Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сущность образования как педагогической категории




Под образованием понимают процесс физического и духовного форми­рования личности, сознательно ориентированный на исторически обуслов­ленные идеальные образы, зафиксированные в общественном сознании со­циальные эталоны (спартанский воин, добродетельный христианин, энер­гичный предприниматель, всесторонне развитая личность, разносторонне развитая личность). В педагогическом контексте это понятие обозначает те стороны формирования личности, в которых выражаются мировоззрение, нравственный облик, эстетический вкус, волевые и физические качества.

Образование в общекультурном контексте емко и метафорично опреде­лил автор одной из концепций современного образования В. Ф. Сидоренко. Он ассоциирует образование и культуру с «большим дыханием» по аналогии с вдохом и выдохом как совместное, ритмичное действие. «Для себя образо­вание — это образ культуры, а для культуры оно — образование культуры, точнее ее воспроизводство через образование, а для социума образование — это его «легкие». На «вдохе» образование «втягивает» в себя всю культуру, обретая тем самым содержание и предмет для творческого воспроизводства и само становясь особой формой к образам культуры. На «выдохе» культура воспроизводится, давая социуму культурную форму и дееспособность»'.

Образование изучается не только педагогикой, но и рядом других наук. Однако подходы к определению содержания и объема понятия «образова­ние» не выходят из сферы предметов данных наук. Так, философия иссле-дует прежде всего цели и общее предназначение образования, социоло­гия — способность личности адаптироваться к социальной среде, психоло­гия — психологические аспекты педагогического процесса, экономика — качество подготовки трудовых резервов, инфраструктуру образования. Изыскания этих и других наук имеют большое значение для понимания сущности образования и формирования целостного представления об этом чрезвычайно многогранном явлении. Образование понимается и описыва­ется как уровень, процесс, деятельность, институт, система.

Ни для одной из наук, кроме педагогики, образование не является цент­ральной категорией. Для педагогической науки образование как реальный целостный педагогический (образовательный) процесс, целенаправленно организуемый обществом (целенаправленная составляющая образования), является предметом ее исследования.

Педагогический (образовательный) процессэто движение от целей об­разования к его результатам. Любой процесс — это последовательная смена одного состояния другим. В педагогической действительности эта последо­вательная смена является результатом педагогического взаимодействия участников педагогического (образовательного) процесса. Таким образом, образование как процесс есть специально организованное взаимодействие пе­дагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образования. Этот процесс целеустремлен как на удовлетворение потребностей общества в формировании личности с социально одобряемыми качествами, так и на удовлетворение самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Важно подчеркнуть, что сущностной характеристикой педагогического (образовательного) процесса является именно взаимодействие его участни­ков, а не воздействие педагогов на воспитанников. Педагогическое взаимо­действиепреднамеренный контакт (разной продолжительности по време­ни) педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные из­менения в поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическое взаимодействие реализуется при условии:

а) целенаправленного педагогического влияния;

б) активного восприятия и усвоения воспитанником разнообразных форм
социокультурного опыта.

Активность воспитанника проявляется в непосредственных и опосредо­ванных ответных влияниях на педагога и на самого себя.

Образование понимается не только как процесс, но и как результат это­го процесса, выраженный в различных уровнях образованности личности. Образованность личностиэто характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.

Однако не всякий знающий и умеющий человек может быть признан образованным. Если рассматривать образование как результат придания человеку «образа», то оно может быть представлено как часть общечелове­ческой культуры. А культурным человек становится в процессе образова­ния только при условии формирования своего нравственного облика. Это воспитательная функция образования.

На основе знаний о законах развития природы и общества, сферы мате­риального производства и духовной культуры личность формирует определен ные взгляды и убеждения, мировоззрение и нравственно-волевые качества. Таким образом, между образованием и воспитанием существует тесная связь. Соотношение понятий «воспитание» и «образование» является предме­том многих дискуссий. Спорят о том, какое из этих двух понятий шире. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Все зависит от того, в каком контексте и в каком смысле используются данные понятия в каждом конкретном случае.

Некорректным представляется употребление терминов «образование» и «воспитание» как обозначающих противоположные стороны педагогиче­ского (образовательного) процесса, поскольку образование как целенап­равленный процесс передачи знаний всегда включает в себя и воспитание личности. Направленность же воспитания даже при формально одинако­вом содержании и уровне образования может быть принципиально различ­ной: гуманистической или технократической, гражданской или политиче­ской, демократической или тоталитарной.

По справедливому утверждению Дж. Каунтса, «мы должны полностью отбросить наивную веру в то, что школа автоматически освобождает ум и служит делу человеческого прогресса. Фактически мы знаем, что она может служить любому делу. Она может служить тирании точно так же, как сво­боде, невежеству точно так же, как просвещению, лжи так же, как истине. Если мы хотим, чтобы она служила делу человеческой свободы, она должна специально проектироваться под эту цель»1.

Воспитание понимается и как сугубо педагогический (образовательный) процесс, осуществляемый в условиях учебно-воспитательных учреждений и организаций. Однако это лишь одна его сторона — профессионально-дея-тельностная. Воспитание в широком смысле — это вечная категория об­щественной жизни. Характер общественно-исторических отношений отра­жается в содержании и направленности воспитания, влияет на формы его организации..

Основной путь получения образования — обучение. Обучение, являясь частью воспитания, направлено на развитие прежде всего интеллектуаль­ной сферы личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности в ситуации регламентированно­сти педагогического (образовательного) процесса. Обучение регламентиру­ется нормативными предписаниями и в содержательном, и в организаци­онном отношениях.

Таким образом, как социальное явление, составляющее предмет педаго­гической науки, образование — это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориен­тированные на овладение личностью определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и по­литическим строем конкретного общества и уровнем его материально-техни­ческого развития (В. А. Сластенин)

Образование как педагогическая категория (категория — научное поня­тие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действитель­ности) обладает рядом свойств. Рассмотрим некоторые из них.

1. Целенаправленность образования.

Образование служит цели передачи от старших поколений младшим на­копленных человечеством культуры и опыта; созданию условий для их лич­ностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе, в результате чего достигается определенный уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений. Ос­новными целевыми компонентами понятия образования являются усвое­ние и использование духовного наследия, развитие творческих возможно­стей личности, установка человека на позитивное созидание.

2. Историчность образования.

Само понятие «образование» по своему характеру исторично. Так, в XIX в. оно целиком соответствовало буквальному смыслу термина (нем. Bildung) и означало «формирование образа (духовного или телесного)». В этом значении ввел его в научный оборот великий швейцарский педагог И. Г. Песталоцци (1746—1827), а в русскую литературу — известный про­светитель Н. И. Новиков (1744—1818). Система образования, прежде чем она сложилась в ее современном виде, прошла долгий и сложный путь ис­торического развития. В разных странах во все времена содержание и ха­рактер образования определялись требованиями общественного производст­ва, развития экономики, состоянием и потребностями научно-техниче­ского прогресса, духовной культуры, развитием педагогической теории и практики. При определяющем значении влияния материального производ­ства и духовно-нравственной жизни общества на систему образования она сама оказывает сильное воздействие на социально-культурное развитие стран и народов.

3. Функциональность образования.

Образование как социальный институт решает ряд важных задач:

• передача (трансляция) знаний от поколения к поколению;

• распространение культуры;

• генерирование и хранение культуры общества;

• социализация личности, особенно молодежи, и ее интеграция в об­щество;

• определение статуса личности;

• социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность;

• обеспечение профессиональной ориентации и профессионального

отбора молодежи;

• создание базы знаний для последующего непрерывного образования;

• социокультурные инновации, разработки и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;

• социальный контроль1.

 

С педагогических позиций важно понимание двух основных функций образования: прагматической и культуролого-гуманистической.

Прагматическая функция состоит в создании условий для реализации потребностей людей в знаниях, которые являются необходимыми для обес­печения их жизнедеятельности.

Культуролого-гуманистическая функция состоит в развитии духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку достойно разрешать разнообразные по степени сложности жизненные проблемы; формирова­нии характера и моральной ответственности за принимаемые решения, со­вершаемые действия и их последствия в социальной и природной сферах; обеспечении возможностей для личностного и профессионального роста, самореализации; овладении средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии, счастья.

4. Целостность образования.

Образованию присуще внутреннее единство всех его компонентов при их относительной автономности.

Существуют различные подходы к проблеме целостности образователь­ного процесса. Есть точка зрения, согласно которой целостность процесса образования состоит в единстве обучения и воспитания. Целостный обра­зовательный процесс сводится в этом случае к воспитывающему обучению, реализации в педагогической деятельности образовательных и воспитатель­ных функций.

Другая точка зрения базируется на понимании целостности не только как единства обучения и воспитания, но и воспитания как единства на­правлений воспитательного процесса (умственного, нравственного, эстети­ческого, физического и др.).

Целостность образовательного процесса прослеживается и в характере взаимодействия воспитателей и воспитанников: в единстве отношений пе­дагогов и воспитанников; воспитанников между собой; в единстве «алго­ритмов управления» и «алгоритмов функционирования»; в специально ре­гулируемом взаимодействии на основе личностных отношений.

Ряд ученых сводит образовательный процесс к педагогической деятель­ности. С этих позиций его целостность представляется как единство ком­понентов деятельности педагога: диагностики, планирования, организации, регулирования, контроля и оценки результатов педагогического процесса.

5. Системность образования.

Рассмотрение педагогического (образовательного) процесса как целост­ного возможно только с позиций системного подхода. Система — упорядо­ченная совокупность элементов (компонентов), объединенных общей це­лью функционирования и образующих некоторое целостное явление (П. К. Анохин, В. Н. Садовский). Под педагогической системой понимает­ся множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном образовательном процессе. Структурными компонентами обра­зовательной системы являются цель образования, педагог, воспитанник, содержание образования, средства образования. Данная система характери­зуется как большая, сложная, выражаемая бесконечным разнообразием со­стояний, поведения и связей.

6. Процессуалъность образования.

Процессуальность образования — это сменяемость одного состояния дру­гим, движение от целей образования к его результатам посредством педагоги­ческого взаимодействия участников образовательного процесса. В индиви­дуально-личностном аспекте образование как процесс представляет собой ос­воение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений.

7. Диалектичность образования.

Понятие «образование» находится в диалектическом движении. Оно из­меняется, развивается и совершенствуется в историческом и социальном плане. Это свойство образования можно проиллюстрировать разнообрази­ем подходов к определению данного понятия. Под образованием понима­ется процесс и результат усвоения систематизированных знаний и спосо­бов познавательной деятельности. К образованию относят и формирование мировоззрения'.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией дости­жения гражданином (обучающимся) установленных государством образова­тельных уровней (образовательных цензов).

8. Непрерывность образования.

На непрерывный характер образования личности на протяжении всей жизни человека указывает тот факт, что процесс становления личности со­знательно и подсознательно происходит непрерывно при обучении в учеб­ных заведениях различных ступеней, самообразовании, на работе, в об­щении с родителями и сверстниками. Это обстоятельство обусловливает необходимость создания условий для реализации образовательных потреб­ностей личности на всех возрастных этапах.

В заключение отметим, пожалуй, самое главное: образование изучается педагогикой и другими науками не в связи с чисто теоретическим интере­сом, не как явление само по себе, а только в связи с его важнейшим значе­нием в судьбах конкретных людей, составляющих судьбу человечества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1403 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2324 - | 2131 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.