Суть разработок в области компьютерных виртуальных реальностей заключается в том, что с помощью компьютера можно создать реалистический трехмерный объект, имеющий «собственное», т.е. программированное на очень высоком психологическом уровне, поведение (для пользователя поведение, например, виртуального человека неотличимо от поведения реального человека). Причем виртуальный объект и пользователь могут обмениваться сенсорной информацией, в принципе, любого типа (зрительной, слуховой, тактильной и даже ощущениями от внутренних органов). Другими словами, с помощью компьютера можно создать иллюзию, воспринимаемую и ощущаемую (переживаемую) как абсолютно достоверную.
Но если компьютерные виртуальные разработки дают возможность человеку воспринимать виртуальные объекты как реальные то дополнение компьютерных разработок разработками в области психологических виртуальных реальностей дает возможность глубокого проникновения в психику человека, такому, которое в другое время обеспечивается различного рода психотехническими, эзотерическими, духовными и т. п. практиками, поскольку психологические виртуальные реальности есть не что иное, как более высокие (или глубокие) пласты человеческой психики. Это означает, что объединение компьютерных и психологических виртуальных реальностей приведет к тому, что человек будет не только воспринимать и взаимодействовать с виртуальными объектами как реальными, но и будет верить в их объективное существование, так же как верит верующий человек в те реалии, которые предлагает ему его вероисповедание.
С точки зрения виртуальной психологии смысл и суть воздействия на человека заключается в активации самообраза, т. е. ощущений, порождаемых психическим образом. В этом плане несущественно, каким способом человеку предлагается образ: с помощью традиционных видов искусства или с помощью экранных технологий.
Важно не то, каким способом человек получил тот или иной образ, а то, как этот образ начинает функционировать в психике и какие ощущения порождать в самообразе. Самообраз — это своего рода психическое табло, на котором отражаются психические события, а не те события, которые происходят вне психики человека. Если образ не порождает никаких ощущений в самообразе, то и тот объект, который породил этот образ, никак человеком не переживается. Так мы воспринимаем обыденную обстановку вокруг нас. дома, улицы, людей и т. д. Но иногда образ порождает ощущения в самообразе: бывает, что вдруг видишь неземную красоту обыкновенного цветка или заходящего солнца, или картины на выставке, или проходящего мимо человека. Это означает, что в самообразе возникли ощущения от образа, и эти ощущения называются виртуальными. Задача виртуальной психотерапии заключаете в обеспечении такой подачи образа, чтобы он вызвал виртуальньные
переживания. Сам образ может быть достаточно простым: бытовая сцена, натюрморт и т. п.
Смысл компьютерных технологий в области психотерапии с виртуальной точки зрения заключается не в том, что они предоставляют психотерапевту возможность создания новых сред, куда могут помещаться пациенты, а в том, что они позволяют формализиро-вать и технологизировать некоторые способы порождения виртуальных образов в человеке и тем самым дают возможность работать с образами второго порядка, т. е. с более высокими или глубокими, если хотите, психическими реальностями.
На основании вышеприведенных теоретических рассуждений в лаборатории виртуалистики Института человека РАН были разработаны методики и создан компьютерный стенд, позволяющий моделировать и изучать психологические виртуальные реальности. В одной из методик, под названием «самолет», удалось активизировать самообраз полета, и у испытуемых, не имеющих опыта полета на самолете в качестве военного летчика, возникали ощущения полета, управления самолетом, переживаемые как натуральные состояния: огромного неба, полета в небе, крена самолета, перевернутого положения самолета, падения самолета и самого себя в нем в случае неправильного управления самолетом и т. д. О натуральности переживаний, конечно, не по всему спектру переживаний настоящего летчика, поскольку моделировался лишь фрагмент полета, говорит и тот факт, что описания своих переживаний испытуемые делали во многом в тех же самых словах, что и настоящие летчики, описывая свои переживания реальных полетов.
Таким образом, в эксперименте удалось подтвердить теоретические представления о виртуальной структуре психики: наличие самообраза как экрана отражения «деятельности» образа. Такая модель позволяет в единой парадигме рассматривать компьютерные, психологические, а также и другие реальности: политические, художественные и т. д.
Экспериментальное доказательство виртуальной модели психики дает основание для разработки психотерапии нового типа, суть которой заключается в «разблокировке» самообраза человека, что дает ему возможность пережить реальные, «настоящие» переживания, почувствовать реальность жизни, от которой некоторые люди Ушли, замкнувшись на внутреннем мире. Виртуальная психотерапия позволяет вывести человека из его замкнутого внутреннего мира, опираясь на этот же мир, а не на внешний, от которого эти люди старательно, хотя и нерефлексивно, отстраиваются. Эти же процедуры можно рассматривать и как раскрытие резервных и творческих Потенций человека, что также имеет психотерапевтический эффект.