Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбъект, предмет и функции педагогики. √лава 1. ѕредметнопроблемное поле




√лава 1. ѕредметнопроблемное поле

—ќ¬–≈ћ≈ЌЌќ… ѕ≈ƒј√ќ√» »

≈сть вещи, о которых мы знаем и знаем, что знаем. ≈сть то, о чем мы не знаем и знаем, что не знаем. Ќо есть еще и такое, чего мы не знаем и не знаем, что не знаем.

¬ернер Ёрхард

1. —тановление научной педагогики.

2. ќбъект, предмет и функции педагогики.

3. —истема педагогических наук.

4. —в€зь педагогики с другими науками.

Ѕазовые пон€ти€: педагогика, объект педагогики, предмет педагогики, функции педагогики, педагогический процесс, система педагогических наук.

1. —тановление научной педагогики

—уществование общества, его функционирование и развитие возможно только потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овла≠девало социальным опытом предков, обогащало, приумножало и передава≠ло его в более развитом виде своим потомкам. —о временем накопление знаний привело к возникновению особой науки, называемой педагогикой.

ѕедагогика Ч это наука, изучающа€ закономерности передачи социаль≠ного опыта старшим поколением и активного его усвоени€ младшим поко≠лением.

ѕедагогика прошла длительный и сложный путь поисков истины, рас≠крыти€ закономерностей обучени€, воспитани€ и, превратилась в научно обоснованную систему знаний, а на практике Ч в искусство использовани€ этих закономерностей, т. е. в искусство обучени€ и воспитани€ многих по≠колений людей. “ворческое взаимодействие теории и практики превращает педагогику в науку и искусство.

—вое название педагогика получила от греческих слов Ђпайдосї Ч дит€ и Ђагої Ч вести. ¬ дословном переводе слово Ђпедагогикаї означает Ђдето-вождениеї. ¬ ƒревней √реции педагогом называли раба, который сопро≠вождал ребенка своего хоз€ина в школу, прислуживал ему на зан€ти€х и пне их. — развитием общества роль педагога существенно изменилась, пе≠реосмысл€лось и само пон€тие, оно стало употребл€тьс€ в более широком смысле дл€ обозначени€ искусства вести ребенка по жизни Ч обучать, вос≠питывать, развивать духовно и физически.

Ёлементы педагогики по€вились с зарождением воспитани€ на раннем этапе развити€ общества. ¬озникли педагогические заповеди как результат оформлени€ педагогической мысли. ƒо нас они дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. — по€влением письменности народные суждени€ стали носить характер советов, правил и рекоменда≠ций. “ак зародилась народна€ педагогика, включающа€ педагогические представлени€, взгл€ды, идеи, наиболее полно про€вл€ющиес€ в обыча€х, трудовой де€тельности, традици€х, устной народной речи.

¬начале педагогические знани€ €вл€лись элементом философии. — на≠коплением фактов были предприн€ты попытки обобщени€ опыта воспита≠ни€, выделени€ теоретических начал и сделаны первые педагогические обобщени€, давшие начало педагогике как науке. ≈е теоретиками были крупные древнегреческие мыслители —ократ (469Ч399 гг. до н. э.), ѕлатон (427Ч347 гг. до н. э.), јристотель (384Ч322 гг. до н. э.), в трудах которых отражены идеи и положени€, св€занные с воспитанием человека, форми≠рованием его личности. -

—ократом был разработан и широко внедрен в практику один из пер≠вых методических приемов обучени€ и воспитани€ Ч метод вопросно-от≠ветного обучени€ (Ђсократический методї). —уть сократического метода состоит в последовательной постановке вопросов таким образом, чтобы, дава€ ответы на них, обучаемый сам приходил к определенным истинным суждени€м.

—ократический метод развил до совершенства талантливый ученик —о≠крата выдающийс€ философ ѕлатон. ¬ трактате Ђќ государствеї ѕлатон разработал систему образовани€ и воспитани€, котора€ должна была слу≠жить укреплению Ђидеального государстваї. ¬ соответствии с концепцией ѕлатона все люди делились на три сослови€ (касты). «адача системы вос≠питани€ и обучени€ состо€ла в том, чтобы обеспечить каждому сословию наилучшее выполнение ее функций. —ословие земледельцев должно полу≠чать производственные навыки. —тражи пор€дка (воины) и правители сна≠чала должны пройти курс физического воспитани€ Ч гимнастики, а затем изучать такие предметы, как чтение, письмо, счет. Ёто подготовительный этап к зан€тию поэзией и музыкой. —овокупность гимнастики, музыки и математики определ€ет достаточный дл€ стражей круг образовани€.

¬ершиной образовани€ ѕлатон считал зан€тие диалектикой, изучение которой начинаетс€ после освоени€ гимнастики, музыки и математики. ƒиалектику должны изучать философы-правители. ѕедагогические взгл€ды ѕлатона нашли дальнейшее развитие в трудах јристотел€, удел€вшего большое внимание воспитанию этических добро≠детелей. ќн считал, что добродетель не даетс€ люд€м от природы, хот€ природа способствует этому. ќсуществл€етс€ эта возможность через усили€ самого человека, его де€тельность и общение. “вор€ справедливые дела, человек становитс€ справедливым, поступа€ мужественно Ч становитс€ мужественным, действу€ умеренно Ч становитс€ умеренным. ¬ целом јрис≠тотель рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного совершенствовани€ человека.

—воеобразным итогом развити€ античной педагогической мысли стал трактат Ђќб образовании оратораї римского философа и педагога  винти-лиана (35Ч96). “руд  винти-лиана долгое врем€ был основной книгой по педагогике, нар€ду с сочинени€ми ÷ицерона его изучали во всех школах риторики.

¬ период —редневековь€ церковь монополизировала духовную жизнь общества, придав воспитанию религиозную направленность. –елигиозное мировоззрение пронизывало все сферы личной и общественной жизни. ¬оспитание и образование носило конфессиональный характер. »де€ о всестороннем развитии личности, выдвинута€ в античный период, была предана забвению. ¬ соответствии с основной установкой средневекового мировоззрени€ на Ђспасениеї человеческой души на первый план в воспи≠тании была выдвинута иде€ религиозного аскетизма, умерщвлени€ плоти и духовного возвышени€ личности как средства поддержани€ божественного благочести€.

ќсновной формой воспитательного воздействи€ стала церковна€ про≠поведь. ѕроповедническую де€тельность вели св€щеннослужители. » хот€ среди де€телей церкви были образованные дл€ своего времени философы, такие как јвгустин (354Ч430), теолог ‘ома јквинский (1225Ч1274) и др., создавшие педагогические труды, педагогическа€ теори€ незначительно обогатилась новыми иде€ми.

Ќезыблемые принципы догматического обучени€, характерные дл€ это≠го периода, просуществовали несколько веков.

«начительный этап в развитии педагогической мысли св€зан с эпохой ¬озрождени€ (XIVЧXVI вв.). ¬ это врем€ происходит поворот педагогиче≠ской мысли к освоению наследи€ античности, к возрождению античной культуры. ѕедагогика эпохи ¬озрождени€ была нацелена на восстановле≠ние классического образовани€, на новую оценку человека, его возможно≠стей, способностей. √уманисты эпохи ¬озрождени€ полны веры в безгра≠ничные возможности человека. —огласно их точке зрени€ человек Ч центр ¬селенной, свободное, самоде€тельное существо, творец своей судьбы и самого себ€.

ќдна из ключевых идей педагогики ¬озрождени€ Ч естественность зем≠ных радостей и чувственных наслаждений человека. ѕоэтому в педагогике этого периода акцент вновь делаетс€ на физическое развитие человека. «ада≠ча воспитани€ Ч воспитание гармонически развитой личности, в которой бы сочетались физическое совершенство и богатое духовное содержание.

Ёпоха ¬озрождени€ дала целый р€д €рких мыслителей, педагогов-гума≠нистов. Ѕольшой вклад в углубление педагогической мысли внесли италь€≠нец ¬итторино да ‘ельтре (1378Ч1448), француз ‘рансуа –абле (1494Ч 1553), англичанин “омас ћор (1478Ч1535) и др., которые систематизирова≠ли знани€ о том, как обучать и воспитывать детей, высказывались за всеобщее, равное общественное воспитание, за всестороннее развитие лич≠ности и соединение обучени€ с трудом.

ћишель ћонтень (1533Ч1592) в своем знаменитом сочинении Ђќпытыї скептически оценивает религиозное учение о божественном провидении и выражает уверенность в неисчерпаемых возможност€х человека. »нтерес≠ны его идеи о развитии человека. ћонтень рассматривает ребенка не как уменьшенную копию взрослого, а как природную индивидуальность, кото≠ра€ от рождени€ обладает первозданной чистотой. –ебенок превращаетс€ в личность по мере развити€ способности к критическому суждению.

√олландец Ёразм –оттердамский (1467Ч1536) в педагогическом тракта≠те Ђќ первоначальном воспитании детейї пишет о необходимости сочета-ни€ античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов. ѕо его мнению, в основе воспитани€ должен лежать принцип ак≠тивности, к воспитанию следует приступать с первых лет жизни ребенка. ѕрограмма обучени€ не должна излишне обремен€ть учащихс€, чтобы тем самым не отбивать желание учитьс€.

Ќемецкий педагог ¬ольфганг –атке (1571Ч1635) одним из первых в ≈в≠ропе написал учебники дл€ детей и методические пособи€ дл€ учителей.

Ќа дальнейшее развитие педагогической мысли большое вли€ние начи≠нают оказывать зарождающиес€ капиталистические общественные отноше≠ни€. ѕотребности капиталистического производства коренным образом из≠менили отношение людей к науке, цел€м и значению познани€ и образова≠ни€. ≈сли в —редние века главные усили€ ученых были направлены на обоснование существовани€ Ѕога и доказательства величи€ его творени€, то в эпоху нарождающегос€ капиталистического производства знани€ рас≠сматривались как полезнейшие инструменты созидани€ и преобразовани€ мира. ѕедагогика XVII в. испытала значительное воздействие идей англий≠ского философа ‘ренсиса Ѕэкона (1561Ч1626). ≈го афоризм Ђ«нание Ч силаї, акцент на опыт, эмпирическое познание реального мира дали тол≠чок дл€ развити€ прикладных аспектов образовательных методик.

ќсобое место среди теоретиков педагогики Ќового времени занимает великий чешский педагог ян јмос  аменский (1592Ч1670). — его именем св€зано выделение педагогики из философии и оформление ее в самосто€≠тельную науку. ¬ трудах я. ј.  оменского впервые определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта иде€ всеобщего обучени€ всех детей независимо от социального положени€ ро≠дителей, пола, религиозной принадлежности. ƒемократические идеи отра≠жены в замечательной работе Ђ¬елика€ дидактикаї, написанной на опыте народных школ юго-западных земель –уси, чешских и словацких школ. Ѕольша€ заслуга я. ј.  оменского в том, что им впервые разработаны ос≠новы классно-урочной системы. ќн был уверен, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса любой ребенок может взой≠ти на Ђсамую высокую ступень лестницы образовани€ї.

ѕризыва€ к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы, я. ј.  оменский особое внимание удел€л вопросам воспитани€. ≈го труды проникнуты глубокой верой в человеческую лич≠ность, расцвет которой всегда был заветной мечтой великого педагога. Ђ„е≠ловек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творе≠ниеї, Ч писал он.

ћногие высказанные я. ј.  оменским идеи не утратили свою актуаль≠ность, научное значение до насто€щего времени. ѕредложенные им прин≠ципы, методы, формы обучени€ (классно-урочна€ система, принцип при родосообразности и др.) вошли в золотой фонд педагогической теории.

јнглийский философ и педагог ƒжон Ћокк (1632Ч1704) сосредоточил главное внимание на теории воспитани€. ќтрица€ наличие врожденных ка≠честв у детей, он уподобл€ет их Ђчистой доскеї, на которой можно писать что угодно, указыва€ тем самым на большую силу воспитани€. ¬ работе Ђћысли о воспитанииї он излагает взгл€ды на воспитание джентльмена Ч человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с дело≠выми качествами, твердость нравственных убеждений с из€ществом манер.

ѕередовые французские мыслители ƒ. ƒидро (1713Ч1784),  . √ельвеций (1715-1771), ѕ. √ольбах (1723-1789), ∆.-∆. –уссо (1712-1778), швейцар≠ский педагог ». √. ѕесталоцци (1746Ч1827) вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой в педагогике, выдвинули положени€ о решаю≠щей роли воспитани€ и среды в формировании личности.

∆ан-∆ак –уссо €вилс€ основоположником теории Ђсвободного воспи≠тани€ї, основанной на уважении к личности ребенка. ќн исходил из идеи природного совершенства детей. ѕо его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставл€ть де≠т€м полную свободу, приспосаблива€сь к их склонност€м и интересам. ¬ основе педагогической теории ∆.-∆. –уссо лежит принцип естественно≠го воспитани€, т. е. воспитани€ в соответствии с требовани€ми природы человека.

∆.-∆. –уссо разработал стройную программу формировани€ личности, предусматривающую умственное, физическое, нравственное, трудовое вос≠питание. ≈го педагогическа€ теори€ была радикальна дл€ своего времени. » хот€ ∆.-∆. –уссо не сумел порвать с некоторыми предрассудками (на-пример, он выступал за ограничение женского образовани€), его идеи €ви≠лись источником обновлени€ теории и практики воспитани€, получивши≠ми дальнейшее развитие и практическое воплощение, в частности в трудах швейцарского педагога ». √. ѕесталоцци.

»оганн √енрих ѕесталоцци, развива€ прогрессивные идеи своих предшест≠венников, выступал за соединение обучени€ с трудом. ќн утверждал, что цель обучени€ состоит в гармоничном развитии всех сил и способностей человека, при определении основ образовани€ следует опиратьс€ на знание человеческой психики.

Ќа развитие педагогической мысли огромное вли€ние оказали также взгл€ды русских мыслителей, философов, педагогов. ѕедагогическа€ мысль  иевской –уси зародилась при взаимодействии слав€нской €зыческой тра≠диции и восточного православного христианства. ќсобенно быстро культу≠ра и просвещение на –уси стали развиватьс€ после прин€ти€ христианства в 988 г. ¬ XI в. по€вилс€ широко известный пам€тник древнерусской куль≠туры Ђѕоучение кн€з€ ¬ладимира ћономаха дет€мї. ¬ Ђѕоученииї ћон'ома-ха выдел€ютс€ три основные линии: а) призыв быть гуманным по отноше≠нию к своим подданным; б) быть смелым и мужественным в борьбе с вра≠гами –усской земли; в) любить науку, почитать книжное знание. Ѕогу надо угождать, писал ¬ладимир ћономах, не отшельничеством, не постом, а добрыми делами. ƒостойными подражани€ ¬. ћономах называл тех, кто Ђвладел учением книжнымї.

ѕроблемы познани€ и обучени€ разрабатывались и другими древнерус≠скими мыслител€ми (»оанн «латоуст,  ирилл “уровский, —имеон ѕолоцкий и др.).

ќгромный вклад в развитие педагогической мысли внес великий рус≠ский ученый-энциклопедист ћихаил ¬асильевич Ћомоносов (1711Ч1765). ќн был инициатором разнообразных научных, технических и культурных на≠чинаний. ѕо его инициативе и проекту был открыт ћосковский университет. ¬ид€ прогресс общества, прежде всего в развитии наук и просвещени€, ћ. ¬. Ћомоносов много сил отдал борьбе за расширение академии наук и улучшение ее работы как учебно-научного учреждени€. ќн выступал за обучение на родном €зыке, его перу принадлежит первый научный труд по грамматике русского €зыка (Ђ–оссийска€ грамматикаї). ћ. ¬. Ћомоносов первым стал читать лекции дл€ студентов на русском €зыке. ќн рекомен≠довал сознательное, последовательное, систематическое, нагл€дное обуче≠ние, выдвинул в качестве ведущего принцип научности.

«аметный след в российской педагогике оставили Ќ. ». Ќовиков (1744Ч 1818) и ј. Ќ. –адищев (1749-1802).

Ќиколай »ванович Ќовиков издавал первый в –оссии детский журнал Ђƒетское чтение дл€ сердца и разумаї и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. ќн впервые в русской педагогической литера≠туре педагогику объ€вил наукой. ¬ воспитании Ќ. ». Ќовиков определил несколько направлений: физическое, нравственное и умственное. Ќа осно≠ве их сочетани€ возможно формирование человека и гражданина.

јлександр Ќиколаевич –адищев св€зывал прогресс в воспитании с пере≠устройством общества на началах справедливости и народного счасть€. ќн настаивал на гражданском воспитании, требовал покончить с сословно≠стью в образовании и сделать его одинаково доступным и дл€ двор€н, » дл€ кресть€н.

Ўироко известны также труды русских мыслителей, философов и писа≠телей ¬. √. Ѕелинского (1811Ч1848), ј. ». √ерцена (1812Ч1870), Ќ. √. „ерны≠шевского (1828Ч1889), Ќ. ј. ƒобролюбова (1836Ч1861). √уманистические идеи раздел€ли выдающиес€ педагоги  . ƒ. ”шинский (1824Ч1870), Ќ. ». ѕирогов (1810-1881), Ћ. Ќ. “олстой (1828-1910),  . Ќ. ¬ентцель (1857-1947) и др.

–усские социал-демократы предложили миру свое видение целей вос≠питани€. ¬иссарион √ригорьевич Ѕелинский выступал против крепостни≠чества и царизма и в этом видел цель воспитани€. јлександр »ванович √ерцен был убежден, что цель воспитани€ Ч подготовка свободной, гу≠манной, де€тельной, всесторонне развитой личности, борющейс€ с общест≠венным злом.

Ќиколай √аврилович „ернышевский считал человека высшим созданием природы, де€тельность и воспитание которого обусловлены прежде всего социальной средой. Ћичность формируетс€ под воздействием разнообраз≠ных общественных факторов и институтов, под вли€нием искусства и лите≠ратуры, семьи и школы. —оциальные перемены ведут к изменени€м в харак≠тере как отдельных людей, так и народа в целом. ќгромную роль Ќ. √. „ер≠нышевский отводил активности человека, а источником активности €вл€етс€ потребность в ней и осознание этой потребности. ќтсюда вытекает необхо≠димость воспитани€ разнообразных познавательных, умственных, эстети≠ческих, трудовых и иных потребностей. “аким образом, развитие потреб≠ностей Ч важнейшее условие становлени€ личности.

¬згл€ды Ќ. √. „ернышевского на воспитание и образование раздел€л Ќиколай јлександрович ƒобролюбов. ќн критиковал ущемление права на об≠разование в тогдашней –оссии, сто€л на демократической позиции и видел идеал воспитани€ в удовлетворении естественных стремлений человека (Ђчтобы всем было хорошої). «начительный вклад в развитие педагогической науки внес Ќиколай »ванович ѕирогов, выступивший с передовыми иде€ми о сущности и назна≠чении общечеловеческого воспитани€.

 онстантина ƒмитриевича ”шинского по праву считают основателем научной педагогики в –оссии. ќн продолжил традицию русского просвети≠тельства, направленную на поиск педагогических решений социально-по≠литических проблем.  . ƒ. ”шинский сто€л за демократизацию образова≠ни€, за равные права на образование всех слоев общества. ќн доказывал, что социально-экономические услови€ обусловливают характер воспита≠ни€, и подошел к пониманию воспитани€ как целенаправленной де€тель≠ности. ¬ воспитании личности  . ƒ. ”шинский большое значение прида≠вал труду. ѕо его мнению, труд €вл€етс€ ведущим фактором развити€ лич≠ности. Ђ¬оспитание должно неусыпно заботитьс€, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти полезный труд в мире, а с дру≠гой Ч внушить ему неутомимую жажду трудаї.

ќсобое значение  . ƒ. ”шинский придавал нравственному воспитанию, основой которого считал религию. –елигию он понимал прежде всего как залог нравственной чистоты. »м созданы капитальный труд по педагогике Ђ„еловек как предмет воспитани€ї, учебники дл€ начальной школы Ђ–одное слової и Ђƒетский мирї, методические пособи€ дл€ учителей.  . ƒ. ”шин≠ский предприн€л попытку создани€ педагогической антропологии. ¬ его работах рассматриваютс€ важнейшие проблемы дидактики, трудового вос≠питани€, школоведени€. ћногие дидактические высказывани€ сохран€ют свое значение и в наше врем€.

яркими представител€ми теории и практики свободного воспитани€ в –оссии были Ћев Ќиколаевич “олстой и  онстантин Ќиколаевич ¬ентцель. Ћ. Ќ. “олстой открыл в ясной ѕол€не школу дл€ кресть€нских детей, зада≠чами которой было развитие самосто€тельности, творческой и познава≠тельной активности ребенка. »м написаны увлекательные детские книги дл€ чтени€ Ђјзбукаї и ЂЌова€ азбукаї.

—реди имен педагогов XX столети€, обогативших отечественную теорию обучени€ и воспитани€, следует выделить ѕ. ‘.  аптерева (учение о педа≠гогическом процессе), —. 71 Ўацкого (социальна€ педагогика), Ќ.  .  руп≠скую (организаци€ внеклассной воспитательной работы, пионерского дви≠жени€), ј. —. ћакаренко (учение о коллективе), Ћ. ¬. «анкова и ƒ. Ѕ. Ёлько-нина (теори€ развивающего обучени€), ѕ. я. √альперина (теори€ поэтапного формировани€ умственных действий), ». я. Ћернера и ћ. Ќ. —каткина (теори€ содержани€ образовани€ и методов обучени€), ё.  . Ѕабанского (теори€ оптимизации учебного процесса) и др.

јнтон —еменович ћакаренко (1888Ч1939) выдвинул и проверил на прак≠тике принципы создани€ и педагогического руководства детским коллекти≠вом, разработал методики трудового и семейного воспитани€, формирова≠ни€ сознательной дисциплины.

ѕервыми авторами учебных пособий Ђѕедагогикаї, в которых стави≠лись и решались задачи социалистической школы, были ѕ. ѕ. Ѕлонскии (1884-1941) и ј. ѕ. ѕинкевич (1884-1939).

Ќовые €влени€ в педагогической теории и практике возникли в период Ђхрущевской оттепелиї второй половины 50-х Ч начале 60-х гг. ¬ этот период развернулась новаторска€ де€тельность педагогов, обогативших обра≠зовательно-воспитательную практику. —ущественный вклад внесли ¬. ј. —ухомлинский, ». ѕ. »ванов, Ё. √.  ост€шкин,  . Ќ. ¬олков, —. ј. √уревич, позднее ». ѕ. ¬олков, Ў. ј. јмонашвили, Ќ. ѕ. √узик и др.

¬асилий јлександрович —ухомлинский (1918Ч1970) исследовал моральные проблемы воспитани€ молодежи. ћногие его дидактические советы сохра≠н€ют свое значение в насто€щее врем€ при осмыслении современных пу≠тей развити€ педагогической мысли и образовани€.

ѕерестройка, начата€ в нашей стране в 80-е гг., затронула все сферы че≠ловеческой де€тельности: политическую систему, государственное устрой≠ство, нравственные ценности, правовые нормы, культурное наследие, меж≠дународные отношени€, народное образование. √лавное в перестройке об≠разовани€ Ч изменение педагогического мышлени€, суть которого состоит в переориентации от авторитарной к демократической педагогике. —овер≠шенствование обучени€ и воспитани€ молодежи на основе демократичес≠кой педагогики означает:

Х признание личности человека базовым компонентом учебно-воспи≠тательного процесса, объектом и субъектом обучени€ и воспитани€;

Х гуманное общение между людьми, построенное на взаимном уваже≠нии и доверии;

Х де€тельный подход к организации учебно-воспитательной работы;

Х создание условий дл€ самовыражени€, самоутверждени€ и самоде€≠тельности человека.

ќбъект, предмет и функции педагогики

¬о взгл€дах ученых на педагогику утвердились три точки зрени€:

1) педагогика Ч междисциплинарна€ область человеческого знани€. “а≠кой подход фактически отрицает педагогику как самосто€тельную теорети≠ческую науку, т. е. как область отражени€ педагогических €влений. ¬ этом случае в педагогике оказываютс€ представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.);

2) педагогика Ч прикладна€ дисциплина, функци€ которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознани€, социологии и др.) и адаптированных к реше≠нию задач, возникающих в сфере образовани€ или воспитани€. —одержа≠ние такой педагогики составл€ет совокупность фрагментарных представле≠ний об отдельных сторонах педагогических €влений;

3) педагогика Ч это относительно самосто€тельна€ дисциплина, имею≠ща€ свой объект и предмет изучени€1.

“реть€ точка зрени€, согласно которой педагогика рассматриваетс€ как самосто€тельна€ научна€ дисциплина, €вл€етс€ наиболее признаваемой. ¬ отличие от житейских знаний в области воспитани€ и обучени€ педагогика как наука обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные св€зи

1 —ластенин ¬. ј.,  аширин ¬. ѕ. ѕсихологи€ и педагогика: ”чеб. пособие дл€ студ. высш. учеб. заведений. ћ., 2001.

между €влени€ми. ќна отвечает на вопросы, какие и почему происход€т из≠менени€ в развитии человека под вли€нием обучени€ и воспитани€.

ƒл€ определени€ педагогики как науки важно установить границы ее предметной области, ответив на вопрос: Ђ„то же она изучает?ї ѕоэтому не≠обходимо осмысление объекта и предмета педагогики.

ќбъект Ч это область действительности, которую исследует данна€ нау≠ка. ќбъектом педагогики выступают €влени€ действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной де€тельности общества. “аким €влением действительности €вл€етс€ обра≠зование Ч целенаправленный процесс воспитани€ и обучени€ в интересах чело≠века, общества и государства.

ѕредмет Ч это способ видени€ объекта с позиций данной науки.

ѕредметом педагогики €вл€етс€ сознательно и целенаправленно организуе≠мый педагогический процесс.

ѕод педагогическим процессом понимают специально организованное, раз≠вивающеес€ во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

ѕедагогическа€ наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развити€ педагогического процесса, разрабаты≠вает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической де€тельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых).

»сход€ из такого понимани€ объекта и предмета педагогики, можно сделать вывод, что педагогика Ч это наука о воспитании, обучении и образо≠вании детей и взрослых.

 аковы же функции педагогической науки, обусловленные ее предметом?

ѕедагогическа€ наука осуществл€ет те же функции, что и люба€ друга€ научна€ дисциплина: описание, объ€снение и предсказание €влений действи≠тельности, которую она изучает.

–азличают следующие функции педагогической науки: общетеоретиче≠скую, прогностическую и практическую.

ќбщетеоретическа€ функци€ педагогической науки состоит в теорети≠ческом анализе закономерностей педагогического процесса. Ќаука описы≠вает педагогические факты, €влени€, процессы, объ€сн€ет, по каким зако≠нам, при каких услови€х, почему они протекают, делает выводы.

ѕрогностическа€ функци€ педагогики состоит в обоснованном предви≠дении развити€ педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет измен€тьс€ контингент учащихс€ и т. п.). Ќа базе на≠учно обоснованного прогноза становитс€ возможным более уверенное пла≠нирование. ¬ области воспитани€ значимость научных прогнозов исклю≠чительно велика, ибо по своей природе воспитание обращено в будущее.

ѕрактическа€ (преобразовательна€, прикладна€) функци€ педагогики со≠стоит в том, что на основе фундаментального знани€ усовершенствуетс€ педагогическа€ практика, разрабатываютс€ новые методы, средства, фор≠мы, системы обучени€, воспитани€, управлени€ образовательными струк≠турами. ≈динство всех функций педагогики позвол€ет наиболее полно решать задачи педагогического процесса в различных типах образовательно-воспи≠тательных учреждений.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1912 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

464 - | 381 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.053 с.