «поглощает» общество, неограниченно вмешиваясь не только в области социальной действительности, но и в частную жизнь граждан, является отличительной чертой тоталитарного режима[79].
Самым реакционным является фашистский политический режим. Термин «фашизм» итальянского происхождения, nepeводится как связка, объединение. Это открытая террористическая диктатура реакционных сил, отрицающая всякую демократию и законность. Для фашизма характерны крайний шовинизм и расизм, развязывание захватнических войн для порабощения «низших» наций и народов. В литературе тоталитаризм и фашизм нередко отождествляют. Сходство между ними действительно есть, но имеется и принципиальное различие: они создаются и функционируют на различной экономической основе. Тоталитаризму не присущи расизм, стремление к порабощению других наций и др.
Крайней формой авторитарного политического режима являются тоталитарные фашистские диктатуры нацистской Германии (1933–1945), фашистской Италии (1922–1944).
При характеристике политических режимов рассмотрим вопрос о перевороте, смене власти. Переворот, смена власти, осуществляется нелегитимным (не предусматриваемым конституцией) путем, чаще всего выступает формой решения политического кризиса. Переворот может осуществляться с ограниченными целями (смена утратившего популярность лидера, замена одной группировки правящего слоя другой) или же знаменовать собой установление нового политического режима (замена демократии авторитарной диктатурой) или выступить прологом к революции. Государственный переворот есть смена или, наоборот, удержание режима проведенные с нарушением самых фундаментальных правовых норм данного государства.
При тоталитарном режиме могут соблюдаться внешние, формально-установленные нормы смены лидера или высшего эшелона элиты.
В условиях демократии термин «переворот» иногда используется для обозначения действий, формально не нарушающих конституцию, но либо воспринимающихся общественным мнением в качестве неоправданных ситуацией и необоснованных, либо меняющих нормативные основы функционирования политической системы. Скажем, действия генерала де Голля, приведшие к установлению V Республики во Франции, квалифицировались как переворот, хотя они и не разрушили демократию.
Более распространены, однако, перевороты, связанные с выступлением армии или тайной полиции в качестве политической силы. Такие выступления производятся либо с целью установления прямой военной диктатуры (авторитарного режима), либо смены одного гражданского правительства другим, более отвечающих интересам военных. При этом в целях своей легитимации в глазах мирового общественного мнения военные диктатуры в последние десятилетия стремятся придать ей форму гражданского правления, получив после переворота мандат избирателей. Неудавшийся военный переворот чаще всего называют путчем.
Переворот может быть итогом деятельности подготовившей его внесистемной оппозиции, не имеющей шансов реализации своих политических стремлений в рамках существующего политического режима. Примером может служить вторжение войск США в 1983 г. советское вмешательство в Афганистане в 1979 г. Страны, осуществляющие подобное вмешательство, как правило, не стремятся к аннексии территории; их цель в обеспечении условий политического переворота и утверждении зависимого политического режима.