Социология как наука об обществе тесно связана с его жизнью. Во-первых, - и, прежде всего, - она возникла и конституировалась как ответ на практические запросы меняющего свою конкретно-историческую форму общества. Эта смена одной исторической формы общества другою представляла собой процесс утверждения и дальнейшего развития нового социального строя - западноевропейского капитализма. Капитализм - общество чрезвычайно рационалистичное, прагматичное. Как таковой он с самого своего рождения нуждался в качественно новой организации социальной жизни, в более совершенном управлении. Социология и задумывалась как раз как научный фундамент, на котором капиталистическое общество могло бы нормально функционировать и успешно наращивать свой потенциал.
Во-вторых, социология напрямую связана с жизнью общества и в том отношении, что она, решая встающие перед человеком и человечеством проблемы - а они по отношению к социологии становятся уже социологическими, - сама совершенствуется, развивается, обогащая общество соответствующими знаниями, а себя новым теоретическим материалом и более совершенными исследовательскими средствами.
И, наконец, в-третьих, связь социологии с жизнью общества проявляется в непосредственном, прямом воздействии, всего ее теоретического, методологического и методического комплекса на общественную жизнь через те, на этот раз уже специализированные функции, которые она по самой своей природе как наука вообще и как особая, специфическая научная дисциплина призвана выполнять.
Итак, каковы те социальные функции, которые выполняет социология как наука и, следовательно, какую роль конкретно социология играет в жизни общества.
В современной литературе существуют разные мнения о тех функциях, которые призвана выполнять социология как наука: общепринятого взгляда здесь нет ни на количество этих функций, ни на их перечень. Общий суммарный взгляд по данному вопросу сводится примерно, к следующему.
Социология выполняет в жизни современного общества следующие функции: 1) теоретико-познавательную или просто познавательную
2) прогностическую; 3) прикладную, называемую иногда еще практически-политической или управленческой; 4) идейно-воспитательную или идеологическую. Некоторые авторы за социологией закрепляют также методологическую и просветительскую функции.
Сущность теоретико-познавательной функции социологии - это приращение информации, знаний об изучаемом ею объекте - обществе. Если говорить более определенно, то задача социологии сводится в данном случае к выявлению сущности социального, социальной жизни, общества, его природы и естественноисторического смысла; к открытию и исследованию объективно действующих законов и тенденций, лежащих в основе функционирования и изменения (эволюции) общества, а также тех его сторон и процессов, в которых реализует себя специфическое качество общественной жизни, называемое «социальным».
Познавательная функция социологии - это атрибутивная и сущностная ее функция. Ведь наука - это не что иное, как процесс познания. Об этой функции социологии можно было и не говорить, если бы изучение социологией своего предмета имело исключительно практическое, прикладное значение.
Однако наука обладает большим, нежели одно лишь прикладное значение, смыслом. Наука, в том числе и социология, связана также с любознательностью человека, представляющей собой его природное свойство. Данная функция наук помогает человеку понять, что его окружает, какова среда, в которой он живет, что он сам представляет собой, какое отведено ему место в мире, каковы судьбы человечества.
Второй, наряду с познавательной, важнейшей функцией социологии как науки является ее практическая функция. Именно она определяет сегодня главную ценность социологического знания.
Казалось бы, поэтому, что, продолжая рассматривать вопрос, после характеристики познавательной функции социологии следует перейти к рассмотрению практической, прикладной функции. Если исходить только из значимости функций, то так и следовало бы сделать. Однако если следовать социальной логике науки, то рассмотрение практической функции социологии необходимо предварить характеристикой еще одной ее функции предсказательной, прогностической. Эта последняя по своей природе и назначению занимает как бы промежуточное, а точнее переходное положение между познавательной и практической функциями. В одном отношении она стоит ближе к познанию социальной истины, в другом - к основанному на социологических знаниях практическому решению социальных проблем. Прогностическая, предсказательная функция - это уже начало и основа практических рекомендаций потребителю социологических знаний.
Прогностическая функция - это общенаучная функция. В ней реализуется наше природное человеческое (как разумных существ) желание заглянуть в будущее. Для общественных наук, и конечно же, прежде всего их лидера - социологии, эта функция является наиболее характерной. Социология будет мало чего стоить, если она лишится данной функции. Осуществляя предсказание, она позволяет людям принимать адекватные решения, с меньшими потерями выходить из различного рода затруднений, продвигаться вперед не путем проб и ошибок, а целенаправленно, со знанием дела и. следовательно, с меньшими издержками. Разумеется, это имеет место лишь тогда, когда социологические прогнозы востребуются - с ними считаются и исходят из них. Социология рационализирует человеческое общество, повышает «коэффициент полезного действия» его жизнедеятельности.
Социологический прогноз строится не на гаданиях, предположениях и не на одной интуиции, хотя роль этой последней в науке весьма велика, или скажем, на экстрасенсорике, а на данных, полученных в результате научного исследования. И хотя, наверное, ничего нельзя предугадать на все, как говорится, 100%, все же при тщательной работе с объективными фактами, опоре на теорию квалифицированный социолог может обеспечить общество и его различные институтыдостаточно надежным социологическим прогнозом.
Теперь, что касается собственно практической функции социологии. Она является главной среди прочих, так как составляет основное содержание смыслообразующего мотива социологии как науки.
Практическое значение социологии реализуется, прежде всего, через осуществление ее прикладной функции. Об этой последней уже говорилось там, где речь шла о структуре, внутренней организации социологии как многоплановой науки. В данном разделе было показано, что для западной традиции характерно подразделение прикладной социологии на две отрасли - социальную инженерию и клиническую социологию. Здесь добавим, что третьим проявлением практической, прикладной функции социологии, является социальное планирование, больше разрабатывавшееся в нашей отечественной социологии и социальной практике.
Речь идет об участии социологии (социологов) в социальном планировании регионов, районов, городов, иных поселенческих общностей, а также крупных предприятий России. Для социального планирования было характерным то, что социологи не только собирали первичную информацию, обрабатывали ее соответствующим образом, обобщали, делали выводы; они принимали непосредственное участие в работе специально создававшихся для этого групп, которые состояли из специалистов в самых различных областях общественной жизни, и тем самым существенно влияли на общую картину социальных планов, внося на основе проводимых ими социальных измерений конкретные рекомендации и предложения в их разработку.
Практическая функция социологии не сводится только к сугубо прикладному ее значению. Она - шире. Можно говорить, например, об опосредованном влиянии социологии на практическую жизнь общества через воспитывающее, просвещающее ее воздействие на человека, его жизнь - личную (частную) и общественную.
Одной из ведущих функций социологии является ее методологическая функция. Хотя она не всегда называется в учебной литературе. Эта последняя связана главным образом с теоретической, фундаментальной социологией, играющей роль общесоциологической основы по отношению к частным и специальным общественным наукам. Методологическая роль социологии обусловливается тем, что социология является общей теорией общества; изучает общество как целое, в единстве всех его главных сторон; исследует общие законы функционирования и развития общества, тогда как частные социальные науки исследуют лишь те или иные отдельные стороны общественной жизни, природу и закономерности которых можно понять лишь с учетом целого и в связи с целым - обществом. Социология дает частным, специальным наукам об обществе те принципы и подходы (парадигмы), которые им необходимо использовать, чтобы, исследуя свой предмет, идти не вслепую, не на ощупь, а со знанием дела, чтобы не сбиться с пути к истине. Дело в том, что и частные науки об обществе должны «мыслить» социологически, то есть постоянно коррелировать результаты своих исследований с общим, целостным представлением об обществе как системе, вырабатываемым теоретической социологией.
Методологическая роль социологии заключается также и в том, что данная дисциплина представляет частным социальным наукам обоснованную и апробированную систему средств и способов (методов) исследования ими своих предметов, а именно - систему методов, проводимых ими эмпирических исследований. Ведь эмпирические исследования - характерная черта любой современной социальной науки.
И, наконец, еще об одном значении социологии в жизни общества - о ее роли в духовной жизни людей. Одними оно идентифицируется с идеологической функцией, другими - с критической функцией, третьими - с идейно-воспитательной функцией; четвертыми - с просветительской функцией социологии.
Некоторые авторы сознательно приписывают социологии идеологическую функцию. При этом ссылка делается на то, что результаты социологических и особенно эмпирических исследований (КСИ) используются в интересах каких-либо отдельных групп людей, для достижения ими своих частных, узкогрупповых интересов. Это, во-первых. Во-вторых, оперативные эмпирические исследования, могут быть использованы для того, чтобы оказывать давление на общественное мнение, влиять на него с целью изменить его в чью-либо пользу, иначе говоря, чтобы манипулировать общественным мнением.
Действительно, и первое и второе верно. И все же заявление, тем более сделанное безо всяких оговорок, разъяснений, о том, что социология выполняет и идеологическую функцию, вряд ли правомерно.
О недоступности идеологизации социологии предупреждал ещё Э. Дюркгейм. «Роль социологии, - писал он, - должна состоять именно в том, чтобы освободить нас от всех партий, не столько противополагая другим доктринам новую доктрину, сколько заставляя умы принимать по отношению к этим вопросам особое положение, которое может быть внушено лишь наукой посредством прямого соприкосновения с вещами. Лишь она может научить рассуждать с уважением, но без фетишизма об исторических учреждениях, каковы бы они ни были…»[1]. И далее: «Социология не будет ни индивидуалистической, ни коммунистической, ни социалистической…»[2]. Будучи одной из таковых социология не была бы наукой, ибо она была бы наукой, ибо она должна была бы в таком случае не выражать, а преобразовывать факты, к чему и принваны как раз индивидуализм, коммунизм и социологизм.
Социология имеет общий (общечеловеческий), а не частный - классовый или групповой (корпоративный) - характер. Ее призвание следовать фактам, истине и служить общей рационализации общества; социолог должен по возможности избегать оценочных и нормативных суждений. По крайней мере, утверждение об идеологической функции социологии следовало бы сопроводить замечанием - положительное или отрицательное это ее качество. Ибо хотя социология и выполняет сегодня идеологическую роль, - это проявление не силы ее, а слабости, идущей от ее недостаточной развитости. Не следует забывать, что там, где начинается идеология, там кончается наука. А там, где царит наука, там, в идеологии нет особой нужды. Конечно, данные социологии могут использоваться в идеологических целях. Но опять же социология тут не причем; здесь дело уже в социологах: насколько они могут олицетворять науку, быть верными истине, бескорыстно служить ей.
Аналогичнообстоит дело с идеей критической функции социологии как науки. Эта идея в свое время дискутировалась в западной социологии. Еще более усердно приписывалась данная, во многом гипотетическая, функция социологии в марксистской социологической традиции. Между тем, критичность - это не что иное, как одна из сторон, наряду с апологетической стороной, какой-либо идеологической доктрины. Если говорить о том, что социология должна быть критичной, - необходимо признать, что она, по крайней мере, может быть и апологетичной. Это последнее означает защиту социологией определенного рода ценностей в обществе, либо интересов каких-то групп людей, наций и т.д. А критика одних ценностей и защита (апология) других - это уже не функция науки, а функция идеологии. Дело науки не критиковать, или защищать что-либо или кого-либо, а объяснять, что происходит в обществе, как оно происходит, в каких направлениях идут процессы и что ими движет.
То же самое следует сказать и о нормативности социологии как еще одной гипотетической функции социологии, образующей вместе с критичностью и апологетичностью идеологическую функцию данной науки. Ибо признание нормативности социологии означала бы, что социология занимается не тем, что есть, а тем, что должно быть. В связи с этим нельзя не спросить: а с чьей точки зрения «должно быть» - с моей «как обывателя» или с вашей «как ученого»; с точки зрения правительства или граждан; с точки зрения предпринимателя, или с точки зрения наемного рабочего; с точки зрения большой, господствующей нации, или с точки зрения малого народа (немногочисленной, зависимой нации)? Нормативность - это функция и признак идеологии, а не науки.
Гипотетической является так же и идейно-воспитательной функция социологии.
Вместо идейно-воспитательной, применительно к социологии, следовало бы говорить о просветительской функции. Эта последняя если и имеет отношение к идеологии, то только к идеологии, рассматриваемой в широком значении данного понятия, то есть понимаемой как все то, что образует духовную сферу жизни общества. К идеологии же, понимаемой как доктрина какой-то группы людей, партии, класса, нации, государства, просветительская функция социологии никакого отношения не имеет.
Просветительская функция социологии, несомненно, имеет место и является одной из наиболее значимых. Ее смысл состоит в социологическом просвещении, образовании граждан. Просветительская функция социологии в настоящее время наиболее организованно (институционально), систематично и систематизированно реализуется через преподавание и изучение социологии в виде особой учебной дисциплины. Хотя, конечно же, социологическое просвещение и образование осуществляется также и через издание, распространение и изучение научной и научно-популярной социологической литературы, включая периодические издания.
Социология и как наука, и как учебная дисциплина призвана всячески, воздействовать на формирование у людей социологического мышления. Мыслить социологически, - значит мыслить общество научно, системно; мыслить системно также его различные процессы, место человека в обществе и роль общества в жизни конкретных человеческих индивидов; мыслить общество исторически, в движении, динамике; не только описывать события и мнения, факты и процессы социальной жизни, не только рассматривать их, но и объяснять их, отыскивать и понимать их причины.
Одним из важнейших моментов социологического просвещения и формирующегося под его воздействием социологического мышления выступает наведение мостов между проблемами отдельных конкретных индивидов и обществом в целом, личностью и социумом; научное их понимание не только управленцами, но и по возможности большим кругом людей, членов общества.
Выводы
1. Социология – одна из множества существующих сегодня общественных наук. В силу того, что она является самой обширной по объему и комплексной по предмету изучения общественной наукой ее можно рассматривать как «прима – науку» об обществе.
2. Находясь в основании современного обществознания, социология не подменяет собой другие, более частные общественные науки. Взаимодействуя с этими последними, она имеет свой, особый предмет – специфический только для нее угол зрения на общество.
3. Специфика социологии в целостном, системном подходе к изучению общества. Социология – это наука об обществе как целостной системе, о социальной жизни, ее базисных элементах и закономерностях, о человеке как социальном существе.
4. Социология представляет собой многоплановую, весьма дифференцированную с точки зрения ее внутреннего строения науку. Она включает в себя множество частных, отраслевых социологических теорий; является одновременно теоретической и эмпирической, фундаментальной и прикладной наукой; как мировая мысль состоит из самых различных, порой существенно отличающихся друг от друга, теоретико-методологических направлений и школ.
5. Социология тесно связана с жизнью общества. Это касается как самого ее возникновения и развития, так и той социальной роли, которую она играет в жизни людей. Важными социальными функциями социологии является теоретико-познавательная, прогностическая, прикладная, просветительская функции.
Контрольные вопросы
1. Что является объектом изучения социологии?
2. Зачем при определении социологии как науки используют также термин «предмет» и что собственно является предметом данной общественной науки?
3. Назовите четыре предметных уровня социологии.
4. Чем обуславливается внутреннее многообразие социологии?
5. Чем различаются теоретический и эмпирический уровни социологии? В каком отношении они находятся между собой?
6. Что такое ТСУ (теория среднего уровня)?
7. Каковы задачи фундаментальной социологии?
8. Что такое прикладная социология?
9. Вспомните несколько отраслевых социологических теорий и назовите их?
10. Что такое макро – и микросоциология?
11. В чем смысл и значение прогностической функции социологии?
12. Что принято понимать под прикладной функцией социологии?
13. Что следует понимать под просветительской функцией социологии?
14. Какие ответы можно найти в социологической литературе на вопрос «Должна ли социология выполнять идеологическую функцию?»
Литература
Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие: Пер.с англ./Под ред. А.Ф.Филиппова. – М.: Аспект Пресс, 1996.
Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива: Пер. с англ./Под ред. Г.С. Батыгина. – М.:Аспект Пресс, 1996.
Бороноев А.О. Социологическое мышление: пути и трудности формирования // Социс. – 1999.- № 1.
Вебер М. Избранные произведения. – М.: Политиздат, 1990.
Гиддингс Ф.Г. Основания социологии. – М., 1998.
Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М., 1995.
Зборовский Г.Е. Еще раз о различных проблемах современной социологии // Социс.- 1999 - № 6.
Ильин В.В. Социология как фундаментальная наука // Социс. – 1994. - № 3.
Кравченко А.И. Введение в социологию. – М., 1995.
Култыгин В.И. Специфика социологического знания: преемственность, традиции, новаторство // Социс.- 2000.- № 8.
Масионис Дж. Социология. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2004.
Миллс Ч.Р. Социологическое воображение: Пер. с англ. О.А.Оберемко / Под общ. Ред. и с предисловием Г.С. Батыгина. – М.: Изд. Дом «Стратегия», 1998.
Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию: Пер. со швед. – М.: Весь мир,1994.
Сорокин П. Социология вечера, сегодня, завтра // Социс. – 1999 –
№ 7.
Тернер Дж. Структура социологической теории. – М., 1985.
Шереги Ф.Э. Прикладная социология: от мифологии к науке. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов. – М., 1995. Т.1.
Ядов В.А. Размышления о предмете социологии // Социс. – 1990.-
№ 2.