В XIV—XVI вв. на Руси идет процесс ликвидации феодальной раздробленности, центром объединения русских земель становится Московское княжество. В этот период складывается политическая идеология централизованного государства, в которой важное значение имеют проблема укрепления самодержавной власти и вопросы об исторической перспективе Русского государства и о его роли среди мировых держав.
Течения политической мысли, получившие название "нестяжатели" и "иосифляне", оформились в ходе обсуждения проблемы соотношения церковной и государственной власти, роли церкви в жизни общества. Заметим, что разграничение между данными течениями весьма условно, так как и то и другое ставило перед собой одну задачу: укрепление авторитета церкви, усовершенствование всей церковно-монастырской системы. Так, одни требовали отторжения от церкви ее богатств и лишения ее права владения землями, обрабатывающимися подневольным трудом. Сторонники такого пути усиления влияния церкви стали называться "нестяжателями". Видным идеологом данного направления был старец Нил Сорский. (1433—1508). Его идеалом является общинное устройство монастырской жизни, где каждый довольствуется плодами своих собственных трудов. Он считал порочной практику стяжания, проявляющуюся в приобретении земель и усилении эксплуатации крестьянского труда в монастырском хозяйстве.
Другая часть служителей культа, напротив, стала выступать с позицией сохранения существующей церковной системы с ее экономическим могуществом. Приверженцы такого пути укрепления авторитета церкви первоначально назывались "стяжателями", а впоследствии стали более известны как "иосифляне", по имени их идеолога - игумена Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого (1439-1515). Монастырское стяжание иосифляне оправдывали требованием использовать его на "благие дела" - строить церкви и монастыри, кормить монахов, подавать бедным и т. д. При этом личное нестяжание монахов признавалось. В делах веры Волоцкий проявлял полную нетерпимость к еретикам. Инакомыслие он считал преступлением не только против религии и церкви, но и против государства. Еретики, по его убеждению, должны сурово наказываться.
Итогом поиска общественной мыслью ответа на вопрос о перспективах Русского государства и его роли среди других держав явилась теория "Москва - третий Рим", которая была окончательно сформулирована в посланиях великим князьям псковского монаха Филофея (XVI в.). В истории человечества нет и не может быть ничего случайного. Все происходящее в жизни людей и народов совершается милостью Божией по заранее определенному плану. Первым мировым царством, считает Филофей, был Древний Рим. Его гибель явилась Божьим наказанием за отступление римлян от первоначального христианского вероучения. Вторым мировым царством, ставшим преемником подлинных христианских ценностей, или вторым Римом, явилась Византия со столицей в Константинополе. Однако, согласившись на унию с католической церковью, Византия изменила православию и за это была наказана Богом - погибла под натиском турок в 1453 году. После этого единственным хранителем чистоты христианской веры - православия - остался русский народ, а Москва стала третьим Римом и будет им до скончания мира. В его представлении Москва - центр всего православного мира, а московский государь - его глава.
Проблема укрепления самодержавной власти стала центральной в полемике, развернувшейся в известной переписке между князем Андреем Курбским (1528—1583) и царем Иваном Морозным (1530-1584). В 1573 г. Курбский написал "Историю о великом князе Московском" - политический манифест тех представителей боярства, которые выступали за сохранение сословно-представительной монархии, против абсолютистских тенденций Ивана Грозного. Идеальный царь в концепции Курбского - прежде всего политический деятель, успехи которого видны в реальных делах, умении управлять государством и вершить правый суд.
Интересы русского дворянства выражала идейная платформа И. С. Пересветова. Он стремился построить систему управления на новых началах, опираясь на складывающееся сословие служивого дворянства. Пересветов осуждал самовластие бояр, неправедные пути обогащения, междоусобицы.