- Политическая социология
- Экономическая социология
- Социология права
- Социология управления
1. Политическая социология.
Политическая социология (социология политики) – это отрасль социологии, представляющая собой соединительное звено между социологией и наукой о политике – политологией. Она считается, с одной стороны, специальной дисциплиной социологии, обязанной данной науке теоретико-систематизирующим и историко-эмпирическим аспектами, а с другой, – она открывает широкий доступ к комплексным исследованиям политики и к теории политологии.
Американский социолог Самуэль Липсет предложил удачный вариант разграничения предметов политической социологии и политологии.[1] По его мнению, обе науки изучают сферу взаимодействия государства и общества, но каждая из них рассматривает ее с разных сторон: политическая социология начинает с общества и исследует его влияние на государство (формальные институты распределения и осуществления власти), а политология начинает с государства и исследует его влияние на общество. Первая дисциплина рассматривает преимущественно поведенческие, а вторая – институциональные аспекты политики. Для политической социологии политические институты являются разновидностью средств социального действия людей (наряду с экономическими и др.). Для политологии политические действия людей – один из факторов возникновения, существования и развития политических институтов. Обе дисциплины тесно связаны. Одних и тех же ученых (и классиков, и современников) относят и к политологам, и к социологам. Политическая социология выясняет степень воздействия объективных и субъективных, материальных и идеальных, дифференцирующих и интегрирующих, статических и динамических факторов на политическое действие людей. Поэтому возникновение политической социологии обычно связывают с деятельностью Макса Вебера, который одним из первых осуществил социальный анализ власти, властных отношений и ввел классификацию типов господства в обществе на основе своей теории социального действия.
Значительный вклад в становление теоретических предпосылок политической социология К. Маркс, М.Я. Острогорский, В.Парето, Т.Парсонс, Г.Лассуэл С.Липсет и др. Причем политическая социология не просто заимствует концепции и методы из философских и политических теорий, а существенно перерабатывает их в соответствии с общей методологией социологии.
Например, структурный функционализм и теория социальной системы Т. Парсонса и его последователей была преобразована в теорию политических систем, в том числе и в структурно-функционалистской ее разновидности.
Специфика политической социологии заключается в том, что она рассматривает политику через анализ социальной структуры, через деятельность социальных институтов, общественного мнения и поведения, политических интересов, норм и отношений, ценностей, ожиданий и ориентаций.
Предметом политической социологии является изучение:
· взаимодействия политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти;
· взаимодействия личности, общества и государства;
· функционирования политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.
При этом выделяются также четыре уровня исследований политической социологии:
· на уровне международных отношений (политические конфликты и мировой политический процесс);
· на уровне государства (характер и роль государства в обществе);
· на уровне общественных отношений (природа и организация политических движений и партий);
· на личностном уровне (участие индивидов в политике).[2]
Исходной категорией политической социологии является политическая сфера, представляющая собой специфическую подсистему общества, связанную с определением коллективных политических целей, принятием соответствующих решений, осуществлением власти. Чтобы яснее представить сущность данной сферы и ее особенности, следует обратиться к сформулированной французским социологом П. Бурдье концепции социальной топологии. [3] Она представляет социальный мир в виде многомерного пространства, построенного по принципу дифференциации и распределения средств и свойств, способных придавать их владельцу силу и власть в соответствующем секторе (сфере) социального пространства.
Социальное пространство состоит из нескольких полей, в каждом из которых существует определенный капитал (власть) – экономический, социальный, политический (престиж, репутация, имя и т.п.). Каждый вид капитала (например, политический) представляет собой власть над соответствующим полем, а позиция каждого индивида или группы определяется распределением власти в этом поле. Совокупность существующих в политическом поле позиций представляет собой процесс и результат альянсов и конфликтов в борьбе за доминирование в сфере политики, за установление господства в системе властных отношений, за сохранение или трансформацию существующих властных структур и систем государственной власти.
При анализе политического поля (сферы), считает П.Бурдье, необходимо учитывать соотношение политического спроса и предложения в каждый данный момент времени и определяемую в зависимости от этого соотношения политическую позицию индивида или группы, чем и обусловливается логика поведения и борьбы в политическом поле (сфере). В этом взаимодействии индивидов и групп, занимающих различные политические позиции, политические выступления подпадают под своеобразную структурную двойственность. С внешней стороны они непосредственно относятся к мандатам (депутатов, членов партии и т.п.), а в действительности направлены против конкурентов в политическом поле, борьба в котором принимает особенно ожесточенный характер в вопросе о государственной власти.
Совокупность политических взаимодействий в обществе не представляет собой хаотического нагромождения различных поведенческих актов, союзов и борьбы между отдельными индивидами и группами, а складываются в определенную систему, погруженную в социальную среду и реагирующую на ее взаимодействия. Это и есть политическая система – базисная категория политической социологии. Этим термином охватывается система органов государственной власти, политических партий, общественных организаций, которые формируются в процессе борьбы за политическую власть, оказывают ей поддержку или находятся в оппозиции к ней, а также ценностей, норм и правил, регулирующих политическое поведение индивидов и социальных групп. Нормативная сторона политической системы представляет собой своеобразные «правила политической игры», которые регулируют взаимоотношения между различными ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной, отношения между политическими партиями и государственными органами, деятельность общественных движений, партий, их статус, права и обязанности. К области действий, входящих в ее структуру, следует отнести и систему голосования, участие граждан в выборах центральных и местных органов власти.
В процессе общественного развития складывается многообразие политических систем. Американские социологи Г. Алмонд и Д. Пауэлл подразделяют политические системы на примитивные, традиционные и с овременные. Современные политические системы обладают дифференцированными правительственно-политическими структурами (законодатель-ными, исполнительными, судебными органами), а также дифференцированной политической инфраструктурой: политическими партиями, заинтересованными группами и средствами массовой коммуникации. Такие системы, в свою очередь, подразделяются на два основных типа. Первый из них составляют демократические политические системы, в которых вместо «культуры подчинения» превалирующей становится «культура участия», а «подданные» превращаются в «участников». Второй тип – это авторитарные системы, основанные на смешанной политической культуре «подчинения – участия». Они предстают в четырех разновидностях:
· радикально-тоталитарные (СССР времен Сталина);
· консервативно-тоталитарные (нацистская Германия);
· консервативно-авторитарные (Испания во времена диктатуры Франко);
· авторитарно-модернизирующие (Бразилия).
Политическая социология уделяет серьезное внимание анализу функций, выполняемых политическими системами. Наиболее существенные из них сводятся к следующему:
1. Функция артикуляции, т.е. расчленения интересов, посредством которой индивиды и группы формируют свои требования к политикам, принимающим решения.
2. Функция выработки правил политической деятельности, применения этих правил и контроля за их выполнением.
3. Разделение и распределение законодательных, исполнительных и судебных обязанностей в политической деятельности.
4. Функция политической коммуникации, которая обеспечивает распространение, передачу политической информации между правителями и управляемыми, а также между различными составными элементами политической системы.
5. Политическое рекрутирование – процесс, с помощью которого готовится и отбирается персонал, который должен взять на себя главные роли в политике.
6. Политическая социализация – функция, посредством которой политические идеи, ценности, нормы (политическая культура) внедряются в сознание и передаются индивидам, которые усваивают эти ценности и ориентиры в отношении политической системы.
7. Функция адаптации, т.е. приспособления политической системы к изменяющимся условиям социальной среды (например изменение соотношения политических сил).
8. Функция сохранения системы – совокупность действий, направленных на сохранение целостности и устойчивости политической системы по отношению к любым, в том числе и неблагоприятным воздействиям на нее.
Следовательно, в целом, правомерен вывод: политическая система есть реальный сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.
Критерием же различения политических систем по их типам является политический режим. Политический режим – это характер и способы организации власти, средства и методы формирования политических процессов и отношений, социальные механизмы взаимоотношений власти, общества (народа) и личности (граждан). Существует три основных типа политических режимов – тоталитарный, авторитарный и демократический. Для тоталитарного политического режима характерно полное господство власти над обществом и личностью, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторитарный политический режим отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах (например, в экономике или культуре). Демократический политический режим базируется на признании народа источником власти, его праве участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод, осуществлением контроля общества (большинства) над властью.
Принципиальным для политической социологии является вопрос политической власти. В современном обществе власть представляет собой институционально оформленную возможность и способность определять, направлять и контролировать содержание и формы социального поведения различных социальных групп и общностей, отдельных индивидов. Сама же возможность одних социальных групп или индивидов оказывать властное влияние на других вытекает из дифференциации всех людей и общностей, существующих в данном обществе, на две большие группы, одна из которых владеет политической властью и вследствие этого доминирует, господствует над другими людьми и группами, а эти последние, будучи лишенными власти, вынуждены подчиняться первым и выполнять их господствующую волю. Складывающиеся вследствие этого в обществе отношения власти суть не что иное, как отношения господства и подчинения. Этим и определяются политические позиции различных социальных групп в обществе: политически господствующие и подчиненные. Интересы же людей, принадлежащих к этим группам, не только различны, но и противоположны: те группы, которые обладают властью, заинтересованы в ее удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не имеют к ней доступа, заинтересованы, чтобы изменить существующее положение, добиться перераспределения власти.
Основным средством завоевания, удержания, укрепления, расширения масштабов власти, равно как и ее ниспровержения, является насилие. Политическое насилие представляет собой применение тем или иным индивидом или социальной группой различных (психического, морального, физического и т.д. вплоть до вооруженного) форм принуждения в отношении других социальных групп и классов с целью приобретения политического господства над ними. Само же понятие политическое господство означает определенное структурирование в обществе отношений командования (управления) и подчинения, организационное и законодательное оформление разделения в обществе управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий. Господство неразрывно связано с властью и является формой ее организации и проявления в обществе.
Политическое господство, выступающее формой реализации власти, может по-разному восприниматься и оцениваться гражданами. Положительная оценка и признание населением права существующей власти осуществлять управление, вытекающее отсюда согласие подчиняться ей, означает ее легитимность, т.е. законность. Легитимность обычно связана с авторитетом власти, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан. В зависимости от мотивов подчинения М.Вебер выделил три типа легитимности власти.
Первым типом легитимности власти, согласно М.Веберу, является «авторитет вечно вчерашнего», или традиционное господство, передаваемое по наследству, когда сын князя после смерти отца становится князем, принц (сын короля) – королем, царевичем – царем и т.д. В таком случае вера в легитимность наследственного монарха подкрепляет авторитет государства многовековыми традициями почитания власти и подчинения ей.
Вторым типом легитимности власти является харизматический. Он основан на харизме, т.е. вере в исключительные качества руководителя, связанные с его способностью оказывать необычайно сильное влияние на окружающих людей, подчинять их своей воле. Харизматический вождь чаще всего обожествляется, наделяется в общественном мнении неоспоримым авторитетом, сверхъестественными, волевыми и иными качествами.
Например, Харизматическая легитимность свойственна основателям мировых религий и пророкам – Иисусу Христу, Будде, Махамеду, выдающимся полководцам – Александру Македонскому, Цезарю, Наполеону, политическим партийным вождям – Ленину, Троцкому, Сталину, Гитлеру.
Третий тип политической легитимности представляет собой демократическая, или рационально-правовая легитимность. Ее источником выступает рационально понятый политический интерес, который выражается в демократических процедурах выборов по общепризнанным правилам президента или другого высшего должностного лица, в результате чего граждане подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.
Серьезное внимание политическая социология уделяет исследованию политической деятельности. Политическая деятельность – это существующая в обществе, в каждом типе и форме государства борьба за власть между индивидами и социальными группами в защиту их собственных интересов и за участие в общем ориентировании и регулировании жизнедеятельности людей в политической сфере. Изменения в политической жизни общества в ХХ в. обусловили возникновение новых типов политической деятельности. Основными среди них являются:
1. Действия политических элит, т.е. носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций, в целях совершенствования государственного управления.
2. Политические движения реформистского, революционного или контрреволюционного характера, выступающие за трансформацию и реформирование политической системы, ее совершенствование либо за ее ниспровержение и создание новой, качественно отличающейся от прежней.
3. Региональные и этнонациональные движения, борющиеся за свободное и эффективное развитие сообществ, основанных на этническом и/или культурном своеобразии соответствующих территорий и представительстве интересов населяющих их социальных групп в принятии и осуществлении политических решений.
4. Межнациональные движения, которые стремятся объединить различные регионы и народы по принципу единства или близости исторических традиций, культурного подобия, экономических и политических интересов.
Французский социолог А. Турэн выдвинул концепцию, согласно которой общество в результате своей активной социально-политической деятельности приходит к самосознанию, а вследствие этого и к самосозиданию. В этом процессе самосозидания политические движения являются силами, которые оспаривают сложившуюся систему политического развития и стремятся направить его в другое русло.
Долговременный успех политических движений зависит от некоторых общих условий. Наиболее важными из них являются два следующих. Во-первых, необходимо, чтобы такие движения обладали четко сформулированной доктриной, которая была бы способна пробудить энтузиазм и подтолкнуть широкие массы населения к политической активности. Такая доктрина должна представляться важной и обоснованной большому количеству людей, должна базироваться на хорошо разработанной социальной теории, способной разъяснить актуальные и спорные проблемы, осветить важные для больших групп людей цели, способы и пути их достижения, а также обрисовать желательные альтернативные формы общества. Во-вторых, необходимы политические организации, способные вовлекать широкие массы людей в борьбу за власть и использовать эту завоеванную власть для переустройства общества.
Важная роль политических движений состоит в том, что они не только создают предпосылки для возникновения новых или трансформации существующих политических систем, но также вырабатывают независимую форму политического решения и действия, которая способна стать существенным, часто высоко эффективным элементом политической борьбы.
В отличие от политического движения, которое основывается на симпатии или приверженности к какой-нибудь доктрине, что выражается в политических дебатах и готовности принимать участие в политических митингах, шествиях и демонстрациях, политическая партия является специализированной, организационно оформленной и упорядоченной группой, объединяющей приверженцев тех или иных целей и служащей для борьбы за завоевание и использование политической власти. От всех других политических институтов партию отличает определенная внутренняя организация и структура, четко оформленное членство (что подтверждается и специальными атрибутами - партийными удостоверениями), наличие политической программы действий и устава, определенная идеологическая система ориентации деятельности.
В процессе осуществления действий в политической сфере важную роль играет политическая культура. Она представляет собой ценностно-нормативную систему идей, идеалов, стандартов поведения, обычаев и традиций, посредством которых определяется содержание и смысл политических явлений и процессов, направляется и регулируется деятельность государства, политических движений и партий, социальных групп, общественных организаций и отдельных личностей. Политическая культура включает в себя определенную совокупность ценностей, таких, например, как свобода, равенство, суверенитет народа и т.п. Такие ценности в современных обществах находят свое правовое оформление и обеспечение в Конституции страны, а также в системе культуры общества, в существующих в нем обычаях и традициях. Но в политической культуре существует и второй слой - нормативный, который имеет большое значение для понимания механизмов осуществления политической власти и функционирования государства.
Политическая культура не дается человеку в готовом виде один раз и навсегда, она формируется в процессе политической социализации. Этот процесс включает в себя усвоение человеком культурных ценностей и ориентаций в сфере политики, определенных требований и стандартов поведения, позволяющих ему адаптироваться к данной политической системе и выполнять в ней определенные политические функции. Американские социологии Д. Истон, Л. Коэн, Р. Линтон, Т. Парсонс трактовали этот процесс как процесс усвоения человеком социальных ролей, которые необходимо выполнять в сфере политики, во взаимодействии индивидов и групп с политической системой и ее институтами. Другое социологическое направление, развиваемое преимущественно в Германии (Ю.Хабермас, Н.Луман), интерпретирует политическую социализацию как процесс аккультурации, т.е. освоения человеком новых для него культурных ценностей, и связанного с этим формирования политического сознания и поведения.
Политическое поведение людей реализуется в политических процессах, которые раскрывают развитие, изменение, динамику политической системы, ее институтов, масштабы участия различных групп населения в политической деятельности, в осуществлении отношений господства и подчинения. Одной из усиливающихся тенденций развития политических процессов во многих странах мира, в том числе в таких различных, как США и Россия, на протяжении последних десятилетий ХХ столетия становится упадок политической активности граждан.
Таким образом, находясь на стыке философских, социологических, политологических, исторических, экономических наук, политическая социология как самостоятельная отрасль научных знаний в начале XXI века несомненно становится одним из важнейших направлений в развитии социально-гуманитарных наук. Это объективно обусловлено интенсивным процессом политизации общественной жизни, что обостряет потребность в более глубоком и обстоятельном социологическом анализе всех аспектов политики.
2. Экономическая социология. Экономическая теория и социология долгое время существовали сравнительно автономно. Исследовательские пути двух наук периодически пересекались, пока в начале ХХ века не оформились в новой «смежной» науке – экономической социологии.
Социология, как мы уже знаем, изучает человеческий социум «везде и всюду»: в быту и семье, деятельности и общении, государстве и праве, образовании и культуре. Если люди вступают в экономические отношения, занимаются хозяйственной деятельностью, испытывают экономические проблемы, оказываются в определенных экономических ситуациях и т.д., то и социология «следует» за ними в эту сферу человеческой деятельности.
В тоже время экономическая теория, выводя хозяйственные мотивы человека из индивидуального экономического интереса объясняет подобное поведение «склонностью к мене, торговле, обмену одного предмета на другой» (А.Смит).
Фигура «homo economic», принимающего независимые рациональные решения, исторична и предполагает наличие гражданской свободы и элементарных прав частной собственности на ресурсы. Следовательно, рационализм и эгоизм (т.е. врожденные склонности и инстинкты с точки зрения экономистов) являются продуктом окружающих человека сложных социальных условий, которые изменяются и постоянно воспроизводяться как результат социального взаимодействия. Таким образом, говоря об экономической социологии, мы в дальнейшем будем вести речь о «социологии экономического действия» (М.Вебер) или «социологии экономической жизни» (Н.Смелзер).
Предмет экономической социологии в духе М.Вебера можно сформулировать так: экономическая социология изучает экономическое действие как форму социального действия. Экономическое действие представляет собой осуществление контроля над ограниченными ресурсами ненасильственными методами в целях удовлетворения своих потребностей. А социальное действие – это форма деятельности, с которой мы имеем дело тогда (и только тогда), когда оно внутренне мотивировано, а его субъект соотносит свои действия с окружающими людьми и ориентироваться на них.
Например. Торговец на рынке, раскладывая свой товар, ожидает от нас экономической заинтересованности в его товаре и адекватного материального вознаграждения.
С детства мы «впитываем» нормы того сообщества, в котором в данный момент пребываем, ожидая заранее известной реакции на свои поступки. Доведенное до автоматизма, подобное социальное действие реализуется в трех ключевых типах отношений: экономических, культурных и властных. Причем:
· каждая из них не имеет заведомого приоритета, хотя экономические отношения часто вбирают в себя культурные и властные элементы;
· способы хозяйственной деятельности человека, его экономические ожидания и ориентации во многом определяются его принадлежностью к разным социальным общностям.
Какие принципы можно заложить в основу построения социологи-ческой модели экономического действия? В.Парето «развел» экономическую теорию и экономическую социологию, предложив первой заниматься изучением «логических действий», а второй – «логическим исследованием нелогических действий».[4]
Например. Почему люди работают «спустя рукава», даже зная о угрозе материальных потерь? Почему работники ревниво реагируют на ничтожное повышение заработной платы своих коллег, но спокойно воспринимают большие разрывы в доходах между «рядовыми» и «начальством»?
Подведем промежуточный итог наших рассуждений.
Экономическая социология – наука, изучающая социальные аспекты экономики, которая имеет своим предметом проблемы взаимосвязи социальных структур и экономической жизни страны, соотнесенности темпов и движущих сил политического и гражданского общества. Согласно Г.Н. Соколовой, предмет экономической социологии – это социальный механизм регулирования экономических отношений, под которым понимается устойчивая структура взаимодействия социальных субъектов по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также типов экономического поведения этих субъектов. [5]Отсюда, главная цель экономической социологии состоит в выявлении социальных факторов, активно и положительно влияющих на развитие экономики, на рост эффективности материального производства и рост общественного богатства.
Экономическая социология исследует закономерности экономической жизни с помощью системы категорий, разработанных в рамках данной науки, главные из которых:
Экономическое сознание – способность и форма отражения (идеального воспроизведения) людьми экономических отношений. Содержание экономического сознания связано с научным познанием экономической действительности, сознательным использованием социально-экономических законов. Вместе с тем в отношении экономики существуют взгляды и представления людей, которые порождены их практическим опытом и которые не всегда совпадают с научными выводами. Более того, в своей повседневной практике люди, как правило, руководствуются этим «обыденным сознанием» или экономическим мышлением.
Экономическое мышление включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности, в которую они вступают в повседневной жизни. Первичная характеристика экономического мышления – это калькуляция затрат и выгод, на которой основывается экономическое поведение. Оно отражает экономическую реальность преимущественно в эмоциональной, а не в рациональной форме. В результате в обществе формируется определенный экономический менталитет, т.е. определенные умонастроения, склад и способность мышления, настрой, влияющие на мотивацию и результативность экономической деятельности. Когда определенные взгляды становятся непререкаемыми и выводятся обществом из сферы критического осмысления, мы говорим об «эффекте стереотипизации» общественного сознания, который является закономерным следствием развития массового сознания. Однако специфика и последствия его возникновения во многом зависят от того, как развивается социальная система: преимущественно естественным образом в русле действия объективных социально-экономических законов или в условиях централизованного управления, атрибутом которого выступает моноидеология.
Например, «авторитарная» среда формирует социальные стереотипы, подавляющие инициативность («Начальству виднее», «Инициатива наказуема» и т.п.).
Экономические интересы – это объективные побудительные мотивы экономической деятельности, связанные со стремлением людей к удовлетворению возрастающих материальных и духовных потребностей. В условиях рыночной экономики приоритетное место занимают личные интересы. Они являются стимулом для ведения экономической деятельности. Производители, ориентируясь на реализацию личных интересов –получение большего дохода, способствуют удовлетворению общественных потребностей через насыщение рынка материальными благами и услугами, повышение их качества, обновление ассортимента. Политика стран с социально-рыночной экономикой строится таким образом, чтобы гармонизировать все виды интересов: личными, коллективными и общественными. С целью разрешения противоречий между ними предполагается вмешательство государства в экономическую и социальную жизнь обществ.
Мощным побудительным средством деятельности людей являются экономические стимулы. Экономические стимулы – это факторы, усиливающие материальную выгоду, повышающие интерес. Конкретными факторами проявления стимулов являются уровень денежного дохода, положение в обществе, условия труда и т.д. Интересы и стимулы способствуют возникновению материальной заинтересованности в ведении дел всеми субъектами экономики.
Экономическая культура – это система цeнностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение. Экономическая культура личности представляет собой органическое единство сознания и практической деятельности. Она определяет творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления. Экономическая культура личности может соответствовать экономической культуре общества, опережать ее, но может и отставать от нее, мешать ее развитию.
Экономическое поведение – ряд целенаправленных действий человека, ориентированных в своей совокупности на реализацию определенной модели хозяйственной и потребительской активности. Взвешивая выгоды и издержки каждого из вариантов хозяйственной активности (связанной с добыванием, распределением, обменом различных благ или способом их потребления), оценивая свои потенциальные и реальные возможности в каждом случае, человек совершает свой экономический выбор. Выявление содержательно близких образцов поведения, которые различные субъекты используют либо готовы использовать при решении аналогичных экономических задач, позволяет говорить о сформированном типе экономического поведения, а его реализаторов рассматривать как группу носителей дорыночного или рыночного типа экономического поведения.
Дорыночный тип поведения характеризуется формулой «гарантированный доход ценой минимума трудовых затрат», или «минимум дохода при минимуме трудовых затрат». Такой тип поведения хорошо вписывался в образ советской экономики и был сформирован мощной командно-административной системой, воспитавшей людей, не способных принимать ответственные решения и рисковать. Из года в год, по данным социологических исследований, прослеживалась устойчивая тенденция – 2/3 респодентов могли бы трудиться более эффективно, чем они трудятся, при наличии материального интереса.
Тип рыночного поведения можно охарактеризовать формулой «максимум дохода ценой максимума трудовых затрат». Он предполагает высокую степень экономической активности со стороны индивида, понимание им того, что рынок предоставляет возможности для повышения благосостояния соответственно вложенным усилиям, знаниям, умениям (в частности, умению профессионально рисковать). Собственно рыночный тип поведения, ориентированный главным образом на предпринимательство, еще только начинает формироваться и в сильной мере зависит от хода экономических реформ и их соответствия социальным ожиданиям экономически активных индивидов. Наличие достаточно гибкой структуры ценностных ориентаций позволяет им относительно быстро адаптироваться к новым условиям социальной среды и адекватно реагировать на изменения основных требований социальных институтов.
Экономическое поведение людей при ограниченности ресурсов и безграничности потребностей формирует понятие рационального поведения человека, образ человека экономического, т.е. такого человека, в котором заложено стремление получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.
Развитие экономики социологи описывает как социальный процесс, движимый активностью функционирующих в ней социальных субъектов, а также взаимодействием социальных групп и слоев. Если в центре внимания экономики – экономическая сфера общества, то при социологическом подходе экономика рассматривается как элемент общественной системы.
Еще одна отличительная черта — интерпретация целей развития экономики. При экономическом подходе они выводятся из материальных потребностей общества и выражаются в максимизации национального дохода, общественного продукта и др. При социологическом – цели развития экономики рассматриваются как производные от целей обществ а. В рамках сравниваемых подходов по-разному трактуются и механизмы развития экономики. При экономическом подходе механизм развития идентифицируется с хозяйственным механизмом развития экономики, при социологическом – с социальным механизмом регулирования той или иной экономической сферы общества, через коррекцию поведения и взаимодействия разных социальных групп.
Следовательно, экономическая социология предстает как наука о закономерностях построения связей и отношений между людьми как социальными хозяйствующими субъектами, а также как специальная социологическая теория с присущими ей объектом, предметом и системой категорий, действующих в русле основных социально-экономических законов.
В условиях формирования казахстанского рынка и общего евразийского рынка стран СНГ требуется не только радикальный пересмотр предмета, задач и принципов исследования экономической жизни общества, но и самой структуры экономической социологии.
На основании того, что экономическая сфера содержит разные, часто противоречивые области социальной проблематики, экономическая социология как наука содержит ряд тематических разделов и направлений, основными из которых являются:
· социология труда, профессий и занятий;
· социология распределительных и имущественных отношений;
· социология организаций;
· социология управления.[6]
В свое время экономическая социология марксистского направления главное внимание уделяла тому, насколько экономика сбалансирована в рамках социальной системы, как она выполняет свои функции по обслуживанию социальной системы, укреплению данной общественно-экономической формации. Западная же экономическая социология находится под преимущественным влиянием реальных запросов рынка, свободных экономических, хозяйствующих субъектов. Ее разработки служат удовлетворению потребностей по исследованию рынка (маркетинг), по улучшению управления на предприятиях, фирмах и в компаниях (менеджмент) и по регулированию рынка (контроллинг, эккаунтинг).
Западная модель экономической социологии представляет экономическую сферу общественной жизни как систему ролей и статусов, связанных с производством и распределением товаров, услуг и идей; видит в ней лишь одну из подсистем социального целого (Н.Смелзер). Следовательно, экономическая социология рассматривается скорее как одна из интегративных, теоретических отраслей социального познания, нежели как дисциплина, имеющая определенную область исследования. А потому, в рамках экономической социологии широко применяются данные исследований индустриальной социологии, концептуально объединенные в рамках изучения социальных отношений в экономических организациях, а также социологии общностей, в первую очередь касающихся проблем анализа структур власти и взаимоотношений между экономическими и политическими институтами. Кроме того, она изучает социальную жизнь под углом таких социологических категорий, как класс, статус, малая группа, социализация и др. в рамках экономической сферы как таковой и в процессе взаимодействия экономических институтов с другими (политическими, образовательными и т.п.), в ходе социальных изменений (модернизаций).[7]
В число важнейших направлений экономической социологии входит изучение проблем современного капитализма как социально-экономической системы, связанной с деятельностью транснациональных корпораций, профсоюзов, бизнеса и формирования социально-ориентированного рынка.
Социология бизнеса в отличие от традиционной экономической социологии занимается не экономическими порядком, а людьми бизнесменами и всеми иными субъектами рынка. Но, и как экономическая социология, она ориентирована на повышение эффективности рыночного хозяйства, на усиление стимулов рыночной деятельности. Важнейшими положениями социологии бизнеса являются идеи о социальной ответственности бизнеса, о человеческом факторе в жизни фирмы, компании и организации, о промышленной демократии, о принципах эффективного управления производством и сбыта.
Исследовать социальный механизм регулирования экономических отношений позволяют основные функции экономической социологии:
1. Познавательная функция имеет своей целью изучение особенностей социально-экономических процессов на определенной исторической ступени развития общества, отвечает на вопрос: «Каковы социально-экономические процессы в обществе, в котором мы живем?».
2. Объясняющая функция дает научное понимание причин, порождающих те или иные социально-экономические явления и процессы (экономический подъем или кризис, инфляция, безработица, бедность и т.п.), отвечает на вопрос: «Почему в обществе происходят именно эти, а не другие социально-экономические процессы?».
3. Оценочная функция осуществляет оценку развивающихся в обществе экономических и социальных процессов, действующих в нем социальных институтов с точки зрения соответствия их интересам и потребностям людей, прежде всего экономических; отвечает на вопрос: «Обеспечивают ли действующие в обществе социальные институты, развивающиеся в нем социально-экономические процессы нормальное благосостояние различных групп населения?».
4. Прогностическая функция представляет собой построение вероятных прогнозов и сценариев социально-экономических трансформаций в более или менее долгосрочной перспективе, отвечает на вопрос: «Какие социально-экономические изменения возможны в ближайшем и отдаленном будущем?»
5. Управленческая функция связана с тем, что, выявив тенденции и закономерности социально-экономического развития, определив прогнозные варианты тех или иных изменений в экономике и социальной сфере общества, экономическая социология в состоянии способствовать совершенствованию управления социально-экономическими процессами, отвечает на вопрос: «Как эффективнее управлять социально-экономическими процессами?».
6. Прикладная (социотехническая) функция связана с преобразованием структур и форм организации экономической деятельности на основе прикладных социологических исследований и практических рекомендаций по их результатам. Проблематика исследований и социотехнологий включает такие вопросы, как: кадровая политика, производственная текучесть, трудовая адаптация, мотивация труда, роль психо-социальных факторов производительности труда и качества продукции, формирование межличностных отношений.
Они подвергали сомнению как раз саму разумность принудительных норм, исподволь подготавливая разумное обоснование всякому сопротивлению этим нормам. Социальный контроль, образно говоря, выполняет функцию полицейского, но если бы не было социального контроля, люди могли бы делать все, что им заблагорассудится, что неизбежно ведет к общественнму хаосу. Охранительная функция иногда мешает социальному контролю выступать поборником прогресса, но в перечень его функций как раз и не входит обновление общества – это задача других общественных учреждений. Среди основных задач экономической социологии как науки выделяют:
1. Исследование социальных механизмов, влияющих на развитие экономики и регулирующих экономическую деятельность индивидов, социальных общностей и групп. Т.е. проведение социологической экспертизы: социальных последствий экономических преобразований, баланса социальных и экономических компонентов общественного развития, баланса экономических интересов различных слоев населения и их готовности участвовать в проведении экономических реформ.
2. Изучение особенностей мотивации поведения субъектов экономической деятельности.
3. Исследование конкретных социокультурных условий функционирования и трансформации экономики.
4. Раскрытие взаимодействия экономики с другими подсистемами общества, динамики его социально-экономической структуры.
5. Выявление социальных ролей субъектов экономической деятельности, их социального статуса и социальной мобильности.
6. Анализ основных трудовых ценностей населения, их динамики и роли в формировании экономического поведения.
7. Выявление социальных функций экономики в развитии современного общества, формировании социальных целей субъектов хозяйственной деятельности.
8. Формирование наиболее оптимальных направлений социально-экономической политики государства, основанных на принципах социального партнерства и гуманизации экономических отношений.
9. Прогнозирование социальных последствий технологического прогресса и происходящих под его влиянием изменений в экономической системе и др..
Таким образом, социологический подход позволяет рассматривать явления экономики с помощью большего числа переменных, что дает возможность увидеть новые грани проблемы, которые при чисто экономическом рассмотрении оказываются вне поля исследования.
Многочисленные процессы, происходящие в экономике современного Казахстана, станут еще более понятными только тогда, когда будут приняты во внимание особенности социальных отношений, влияние обычаев и традиций, менталитет, исторические особенности и другие неэкономические переменные, которые в нашем обществе зачастую играют большую роль, чем собственно экономические.
Социология права.
Социологию права можно определить как частносоциологическую (специальную) дисциплина, предмет изучения которой составляют правовые явления. Однако граница между правом и обычаем, между юридической и общей социологией всегда остается прозрачной. Основное различие состоит в том, что социология права изучает право как вещь (точнее, правовые феномены как вещи).
Социологию права интересует всё, что возникает в правоотношениях и правосознании под воздействием общества, его структур и институтов. Она занимается исследованием процессов генерирования социумом правовых норм, ценностей и смыслов. Ее спецификой является понимание права как сложной динамической системы, развивающейся и функционирующей в социальном пространстве и историческом времени, зависящей как от типа общества, его географического положения, так и от уровня развития общественного и индивидуального сознания. Она исходит из того, что право берет свое начало в обществе. И поскольку право по рождено обществом, то все правовые феномены являются социальными. Но не наоборот: не всякий социальный феномен является правовым.
Понятие «социология права» впервые было введено итальянским социологом Дионисио Анцилотти в 1892 году, а в 1913 году австрийцем Евгением Эрлих была опубликована работа «Основы социологии права». В дальнейшем социология права развивалась благодаря исследованиям Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма и Леон Дюги. В частности, Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм изучали влияние законов на общественные отношения. Французский правовед Леон Дюги рассматривал право, как один из аспектов социальной солидарности. После Второй мировой войны, было проведено большое количество эмпирических исследований права. Кроме того понятие института права, становится важной частью социологических теорий Толкотта Парсонса и Никласа Лумана. В конце двадцатого века, благодаря работам Юргена Хабермаса и Мишеля Фуко, социология права начинает тесно взаимодействовать с социальной философией.[8]
Социальные явления включают в себя юридические феномены – право, закон, судебное и административ ное решения. Такого рода явления идентифицируются со сферой собственно правового. В узком понимании социология права может ограничиваться именно этой сферой, занимаясь правом как таковым. Социологическая рефлексия в данном случае замыкается на изучении функций закона, правосознания и правовой культуры, на анализе обыденных представлений о судьях, их социальной ангажированности, справедливости или несправедливости правосудия в глазах общественного мнения и т.д.
Однако в широком смысле социологию права должны интересовать все социальные явления, в которых присутствует правовой элемент, пусть даже и не в чистом виде, такие, как собственность, семья, ответственность и т.д. Как правило, социальное явление изучаться в своей целостности как общей социологией, так и социологией права. Однако каждая из них расставляет свои акценты.
Например, изучая семью, социология прежде всего интересуется ее типами, демографическими показателями, влиянием на нее экономических и религиозных факторов. Нормы семейного законодательства представляют собой с её точки зрения лишь формальную регламентацию семейной жизни и заслуживают поэтому третьестепенного внимания, в то время как социология права исходит из этих норм и лишь в последнюю очередь занимается тем, насколько они определяются в своем содержании экономикой, нравами, религией и т.д.
Определить предмет социологии права можно лишь условно абстрагировать правовое от социального, которое не относится к сфере правового. Предметом социологии права является право как социальный институт общества, выполняющий функции государственного регулятора общественных отношений.
Социология права понимает право как сложную постоянно изменяющуюся систему, которая определяется повседневной действительностью и зависит от исторической ситуации, от типа общества, его географического положения, от уровня развития общественного и индивидуального сознания.
Социология права рассматривает право в связи с жизнью, социальной практикой и изучает социальные закономерности функционирования, изменения и взаимодействия общества и права. В частности, социология права стремится понять социальные причины, порождающие правовые нормы, социальные последствия этих норм, механизмы воздействия права на социальные отношения и обратного влияния социальных отношений на формирование права и т. д.
Структуру социологии права составляют:
· общая часть социологии права – знакомит с основными понятиями и категориями данной дисциплины (как то: предмет, структура, методы, функции и т. д.);
· особенная часть социологии права – переводит фундаментальные понятия общей социологии права в различные отрасли права (различают социологию конституционного права, социологию гражданского права, социологию уголовного права).
Выделяют следующие уровни социологии права:
· макросоциологический уровень ( макросоциология права) – изучает развитие и функционирование права в масштабах того или иного общества в течение длительного времени;
· микросоциологический уровень (микросоциология права) – на данном уровне происходит изучение как с внутренней, так и с внешней стороны взаимоотношений в области права людей, граждан, объединенных в социальные группы и классы.
В зависимости от объектов познания социологии права различают:
· законодательную социологию;
· социологию функционирования правоохранительных и судебных органов;
· социологию правосознания и правового поведения;
· социологию преступности;
· юридическую конфликтологию.
Социология права выполняет ряд определенных функций.
Познавательная (теоретическая) функция социологии права заключается в осуществлении социологией права исследований правовой реальности в социальном контексте и накоплении знаний о ней. При проведении таких исследований основная цель социологии права заключается в том, чтобы не только обнаружить и зафиксировать юридические явления, но и объяснить, почему и как они возникли. При этом социология права стремится выйти за рамки самого права и объяснить эти явления с социальной точки зрения. В процессе изучения социологией права социальной и правовой реальности возникает система знаний, включающая в себя совокупность понятий, концепций, парадигм об изучаемом ею предмете.
Научная (критическая) функция социологии права состоит в критической оценке социологией права правовой науки. В процессе своих исследований социология права выявляет многочисленные проявления неэффективности существующего законодательства (например, выявляет законы, которые либо не применяются, либо применяются лишь частично), показывает те силы, которые оказывают влияние на законодателя (например, лоббизм и т. п.) и т. д.
Практическая функция социологии права отражается в практическом применении социологии права в сфере судопроизводства, законотворчества, нотариата.
Право, как одна из социальных норм, выполняет важную социальную роль, при этом внедрение правовых норм в общественное сознание и их соблюдение обеспечивается принудительной силой государства. Не смотря на это каждая социальная группа и каждый индивид по-cвоему понимают сущность права, по-своему видят свои собственные права и обязанности, а также права и обязанности других людей. Совокупность таких представлений о праве образует то, что юристы называют правосознанием. Правосознание – это объективно существующий набор взаимосвязанных идей и эмоций, выражающих отношение общества, групп, индивидов к праву как целостному социальному институту. Можно выделить следующие компоненты правосознания: знание о праве как регуляторе общественных отношений, представление о собственных правах и свободах, отношение к правовым явлениям и к праву в целом, оценка своего правового положения, действующего законодательства и возможности правовой активности. Таким образом, право сознание предстает как сумма знаний, представлений и оценок индивидов и групп по поводу права, его применения и форм выражения.
Правовое сознание индивидов находит практическое воплощение в правовом поведении. Правовое поведение – это социально значимое поведение индивидуальных или коллективных субъектов, подконтрольное их сознанию и воле, предусмот ренное нормами права и влекущее за собой юридичес кие последствия. [9] Это определение включает в себя все необходимые характеристики и позволяет дифференцировать правовое поведение от других форм социального поведения.
Под правомерным поведением понимается поведение, согласующееся с существующими в обществе правовыми нормами. Неправомерное же поведение, наоборот, определяется как противоречащее принятым нормам права.
С понятием правового поведения тесно связано другое понятие того же ряда – понятие правовой культуры. Если попытаться дать развернутое определение этому понятию, становится ясно, что правовая культура – это специфический социальный институт, выполняющий функцию формирования у людей политического и правового сознания, ценностно-нормативных установок, а опосредованно и правового поведения. Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы осуществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и от ражению его в сознании и поведении людей.
Структура правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте соответственно включает следующие элементы:
· право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю;
· правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями;
· правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности;
· правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права; правовое поведение, деятельность.
Современное состояние казахстанского общества, в частности проявляется и в том, что происходит постепенный сдвиг в правосознании части населения к правовым представлениям, соответствующим ценностям гражданского общества с приоритетом индивида и права. В то же время большинство казахстанцев по-прежнему характеризуется доминированием размытых представлений о соотношении нравственности («совести») и позитивного права, в которых бесспорный приоритет отдается нравственности как непосредственному моральному побуждению. Ведь традиционная советская правовая парадигма еще со храняется в мировоззрении миллионов, а либеральная альтернатива только прорисовывается. Правовому поведению казахстанцев присуща амбивалентность, проявляющаяся в присутствии позитивных и негативных тенденций.
Важную роль в становлении правового сознания и правового поведения выполняет правовая социализация личности – процесс выработки у человека представлений о своей социальной роли и месте в обществе. Правовая социализация выступает как составляющая единого процесса социализации. Под правовой социализацией понимается процесс освоения (интернализации) личностью стандартов нормативного, правомерного поведения. Она имеет исторически обусловленный характер.
Как известно, каждому конкретному обществу присущи свой тип государственного устройства, свое представление о праве, свои правила и способы участия индивидов в делах общества. Правовая социализация заключается в усвоении индивидом этих норм и правил социального существования в данном обществе. Можно выделить три вида правовой социализации – социализацию посредством научения, социализацию путем передачи опыта и «символическую социализацию».
Социализация посредством научения заключается в приобретении элементарных правовых знаний и усвоении соответствующих норм. Социализация на собственном и чужом опыте происходит в результате осмысления собственных ошибок и событий своего опыта, а также жизненного опыта окружающих людей. Символическая социализация основывается на собственных абстрактных представлениях человека о праве, государстве, стране, нации.
В процессе правовой социализации происходит по степенная интеграция личности в широкий социальный контекст, переход ее к полноценному участию в функционировании гражданского общества и государства. Однако в ходе социализации могут возникать и искажения, деформации, которые приводят впоследствии к появлению у индивида криминальных наклонностей, правового нигилизма, асоциального и антигосударственного поведения.
Одним из наиболее значимых разделов социологии права является социология законодательства – отрасль социологического знания, исследующая проблемы разработки законодательных норм и внедрения их в социальную практику. В компетенцию социологии законодательства входят такие вопросы, как изучение общественного мнения в связи с подготовкой конкрет ных законопроектов и их обсуждением, исследование социальной и правовой эффективности уже принятых законов, вскрытие социальных причин их неэффективности, создание эмпирической базы правотворческого процесса.
На правотворческую деятельность большое влияние оказывают морально-нравственные, экономические, политико-правововые, национальные, социально-психологические и социокультурные факторы. От этих факторов зависит формирование правовой системы государства.
Кроме исследований правотворческой деятельности, социология права изучает социальные аспекты правоприменительной деятельности. В частности, одной из важных задач исследования правоприменительной деятельности, является выявление и определение эффективности социальных функций права.
Право, по мнению П. А. Сорокина, одновременно является и продуктом общества, выражением установившегося в общества обязательного порядка и средством установления последнего. Отсюда он выделяет две функции права: распределительную и организационную. Право способствует установлению общественного(официального) порядка тем, во-первых, что оно точно распределяет права и обязанности между членами общества; во-вторых, тем, что оно организует общество, создавая власть этого общества.
Анализируя воздействие права на поведение индивида и общества в целом, Сорокин определил формы такого воздействия:
· мотивационную;
· принудительную;
· дрессирующую.
Право, оказывая психологическое и воспитательное воздействие, способно, по мнению П. А. Сорокина, изменить личность человека. И это весьма важное положение, игнорируемое в определенной степени современной отечественной теорией права, следует особо иметь в виду при анализе социального действия права.
Другой русский социолог-правовед Н.С. Тимашев рассматривал социальные функции права с двух точек зрения:
· с точки зрения индивидов как членов группы, наиболее важная функция права – перераспределение сил внутри общества. Стремится ли право к равенству или неравенству, оно вносит в обоих случаях изменения в соответствующие позиции индивидов. Такое перераспределение сил Н.С. Тимашев выразил терминами: свобода (воля), интересы, ценности.
· с точки зрения социальных групп, состоящих из определенного числа членов, чьи естественные побуждения – быть организованными (собранными) в общество. В данном случае наиболее важная функция права – установление «порядка». Эту функцию Н. С. Тимашев выражает в терминах: «мир», «безопасность», «организация».
Функциональный анализ права, представляет несомненный интерес для современной социологии права. Восприняв идеи Л. И. Петражицкого, Н.С.Тимашева, Р. Иеринга, Р. Паунда, он продемонстрировал социальную миссию права в обеспечении мира, безопасности, защиты ценностей общества, тем самым показал гуманистический потенциал права.
Право – явление уникальное в своем многогранном проявлении; ни один из других социальных регуляторов не способен в современном мире выполнять столько задач и миссий. В зависимости от научной познавательной цели можно акцентировать внимание на проявлении самых различных аспектов социального предназначения права. Рассматривая его в широком контексте как средство (инструмент) управления обществом, возможно вести речь о выполнении правом функций социальных преобразований: закреплении новых прогрессивных общественных отношений, стабилизации социальных явлений, имеющих характер позитивных тенденций, устранении отрицательных социальных фактов. Выделение этих функций имеет весьма условный характер и проводится соответственно тем задачам, которые возлагаются на право (правовые нормы, институты, систему права в целом) в определенные периоды его эволюции.
В интересах общества право в совокупности с иными средствами содействует осуществлению социального контроля, закреплению позитивных социальных изменений, ограничению негативных последствий общественных преобразований, способствует сохранению социального единства, достижению равновесия между противоположными интересами в обществе и в целом управляет процессом интеграции. В этом случае можно говорить о выполнении правом интегративной функции. Представляется важным обратить внимание на содержание этой функции. Т. Парсонс под интеграцией понимал «такие структуры и процессы, посредством которых отношения между частями социальной системы – людьми, играющими те или иные роли, коллективами и компонентами нормативных стандартов, – либо упорядочиваются способом, обеспечивающим гармоничное их функционирование в соответственных связях друг с другом в системе, либо, наоборот, не упорядочиваются, причем тоже каким-нибудь определенным и объяснимым способом».[10]
Право можно рассматривать как своеобразное средство коммуникации между обществом, ожидающим установления справедливого правового порядка, безопасности и стабильности, и обществом, испытывающим воздействие правовых предписаний при их функционировании. Несоответствие между ними – серьезный сигнал, вызов законодателю, правовой политике, всем компонентам правообразовательного процесса, требующий своевременного их совершенствования.
4.
Методические указания по курсу «Социология»
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов общих представлений о социологии как науке, о взаимоотношениях личности и общества, изучение проблем общественного мнения.
1.1. Задачи изучения дисциплины:
Задачами изучения дисциплины является обеспечение условий для усвоения студентами знаний основ социологии, усвоение методики и техники проведения социологических исследований, формирование у студентов умений и навыков анализировать общественные процессы, определять место и роль личности в современном обществе.
2. Значение курса:
Значение курса определяется ее ведущей ролью в становлении и раскрытии творческого потенциала профессионально – ориентированной личности.
Обязанности студентов: Внимательно изучать предлагаемый учебный материал, уметь соотносить теоретические данные с реальными практическими разработками, излагать собственную точку зрения. Студенту необходимо знать основные закономерности общественных процессов, социализации личности, особенности межличностных отношений.
2. Методические рекомендации к глоссарию:
- Внимательно прочтите несколько раз определение понятия;
- Если в определении встретились неизвестные или малопонятные термины, обратитесь к толковому, энциклопедическому словарю, словарю исторических терминов, словарю иностранных слов, которые помогут ликвидировать затруднения;
- При работе с понятиями следуйте общему правилу: вначале попытайтесь четко усвоить содержание понятия, прояснить, в чем видится основная его сущность, а затем выделите отличительные признаки этого понятия среди других.
3. Методические рекомендации по изучению курса «Социология»
Профессиональное становление специалиста является усвоение обучающимся соответствующей совокупности знаний, умений и навыков. Как свидетельствуют научные данные и опыт подготовки специалистов, умения и навыки приобретаются значительно медленнее, чем знания.
Основная задача учебно-методического комплекса по истории Казахстана направлен на то, чтобы научить обучающихся приложению теоретических знаний к практическим заданиям.
Наиболее эффективным и продуктивным представляется путь — про