Культура («возделывание», воспитание) — термин распространился в первой половине 19 века.
Культуру можно рассматривать как:
Совокупность видов человеческой деятельности (деятельный подход)
Система сбора, переработки организации информации, циркулирующей между социальными группами (информационно- семиотический подход)
Степень реализации социальных сил человека (гуманистическая теория)
Система человеческих ценностей (аксеологический подход)
Уровень развития социума (цивилизационный подход)
Культура — исторически изменяемая совокупность форм и результатов, созданных человеком ценностей и мер освоения им этих ценностей.
Виды культуры
По функциональному назначению:
Материальная (удовлетворяет материальные потребности человека в одежде, пище, жилье)
Духовная (развитие духовного мира личности: литература, музыка, искусство)
Духовная культура может содержать какие-либо идеи:
По специфике человеческой деятельности (художественная, политическая, экологическая); по генезису (народная — основана на традициях, не имеет автора; ученая);
по востребованности (актуальная — востребована в данный момент; потенциальная);
по доступности (массовая — упрощенная культура, не требует специальной подготовки: сериалы, возникли с появлением СМИ; элитарная — необходима подготовка для восприятия данной культуры)
Субкультур а — культура какой-либо социологической группы (молодежь, город, село)
Контркультура — характеристика, которая противостоит господствующей культуре.
Социология культуры — отрасль социологического знания, раздел социологии, изучающий особенности развития и функционирования культуры во взаимодействии с социальными объектами и процессами, т.е. влияние культуры на общество и наоборот:
Какие ценности базовые/фундаментальные?
Культурная политика власти
Культурный уровень различных групп населения.
Процесс развития культуры:
Эволюционный подход (от простого к сложному)
Теория конфликта (главное движущая сила развития культуры — конфликт)
Циклический подход (выделяют фазы, которые повторяются и возвращаются)
Функции культуры:
Информационная (через символы, образы); Коммуникативная (освоение культурны ценностей); Ценностная; Нормативная (оценка ценностей); Интегративная (сплочение социальных обществ); Социализирующая; Индивидуализирующая (самореализация); Трансляционная (передача опыта); Системообразующей функцией культуры является человекотворчество.
Культура современного российского общества
В России долгое время лидировала традиционалистская культура: постоянное воспроизводство сложившихся норм, скептическое отношение к новациям, неразвитая индивидуальность.
В России социалистические ценности были адаптированы мощным фундаментом традиционалистской культуры, оформилось оригинальное детище — разновидность традиционной культуры в марксистском обличии.
Мода (лат. «правило») — непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни, культуре; в узком смысле — смена форм и образцов одежды.
Функции одежды:
Утилитарная (защищает); Эстетическая; Унификация; Инновационная; Актуализация традиции (каждая модная вещь со временем становится обыденной); Коммуникативная (мода сообщает об определенной группе населения, подростки); Функция социализации (кто и что должен носить); компенсаторная; престижная (стремление носить модную одежду); функция психофизической разрядки; сексуальная.
В обществе главенствующие позиции должны занять демократические позиции. Мы переосмысливаем интересы общества; открыта вся культура прошлого, вернулась культура русского зарубежья.
Проблемы культуры:
Вестернизация культуры (унификация); Вместе с реальными достижениями с запада проникают образцы китча; Культурная политика государства (нехватка ресурсов на возрождение культуры); Комерционализация культуры; Массовая утечка талантов на запад; Нарушение правил авторства, развитие пиратской промышленности; Одомашнивание культуры; Общий низкий уровень культурной инфраструктуры в поселенческом и региональном разрезе; Засорение русского языка; Исчезновение цензуры привело к снижению качества культуры; Для большей части населения культура — это средство досуга, релаксации, в меньшей степени — эстетическое освоение действительности.
32. Образование как социальный феномен: сущность, структура, функции.