С первого дня жизни бог Гермес проявил себя как ловкий вор и искусный лжец. Конечно, не с первого дня, но достаточно скоро подобные проблемы могут возникнуть и у мальчика-Гермеса. Его дальнейшее развитие в значительной мере зависит от того, научится ли он уважать имущество, чувства и права других людей, а также осознавать последствия своих поступков, – или просто будет брать все, что ему нравится, и делать, что хочет. Мальчику-Гермесу необходимо указать границы дозволенного – какое поведение приемлемо, а какое нет и почему, – чтобы развить у него представления о том, "что такое хорошо и что такое плохо", которые, в свою очередь, будут влиять на его мысли и действия. В противном случае Гермес будет действовать, следуя минутному побуждению, сосредоточивая свой изобретательный ум на способах заполучить то, что он хочет. Однако он способен усвоить необходимые уроки и в зрелом возрасте, если к этому побуждают взаимоотношения, которыми он дорожит, – в этом ему поможет врожденное воображение Гермеса. Для него наиболее естественно использовать этот дар в комплексе с мышлением, однако может он применить его и для развития эмпатии, чтобы понять, почему его негативное поведение расстраивает дорогих ему людей, прочувствовать их эмоции и разобраться, какие границы нужно соблюдать, чтобы не ранить их.
Гермес с антиобщественными склонностями: хитрец
Когда мальчик-Гермес растет в неблагополучной семье, где кто-то из близких ведет себя по отношению к нему импульсивно и агрессивно, ребенок не учится сдерживать себя и отличать добро от зла. Мальчик быстро начинает подхалимничать, воровать, лгать – в общем, привыкает к антиобщественному поведению, и в его психике утверждается антисоциальная психологическая схема поведения.
Затем у него начинаются конфликты с людьми, не одобряющими его поведение или страдающими от его действий. Когда он подрастет, его могут поймать на какой-нибудь противозаконной деятельности, хотя живой ум и владение словом нередко помогают ему избежать неприятностей. Он не использует грубую силу. Как в истории с похищением коров Аполлона, беря то, что ему не принадлежит, этот человек полагается на хитрость. Гермес-хитрец является либо виртуозным мошенником, который втирается в доверие к жертве, а затем обирает ее, либо крайне изобретательным вором, либо самозванцем. Например, описаны случаи, когда мужчины-Гермесы выдавали себя за врачей и довольно долго дурачили персонал больниц, прежде чем их разоблачали.
Однако время от времени какого-нибудь Гермеса-жулика удается поймать. И пребывание в тюрьме дается этому человеку особенно тяжело. Там он оказывается вне своей стихии, с подрезанными крыльями. Ограниченное пространство, однообразие, отсутствие свободы – ему крайне сложно приспособиться ко всему этому.
Вечный юноша – мужчина, который никогда не взрослеет
Мужчине-Гермесу трудно остепениться. Он любит исследовать новые возможности и перспективы. Но эта открытость мешает ему хранить верность определенному делу и дожидаться, пока оно разовьется и созреет. Новая трава всегда зеленее старой, а поэтому он постоянно перепархивает от ситуации к ситуации и от человека к человеку.
Начинания даются ему легко. Благодаря личному обаянию, он легко заводит друзей. Он умеет произвести впечатление на окружающих, легко схватывая суть новой ситуации. Если собственное желание или обстоятельства не заставят его остаться в какой-нибудь ситуации достаточно долго, чтобы изучить что-либо глубоко, все его навыки и знания останутся поверхностными: он – подмастерье всех ремесел, не ставший мастером ни в чем. Эта поверхностность является характерной особенностью "мальчика без возраста" – вечного юноши.
Вечный юноша живет в царстве будущих возможностей, избегая обязательств перед чем-то или кем-то, поскольку боится упустить очередную возможность, которая может встретиться на его пути. Нередко он считает себя бессмертным, думает, что перед ним целая вечность, – а когда осознает, что это не так, уже слишком поздно. Пока другие мужчины занимаются карьерой и создают семью, он перескакивает от одной вещи к другой в поисках приключений, – пока вдруг не осознает, что полжизни прошло без толку и он понемногу стареет. Он долго остается Питером Пэном, живущим в стране Никогда-Никогда. Но вот лет в сорок мужчина смотрит в зеркало, оценивает свою жизнь и осознает, что теперь уже слишком поздно что-либо менять, – и начинается депрессия среднего возраста.