Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 5. Моральные ценности человека в основных категориях этики Ш




Раздел III

Высшие

моральные

ценности

и стратегия

«правильной

жизни»


Мораль, собственно говоря, есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы дол­жны стать достойными счастья.

к

И. Кант

Традиционная функция этики — быть «практической филосо­фией» — реализуется, прежде всего, нормативной этикой, которая выступает своеобразной формой связи теоретической этики и прак­тической морали. Специфичность этой связи в том, что этика не просто отражает мораль, но и является ее своеобразным «доразви-тием», высшим уровнем морального сознания, воплощаясь в норма­тивных формах знания, преобразуемых затем в систему норм прак­тической морали. Нормативная этика «помогает» морали в выработке наиболее общих понятий (долга, смысла жизни и др.), в обоснова­нии и оценке моральных ценностей, устанавливает их субордина­цию, чтобы затем, по каналам этического образования и нравствен­ного воспитания, непосредственно участвовать в преобразовании нравственной жизни общества и формировании личности.

Таким образом, нормативная этика служит «передаточным меха­низмом» от теоретической к прикладной этике, занимающейся мо­ральными коллизиями в конкретных ситуациях и сферах обще­ственной практики, для чего необходимо предварительное решение проблем человеческих приоритетов и ценностей, достоинств и прав человека, выяснение его статуса и отношения к Другому. Эти воп­росы как раз ставятся и решаются нормативной этикой, которая по­этому и должна включать, на наш взгляд, прежде всего, учение о мо­ральных ценностях, вырабатываемых человечеством в процессе исторического развития нравственности и определяющих нормы нашего долженствования. При этом следует учитывать, что пони­мание этих норм в авторитарной и гуманистической этике разное: авторитарная трактует долженствование как однозначное подчине­ние и следование этим нормам, тогда как гуманистическая предла­гает их в качестве различных вариантов свободного морального выбора и предпочтений личности. В результате этого выбора и об­разования иерархии ценностей складывается та стратегия «пра­вильной жизни», которая должна стать генеральной линией бытия человека и его межличностных отношений.


Глава 5.

Моральные ценности человека

в основных категориях этики

Не самоотречение и себялюбие — а любовь к себе, не отрицание индивидуального — а утверждение свое­го истинно человеческого Я: вот высшие ценности гу­манистической этики.

Э. Фромм

Ценность — философское понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объек­та для субъекта, во-вторых, нормативную, предписательно-оценоч-ную сторону феноменов человеческого сознания. В первом случае мы имеем дело с так называемыми предметными, «объектными» цен­ностями. Во втором — с ценностями «субъектными», к которым, в частности, относятся и моральные ценности — общественные ус­тановки, императивы, цели и проекты, выраженные в форме. норма­тивных представлений о добре и зле, справедливом и несправедли­вом, о смысле жизни и назначении человека, о его идеалах и принципах.

Наши представления о ценностях, заключающие в себе деятель-ностно-заинтересованное отношение человека к миру, во-первых, позволяют обосновать нормативные моральные требования. Во-вторых, они служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире, воплощая и реализуя ее в виде конкретных и зача­стую «готовых» регулятивов. В-третьих, в наших представлениях о ценностях одновременно содержится оценка явлений действитель­ности и поступков людей с точки зрения их моральной значимости. Поступки людей имеют определенную моральную значимость потому, что они оказывают воздействие на общественную жизнь, затрагивают интересы людей, укрепляют или подрывают устои существующего об­щества, способствуют или противодействуют социальному прогрессу.


I


Глава 5. Моральные ценности человека в основных категориях этики Ш

Учитывая это социальное значение индивидуальных поступков, обще­ство регулирует поведение людей посредством нравственных отноше­ний, предъявляет к ним моральные требования, ставит пред ними опре­деленные цели. Благодаря этому поступки приобретают моральную ценность: действие, отвечающее нравственным требованиям, представ­ляет собой добро; противоречащее им — зло.

Проблемы ценностей изучаются аксиологией — философским учением о природе, структуре и месте ценностей в реальном мире. Как учение аксиология формируется лишь к началу XX века, но первоосновой ее можно считать знаменитый вопрос Сократа: «Что есть благо?», который и стал основным вопросом теории ценностей: ответы на него породили различные подходы к природе ценностей. Так, натуралистический и субъективно-идеалистический подходы (Дж. Дьюи, К. Льюис) предполагают источник ценностей в «человечес­кой природе», в естественном стремлении людей к наслаждению, в инди­видуальных или стандартизированных представлениях о «личном инте­ресе» и «полезности». Объективно-идеалистический (М. Шелер, Н. Гартман) рассматривает ценности как бытие идеальной нормы, зави­сящей не от человеческих желаний и потребностей, а от божественной или космической воли или разума. Этот подход иногда называют аксиологи­ческим реализмом, т.к. он представляет ценности в виде самостоятель­ных сущностей. Культурно-исторический подход признает множествен­ность равноправных ценностных систем, придающих определенное «лицо» той или иной культуре (В. ДиЛьтей, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Соро­кин). В социологическом подходе М. Вебсра ценность интерпретируется как норма, способ бытия которой определяется ее значимостью, проявля­ющейся в форме социальных действий субъекта.

Отношение к ценностям, выявление меры их значимости для лю­дей содержится в понятии «оценка». Нравственная оценка мораль­ных и внеморальных ценностей создает иерархию ценностей, обосно­вывает их неравенство и соподчинение. Отсюда деление ценностей на: а) общечеловеческие, групповые и индивидуальные — по степени распространенности их значимости (для человечества в целом; для различных групп людей — наций, классов, объединений; для отдель­ного человека); б) альтернативные и комплементарные — по спо­собу их взаимосвязи друг с другом: альтернативные ценности обла­дают ярко выраженной тенденцией взаимоисключения и борьбы


Ш Раздел Ш. Высшие моральные ценности человека


Глава 5. Моральные ценности человека в основных категориях этики 135


 


(например, добро и зло), комплементарные — взаимодополняют друг друга (например, страдание и сострадание); в) высшие моральные ценности — по их месту в иерархии ценностей. Конечно же, деле­ние это весьма условно. Во-первых, оно носит субъективный харак­тер, так как каждый человек (а тем более группа людей) на основе собственных предпочтений и интересов может объявлять одни цен­ности высшими и общезначимыми, другие — принижать или даже отрицать.

Так, на протяжении почти двух тысячелетий существования христиан­ства библейские заповеди считались выражением высших человеческих моральных ценностей. Коммунистический режим «отменяет» их и за­меняет другими: вместо «не укради» — «экспроприация экспроприато­ров» («грабь награбленное»); вместо веры в Бога — вера в идеалы ком­мунизма; вместо любви к Богу — ненависть к классовому врагу. Еще более произвольно поступает человек с индивидуальными моральными ценностями, зачастую меняя их статус в зависимости от ситуации. Вспом­ните, разве с вами никогда не происходило подобного, когда, например, разбитая любовь заслоняла перед вами весь мир и даже ставила под сомнение ценность самой жизни? Не зря французская поговорка пре­дупреждает: «Не следует собственную зубную боль считать несчастьем всего человечества».

Иерархия ценностей носит относительный характер, так как зависит от конкретных исторических условий. Поэтому отдельные культуры и цивилизации отличаются разными системами ценнос­тей, выступающими в качестве критериев формирования конкрет­ных норм поведения.и жизнедеятельности людей. Эти критерии гласно (конвенционально, путем договоренности) или негласно раз­рабатываются и признаются обществом или отдельной социальной группой. Последующее их усвоение на индивидуальном уровне со­ставляет основу формирования личности и поддержания норматив­ного порядка в обществе.

Так складывается система ценностных ориентации, представля­ющая собой устойчивые отношения личности к различным феноме­нам действительности и самим ценностям. При этом, опять же, субъек­тивная ориентация личности не всегда совпадает с общепринятой ценностной ориентацией, и происходить это может как в форме осоз­нанного противостояния, так и на неосознаваемом уровне смутного неприятия.


Однако, независимо от отношения личности, сами моральные цен­ности, особенно в авторитарной этике, носят характер морального долженствования. Это значит, что многообразные явления реаль­ной действительности отображаются ими в плане одноплоскостной оценки — как положительное или отрицательное, предпочтитель­ное или нежелательное. Отсюда и стремление к однозначно прину­дительному определению добра, счастья или смысла жизни в авто­ритарной этике.

В гуманистической этике дело обстоит по-другому. Объявляя высшей ценностью не нормы, принципы и идеалы, а самого Человека, его жизнь, права и свободы, его уникальность и неповторимость, гума­нистическая этика полагается на разум, волю и свободный выбор человека, предоставляя ему самому выстраивать значимую для него систему ценностных ориентации. Гуманистическая этика полагает, что свободная ориентация человека в системе ценностей и его самоопре­деление обязательно основываются на их знании. И поэтому не от­рицание объективного содержания ценностей, но изучение различ­ных моделей их понимания с целью предоставления личности возможности предпочтительного выбора их в качестве жизненного ориентира — задача гуманистической этики. Иными словами, гума­нистическая этика не навязывает человеку однозначного видения, скажем, того, в чем заключается счастье или любовь — каждый чело­век вправе по своему усмотрению наполнить эти понятия индивиду­альным содержанием, но анализ того, что такое счастье и любовь, она дает, помогая человеку сделать компетентный выбор.

Кроме того, оставаясь верной своему основному принципу — Человек как высшая ценность, — гуманистическая этика рассмат­ривает в качестве моральных ценностей не только самостоятельно существующие феномены, но и некоторые нравственные черты и достоинства самой личности.

В этом смысле представляется замечательным исследование философа Р. Вейсса «Нравственные основы жизни», написанное более двухсот лет назад, но и сегодня не утратившее значения и справедливости многих утверждений. Судите сами.

К лучшим качествам человека Р. Вейсс относит доброту, знание, настойчивость или соответствующие им доброжелательность, муд­рость, твердость духа". Под добротой он понимает состояние, ко-

* Вейсс Р.Ф. Нравственные основы жизни. — Мн., 1994. — С. 34-36.


136 Раздел Ш. Высшие моральные ценности человека

торое заставляет нас находить удовольствие в счастье ближних и стремиться делать добро. Но без знания, как следует поступать с пользой для другого, доброта может причинить зло. Однако жела­ние добра и даже умение его делать ни к чему не приведут, если в нас не будет твердой воли исполнить задуманное. Бесхарактер­ный человек слишком зависит от чужого мнения и слишком много думает о своем удобстве и безопасности, поэтому никогда не доведет благого намерения до конца. Перечисленные качества Р. Вейсс счи­тает главными ценностями человеческой личности, поскольку все прочие достоинства непосредственно связаны с ними.

Так, доброта или доброжелательность порождают: сострада­ние при виде горя ближних; благотворительность, спешащую ока­зать помощь нуждающимся; честность и справедливость, которые учат нас уважать чужие права; благодарность и дружбу, заставля­ющие нас ценить чужие интересы наравне со своими; учтивость, делающую нас приятными в обществе.

Из знания или мудрости проистекают: благоразумие — умение верно избирать средства деятельности, предвидеть и предупреждать препятствия; снисходительность, приучающая нас смотреть на чу­жие ошибки как на несчастья и поэтому жалеть и извинять людей; великодушие — стремление к истинному достоинству; знание чело­веческого сердца, избавляющее нас от слишком строгого суждения о других; умеренность, помогающая избегать излишеств и умень­шать нужду; простота обращения, благородство души, предпочи­тающие добрую славу материальным выгодам; терпимость, осно­ванная на чувстве необходимости считаться с другими людьми.

Просвещенная настойчивая твердость духа помогает умению владеть своими страстями. Из нее же проистекают: прямота в до­стижении цели — противоположность криводушию; бескорыстие — противоположность низости; откровенность, не боящаяся говорить необходимые истины; деятельность, способная удвоить плоды на­ших трудов; постоянство, служащее для достижения целей; терпе­ние, приучающее переносить то, чего нельзя устранить; предприим­чивость, находящая выход из трудностей; патриотизм, заставляющий заботиться о благе отечества и, наконец, героизм — готовность при­нести себя в жертву этому благу.

Если лучшие человеческие качества можно отнести к личност­ным ценностям, то не менее значимыми для человека могут быть и


 


Глава 5. Моральные ценности человека в основных категориях этики 137

некоторые социальные ценности, такие как отношение к родине или семье.

Отношение к родине как к моральной ценности выдержало про­верку временем. Если без родины человек не может жить, тоскует и мучается вдали от нее, если за ее свободу и честь он готов отдать собственную жизнь, значит, это действительно ценность очень высо­кого ранга. Конечно, существует и иная точка зрения. «Где хорошо, там и родина» — этот латинский афоризм стал жизненным прави­лом некоторых людей. И все же моральная ценность отечества для большинства людей остается неприкосновенной. «Где родина, там и хорошо» — вот дравило, которым руководствуются миллионы лю­дей на Земле.

Существует еще одна моральная ценность, значимость которой для человека сложно переоценить, — семья. В ней мы рождаемся, в ней умираем, и никогда не будет счастлив тот, кто не умеет жить в ладу с нею. Горе, болезни и старость находят в ней лучшее утеше­ние. Семья — это огромный источник радости, покоя, счастья. И чем больше человек ценит и поддерживает семью, тем сильнее и здоро­вее становится само общество.

Особое место в системе моральных ценностей занимают такие нравственные феномены, как Добро и Зло, Свобода и Ответствен­ность, Долг и Совесть, Честь и Достоинство, Смысл жизни, Сча­стье и Любовь. Их роль в системе морали столь велика, что они по праву могут быть отнесены к высшим моральным ценностям, ибо от их правильного понимания во многом зависит наша нравственность: наши поступки, взгляды, оценки. Поэтому так важно разобраться в сущ­ности этих ценностей. А поскольку сущность любого явления обо­значается определенными категориями, то мы считаем, что анализ ос­новных этических категорий, соответствующих и отражающих особенности и содержание высших моральных ценностей, поможет нашим читателям не только разобраться в них, но и выработать на их основе стратегию «правильной жизни»:






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3305 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2507 - | 2376 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.