Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Идеология как форма политической мысли




Идеология – это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть или ее использование. В связи с этим она добивается подчинения общественного мнения своим целям. Важнейшая черта идеологии, общественного сознания каждого общества – плюрализм. Поэтому идеологию любого общества нельзя охарактеризовать однозначно. В лучшем случае можно выделить преобладающие в ней взгляды. Важной частью любой идеологии являются политические идеи и концепции.

Функции идеологии:

1. Овладение общественным сознанием.

2. Внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего.

3. Создание позитивного образа предлагаемых ею целей и задач общественного развития.

Любая идеология предполагает дистанцированность от действительности. Официальная идеология приукрашивает действительность. Наибольший утопизм свойственен идеологии оппозиционных сил, ожидающих от власти больше, чем она может дать.

Однако в обществах, кроме тоталитарных, как правило, нет какой-либо одной идеологии. Чаще всего сосуществуют определенные концепции нескольких идеологических направлений.

Одно из них – либерализм. Он сформировался на базе политической философии английских просветителей конца XVII – начала XVIII века. Либерализм связал свободу личности с уважением основополагающих прав человека и с системой частного владения. В основе его концепции – идеалы свободной конкуренции, рынка и предпринимательства. Ведущие идеи либерализма:

1. Правовое равенство граждан

2. Договорная природа государства

3. Равноправие соперничающих в политике профессиональных, экономических, религиозных и политических ассоциаций.

Либерализм с самого начала отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма.

Согласно практике либерализма, главные проблемы общества следующие:

· допустимость степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида

· совмещение демократии и свободы

· верность родине и универсальных прав человека

В основе идеи неолиберализма – консенсус управляющих и управляемых. Важнейшее достоинство политической системы он видит в справедливости, а у правительства – в ориентации на моральные принципы и ценности. В отличие от либеральной установки механически определять демократичность политической жизни по большинству, неолиберализм считает необходимыми плюралистические формы организации.

Идеологи консерватизма предпочитают прежнюю систему правления независимо от ее целей и содержания. После французской революции 1789 года консерваторы пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социального устройства. Основные принципы консерватизма:

1. Преемственность приоритетна перед инновациями.

2. Незыблемость естественным образом сложившегося порядка вещей.

3. Иерархичность человеческого сообщества определена свыше.

4. Незыблемость моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности.

Сохранение прошлого способно снять напряжение настоящего. В свою очередь, сохранение настоящего – моральный долг по отношению к будущему. Дух индивидуальной свободы разрушает целостность человеческого сообщества.

Однако усиление зависимости человека от технической среды, ускоренный темп жизни и нарушение духовного и экологического равновесия поставило под сомнение многие ценности западной цивилизации. Следствием этого стало появление идей неоконсерватизма. На первом плане у него также приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, уважение права и недоверие к чрезмерной демократизации, крепкий государственный порядок. Однако неоконсерватизм ответственность за сохранение всего этого возлагает на самого индивида. Государство должно быть защищено от социальных перегрузок. Он старается согласовать рациональное отношение к действительности с моральными принципами.

Идейные истоки социал-демократии берут начало со времен Великой французской революции и идей социалистов-утопистов. При этом главным стимулом утверждения социал-демократии являлось формирование и возрастание в конце XIX – начале XX веков роли и влияния рабочего класса. Социал-демократия первоначально разделяла важнейшие установки марксизма на ликвидацию капитализма и коренное переустройство общества на началах диктатуры пролетариата, обобществления средств производства, всеобщего равенства. Реальная практика заставила руководителей социал-демократии убедиться в бесперспективности революционного перехода от старой общественной системы к новой, необходимости трансформировать, совершенствовать ее. В экономической и политической борьбе той эпохи они убедились, что многие требования рабочего класса можно реализовать мирными средствами, в процессе повседневных и постепенных перемен.

Социал-демократизм считает необходимыми:

1. Социальный и межгосударственный мир.

2. Общественную свободу и солидарность.

Социал-демократы выступают за постепенное реформирование буржуазного общества и отказ от классовой борьбы, народовластие, социальную защищенность, поощрение рабочего самоуправления и социальное партнерство. Оказавшись в ряде стран после второй мировой войны у руля правления или превратившись в серьезную парламентскую силу, европейская социал-демократия добилась внушительных успехов. Социал-демократические партии и поддерживавшие их профсоюзы стали инициаторами многих реформ.

Социал-реформизм как одно из направлений социал-демократии возник в последней четверти XIX века. Его основой считается реформизм в рабочем движении, отрицавший необходимость социалистической революции и диктатуры пролетариата. Лидеры этого идеологического направления основой общественных преобразований считали реформы. После Великой Октябрьской социалистической революции и первой мировой войны реформизм превратился в организационно оформленное политическое течение рабочего движения, противостоящее коммунистическим партиям. После второй мировой войны социал-реформизм порвал с марксизмом и провозгласил своей доктриной «демократический социализм».

По мнению приверженцев социал-реформизма (демократического социализма) свобода для самовыражения достижима лишь в том случае, если понимать ее не только как индивидуальную, но и общественную свободу.

Идеи социализма известны с древних времен, теоретическое обоснование получили только в XIX веке. Идеологи социализма сомневались или отрицали значение экономической свободы индивидов, конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд. Их заменяют

· перераспределение доходов

· политическое регулирование экономических и социальных процессов

· установление государством норм и принципов социального равенства и справедливости

Главные прерогативы – у государства, а не у индивида. Согласно идей социализма, общественное развитие определяется сознательным регулированием, а не эволюцией.

Анархизм – теория и утопический идеал свободного общественного устройства, исключающего господство людей над людьми. Анархизм отрицает политические и общественные порядки принудительного характера, прежде всего государство. Согласно анархическим идеалам, для общества и его устройства требуются лишь свободное соглашение, свободная ассоциация, свободная федерация. В конце XIX – начале XX веков влияние анархизма в западноевропейских странах было достаточно сильным. В настоящее время его идеи непопулярны.

В рамках анархизма можно выделить четыре направления:

1. Индивидуализм. В центре внимания – человек как абсолютно свободный и независимый индивид, который с целью «защитить свою свободу» отрицает любые формы государства.

2. Солидаризм. Заменяет принцип государственной власти и принципом взаимопомощи.

3. Коллективизм. Капитал, средства производства, земля и учреждения вспомогательного характера становятся собственностью сельскохозяйственных и промышленных рабочих.

4. Вольный коммунизм. Его теоретики считали важнейшим следствием общественной собственности на средства производства полный отказ от принудительной системы труда.

Родоначальником фашизма является лидер итальянских социалистов Б. Муссолини. В основе его теории – нация и страна. Индивиды и поколения соединяются моральным законом с общими традициями. Они должны подавлять влечение к эгоистическим удовольствиям и строить новую жизнь, основанную на долге и отказе от частных интересов.

В фашистской концепции человек является человеком лишь благодаря духовному процессу, которому он помогает, будучи членом семьи, социальной группы, нации и истории в целом. Нация, воплощенная в государстве, может существовать лишь в том случае, если она прогрессивна. Бездеятельность – смерть. Война – единственное, что поднимает на высшую ступень всю человеческую энергию.

Объект перестройки фашизма – не только стороны общественной жизни, но и их содержание – человек, его характер и вера. Для достижения этих целей вводится жесткая дисциплина и используется авторитет власти.

В соответствии с национал-социализмом А. Гитлера основные социальные и политические права должны принадлежать народу «арии». Будущее – за «культурно-созидающими расами»: немцами, англичанами, народами Северной Европы. Необходимо ограничить жизненное пространство для этносов, «поддерживающих культуру»: славян, народов Востока и Латинской Америки. Подлежат уничтожению такие «культуроразрушающие народы», как негры, евреи и цыгане.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 280 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2359 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.