Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Внешняя политика государства 4 страница




ОСТРОГОРСКИЙ Моисей Яков­левич (1854—1919) — юрист, пи­сатель и общественный деятель. В политологии считается наряду с Дж. Брайсом и Р. Михельсом одним из «отцов» партологии (дисциплины, изучающей политические партии). В 1902 г. в Англии вышел в свет глав­ный труд Острогорского «Демокра­тия и организация политических пар­тий», снискавший ему славу среди политологов Европы и Америки. Острогорский полагал, что только партии, организованные на принципах свободы и независимости их чле­нов, могут образовывать начала де­мократии и только тогда, когда демократия наполняется моральной от­ветственностью свободных и авто­номных личностей, может возник­нуть жизнеспособное демократи­ческое государство. В период рево­люции 1905 г. Острогорский актив­но участвовал в политической дея­тельности, избирался депутатом I Государственной Думы.

ОХЛОКРАТИЯ (< греч. ochlos толпа, чернь и cratos власть) — власть толпы, черни. Согласно уче­нию Полибия — видного греч. мыслителя, О. — это государст­венная форма, представляющая собой выродившуюся демократию. Полибий рисует охлократию как царство толпы, руководствующей­ся низменными страстями, толпы, творящей насилие и беззаконие. Он считал, что О. — худшая из всех форм государства. У Аристоте­ля, выдающегося философа и мыс­лителя античности, те же черты охлократии описываются под назва­нием демократии. Неизбежным следствием правления черни, отстранения «лучших» от власти яв­ляется нарушение стабильности и нарастание хаоса в государстве. С презрением говорил об охлократии (называя ее демократией) Ж. Боден — франц. юрист и мысли­тель эпохи Возрождения, считавший раздоры и гражданские войны ее спутницами. О психологии толпы и тяжелых последствиях ее правления писали франц. социологи Г. Тард и Ле Бон. Расцвет «царства толпы» пред­рекался ими в связи с реализацией со­циалистической идеи. Рус. философ И.А Ильин связывал наступление охлократии с разрушением правосо­знания народа и его социального ук­лада. Историческое воплощение черт охлократического правления усматривают в Великой Француз­ской революции, революции 1848 г., Парижской коммуне, первых годах советской власти. Чаще всего О. появляется в «смутное время», когда старые нормы, ценности, институты, уклады жизни разрушаются без со­ответствующей замены новыми. Ох­лократии исторически недолговеч­ны, как правило, они сменяются той или иной разновидностью диктатуры.

ПАРЕТО Вильфредо (1848— 1923) — итал. экономист, социо­лог и политолог, один из основоположников теории элит. Исходный тезис П. гласит о том, что люди раз­личаются между собой физически, морально и интеллектуально. Со­вокупность индивидов, добиваю­щихся высоких результатов в любой области, П. называл элитой, которую подразделял на правящую и неправящую. К правящей элите относятся, по его мнению, те груп­пы, которые прямо или косвенно принимают участие в управлении. Именно правящая элита осущест­вляет власть в обществе, захваты­вая все командные высоты.

ПАРЛАМЕНТ (< франц. parler го­ворить) — представительный и за­конодательный орган власти. Современные парламенты возникли и развились из сословно-представительных органов власти, появившихся в Западной Европе в конце XII в. Верховенствующую роль пар­ламенты стали приобретать лишь с XVIII в. Основными функциями парламента как политического ин­ститута являются: 1) представи­тельство интересов различных со­циальных групп; 2) выбор и опреде­ление альтернатив общественного развития; 3) разработка и принятие законов; 4) политический контроль за деятельностью исполнительной власти (правительства); 5) обеспе­чение легитимности принимаемым решениям. Парламенты различа­ются по структуре и объему компе­тенции. В соответствии со структу­рой они делятся на однопалатные и двухпалатные. Первые из них пре­имущественно существуют в развивающихся странах. Двухпалатные парламенты встречаются в боль­шинстве стран мира. Они возникли как результат исторического разви­тия и совмещения сословного и об­щедемократического типов пред­ставительства и явились практи­ческим решением острейшей поли­тической проблемы: как совмес­тить требования демократии с про­фессионализмом в сфере политики. Акцент на профессионализме обо­рачивался кастовостью и плановос­тью в политической жизни, широ­кий доступ народных масс в сферу принятия политических решений мог привести к разрушению тради­ционных политических институтов, к торжеству охлократии и популизма. На эту проблему, в частности, указывали создатели американской Конституции, которых беспокоил «чрезмерный» популистский потенциал нижней палаты парламен­та. В качестве главного ограничи­теля популистских настроений, основной преграды некомпетентнос­ти и разрушительному радикализму призвана была стать вторая палата Конгресса — Сенат. Компетенция современных парламентов бывает абсолютно определенной (США, Франция); абсолютно неопреде­ленной (Великобритания, Италия, Ирландия); относительно опреде­ленной (ФРГ, Индия). В России опыт парламентаризма не получил должного развития. Первый проект созыва народных представителей был разработан Сперанским по по­ручению Александра I, но реализо­ван не был. Аналогичные проекты возникали и позже, но судьба их была сходна с первым. Алек­сандр III и Николай II неоднократно заявляли о том, что строй империи должен оставаться самодержав­ным. Первым парламентом в Рос­сии стала I Государственная Дума (1906), просуществовавшая всего полтора месяца. Попытки после революции 1917 г. обойтись без парламента, заменив последний системой Советов (основанной на слиянии законодательной и испол­нительной власти), на практике обернулись утверждением диктату­ры. Современным российским пар­ламентом является Федеральное Собрание.

ПАТЕРНАЛИЗМ (< лат. paternus отцовский, отеческий) — тип взаи­модействия между правящими элитами и неэлитными группами, при котором первые гарантируют соци­альную поддержку и защиту ниже­стоящим группам в обмен на лояль­ность и поддержку с их стороны. Со­циальные гарантии, как правило, сводятся к обеспечению занятости и минимума материальных благ неза­висимо от количества и качества труда. П. был достаточно распро­странен в советском обществе.

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА — меха­низм взаимодействия и соперниче­ства партий в борьбе за власть и ее осуществление. Партийные систе­мы различаются по количеству пар­тий, уровню соревновательности, наличию/отсутствию доминирую­щей партии или коалиции. Выделя­ют однопартийные, двухпартийные, системы «двух с половиной» пар­тий и многопартийные системы. Однопартийная система характери­зуется монополией на власть пра­вящей партии. К многопартийным также относятся псевдомногопартийные системы, где наличие не­скольких партий лишь прикрывает монополию одной (государства Восточной Европы в 50—80-е гг., Китай). Двухпартийные системы характеризуются соперничеством двух ведущих партий, попеременно сменяющих друг друга у власти (Ве­ликобритания, США). Система «двух с половиной» партий сущест­вует в тех государствах, где рядом с двумя основными существует тре­тья партия, не играющая главенст­вующей роли («половина»), но способная повлиять на успех одной из двух партий и на контуры прави­тельственной коалиции (Австралия, Австрия, Новая Зеландия) Многопартийные системы подраз­деляются на: 1) партийные системы «поляризованного плюрализма», для которых характерно наличие внесистемных партий (см. оппозиция): 2) партийные системы «уме­ренного плюрализма», где борьбу ведут от двух до пяти партий и 3) партийные системы «крайнего плюрализма», в которых конкури­руют более пяти партий.

ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ (< лат. pars часть, группа) — политичес­кий институт, посредством которо­го осуществляется взаимосвязь гражданского общества и государ­ства. П.П. — инструмент в борьбе за достижение и осуществление власти. Основные функции полити­ческой партии: 1) определение целей политического развития, вы­работка и распространение полити­ческой идеологии;2)артикуляция и агрегирование интересов; 3) поли­тическая социализация и мобили­зация населения (особенно в ходе предвыборных кампаний); 4) рекрутация; 5) реализация политичес­кой программы на законодательном и исполнительном уровнях. Прото­типы современных партий возник­ли в период ранних буржуазных ре­волюций XVII—XVIII вв. Первона­чально партии были небольшими по численности, элитарными, за­мыкались в узко парламентских рамках. Расширение избирательно­го права в конце XIX в. значительно изменило организационные и функ­циональные структуры партий, методы и формы их политической де­ятельности. Рабочее движение XIX в. создало новый тип партии с массовым членством, с разветвлен­ной сетью местных организаций, периодическими съездами, уставом и членскими взносами. У истоков партологии (науки о политических партиях) стояли М Я. Острогор­ский и Р. Михельс. Основополож­ником общей теории политических партий считается франц. ученый М. Дюверже. В политологии пар­тии различают по происхождению, месту и роли в политической систе­ме, внутренней структуре и методам деятельности, социальной базе, идеологии. В зависимости от возникновения выделяют партии парламентско-электорального проис­хождения (парламентские партии) и партии внепарламентского про­исхождения (преимущественно со­циал-демократические и коммунистические). Основные признаки вто­рого типа партий: централизм в структуре и доктринально-про­граммное единство; парламентская деятельность и выборы не являют­ся для них главными целями. По месту и роли партии в политической системе различают правительст­венные и оппозиционные. М. Дю­верже предложил деление партий на «кадровые» и «массовые». Пер­вые являются продуктом эволюции с середины XIX в. электоральных комитетов в «низах» и парламент­ских групп в «верхах», «кадровые» партии, как правило, немногочисленные, характеризуются аморф­ностью членства, отсутствием ме­ханизма официального приема в партию, института членских взно­сов, партии в своей деятельности опираются на профессиональных политиков, действуют в основном в период предвыборных кампаний. «Массовые» партии являются про­дуктом всеобщего избирательного права (конец XIX в.); основной ис­точник их финансирования — членские взносы; между членами партии существует тесная и посто­янная связь; партийная деятель­ность носит в основном идеологи­ческий и воспитательный характер; в «массовых» партиях участие в из­бирательных кампаниях часто не является доминирующей целью (упор делается на рекрутирование новых членов и воспитательную функцию). В последние два-три де­сятилетия в Западной Европе в связи с «американизацией» поли­тического процесса отмечено появ­ление нового типа партий — «партия-хватай-всех». Партии этого типа стремятся при помощи не­идеологизированной программы мобилизовать наибольшее число избирателей различной социальной и профессиональной принадлеж­ности. К ним примыкают и «партии-движения» («партии народ­ного недовольства», «партии одной проблемы»), возникшие в 60—70-е гг. на волне новых соци­альных движений (экологических, антивоенных и др.). Для этих пар­тий характерны: нефиксированность членства, потенциальный ко­личественный состав, особый тип лидера-интеллектуала, играющего роль мировоззренческого символа, отсутствие жестко фиксированных социальных интересов.

ПЕТИЦИЯ (< лат. petitio про­сьба) — письменное прошение от имени группы, подаваемое высшим органам власти.

ПЛЮРАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (< лат. pluralis множественный) — многообразие интересов, ценнос­тей, концепций, взглядов. П.П. включает в себя также множество политических структур, выполняю­щих функции артикуляции и агре­гирования интересов. Основой по­литического плюрализма является многообразие форм собственности, а также толерантность.

ПЛУТОКРАТИЯ (< греч. plutos бо­гатство, kratos власть) — полити­ческий режим, при котором власть фактически принадлежит наиболее богатой части общества.

ПОЛИАРХИЯ (< греч. poli множе­ство, arche суверенитет, начало)— политический режим, отличающийся высокой степенью конку­рентности и политического участия граждан. В политологию термин «П.» был введен американским по­литологом Р. Далем. Согласно его точке зрения, П. — реальный по­литический режим, существующий в странах Западной Европы и США, в отличие от идеальной мо­дели демократии (правления народа и для народа). Полиархии Даль противопоставляет закрытые геге­монии, характеризующиеся низкой степенью состязательности и поли­тического участия населения (либо их полным отсутствием).

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — «совокупность индивидуальных по­зиций и ориентации участников данной политической системы... субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение» (Г. Алмонди Г. Пауэлл). Впервые термин «П.К.» был употреблен немецким философом-просветителем И. Гердером. В современную политичес­кую науку он был введен американ­ским политологом Г. Алмондом, ко­торый под политической культурой понимал совокупность индивиду­альных ориентаций на политичес­кую систему. К этим ориентациям он отнес: 1) познавательную ориен­тацию; 2) аффективную ориента­цию; 3) оценочную ориентацию. У. Розенбаум включает в структуру политических ориентаций: реакции на государственные органы власти и лиц, осуществляющих власть, оценки требований, предъявляе­мых к политической системе, и ре­шений, принимаемых политически­ми структурами, политические идентификации и политические убеждения, представления о воз­можностях влияния на политичес­кую систему. Наряду с ориентациями, в политическую культуру вклю­чаются: политические стереотипы, политические мифы, политические символы, политическая социализа­ция, модели политического поведе­ния. Понятие «П.К.» позволяет выделить качественную сторону политической системы, объяснить различия в функционировании и результатах деятельности внешне схожих политических систем, со­единить исследования формальных и неформальных компонентов по­литической системы с анализом на­циональной политической психологии, политической идеологии, фун­даментальных ценностей общества. П. К. выполняет ряд функций: 1) идентификации, 2) ориентации, 3) политической адаптации и соци­ализации, 4) коммуникации, 5) ин­теграции. Выделяют различные типы политической культуры: пат­риархальную, подданническую и политическую культуру участия. Специфическим типом является гражданская П.К., соединяющая в себе черты трех названных типов культур при главенствующей роли политической культуры участия. В зависимости от характера взаимо­отношений между субкультурами выделяются интегрированные (ос­нованные на консенсусе по базовым ценностям) и фрагментарные (отли­чающиеся конфликтностью субкуль­тур) политические культуры.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛО­ГИЯ — наука, изучающая психоло­гические аспекты политической жизни. Объектами политико-пси­хологических исследований явля­ются: политическое участие, политическое лидерство, политические ценности и установки, мотивы, вли­яющие на политическое поведение, политическая социализация, мас­совое сознание и т.д. Методы ис­следований заимствовались поли­тической психологией из социаль­ной, клинической, когнитивной и др. направлений психологии. К наиболее часто используемым ме­тодам исследований относят на­блюдение, тестирование, социологические опросы, моделирование ситуаций в лабораторных условиях, психосемантический анализ, экс­пертную оценку личности, создание психологических портретов, анализ биографий политических лидеров, схематическое картирование и др. Основными направлениями поли­тической психологии считаются би­хевиористское, когнитивистское, психобиографическое, психоисторическое. Зарождение политичес­кой психологии можно отнести к началу XX в. На ее становление большое влияние оказали работы Г. Лебона, Г. Тарда, Ч. Мерриама, Г. Лассуэлла, 3. Фрейда, Э. Эриксона. Однако годом рождения само­стоятельной науки можно считать 1968-й, когда в американской ассоциации политических наук было со­здано отделение политической пси­хологии, а в Йельском университе­те была разработана специальная программа для углубленной подго­товки политологов. Спустя десять лет было сформировано Междуна­родное общество политической психологии и начал издаваться спе­циальный журнал. В настоящее время П.П. является самостоя­тельной научной дисциплиной.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ система -совокупность политических инсти­тутов, взаимодействий, норм, ориентации, выполняющих функции интеграции общества и адаптации к окружающей среде. Понятие «П.С.» было введено в политичес­кую науку амер. политологом Д. Истоном. Разработанная им тео­ретическая модель была призвана выразить целостный характер по­литики. Под политической системой он понимал совокупность взаи­модействий, посредством которых происходит властное распределе­ние ценностей в обществе. П.С., по Истону, взаимодействует с окру­жающей средой. От последней ис­ходят импульсы, на которые реаги­рует П.С. Существуют два типа им­пульсов, воздействующих на поли­тическую систему: требования и поддержка. Требования могут быть подразделены на несколько видов. 1) касающиеся распределения благ и услуг (напр.: требования принятия законов о заработной плате, о рабочем времени, об образовании и др.); 2) касающиеся регулирова­ния поведения (напр., требования обеспечения безопасности, прове­дения протекционистской поли­тики по отношению к националь­ным кампаниям и др.); 3) касаю­щиеся коммуникации и информации (напр., требования обеспече­ния (свободного и равного доступа к информации и др.). Поддержка политической системы выражается в: 1) соблюдении законов; 2) учас­тии в политической жизни (напр., участие в выборах); 3) лояльном от­ношении к власти и внимании к официальной информации; 4) ока­зании услуг и материальном финан­сировании политической системы (напр., исполнение воинской по­винности, уплата налогов и др.). Поступающие импульсы «перера­батываются» политической систе­мой, на основе чего принимаются решения и осуществляются поли­тические действия. Значительный вклад в разработку теории полити­ческой системы внес амер. полито­лог Г. Алмонд. Основное внимание он сосредоточил на функциях «входа» и «выхода» политической системы. К функциям «входа» он отнес: артикуляцию и агрегирова­ние интересов, политическую соци­ализацию и рекрутацию, а также политическую коммуникацию. В функции «выхода» были включены: нормотворчество, исполнение за­конов, правил и норм, а также кон­троль за их соблюдением.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗА­ЦИЯ — процесс усвоения культур­ных ценностей, политических ори­ентаций, освоения форм полити­ческого поведения. Различают пер­вичную и вторичную политическую социализацию. Первый тип харак­теризуется непосредственным при­обретением знаний и политических установок. Второй — «проекцией» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окруже­ния личности на формируемые по­литические установки. В структуру социализации входят: объект соци­ализации — социализант, субъек­ты социализации, которые подразделяются на агентуры социализа­ции — институты, ее осущест­вляющие (партии, средства массовой информации, образовательные учреждения и т.п.), и агентов соци­ализации (социализаторов), к кото­рым относятся непосредственные исполнители социализирующего воздействия (преподаватели, жур­налисты, общественные деятели). Существуют несколько моделей со­циализации. Системная модель ориентирована на формирование позитивного отношения к власти, политической системе и политическим ценностям. Гегемонистская — формирует личность, приверженную «своей» политической системе и враждебно настроенную по отноше­нию к «чужим». Плюралистическая нацелена на формирование пред­ставлений граждан о своих интере­сах, о политических средствах и способах их реализации, высокого уров­ня политической активности. Кон­фликтная сводится к формированию лояльности индивидов по отноше­нию к определенной группе и нетер­пимости по отношению к другим.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬ­НОСТЬ — устойчивое состояние политической системы, позволяю­щее ей эффективно функциониро­вать и развиваться под влиянием внешней и внутренней среды, со­храняя при этом свою структуру и способность контролировать про­цессы общественных перемен. Значительный вклад в исследова­ние политической стабильности внесли С. Липсет и С. Хантингтон. Согласно Липсету, П.С. определя­ется легитимностью и эффектив­ностью власти. Отсутствие обеих переменных обусловливает неста­бильность П.С., наличие же лишь одной из них приводит к относитель­ной стабильности/нестабильности. Хантингтон связывает политическую стабильность с уровнем политичес­кой институционализации. Чем выше уровень политической институционализации, тем стабильнее система. Дальнейшие исследования политической системы показали, что она зависит от таких факторов, как характер и уровень массовых ожида­ний, содержание выдвигаемых тре­бований к политической системе, степень адаптации политической системы. Были также раскрыты су­щественные отличия адаптивной стабильности, основывающейся на легитимности и эффективности по­литической системы, от неадаптив­ной стабильности, характеризую­щейся простым отсутствием кризиса и апатией основной части общества. Последний тип носит непостоянный характер, что означает возможность стремительного перехода политичес­кой системы от состояния стабиль­ности к состоянию нестабильности.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНЕКДОТ (< франц. anecdote рассказик, за­бавная история) — краткий юмористический рассказ о какой-либо политической ситуации или поли­тическом лидере. П.А. представля­ет собой лингвистическую форму отреагирования агрессии против отдельных лиц, классов, режимов, институтов власти, идеологии. Структура политического анекдота, кроме его содержания, как мини­мум предполагает еще три компо­нента: рассказчика, третье лицо (индивидуальное или коллектив­ное) и реакцию, порождаемую самим анекдотом. Пересказ поли­тического анекдота — это симво­лическая борьба против кого-либо и, одновременно, акт символичес­кий победы над ним, которую под­тверждает смех третьего лица. По­литические анекдоты были широко распространены в советском обще­стве (60—80-е гг.). По существу, их можно считать одной из отличи­тельных черт отечественной поли­тической культуры. Причиной рас­пространенности анекдотов в со­ветское время можно считать отсутствие легальных каналов выра­жения агрессивности и протеста в сфере политики (к каковым могут быть отнесены выборы, манифес­тации, демонстрации, карикатуры, пародии и т.п.). Изменение социальной среды, крах старых институ­тов власти и идеологии, формиро­вание института частной собствен­ности, появление официальных ка­налов отреагирования агрессив­ности (от выборов до политических комиксов типа «кукол» на канале НТВ) в современной России «пере­направили» поток агрессивности с политических на социальные объ­екты. Это «переключение», многократно умноженное на фрустрированность большинства на­селения, породили новую волну политических анекдотов, теперь уже о «новых русских». Анекдоты подобного рода свидетельствуют о невротической реакции на утрату старых мифов о социальной спра­ведливости и равенстве, об агрес­сивных чувствах, питаемых масса­ми к новому слою, разрушающего инфантильные представления о социальном счастье.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОН­ФЛИКТ — столкновение, проти­воборство политических субъек­тов, обусловленное противополож­ностью их политических интересов, ценностей и взглядов. Исходя из причин возникновения, выделяют конфликты интересов, конфликты ценностей и конфликты идентификации. Первые из них возникают в результате столкновения интересов по поводу перераспределения ре­сурсов (размеры налогов, ассигно­вания, размеры социального обес­печения и т.п.). Вторые — связаны с существованием в обществе про­тивоположных политических цен­ностей и норм и отсутствием кон­сенсуса между ними. Третий тип конфликтов обусловлен этнолин­гвистической и религиозной не­однородностью общества и иденти­фикацией индивидов с определенными политическими силами, кон­кретной расой, религией, социаль­ной общностью и т.п. По масшта­бам политические конфликты под­разделяются на межгосударствен­ные, государственные, региональ­ные и местные. Внутриполитичес­кие конфликты разделяют на пози­ционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные). Субъ­ектами позиционных конфликтов выступают различные политичес­кие институты, занимающие неоди­наковые властные позиции. Сторо­нами оппозиционного конфликта являются политические институты, занимающие различные места во властных иерархиях. Объектом конфликтного взаимодействия может быть как режим, так и легитимность. Выделяются три стадии развития политического конфлик­та: предконфликтная, непосредст­венно конфликтного взаимодейст­вия, разрешения конфликта. Пер­вая стадия характеризуется столк­новением интересов, оценкой сто­ронами своих ресурсов, принятием решения о вступлении в конфликт. На второй стадии субъекты кон­фликтного взаимодействия пред­принимают действия (санкции, уг­розы, идеологическое воздействие, мобилизация имеющихся ресур­сов), направленные на достижение поставленных целей, реагируют на действия противоположной сторо­ны. На завершающей стадии, участники согласуют свои позиции, определяют возможный объем ус­тупок, дальнейшие намерения, линию последующего поведения. Возможны три варианта разреше­ния конфликта: а) выигрыш одной из сторон конфликта; б) взаимный проигрыш всех сторон конфликт­ного взаимодействия; в) выигрыш всех субъектов конфликта. Одним из наиболее продуктивных спосо­бов разрешения политического конфликта является консенсус.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ (< англ. market рынок, сбыт) — это комплекс мероприятий в области исследований политического рынка, по изучению поведения из­бирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выбо­рах. Исследование политического рынка предполагает выделение сег­ментов электората и сегментов конкурирующих кандидатов и пар­тий, выявление интересов, предпочтений и проблем, которые волну­ют избирателей. Изучение поведе­ния электората предполагает опре­деление мотивов электорального поведения. В рамках политического маркетинга разрабатываются и применяются избирательные тех­нологии, позволяющие кандидатам получить доступ к власти (разработка стратегии и тактики избира­тельной кампании, создание имид­жа кандидата, планирование и прогнозирование хода предвыборной кампании). Первая фирма, специа­лизирующаяся в области оказания политико-маркетинговых услуг, была создана в Калифорнии в 1933 г. За 20 лет работы она про­вела 75 избирательных кампаний и в 70 победила. В современных го­сударствах действуют многочислен­ные фирмы подобного рода. Наибо­лее крупной российской фирмой, оказывающей услуги в области по­литического маркетинга, является «Никколо М». Наряду с ней дейст­вуют десятки других менее извест­ных кампаний. Стоимость услуг таких фирм достаточно высока (по некоторым сведениям, полный комплекс услуг оценивается в де­сятки тыс. долларов). Успешный П.М. — необходимое условие удачной избирательной кампании.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ (< греч. mythos слово, сказание, преда­ние) — это статичный образ, опирающийся на верования и позво­ляющий упорядочить приводящие в смятение факты и события, струк­турировать видение коллективного настоящего и будущего. При иссле­довании политического мифа чаще всего используют методологичес­кий подход К. Юнга, согласно кото­рому миф интерпретируется как проекция коллективного бессозна­тельного (архетипов) на некоторые реальные объекты. П.М. — это реакция на невозможность рацио­нально объяснить происходящие радикальные изменения. Наиболее распространенными темами поли­тических мифов являются: миф о заговоре, о золотом веке, о герое-спасителе, о единстве.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОТЕСТ — проявление негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, цен­ностям, принимаемым решениям в открыто демонстрируемой форме. К протестным формам поведения от­носятся митинги, демонстрации, ше­ствия, пикетирования, подписание петиций, массовые и групповые на­сильственные акции. Причинами, обусловливающими протестное по­ведение, являются: депривация, кри­зис традиционных норм и ценностей политической культуры, делегитимация политического режима.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНА­ЛИЗ — направление политичес­кой психологии и политологии, в рамках которого изучаются бессо­знательные, глубинные аспекты политических явлений и процессов. П.П. применяется для исследова­ния политического лидерства, по­литических режимов, политическо­го поведения, политической куль­туры. Наибольшее распростране­ние получило психоаналитическое исследование феномена политического лидерства, в рамках которого выделяются два направления: психобиографическое и психоистори­ческое. С позиций психобиографии корни лидерства надо искать в сфере бессознательного личности, в особенностях детского и юношес­кого развития. Поэтому в рамках этого направления значительное внимание уделяется влиянию ран­них периодов жизни (биографическим особенностям) на структуры бессознательного личности. Доста­точно часто при этом подходе уде­ляется внимание роли компенсаторных механизмов (путям и спосо­бам компенсации низкой самооцен­ки) и их влиянию на политическое поведение. Психобиографический подход нашел отражение в много­численных работах, среди которых: «Томас Вудро Вильсон, 28-й пре­зидент США. Психологическое ис­следование» З. Фрейда и У. Булли­та, «Психопатология и политика» Г. Лассуэлла, «Анатомия челове­ческой деструктивности» Э. Фром­ма, «Революционная личность. Ленин. Троцкий. Ганди» В. Вильфенштейна и др. Психоисторию же, в отличие от психобиографии, ин­тересуют бессознательные меха­низмы поведения личности в кон­тексте социальных и политических событий, «точки пересечения» ин­дивидуальных и социальных бессо­знательных травм. Эта парадигма была сформулирована в 1957 г. президентом американской истори­ческой ассоциации У. Лангером, а свое дальнейшее развитие получи­ла в трудах американского психоло­га Э. Эриксона о Лютере и Ганди, американского политолога Л. Пая и психоисторика Р. Лифтона о Мао Цзэдуне и др. Основы психоанали­за политических режимов были за­ложены в работах Э. Фромма «Бег­ство от свободы» и В. Райха «Пси­хология масс и фашизм». Методо­логический подход к исследованию политического поведения был сформулирован 3. Фрейдом в рабо­те «Массовая психология и анализ человеческого «Я». П.П. помогает за обычными фактами политичес­кой жизни увидеть глубинные, су­щественные причины их возникно­вения и развития.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 300 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2335 - | 2134 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.