Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Точки роста виртуальной цивилизации




Хочу указать на уже существующие материальные плацдармы виртуальной цивилизации, которые, по всей видимости, станут «точ­ками роста» новой культуры. Это не только тренажеры и игровые компьютеры, но и структуры, охватывающие большие социальные ниши. Прежде всего это, конечно, сеть Интернет, которая уже при­сутствует и в России, более того, становится необходимым элемен­том приобщения к мировой культуре. Без подключения к сети Интернет человек просто оказывается информационно «обесто­ченным». Интернет как глобальная компьютерная сеть сейчас на­считывает более 40 миллионов пользователей; к 2000 году число пользователей возрастет до 500 миллионов. Интернет сам по себе представляет собой беспрецедентное явление, но примечатель­ное с виртуальной точки зрения: будучи анархичной по структуре и не имея собственно руководящих структур, обладает очень вы­сокой степенью самоорганизации. Но здесь не место описывать Интернет хотя бы потому, что один из специалистов по Интернуту не уложился и в 600 страниц, давая только поверхностное описа­ние этой сети (Крол, 1995). О значении Интернета для России мож­но узнать по материалам конференции НАТО, проведенной в под­московном Голицине в 1994 году (Proceeding.., 1994). Интернет со­здает, по мнению одного из разработчиков сетевого проекта «Smart Connection» Э. Гроува, «виртуальное сообщество людей», превра­щая тем самым современную культуру в новый тип культуры — «глобальную деревню», когда нет границ для коммуникации (Мо­розов, 1995).

Но сама коммуникация претерпевает принципиальные изме­нения в сравнении с современными ее формами, и дело не только в уничтожении границ — меняется сам тип существования челове­ка, иронически, но испуганно названный «диванным образом жизни». Дело в том, что в Канаде на телевидении реализована информацион­ная система Videoway, охватывающая 67% семей, т. е. всех абонентов кабельного телевидения. Видеовей — это интерактивное телевиде­ние. С помощью системы Видеовей можно «все»: узнать любую ин­формацию, вплоть до собственного гороскопа, получить любую кон­сультацию, вплоть до того, какое вино лучше подать к данному ваше­му обеду, заключить деловую сделку, посетить магазин и сделать покупки, самому стать оператором спортивного матча, не говоря уже о пользовании учебными и игровыми программами. Такая система, конечно, «захватывает» человека — уже сейчас каждый ее пользователь тратит 13 часов в неделю на коммуникацию с Ви­деовей (Клеман, 1995). И это еще только начало.

Следующим этапом, уже начавшим реализовываться, является создание компьютерных «виртуальных цивилизаций». В Японии создан виртуальный город Хэбитэт. Любой владелец компьютера может стать жителем этого города — «аватаром». При приобретении гражданства человеку предлагается выбрать себе внешний вид из 1100 вариантов, подобрать себе одежду. Го­род Хэбитэт существует уже четыре года и его численность дости­гает 10 тысяч человек. «В системе используется новейшая компью­терная графика, усиливающая реализм виртуальной среды. Когда жители виртуального города выходят из своих виртуальных домов, они встречают других аватаров, которые прогуливаются по улицам, в жилой части, в парке, в лесу, в лабиринте. Жители могут общаться друг с другом, печатая послания на клавиатуре. Аватар получает зарплату размером в 200 официально принятых денежных единиц, но есть также возможность брать деньги взаймы в ссудных кассах или выиграть в азартные игры» (Кондзуми, 1995, с. 9). В городе Хэ­битэт жители живут «полноценной» личной и общественной жиз­нью: вступают в браки, развлекаются, общаются, делают покупки, выбирают правительство и т. д.

Таким образом, можно утверждать, что новая — виртуальная — цивилизация с ее киберкультурой и виртуальной психологией на­чинает «разъедать» и заменять собою нынешний новоевропейский тип культуры.

 

 

Эко У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст1

У Платона в конце диалога «Федр» есть такой пример: Гермес, предполагаемый изобретатель письменности, демонстрирует фа­раону Таммузу изобретение, которое позволит людям помнить то, что иначе пропадет в забвении. Фараон не рад и говорит: «Хитро­умный Тот! Память — дивный дар, ее надо постоянно поддержи­вать. Из-за твоего изобретения у людей испортится память. Они бу­дут вспоминать не благодаря внутреннему усилию, а благодаря внешней поддержке».

Согласимся с этим фараоном. Письмо, как всякая новая техни­ческая поддержка, ослабляет силу человека. Так, автомобиль вре­дит способности ходить. Письмо опасно, потому что ослабляет силу ума, предлагая людям окаменевшую душу, карикатуру на ум, ми­неральную память. Платон, конечно, иронизирует. Он приводит ар­гумент против письма, но вкладывает его в уста Сократа, который ничего не писал. Именно поскольку он не публиковался, Сократ по­терпел поражение — в академическом плане.

В наше время никто из-за письма не волнуется по двум про­стым причинам. Во-первых, мы знаем, что книга — это не способ присвоить чужой ум, наоборот, книги •— машины для провоцирова­ния собственных новых мыслей, и только благодаря изобретению письма есть возможность сберечь такой шедевр спонтанной памя­ти, как «В поисках утраченного времени» Пруста. Во-вторых, если когда-то память тренировали, чтобы держать в ней факты, то пос­ле изобретения письма ее стали тренировать, чтобы держать в ней книги. Книги закаляют память, а не убаюкивают ее. Фараон выразил исконный страх — страх, что новая техника отменит или раз­рушит нечто хорошее, плодоносное, самоценное и духовное. Фара­он будто бы показал сначала на письмена, а затем на идеальный символ человеческой памяти и сказал: «Это (то есть письмена) убь­ет то (то есть память)». В «Соборе Парижской Богоматери» Гюго Клод Фролло показывает сначала на книгу (книги только начали печатать в то время), потом на свой собор и говорит: «Это убьет то».

Действие романа развивается в XV веке — только изобрели пе­чать. До того рукописи предназначались для малочисленной элиты. Работа по обучению масс содержанию Библии, житиям Христа и святых, моральным принципам и даже истории своего собственного народа, а также географии, природоведению, то есть природе отда­ленных стран и свойствам трав и камней, — эта работа отводилась фрескам и статуям Собора. Средневековый собор был как бы по­стоянной неизменной телепрограммой, которая давала народу все необходимое как для повседневной, так и для загробной жизни. Книги же отвлекали от базовых ценностей, поощряли излишнюю информированность, вольное толкование Писания и нездоровое любопытство.

Согласно книге Маршалла Маклюэна «Галактика Гутенберга» (1962) после изобретения печати преобладал линейный способ мыш­ления, но с конца 60-х ему на смену пришло более глобальное воспри­ятие — гиперцепция — через образы телевидения и другие элект­ронные средства. И если не Маклюэн, то его читатели как бы тыкали пальцем в Манхэттенскую дискотеку, потом в печатную книгу со сло­вами: «Это убьет то». Средства массовой информации довольно скоро установили, что наша цивилизация становится image-oriented, ори­ентированной на зрительный образ, что ведет к упадку грамотности.

Добавлю, что средства массовой информации подняли на щит этот упадок словесности как раз тогда, когда на мировую сцену вышли компьютеры. Безусловно, компьютер — орудие для произ­водства и переработки образов, и так же безусловно, что инструк­ция нам дается в образе неизбежной иконки. Но так же известно, что старые компьютеры рождались как орудие письменности. По экрану ползли слова и строки, и пользователь должен был читать. Новое поколение детей из-за компьютера научилось читать с ди­кой скоростью, и сейчас тинэйджер читает быстрее, чем профес­сор университета — вернее, профессор читает медленнее, чем ти­нэйджер. Тинэйджеры, если они хоть что-то на своем компьютере программируют, должны знать логические процедуры и алгорит­мы и должны печатать слова и цифры, причем очень быстро. В этом смысле компьютер возвращает людей в гуттенбергову галактику, и те, кто пасутся ночами в Интернете и болтают в чатах, — они работают словами. Если телеэкран — это окно в мир, явленный в образах, то дисплей — это идеальная книга, где мир выражен в сло­вах и разделен на страницы.

Традиционный компьютер предлагал линейную письменную ком­муникацию, это была быстро бегущая книга. Сейчас появились ги­пертексты. Книга читается справа налево или слева направо, или сверху вниз — это зависит от нас. Но в любом случае это работа

в физическом смысле — книгу приходится листать. А гипертекст__это многомерная сеть, в которой любая точка здесь увязана с любой точкой где угодно. Итак, мы в конце «истории с убийствами» — «это убьет то» и т. д. Сейчас реален вариант, что CD-ROM вытеснит книгу. А если учесть, что CD мультимедийны, то, значит, не понадо­бятся видеокассеты и прочее.

Это не научная фантастика. Рассмотрим конфликт книги и ги­пертекста в свете дилеммы, которую я только что обрисовал: борь­ба визуальной и буквенной коммуникаций. Вскоре после изобрете­ния печати, кроме книг, было много других носителей информации: живопись, гравюра, устное обучение, но книги оставались базой для передачи научных сведений, включая новости современной исто­рии. Книги были оптимальным материалом. С усовершенствовани­ем средств массовой информации, от кино до телевидения, кое-что изменилось. Недавно единственным способом учить языки, кроме путешествий, были учебники. А сейчас дети часто учат языки по пластинкам, смотрят фильмы на языке, разбирают надписи на упа­ковках. То же и с географией. Я в детстве узнавал об экзотических странах из Жюля Верна. Мои дети в нежном возрасте уже знали больше меня — из телевидения и кино. Можно отлично выучить древнеримскую историю по фильмам. Надо только выбирать те фильмы, которые не врут. Ошибка Голливуда — не в том, что нам подсовывают фильмы вместо Тацита и Гиббона, а в том, что эти фильмы — кичевые и слащавые версии Тацита и Гиббона. По хо­рошему научно-популярному фильму, не говоря уж о CD, гене­тику можно преподавать лучше, чем по учебнику. На данном этапе многие средства массовой информации участвуют в культурной работе. Культура в поисках более живых путей должна использо­вать все эти возможности средств массовой информации.

Для языков лучше кассета, чем учебник. Шопен на компакт-диске с комментариями поможет разобраться в музыке, и нечего волноваться, будут ли люди покупать пятитомные музыкальные энциклопедии. Проблему надо ставить иначе. Не надо противопо­ставлять визуальную и вербальную коммуникации, а надо совер­шенствовать и ту, и эту.

В Средние века визуальная коммуникация для народа была важ­нее письма. Но визуальный Шартрский собор по своему культур­ному наполнению ничуть не хуже письменного образа мира. Собор

был телевидением своего времени. Разница в том, что главный ре­дактор тех средневековых телепрограмм любил читать хорошие книги, имел замечательную фантазию и работал для обществен­ного блага — или хотя бы так искренне считал.

Книги относятся к двум категориям: книга для чтения и книга-справочник. Книга для чтения — а это может быть что угодно: ро­ман, философский трактат, социологическое исследование — чи­тается по принципу «разворачивания истории»: на первой страни­це говорится, что произошло убийство, история разворачивается, пока, наконец, на последней странице не оказывается, что убийцей, как всегда, был дворецкий. Кончилась книга — кончилось ваше чте­ние. Автор хочет, чтобы вы начали с первой страницы, расследовали вопросы, которые он вам предлагает, и потом он подаст вам вывод. В числе ненормальных, которые читают книги не так, — универси­тетские профессора. Допустим, исследователь разрабатывает тему Иерусалима в творческом наследии Фомы Аквинского, и, таким образом, он будет перелистывать тысячи страниц, фокусируя свое внимание только на тех местах, где было упомянуто слово «Иеру­салим». Или вот еще хорошее занятие — исследовать употребление союза «и» в Библии. Но для неспециалиста такие способы чтения покажутся очень скучными.

На симпозиуме по будущему книги в Сан-Марино Режи де Брэ говорил, что древнееврейская культура опиралась на книгу, потому что древнееврейский народ кочевал. И это очень важное наблюдение. Египтяне могли высекать свою историю на обелисках. Моисей — не мог. Тот, кто хочет идти через Красное море, может взять свою ис­торию в виде свитков, но никак не в виде обелиска. И другая коче­вая цивилизация •— арабская — тоже опиралась на книгу и тоже предпочитала письмена рисункам.

У книги есть еще одно преимущество перед компьютером. Даже напечатанная на современной окисляющейся бумаге, которая жи­вет не больше 7—10 лет, все-таки книга крепче магнитной записи, она живет дольше. Потом, она не зависит от электрополей и от за­мыканий. Бумажная книга все еще самый дешевый, удобный спо­соб передачи информации при низких расходах. Компьютерная ин­формация забегает вперед, а книга путешествует вместе с нами, с удобной для нас скоростью. И даже если выбросить нас на необи­таемый остров, где нет электрической розетки, мы сможем читать книгу, а компьютер — не сможем. Книгу можно читать, сидя на вер­блюде, лежа в ванне, занимаясь любовью...

Это не новая идея. До изобретения компьютера поэты и писате­ли мечтали о полностью открытом тексте, который читатели могли бы переписывать, как им нравится, бесконечное количество раз. Та­кова была идея Малларме. Джойс задумал «Поминки по Финнегану», мечтая об идеальном читателе, мучимом «не-сонницей». Макс Запрота в пятидесятые годы опубликовал роман, в котором стра ницы можно было перемешивать, чтобы получались разные сюже> ты. Джанни Баллестрини заложил в свое время в один из самых пер­вых компьютеров серию строф, и компьютер выдавал множестве стихотворений. Рэймон Кено изобрел компьютерный алгоритм, бла­годаря которому стало возможным получить бесконечное количе­ство стихов с бесконечным количеством вариантов строк. Многие современные музыканты делают аналогичные опыты с музыкой. Проблема изменения природы текста распадается на две про­блемы. В одном случае это идея физической передвижки текста Текст, способный к передвижке, дает впечатление полной свободы, но это только впечатление, иллюзия свободы. Единственная маши­на, способная порождать действительно бесконечное количество текстов, была порождена тысячелетия назад, и это — алфавит. Ко­нечным числом букв порождаются миллиарды текстов. Текст — стимул, который в качестве материала дает нам не буквы, не слова, а заранее заготовленные последовательности слов либо целые стра­ницы, но полной свободы нам не дает. Мы можем только передви­гать конечное количество заготовок в рамках текста. Но я как чита­тель имею полную свободу наслаждаться традиционным детекти­вом, используя не только печальную предназначенную концовку. Я беру роман, в котором он и она умерли, и я волен или оплакивать их кончину, или придумать себе концовку, в которой они пожени­лись и жили долго и счастливо. Таким образом, мне как читателю лучше иметь завершенный текст, который я могу переиначивать в течение долгих лет, нежели текст-конструктор, с которым я могу проводить только определенные манипуляции.

Я хочу закончить панегириком тому конечному и предельному миру, который открывают нам книги. Вы читаете «Войну и мир» и мечтаете только об одном: чтобы Наташа отвергла этого дурака Ана-толя и вышла за князя Андрея и чтобы он не умер и они жили дол­го и счастливо. Переписывайте эту историю за компьютером, сколь­ко вам угодно. Создавайте бесчисленное множество собственных «Войн и миров». Пусть Пьер Безухов убьет Наполеона или пусть Наполеон победит Кутузова. Но в этой книге нам делать нечего. Увы, нам придется принять закон Локка: признайте неотвратимость судьбы.

Гипертекстуальный роман дает нам свободу и творчество, и бу­дем надеяться, что эти уроки творчества займут место в школе бу­дущего. Но написанный роман «Война и мир» подводит нас не к бес­конечным возможностям свободы, а к суровому закону неминуе­мости. Чтобы быть свободными, мы должны пройти урок жизни и смерти, и только одни книги способны передать нам это знание.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 389 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2369 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.