Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Концепция воспитания в современной России




Утверждение официальной, принятой в стране концепции воспитания определяется социально-экономическими, политическими, историко-куль­турными, психологическими и собственно педагогическими факторами. Известно, что все эти факторы в России резко изменились в 90-х гг. прошедше­го века. Поворот к новой парадигме воспитания — гуманистической педаго­гике — наметился уже в середине 80-х гг., в движении группы педагогов, объединенных «Учительской газетой» и названных новаторами.

В России происходит становление демократического общества с ориен­тацией на такие принципиальные положения, идеи, как: права человека, гражданское общество, демократия, социально ориентированная экономика, гу­манизм. Эти базовые принципы, согласно политикам, социологам и другим специалистам, должны определять жизнь людей на земле в настоящее время и в обозримом будущем. Гуманизм рассматривается как мировоззрение, ко­торое считает главной ценностью человека его право на развитие, счастье, реализацию своих способностей, «свободное и ответственное участие в жиз­ни мира и общества»1. Ученые считают, что гуманизм — естественный ре­зультат мировой эволюции. Гуманизм как социальный, научный, культур­ный, этический феномен является суммой взглядов на природу, общество, человека. Гуманистические идеи известны с древности, но особенный тол­чок гуманистическое понимание мира получило в эпоху Возрождения, дея­тели которой провозгласили ценность личности, безграничные возможности человека в познании и развитии, в преобразовании мира.

В XX в. идеи гуманизма объединили многих интеллектуалов Европы и всего мира, что обусловило создание мировых и национальных гуманисти­ческих движений, организаций, проведение конференций, просветитель­скую, научную, социальную деятельность.

Таким образом, сегодня для выработки концепции воспитания в Рос­сии имеется целый ряд условий и источников, а именно:

• социально-экономические и культурные условия в стране;

• история отечественного образования и культуры;

• опыт зарубежной педагогики, гуманистических воспитательных сис­тем и теорий;

• общее поступательное движение образования от принуждающей

школы к свободной.

В литературе обсуждается, обосновывается, провозглашается концепция личностно ориентированного образования, гуманистическая педагогика, воспитание в духе любви и свободы, педагогика ненасилия. С другой сто­роны, литература последнего десятилетия переполнена критикой тради­ционной российской/советской системы воспитания.

В чем суть выдвигаемого подхода к воспитанию, какова эта новая пара­дигма, концепция воспитания? (Поясним, парадигма — теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач, т. е. научный подход. Концепцией же воспитания в данном случае надо называть более или менее цельное представление об основных компонентах воспитания: целях, со­держании, методах, средствах, формах.)

Как уже сказано, ни сложившейся парадигмы, ни цельной концепции воспитания в настоящее время в России не существует, но есть большое желание ученых и педагогов либерального направления уйти от бывшей со­ветской «педагогики насилия» (пишем в кавычках, потому что одно дело официальная доктрина воспитания, другое — практика школ и учителей). И есть научные материалы, учебники, документы, дающие представление о складывающейся концепции.

Так, в Законе РФ «Об образовании» можно найти непрямые формули­ровки целей воспитания. В ст. 14 отмечается, что содержание образования ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание усло­вий для ее самореализации. Содержание образования должно обеспечить формирование у обучающихся современной картины мира, интеграцию лич­ности в мировую и родную культуру, формирование человека и гражданина. В Федеральном законе «Об утверждении Федеральной программы разви­тия образования» (2000—2005 гг.) есть также непрямые указания на цели вос­питания в стране: система образования служит интересам «формирования гар­монично развитой, социально активной, творческой личности»1. Одной из за­дач системы образования является «усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолю­бия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Роди­не, семье, окружающей природе» (там же, с. 18). К сожалению, набор целей в этих документах выглядит несколько расплывчато, как необязательный.

В педагогической литературе есть попытки обосновать систему целей воспитания на текущий период и перспективу. Большинство специалистов в определении целей опираются на аксиологический подход: цели воспита­ния должны базироваться на принятых в обществе ценностях. (Ценности в этом случае — абстрактные идеи, воплощающие общественные идеалы, выступающие как эталоны должного для какого-либо общества, всего че­ловечества, отдельного человека.) Чаще всего при этом специалисты реша­ют проблему сочетания традиционных для России, в том числе советского периода, ценностей с общечеловеческими ценностями и либеральными ценностями развитого мира — гуманизм, права человека, демократия, сво­бодный рынок, индивидуальная свобода и пр. Приоритет тем или другим отдается в зависимости от научной, социальной позиции специалиста.

В последние годы наиболее серьезный анализ ценностей как основы для определения целей воспитания сделан Н. Д. Никандровым в книге «Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий». Автор справедливо счи­тает, что смена ценностей в стране, а это происходит в нашем обществе и про­исходит болезненно для большинства людей, отражается на всем и, конечно, ведет к изменению цели и задач воспитания. Цель воспитания как некоторый образ, описание человека и гражданина страны отражает в себе ценности, принятые в обществе, и определяет суть концепции воспитания. Поскольку ценности в обществе меняются и даже можно видеть борьбу за различные ценности между различными слоями общества, то аналогичное происходит и с целями воспитания. Вот как описывает цель воспитания для настоящего времени и на перспективу академик Н. Д. Никандров в своей книге.

Цель социализации и воспитания — «патриот России, ориентирован­ный на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других культур; стремящийся в разумных пределах сочетать личные интересы с интересами общества, государства и других людей; способный правильно выбирать жизненные цели, избегая как крайностей коллективизма, так и крайностей индивидуализма; терпимый к другим людям и их ценностям; понимающий, что идеальные общественные устройства суть лишь абстрактные модели, что реальная ориентация чело­века есть ориентация на непрерывное поступательное общественное и личное развитие в рамках социального мира, справедливости, равенства прав и возможностей и относительно-дифференцированного распределе­ния благ в соответствии с затраченным трудом, его количеством, ка­чеством и квалификацией работника; ориентированный на понимание и осуществление идеи устойчивого развития в рамках различных форм собственности; понимающий демократию как реальное народовластие, но понимающий и ограниченность ее современных форм в России; быстро адаптирующийся к изменяющимся условиям жизни и готовый активно влиять на эти условия для достижения как общественного прогресса, так и личного успеха; законопослушный и одновременно готовый легальны­ми методами совершенствовать систему власти, если она не работает на интересы народа и личности»1.

Обратим внимание, что здесь не видно безоговорочной, однозначной ори­ентации на гуманистическое воспитание, которое отстаивают односторонне, прозападно настроенные ученые, педагоги, психологи, политики и согласно которому целью воспитания должна быть «самоопределяющаяся личность». Взгляд на воспитание, стоящий за приведенным описанием целей, свидетель­ствует о стремлении оставить за воспитателем, за обществом, за теми, кто ра­ботает с детьми и молодежью, право руководить процессом воспитания, не от­давая это дело средствам массовой информации и стихии рынка, и брать на себя ответственность за него. Автор так и пишет об этом: «Такой подход, есте­ственно, предполагает, что мы — учителя, воспитатели, родители, органы управления и правопорядка, педагоги-исследователи — берем на себя ответ­ственность за воспитание, не прячась за очень удобной и «демократичной» фор­мулой саморазвертывания задатков, уже заложенных в ребенке с рождения»2.

Здесь видна полемика с современным вариантом свободного воспита­ния, с так называемой индивидоцентрированной социализацией. Это и сви­детельствует о том, что сегодня в России еще не сложилась внятно сформу­лированная и разделяемая большинством концепция воспитания. Конечно, научные споры — процесс нескончаемый и естественный, но для практики воспитания, развития образования и для развития всего общества необхо­димо иметь более или менее четкие представления.

Как нет определенности в целях воспитания для системы образования в современной России, так ее нет и в содержании и методах, формах организации процесса воспитания, т. е. все это есть для недавнего про­шлого, но время заставляет отвечать на старые и вечные вопросы по-но­вому. Поскольку есть потребность в решении этих вопросов, общество все же постепенно их находит, конечно, при этом опираясь на богатей­ший опыт мировой и отечественной практики воспитания и науки о вос­питании.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие значения имеет слово «воспитание» в современной науке?

2. В чем состоит связь воспитания, образования и социализации?

3. Как можно охарактеризовать традиционную, называемую часто ав­торитарной педагогику?

4. В чем суть гуманистической педагогики?

5. Какова концепция воспитания в современной России?

Основная литература

1. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже ты­сячелетий. М., 2000.

2. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире М 1999.

3. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М., 1995.

Дополнительная литература

1. Гессен С. Щ Основы педагогики. Введение в прикладную филосо­фию. М., 1995.

2. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания (лек­ции) // Педагог, соч. В 8 т. М., 1984. Т. 4.

3. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

4. Шварцман К. А. Философия и воспитание: Критический анализ не­марксистских концепций. М., 1989.

5. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию воспита­ния. М., 2001.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1041 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2523 - | 2182 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.