Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Внешняя политика государства 3 страница




ЛЕОНТЬЕВ Константин Николае­вич (1831—1891) — известный рус. мыслитель консервативного направления. Оценки Л. в литера­туре: «Кромвель без меча», «дик­татор без диктатуры», «политичес­кий Торквемада», «более Ницше, чем сам Ницше», «самый острый ум, рожденный русской культурой в XIX веке» (П.Б. Струве). Развитие государства, согласно леонтьевскому закону «первичной простоты, цветущей сложности и вторичного смесительного упрощения», вы­глядит следующим образом: снача­ла совершается обособление свой­ственной ему политической формы, затем наступает период «наибольшей сложности и высшего единст­ва», а после происходит падение го­сударства. На начальной стадии развития государственности, как правило, превалирует аристократи­ческая форма; на стадии цветущей сложности «является наклонность к единоличной власти... а к старости и к смерти воцаряется демократическое, эгалитарное и либераль­ное начало». Формула сильного го­сударства — диктатура, жесткая централизация, слабого и умираю­щего — уравнение, «демократиза­ция жизни и ума». Особенность России Л. осознавал и деклариро­вал через концепцию византизма. Основание России (по Л.) состави­ли три исходных начала: византий­ское православие, византийское самодержавие и византийские нравы. В отличие от славянофилов Л. считал государственное начало в России более самобытным, чем об­щественно-народное. Политичес­ким кредо Л. могли бы стать слова Данилевского: «Если дерево нача­ло расти криво, то, чтобы его вы­прямить, надо насильственно пере­гнуть его в противоположную сто­рону». «Леонтьев — выдающийся представитель великой контрреволюции XIX века, которая защищала качество от количества; даровитое меньшинство от бездарного боль­шинства; яркую мысль от серой массы; дух от материи; природу от техники; истину от рекламы и про­паганды; творческую свободу от плутократии и бюрократии...» (И.П. Иваск). Основные работы Л.: «Восток, Россия и славянство» (Т. 1—2, 1885—1886), «Нацио­нальная политика как орудие все­мирной революции»(1889).

ЛИБЕРАЛИЗМ (< лат. liberalis свободный) — политичес­кая идеология. Основоположники Л. Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, А. Смит, Дж. С. Милль. В центре внимания Л. — проблема свободы. Свобода трактуется в негативном смысле как «свобода от...», как ос­вобождение человека от социаль­но-политических форм контроля со стороны государства. Свобода че­ловека предполагает незыблемость таких принципов, как достоинство личности, ее автономность, терпи­мость. Идея индивидуальной свобо­ды связывалась с частной собст­венностью, которая рассматрива­лась как гарант и мера свободы. Доктрина Л. воплотилась в прин­ципах свободного рынка, конкурен­ции. К указанным принципам присоединяются и политические: плю­рализм, парламентский демокра­тизм, разделение властей, равенст­во перед законом. Государству от­водилась роль «ночного сторожа». Предполагалось, что свобода, ра­венство (понимаемое как равенство перед законом), конкуренция и ин­дивидуализм в рамках саморегу­лирующегося рынка гарантиру­ют социальную гармонию и про­гресс. Кризисы конца 20-х — нача­ла 30-х гг. XX в., потрясшие основы западного общества, заставили пересмотреть либеральные трак­товки рыночных сил как основы гармоничного развития общества. Возникло стремление ограничить власть монополий и гарантировать определенный минимум социально-экономических прав каждому чело­веку. Во второй половине XX в. раз­витие Л. привело к возникновению неолиберализма, более терпимо относящегося к государственному вмешательству (концепция «госу­дарства всеобщего благоденст­вия») и усилившего этические тре­бования к политическому поведе­нию граждан и правительства. Со­временный Л. — весьма сложное и неоднородное явление, которое развивается под влиянием и во вза­имодействии с другими идейно-политическими течениями, прежде всего с консерватизмом.

ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ДЕМО­КРАТИИ — концепция, согласно которой демократия — это полити­ческая организация, гарантирую­щая права и свободы человека. Ос­новными признаками демократии в рамках данной теории считаются: 1) автономия личности; 2) ограниченность власти правами человека; 3) максимально широкие и равные возможности для политического участия; 4) представительный ха­рактер власти; 5) политическая от­ветственность власти. В отличие от радикальной теории власти демократии, здесь акцент делается на представительном характере влас­ти. Воля народа выражается не не­посредственно, а через избираемых посредников, которые представля­ют специфические интересы. Госу­дарству отводится роль «ночного сторожа» и третейского судьи, регулирующего возникающие соци­альные конфликты.

ЛИДЕРСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ (< англ. leader руководитель, вождь) — постоянное, приоритет­ное влияние определенного лица на общество, политическую организа­цию или социальную группу. Специфическими особенностями ли­дерства в политике являются: 1) от­сутствие, как правило, прямого взаимодействия между лидером и обществом; 2) многоролевой ха­рактер, т.е. ориентированность на согласование различных социаль­ных интересов; 3) корпоратив­ность, т.е. влияние на решения, принимаемые лидером, его ближайшего окружения, советников, экспертов; 4) институциональный характер, т.е. ограниченность дея­тельности лидера существующими социальными и политическими отношениями, традициями, нормами. Политический лидер выполняет ряд функций: а)определяет и формули­рует социальные интересы, наме­чает способы и методы их реализа­ции; б) принимает наиболее важ­ные решения; в) мобилизует массы на достижение политических целей; г) осуществляет интеграцию и ком­муникации; д) обеспечивает леги­тимацию власти. В политической науке выделяется ряд теорий поли­тического лидерства: теория «лич­ностных черт», согласно которой лидерами становятся лица с определенными чертами характера; си­туативные теории, утверждающие, что лидерство зависит от ситуации, каждая новая ситуация требует и порождает новых лидеров; личностно-ситуативные теории, основ­ным положением которых является соотнесение особенностей пережи­ваемой ситуации с необходимыми качествами лидера для решения ак­туальных проблем; теории конституентов, рассматривающие лидер­ство как производную от ожиданий последователей; психологические теории, ориентирующиеся на изу­чение психологических качеств и мотиваций лидеров. Существуют различные типологизации полити­ческого лидерства. По характеру легитимности политическое лидер­ство подразделяется на традицион­ное, харизматическое и рациональ­но-легальное. Согласно М. Херманн, лидеров можно типологизировать по имиджу на «знаменос­цев», «служителей», «торговцев» и «пожарных». По стилю подразде­ляют лидерство на авторитарное, демократическое и невмешивающееся. Р. Такер различает два типа лидеров: «реформаторов» и «рево­люционеров». Для «реформато­ров» характерно стремление к мир­ной тактике постепенных измене­ний, в основном путем убеждения. Лидер-«реформатор» верит в об­щественные идеалы и видит проти­воречия между ними и фактическим поведением людей, поэтому он при­зывает их изменить свое поведение. Лидеры-«революционеры» стре­мятся разрушить влияние на умы людей провозглашенных общест­вом принципов, чтобы обеспечить себе желанную поддержку.

ЛИПСЕТ Сеймур (1922) — амер. социолог и политолог, специалист в области политической социологии и сравнительной политологии. Ос­новные работы: «Политический че­ловек» (1960), «Класс, статус и власть в сравнительной перспекти­ве» (1966), «Диалоги об американ­ской политике» (1978), «Конти­нентальное различие. Ценности и институты США и Канады» (1990). Значительный вклад Л. внес в ис­следование современных демокра­тических режимов. Он выдвинул гипотезу и убедительно доказал, что возникновение и утверждение де­мократии зависит от уровня и дина­мики экономического развития. Значительное внимание им было уделено проблеме политической стабильности. Липсетом была обо­снована зависимость политической стабильности от эффективности и легитимности власти.

ЛОББИЗМ (< англ. lobby кулуары, крытые галереи) — целенаправ­ленные воздействия групп интере­сов на органы власти с целью реализации своих специфических ин­тересов. Существование лоббизма обусловлено функциональным представительством интересов. Методами лоббистской деятель­ности являются: 1) работа по под­готовке законопроектов в комите­тах и комиссиях парламента; 2) парламентские слушания и дебаты; 3) личные встречи, контакты и переговоры; 4) использование средств массовой информации для формирования общественного мнения; 5) организация кампаний «давления с мест»; 6) подготовка и распространение результатов науч­ных (прежде всего социологических) исследований; 7) организация деятельности «своих» людей внут­ри органов власти; 8) финансирова­ние избирательных кампаний; 9) прямой подкуп должностных лиц. Л. подразделяется на легальный и нелегальный. Под последним понимается прямой подкуп долж­ностных лиц. В ряде демократичес­ких стран с целью отделения лоббизма от коррупции приняты зако­ны о лоббизме (США, Канада), ко­торые регулируют лоббистскую де­ятельность. По целям, преследуе­мым группами интересов, Л. подразделяется на экономический, со­циальный и социокультурный. В за­висимости от объектов лоббирова­ния выделяются президентский, парламентский и правительствен­ный Л. По отношению к политичес­ким институтам Л. делится на внешний (давление на органы влас­ти со стороны) и внутренний (когда лоббистами выступают депутаты, члены правительства, президент). К лоббистским организациям относятся многие юридические фирмы, различные консультативные бюро и агентства по связям с обществен­ностью. Основным источником их кадров являются профессиональные адвокаты, специалисты в об­ласти рекламы, бывшие депутаты и чиновники.

МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОЗНА­НИЕМ — скрытое воздействие на политическое сознание в целях формирования определенного политического поведения. Американ­ским ученым Р. Гудином были сформулированы и описаны две основополагающие модели манипу­лирования — «рациональная» и «психологическая».Для первой из них характерно использование лжи, обмана и секретности. Общей чер­той этих методов являются либо полное или частичное сокрытие информации, которая может повлиять на принятие решений, либо ее искажение. Наряду с вышеописан­ными методами используются и такие, как предоставление слиш­ком обширной информации, в кото­рой индивид не может сам разобраться и потому нуждается в ее интерпретации. Еще один метод — это «лингвистические ловушки», т.е. навязывание нужных представ­лений и оценок событий через их соотношение с определенными ценностями. Противоположным ему считается другой метод «лин­гвистической депривации», состоя­щий в исключении из политическо­го лексикона отдельных понятий и терминов (по принципу: нет терми­на — нет проблемы). Широко используется в политической практи­ке и такой метод манипулирования сознанием, как политическая номи­нация — целенаправленный выбор терминов, понятий и выражений, способных произвести нужное впе­чатление. К методам манипулирования сознанием относятся также технологии по созданию имиджа ведущих политических лидеров, по­литических мифов и политических стереотипов. Для второй, «психологической» модели характерно ис­пользование бессознательных ре­акций индивида, которые «прово­цируются» специально смоделиро­ванным поведением. Так, напри­мер, в предвыборной кампании используется такой метод, как «якорение пикового опыта». Суть его за­ключается в следующем: выступаю­щий перед избирателями кандидат вызывает у слушателей положительные эмоции и в момент пика пережи­ваний аудитории подкрепляет свою речь запоминающимся жестом (яко­рем). В дальнейшем жест повторяет­ся, вызывая у аудитории положи­тельные переживания. Последние могут воспроизводиться для позитивного восприятия наиболее важ­ных положений выступления.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ (< лат. marginalis находящийся на краю) — пограничность, промежуточность. В социологии и политологии под маргинальностью понимается: 1) потеря или отсутствие принадлежности к какой-либо социальной группе или классу; 2) соответствующая утрата горизонтальных экономических, социальных и ду­ховных связей; 3) разрушение сис­темы ценностных ориентаций. Про­цесс маргинализации значительной части общества означает его деструктуризацию (разрушение соци­альной структуры) и деморализа­цию. Маргинализация общества является одной из предпосылок ус­тановления диктатуры.

МЕРИТОКРАТИЯ (< лат. meritus достойный, лучший и греч. cratos власть) — элита заслуг. Основоположником меритократического подхода считается В. Парето. В со­временной политической науке приверженцами теории элиты за­слуг являются М. Янг и Д. Белл.

МИХЕЛЬС Роберт (1876— 1936) — нем. политолог, один из ос­нователей партологии (раздела политических наук, изучающего партию как политический институт). Из­вестность ученому принесло иссле­дование «Политические партии: со­циологическое исследование олигар­хических тенденций современной де­мократии», вышедшее в виде от­дельной книги в 1911 г. в Лейпциге. Исследуя социальные отношения, М. пришел к выводу о невозможнос­ти прямой демократии, прямого гос­подства масс. Следствием этого яв­ляется делегирование от масс от­дельных членов в специальные орга­ны для выражения и защиты интере­сов. С появлением партий, предста­вительных органов власти и др. возникают первые признаки олигархизации — отрыв властвующей вер­хушки от масс и превращение ее в замкнутую касту. М. указывает на три главных причины, способствую­щие олигархизации. Первая — узкая специализация в управлении, которая препятствует контролю за управляющим. Эта специализация, усложнение управления растут вмес­те с расширением организации. Вто­рая причина состоит в психологичес­ких свойствах самой массы — поли­тической индифферентности, пани­ческом страхе и тяге к сильной власти, чувстве благодарности вождю и т.п. Перечисленные свойства создают тягу к сильной власти и к подчинению ей. Третье условие олигархиза­ции — харизматические качества самого вождя, его способность навязывать свою волю подвластным. Совокупность причин и методов воз­никновения олигархической власти в любой организации М. назвал «же­лезным законом олигархизации».

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕС­КАЯ — изменение политической системы в процессе перехода от традиционного к современному обществу. М.П. характеризуется: 1) созданием дифференцированной политической структуры с высокой специализацией ролей и институ­тов; 2) территориальным и функциональным расширением области центрального законодательства, администрации и политической ак­тивности; 3) постоянным расшире­нием включенности в политичес­кую жизнь социальных групп и ин­тересов; 4) возникновением и бы­стрым увеличением рациональной политической бюрократии; 5) ослаблением традиционных элит и их легитимации; заменой традиционных элит модернизаторскими и др. В политической литературе выде­ляются следующие типы модернизации: 1) «первичная» (Западная Европа, США, Канада): охватывает эпоху первой промышленной рево­люции, разрушения традиционных наследственных привилегий и про­возглашения равных гражданских прав, демократизации и т.д. 2) «вторичная», модернизация «вдогонку» (Россия, Бразилия, Турция и др.): ее основным факто­ром выступают социокультурные контакты отставших в своем раз­витии стран с уже существующи­ми центрами индустриальной куль­туры. Политическая модернизация, как и модернизация вообще, натал­кивается на свои препятствия и ло­вушки. Наиболее распространен­ными из них являются: националис­тическая политика, крайности технократизма, игнорирующего соци­альные нужды общества и популизма, приносящего в жертву социаль­ной политике эффективность эко­номического развития; неспособ­ность или нежелание политической власти распространить импульс мо­дернизации (и плоды ее)с элитарного на массовый уровень; неглу­бокое, механическое восприятие современных политических ценнос­тей и норм при фактическом доминировании традиционной полити­ческой культуры.

МОНАРХИЯ — форма правления, при которой верховная государст­венная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою долж­ность в установленном порядке престолонаследования. Различают абсолютную и конституционную монархию. Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением законодательной, исполнительной и судебной властей. В настоящее время существует в Саудовской Аравии, Катаре и Омане. Для кон­ституционной монархии характерно существование наряду с монархом института парламента. Конститу­ционная М. подразделяется на дуа­листическую и парламентскую. При дуалистической монархии законо­дательная власть формально при­надлежит парламенту. Однако мо­нарх имеет право назначения в нижнюю палату парламента, право роспуска парламента и право вето. Правительство формируется мо­нархом и остается политически от­ветственным перед ним (Иордания, Марокко). В парламентской мо­нархии основные прерогативы при­надлежат парламенту, который формирует правительство и перед которым оно несет политическую ответственность. Институт же мо­нархии в основном выполняет сим­волические функции (Великобритания, Испания, Швеция).

МОСКА Гаэтано (1853—1941) — итал. экономист, социолог и поли­толог, один из основоположников элитистского направления в политологии. М. принадлежит заслуга создания и разработки концепции «господствующего политического класса», которую он впервые изло­жил в «Теории правления и парламентского правления», а затем в книге «Правящий класс» (1896) и двухтомном труде «Основы поли­тической науки» [т. 1 (1896); т. 2 (1923)]. Изучая как историю, так и современное ему общество, М. пришел к выводу, что власть в об­ществе осуществляется особым ор­ганизованным меньшинством. Это организованное меньшинство он называл политическим классом. Осуществление власти в обществе во многом зависит от способа со­хранения и воспроизводства поли­тического класса. М. выделяет три таких способа: наследование влас­ти, выбор политического руковод­ства и кооптацию. Любой полити­ческий класс, считал М., стремится к сохранению и воспроизводству своей власти путем наследования. В то же самое время в обществе всегда есть др. политические силы, которые стремятся к власти, ис­пользуя для этого систему выборов.

МОТИВ ВЛАСТИ — психологи­ческая потребность, определяющая стремление к власти. М.В. сводится к потребности в доминировании, влиянии, в ощущении своего могу­щества и превосходства. Д. Мак-Клелланд выделял два типа мотива власти: социоцентрическую моти­вацию и эгоцентрическую. В пер­вом случае мотив власти направлен на удовлетворение социально зна­чимых интересов и достижение со­циально значимых целей. Лица с доминирующим социоцентрическим мотивом власти охотно вступают в контакты с другими, участвуют в деятельности различных органи­заций, при осуществлении власти могут выражать сомнения относи­тельно собственных принимаемых решений. Во втором случае — М.В. связан с удовлетворением собственных потребностей (мате­риальных, в безопасности, самоутверждении, самовыражении, кон­троле над событиями и людьми) субъекта власти. В структуре по­требностей политических лидеров ни один из мотивов не играет такой роли как «воля к власти». Своеоб­разными критериями властной мо­тивации служат: нежелание субъ­екта власти с кем-либо разделять потенциальную или реальную власть, отсутствие желания полу­чать советы и прислушиваться к ним, нежелание информировать кого-либо относительно своих дей­ствий и намерений, ярко выражен­ное желание навязывать свой кон­троль другим лицам и органам.

МУНИЦИПАЛИТЕТ (< нем. munizipalitat, лат. municipium самоуп­равляющаяся община) — выбор­ный орган местного самоуправле­ния. В большинстве стран различа­ют государственную и местную (муниципальную) власть. Местным уп­равлением именуется управление делами местного значения, осуществляемое выборными органа­ми, которые уполномочены пред­ставлять население той или иной административно-территориальной единицы, и их административным аппаратом. В ряде стран муниципальным именуется лишь городское управление (например, в США и Великобритании). Отличительными чертами органов этого управления являются их выбор­ность и сравнительная самостоя­тельность в руководстве делами местного значения (наличие собст­венного исполнительного аппара­та, материальной базы в виде муни­ципальной собственности, права устанавливать и взимать налоги, издавать нормативные акты). Вы­борные члены муниципальных со­ветов, как правило, не связаны наказами избирателей и не обязаны отчитываться перед ними (право отзыва выборных должностных лиц муниципалитета существует в 26 штатах США и Японии). Числен­ность муниципальных советов разнообразна: в США — от 5 до 22 че­ловек (в большинстве городов — 5—9 человек) и, как исключение, до 50 человек, в коммунах Фран­ции — от 9 до 69 (в Париже —163, Марселе — 101), в Ита­лии — от 15 до 80, в ФРГ — от 5 до 80, в Японии — от 12 до 100 че­ловек (в Токио — 120). В боль­шинстве стран муниципальные со­веты по закону возглавляют муни­ципальный аппарат управления. К его ведению относится принятие местного бюджета, издание норма­тивных актов и др. Исполнитель­ный аппарат муниципального уп­равления состоит из администра­тивных органов общей компетен­ции (коллегиальные исполнитель­ные органы, мэры, управляющие) и органов отраслевой и специальной компетенции (департаменты, коми­теты, бюро, инспектуры и т.д.). В городах США действуют три основ­ных типа руководящих исполни­тельных органов: I. Система «мэр-совет» (разновидность — «мэр-совет-администратор») существует в большинстве городов с населени­ем свыше 5 миллионов человек. При этом различаются муниципа­литеты со «слабым» и «сильным» мэром: а) «слабый» мэр избирает­ся муниципальным советом, пред­седательствует в нем, осуществля­ет представительские и контроль­ные функции, назначает лишь мел­ких чиновников; при «слабом» мэре действует «сильный» совет, который назначает высших пред­ставителей городской администра­ции; управление муниципальными делами совет обычно осуществляет через систему отраслевых комите­тов, «слабый» мэр избирается на 2 года; б) «сильный» мэр избирается непосредственно населением, он единолично назначает и смещает высших представителей городской администрации, ведает составом и исполнением бюджета, имеет право налагать вето на акты совета; «сильный» мэр избирается на 4 года (в Нью-Йорке и Филадель­фии наряду с «сильным» мэром на­нимается в качестве главы администрации высокооплачиваемый ме­неджер); II. Система «совет-адми­нистратор» (в городах с населением свыше 25 тысяч человек). В этой системе мэр, избираемый советом, не пользуется реальной властью, выполняет председательские и це­ремониальные функции, полнота исполнительской власти концент­рируется в руках администратора, назначаемого специальной комис­сией муниципального совета, адми­нистратор нанимает и увольняет ру­ководителей всех отделов и служб, дает совету рекомендации (эта систе­ма существует также в Швеции, Ир­ландии, ФРГ); III. Наименее распространенная система «комиссионно­го» управления, когда население из­бирает небольшой (5 человек) «совет комиссионеров», каждый из которых возглавляет определенную отрасль местного управления. Глав­ная особенность этой системы — соединение в одном органе нормотворческой и исполнительской влас­ти. Опыт многих стран свидетельст­вует, что эффективное функциони­рование системы местного управле­ния обеспечивается следующими ус­ловиями: 1) в законодательном по­рядке четко определены полномочия всех органов; 2) в пределах своих полномочий местные органы полностью самостоятельны; 3) они функционируют на твердой финансо­вой базе.

НЕОКОРПОРАТИВИЗМ — осо­бая система организации, выраже­ния и реализации интересов, участники которой наделяются государ­ством монополией на представи­тельство интересов в своей области в обмен на контроль за подбором лидеров и артикуляцией требова­ний. В современной политической науке Н. рассматривается как де­мократическая система согласова­ния интересов крупных социальных институтов, основными субъектами которой являются государство, ас­социации предпринимателей и на­емных работников. Государство на­вязывает участникам «переговор­ного» процесса приоритеты и цен­ности, выводимые из общенацио­нальных интересов. Выработка со­глашения порождает взаимную от­ветственность сторон за его реали­зацию и выполнение взятых на себя обязательств. Неокорпоративистские тенденции проявились в стра­нах, где имелись влиятельные социал-демократические партии, со­хранились устойчивые электораль­ные предпочтения и существовала культурная и этнолингвистическая однородность.

НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович (1866—1924) — выдающийся рус. философ, правовед, историк права, один из наиболее видных предста­вителей рус. либерализма. Будучи приверженцем идеи правового го­сударства, Н. боролся с позити­вистскими трактовками права (ут­верждавшими право производным от государства), обосновывал под­чиненность государства праву, вы­водимого из идеи должного, суще­ствующей в нравственном сознании человека. В соответствии с этой идеей происходит становление права, связующего государствен­ную власть. Связанность государ­ства правом, понимаемым как во­площение нравственности, стоя­щей над государством, — одно из важнейших положений философии права Новгородцева, выдвинутое им в противовес позитивистскому пониманию права как свода норм, указаний и предписаний, воспроиз­водимых государством. Эту пози­цию Н. называл «философией ле­гального деспотизма». Утверждая нравственное сознание личности как источник права, связующего государство, Н. тем самым как бы ограничивал его власть, предостав­ляя широкую свободу индивиду. Развивая эту идею, Н. подчеркивал, что в основе правопорядка лежат прежде всего нравственные начала, таким образом, именно нравствен­ность оказывалась началом, связу­ющим государство. Однако появив­шиеся в то время настроения разо­чарования относительно правового государства, которые Н. усматри­вал в произведениях Брайса, Ост­рогорского, Принса и др., а также широко распространившиеся на этой почве идеи социализма и анар­хизма, побудили его заняться феноменом, который он называл «кри­зисом правосознания». Суть этого кризиса Н. сформулировал как кру­шение «идеи земного рая». Стрем­ление найти лучшую форму обще­ственно-политического устройства, обеспечивающую человеку все блага и разрешающую все противо­речия, он считал утопией. Круше­ние веры в правовое государст­во — это крушение утопии о высшей исторической форме человеческого общежития, которая при­водит людей к высшему и последне­му пределу истории. Поэтому пере­живаемый кризис — это кризис старых понятий, старой веры, кри­зис, обусловленный неправильной постановкой проблемы: те или иные формы человеческой жизни (и в особенности политические) рассматривались не как средство, а как цель. В действительности же, — считал Н., — цель несводи­ма к каким-то отдельным общест­венно-политическим формам, ибо понятие, содержание личности, из которых он исходил, значительно шире той или иной области бытия. Именно из личности, сочетающей как общественные, так и индивиду­альные начала, выводил Н. свою трактовку общественного идеала. Для русского философа был непри­емлем как «абсолютный индивидуа­лизм, провозглашающий личное со­знание началом и концом нравствен­ных стремлений», а на самом деле обезличивающий и опустошающий человека, так и абсолютный коллек­тивизм, утверждающий общество в качестве бога для человека. Именно поэтому общественный идеал видел­ся Новгородцевым в виде «принципа всеобщего объединения на началах равенства и свободы» или «свобод­ного универсализма», в котором во­площаются «и равенство, и свобода, и свобода лиц, и всеобщность их объединения». Но этот обществен­ный идеал находит свое выражение не в каких-то конкретных воплоще­ниях, а в бесконечном развитии и нравственном совершенствовании человека и общества.

ОЛИГАРХИЯ (< греч. oligarchia власть немногих) — правление сверх богатого меньшинства. Тер­мин «О.» употреблялся уже в тру­дах древнегреческих и римских мыслителей. Его можно найди в произведениях Платона, Аристоте­ля, Полибия. В Новое время поня­тие «О.» было возрождено Р. Михельсом, сформулировавшим «же­лезный закон» олигархизации. В современной политической науке выделяются традиционные и совре­менные олигархические режимы. Для традиционных олигархий характерно сосредоточение власти в руках нескольких могущественных семейств. Власть олигархии опира­ется на военных и армию (Гватема­ла, Никарагуа до 1979 г.). Совре­менные олигархические режимы характеризуются гегемонией ком­прадорской буржуазии (Камерун, Тунис). Возможно также существо­вание парламентов, которые на деле лишь прикрывают реальную монополию на власть правящей группировки.

ОППОЗИЦИЯ (< лат. oppositio противопоставление) — политичес­кое меньшинство, противостоящее политическому большинству, курсу проводимой политики, целям и мето­дам осуществления власти. Сущест­вование реальной действенной оппо­зиции — один из важнейших при­знаков демократии. О. подразделяет­ся на системную и внесистемную. Системная О. разделяет основные ценности, принципы и цели полити­ческой системы, однако расходится с травящей элитой в оценке приорите­тов вырабатываемой политики и ме­тодах ее осуществления. Так, напр., в демократических государствах между правящими силами и оппози­цией нет разногласий относительно прав человека, существующих поли­тических процедур, формы правле­ния и государственного устройства. Дискуссии и конфликты возникают по поводу оценки степени и методов вмешательства государства в эко­номику, величины государственных расходов на социальные программы, методов проводимой внешней политики. Внесистемная О., наобо­рот, ставит под сомнение основопо­лагающие политические ценности, принципы существующей полити­ческой системы, призывает к ради­кальному изменению политическо­го режима. Другими разновиднос­тями оппозиции являются парла­ментская и внепарламентская. Первая из них, как правило, высту­пает против курса, проводимого правительством, и стремится от­править его в отставку. Ее деятель­ность протекает в основном в сте­нах парламента и ограничивается парламентскими процедурами. Вторая разновидность оппозиции осуществляет свою деятельность в форме митингов, демонстраций, пикетов, носящих протестный ха­рактер.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 360 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2297 - | 2123 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.