Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 6. Свобода и Ответственность 139





Глава 6.

Свобода и Ответственность

Свобода и освобождение — наша работа. Она не кон­чается никогда.

Умберто Эко

Моральная свобода является ценностью, к достижению которой человек стремится и обладание которой есть для него благо. Вместе с тем она одновременно и условие проявления его моральности, совершения им нравственных поступков и действий. Это та точка отсчета, от которой можно прийти и к разнузданному «беспределу», и к бегству от действительности, и к ее безоговорочному принятию, и к рациональному нравственному поступку.

6.1. Свобода и необходимость

Проблема свободы — одна из самых сложных нравственных проблем, встающих перед человеком и человечеством. Что значит это понятие? Насколько человек свободен в своих действиях? Чем ограничивается его свобода и чем она чревата? Все эти вопросы философия и этика традиционно решали с позиций соотношения свободы и необходимости.

Необходимость является для морального субъекта теми внешними ус­ловиями и обстоятельствами, в которых он вынужден действовать. При этом в качестве необходимости могут выступать как объективные фак­торы и ситуации жизни (гражданская война, цены на рынке, землетрясе­ние), так и устоявшиеся нормы и традиции морали и даже капризы дру­гого человека, предписывающие субъекту определенный тип поведения. В какой мере человек свободен в рамках заданной ему необходимости?

Существуют, по крайней мере, две крайние и непримиримые точ­ки зрения на эту проблему — этический фатализм и этический


волюнтаризм. Первый, абсолютизируя необходимость, ставит чело­века в полную — фатальную зависимость от объективных обстоя­тельств, превращает его в запрограммированное устройство, действу­ющее по строго определенной (Богом, судьбой, космическими силами и т.п.) схеме. Поэтому человек несвободен в своих поступках: вся его жизнь заранее предопределена, он не в силах ничего изменить в ней, но зато он и не несет никакой ответственности за свои дей­ствия. Следствием такой позиции выступает, как правило, нравствен­ная пассивность, покорность обстоятельствам и зависимость от них: «Чему быть, того не миновать».

Другая, казалось бы, противоположная точка зрения — этичес­кий волюнтаризм — отрицает всякую необходимость и утверждает, что человек абсолютно свободен в своих моральных решениях и должен поступать лишь в соответствии с собственной волей. Такое понимание свободы приводит, в конечном счете, к полному отказу от нравственных норм, а это, в свою очередь, позволяет человеку утвер­ждать произвол собственных действий как образец поведения.

Но свобода отнюдь не равнозначна произволу. В отличие от него свобода невозможна без ограничений. Более того, наличие этих ограничений ■— необходимое условие свободы каждого. Дело в том, что запреты обращены ко всем людям, и поэтому, ограничивая, они в то же время защищают нас от возможного произвола других, со­здают в обществе атмосферу реальной безопасности и обеспечивают право на спокойную жизнь каждому члену общества.

Американский философ Дж. Дьюи считает поэтому, что рассматривать все общественные институты «как врагов свободы - значит отрицать един­ственное средство, с помощью которого можно обеспечить позитивную свободу деятельности». Только на первый взгляд может показаться, что отказ от моральных запретов и ограничений увеличивает свободу челове­ка. Подобное «освобождение» на практике означало бы возврат к живот­ному состоянию, при котором существует одно право — право сильного. Поэтому, как отмечает другой американский ученый Дж. Кэмпбелл, «...об­щество не может в любом случае настаивать на свободе. До тех пор, пока мы отрицаем... такой смысл свободы, как свобода грешить, вредить, оши­баться, мы признаем, что временами свободу необходимо и ограничивать».

Как это ни парадоксально, оправдание произвола есть не что иное, как отрицание свободы, ибо человек в этом случае превраща­ется в раба своих страстей и прихотей. Он попадает под власть


140 __________________ Раздел III. Высшие моральные ценности

случайных влияний, его цели не согласуются с окружающей его действительностью. В результате, как утверждал Спиноза, стихия захлестывает человека, отнимает у него волю, лишает его достоин­ства и смысла жизни.

Таким образом, и фаталистская, и волюнтаристская концепции в конечном счете отрицают нравственную свободу (фаталист, абсо­лютизирующий необходимость, становится ее рабом; волюнтарист, отрицающий роль необходимости, становится жертвой собственного произвола). Где же выход из этой ситуации? Как всегда, его следу­ет искать между двумя крайностями.

Идея необходимости как внешней или внутренней обусловлен­ности человеческой деятельности имела в философских учениях различные толкования: например, в древнеиндийской философии она выступает в виде кармы, в китайской — как дао — путь, по которому идет все сущее. В религиозной философии Фомы Аквин-ского это моральный закон — ориентация на христианские добро­детели, воплощающие общечеловеческие ценности добра. Именно понимание" необходимости как морального закона — над нами и внутри нас кажется нам наиболее приемлемым.

Такому пониманию, на наш взгляд, отвечает и категорический импера­тив Канта. Одна из его формулировок — «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем принципом всеобщего зако­нодательства». Но этот принцип по сравнению с христианским мораль­ным законом песет в себе больший элемент долженствования и принуж­дения. «Проигрывает» моральному закону и традиционное марксистское понимание необходимости, ибо оно указывает на непосредственную де­терминированность морального поведения общественными отношения­ми и выступает, по сути, антитезой свободе.

Следование моральному закону — это менее всего, исполнение внешних требований долга. Основная черта этого закона — его ра­зумность, мы бы даже сказали, целесообразность. Он не создает моральных обязательств, а обращен к разуму субъекта, призывая человека обнаруживать эти обязательства в существующих ценнос­тях. Этот закон не требует автоматического подчинения, он не ли­шает человека моральной независимости. Он лишь учит различать добро и зло. Поэтому это не закон-предписание, это — закон свобо­ды, оставляющий человеку право по собственной воле выбрать-Доб-ро и следовать ему.


Глава 6. Своб ода и Ответственность ______________________ Ш

Предписывающими — запретительными («не убий», «не укради») или, наоборот, обязательными («чти отца и матерь своих») — являются лишь основные заповеди морального закона, причем большинство из них име­ет негативную формулировку («не...»). Они исключают только то, что запрещено, оставляя все остальные пути свободными для нравственного творчества человека.

Такие пути свободной моральной инициативы, не попадающие в поле прямых запретов или долга, даются моральным законом че­ловеку в гораздо большем, практически неограниченном количестве. Они-то и являются наиболее человечными и показательными в мо­ральном отношении. Ведь предписывающие установки оставляют в стороне и не затрагивают таких важнейших аспектов человечес­кого бытия, как счастье, дружба, призвание, творчество.

Нельзя, например, обязать человека стремиться к счастью: желание сча­стья заключено внутри нас, независимо от каких-либо обязательств. Точно так же дружба возникает не из долженствования, а из естественного и свободного стремления к общению. Более того, попытки внедрения пред­писаний в эти сферы или заранее обречены на неудачу, или носят анти­гуманный характер. Вспомним хотя бы печальный опыт нашего детства, когда нам запрещали дружить «не с тем» и «не с той», а мы чувствовали себя глубоко несчастными и были вынуждены лгать, изворачиваться, притворяться. Или стремление сторонников коммунизма насильно «ос­частливить» все человечество, вплоть до физического устранения про­тивников такого счастья «как исторической необходимости».

Современная гуманистическая этика, как и христианский мораль­ный закон, отдает предпочтение действиям, продиктованным свобод­ным выбором, а не действиям, регулируемым предписаниями. При этом внутренняя свобода обеспечивается только стабильной ориен­тацией па подлинное добро, при которой возникает привычка отда­вать ему предпочтение. В силу этого в человеке развивается добро­детельность, делающая его выбор необременительным и доставля­ющим удовольствие.

Такая ориентация на подлинное добро становится тем реальнее, чем больше расширяются в обществе права и свободы личности, обеспечиваются га­рантии ее основных жизненных прав и интересов, таких как право на безопасность, свободное проявление и развитие способностей, уважение достоинства и др. Однако это не означает, что в условиях отсутствия или


142 __________________ Раздел III, Высшие моральные ценности


Глава 6. Свобода и Ответственность 143


 


слабой развитости таких гарантий не может или не должно быть свобод­ной ориентации на добро; напротив, сами эти условия создаются челове­ком именно благодаря его ориентации на них.

Свободная творческая добродетель выше простого повиновения заповедям. Христианство учит, что человек добродетелен, когда он при­нимает Божественный моральный закон сознательно и с любовью. И трудно не согласиться с тем, что подлинный переход от морального закона к добродетели осуществляется именно благодаря желанию добра, а не под влиянием страха перед наказанием. Действительно свободен тот, кто отвергает зло не потому, что оно запрещено, а пото­му, что оно зло. Это так называемая качественная свобода, идея которой была разработана великим теологом Фомой Аквинским еще в XIII в. и сохранилась в современной католической философии. Почти одновременно, в XIV в. другим теологом, У. Оккамом, была выска­зана идея об индифферентной свободе, еще более усиливающая акцент на свободе выбора. Согласно первой концепции, свобода ориентирована на добро, а добродетель — динамическое качество, необходимое для достиже­ния свободы,; согласно второй, свобода есть индифферентный выбор меж­ду добром и злом, а добродетель лишь мешает абсолютной свободе выбора. Для первой нравственный закон — это необходимое условие развития сво­боды, для второй — это враг, с которым она находится в состоянии посто­янного конфликта. По сути, спор между концепциями качественной и ин­дифферентной свободы — это спор о детерминации свободы.

На наш взгляд, моральный закон является решающим фактором в создании духовного и психологического климата, в котором про­текает свободная нравственная деятельность человека. Моральный закон — это призыв к сотворчеству и к самореализации человека, обеспечивающий ему возможность нравственного развития. Он не исключает, а предполагает свободу — такое поведение человека, которое зависит от его собственных действий, сознания, воли.

6.2. Свобода выбора и выбор свободы

Что же представляет собой «механизм» свободы, как она осуще­ствляется? Формой проявления свободы выступает выбор, который делает человек. В свою очередь, свободный выбор обеспечивается


волей — духовной побудительной силой — и разумом. Поэтому выбор зависит от уровня познания и сознания личности, ибо реше­ние принимается прежде всего разумом, подготавливающим почву для свободного выбора. Достоинство свободной личности заключе­но не только в осуществлении действия, но и в распознавании его цели и средства, осуществляемом разумом. Не случайно молитва Иоанна Кронштадтского гласит: «Господи! Дай мне терпение выне­сти то, что изменить невозможно; дай мне силы изменить то, что возможно; и дай мне мудрость, чтобы отличить первое от второго». Дж. Дьюи, отмечая, что «свобода — это богатство многообразного и гибкого роста, изменение исходного состояния и характера в результате разумного выбора», подчеркивал: «Мы свободны в той мере, в какой действуем со знанием того, что собираемся делать». Подлинная свобода «интеллектуальна, она скрыта в тренированной силе мышления, в спо­собности к «перевертыванию вещей», к размышляющему взгляду на деле...»

Однако само «выбирание» реализуется все же информирован­ной волей: она движет разумом, предписывая ему принятие опреде­ленных решений, а разум предоставляет воле соответствующие цели и средства выбора. Следовательно, выбор является вполне челове­ческим и свободным, когда к нему подключены все интеллектуаль­ные и волевые способности личности. Он ограничен и несвободен, когда место разума занимают чувства страха или долга, вызванные внешним принуждением или произволом.

Среди множества конфликтов выбора, с которыми сталкивается человек, пожалуй, один из самых острых и коварных, особенно в дет­ском и юном возрасте, это выбор между «можно» и «нельзя». На­рушение запрета, отказ от «нельзя» может привести к изменению судьбы, серьезно повлиять на будущее человека. Человек же, не принимающий запретов, не привыкший к ним, живущий по принци­пу «все дозволено», в конце концов вступает в противоречие с усто­явшимися основами жизни и становится или антисоциальным ти­пом, или глубоко несчастным. Но с другой стороны, молчаливая покорность запретам лишает человека свободы и делает его кон­формистом. Еще более сложной проблемой является столкновение внутреннего «хочу» и внешнего «надо».

Героиня рассказа Чехова «Спать хочется», маленькая девочка, служа­щая нянькой при хозяйском ребенке, мучается единственным желанием:


Щ_ ________________ Раздел Ш. Высшие моральные ценности

хоть раз выспаться. И настолько оно сильно и неодолимо, что она ду­шит подушкой младенца и в наступившей тишине блаженно засыпает... Но проблема выбора между «хочу» и «надо» возникает не только в ис­ключительных ситуациях. В повседневной жизни мы решаем эту про­блему на каждом шагу: хочется пойти погулять, а надо сидеть на лек­ции, хочется смотреть ТВ, а надо готовиться к семинару и т.д.

В зависимости от того, с какой легкостью мы выбираем между «хочу» и «надо», можно судить о силе воли и степени внутренней свободы или несвободы. Причем степени эти могут быть разными: 1) моральные требования воспринимаются как внешнее принужде­ние — отсутствие свободы; 2) моральные требования осознаются как долг — внутреннее принуждение, также делающее человека не­свободным; 3) моральные требования сливаются с внутренними потребностями личности — свободный выбор. Конечно, даже сво­бодный выбор связан с самоограничением, но это не означает утра­ты свободы, а напротив, выступает показателем подлинной свободы воли, фактором самоутверждения личности.

Таким образом, нравственная свободаэто не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности, в убеждения человека. Свобода не явля­ется чем-то непреложно данным человеку. Это программа его само­развития. Человек достигает свободы по мере того, как он осуществ­ляет акты свободного выбора, воспринимая ценности, которые сам учится распознавать, иными словами, в той мере, в какой он способен сознательно принимать решения, учитывать последствия соб­ственного поведения и управлять им. Итак, нравственная свобода проявляется в умении: 1) делать осознанный моральный выбор дей­ствий и поступков, 2) давать им нравственную оценку, 3) предви­деть их последствия, 4) осуществлять разумный контроль над сво­им поведением, чувствами, страстями, желаниями.

У каждого человека есть свобода выбора. Более того, вся его жизнь может быть представлена как цепь выборов, где каждый сделанный выбор погружает человека в новую ситуацию и влечет за собой необходимость нового выбора. Выбор начинается с самого детства и продолжается до последних минут человеческой жизни. Характер этого выбора опреде­ляется самим человеком, поэтому его действия могут расцениваться со­ответственно как добро и зло, и следовательно, рассматриваться под углом зрения его заслуги или вины — в первую очередь, перед самим


 


_______ Глава 6. Свобода и Ответственность _____________________ 145

собой. Поэтому вся наша жизнь и судьба есть результат нашего выбо­ра — более или менее свободного. И благодарить или винить за них нам следует прежде всего самих себя.

Особое внимание проблеме выбора уделяется в этике экзистен­циализма, который утверждает, что человек отличается от других природных существ именно способностью «выбирать самого себя», быть самим собой и, следовательно, нести ответственность перед со­бой за свой собственный выбор. Более того, «выбирая себя», человек тем самым «выбирает» и судьбу другого, а через него — и человече­ства. Так что выбор — не просто частное дело каждого. Критерием выбора выступает совесть, которая есть призыв к человеку выби­рать себя подлинно, найти себя, быть самим собой. Быть свобод­ным — значит не делать так, как «поступают и думают все». Отка­заться от свободы — значит перестать быть самим собой, перестать быть личностью, стать «как все». Поэтому человек — если он чело­век — «обречен быть свободным» (Ж.-П. Сартр).

Вместе с тем свобода не столько факт, сколько возможность — подлинное завоевание человеческой личности. Она должна дости­гаться вопреки препятствиям и неблагоприятным обстоятельствам, с которыми мы сталкиваемся. Быть свободным — значит завоевать свободу. Едва ли можно сказать, что свобода существует, скорее, свободы мы добиваемся. В этом смысле свобода есть проявление человеческого достоинства, самой природы человека, того, что он со­бой являет и на что он способен, превозмогая препятствия, преграды и ограничения.

Тейяр де Шарден считает, что эти препятствия существуют в виде «позитивных аффектов» и «коверкающих страстей» (страх, ужас, сла­бость, старость, смерть). Подлинная свобода — в «завоеванных страс­тях», противостоящих им. «Уставшие», «робкие», пессимисты не могут завоевать свободу для себя (хотя каждый из нас несет в себе как оптимистическое, созидательное, так и пессимистическое начало). Только «вдохновленные свыше» — верящие в жизнь, ее непреходящую цен­ность и святость, несущие в себе независимость и любовь — способны добиться ее.

И тогда оказывается, что быть свободным гораздо труднее, чем отказаться от свободы: ведь экзистенциалистское понимание сво­боды требует все время идти против течения, восставать против


 







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 881 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2221 - | 2169 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.