Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Виртуальная психология и психотехника




Суть разработок в области компьютерных виртуальных реаль­ностей заключается в том, что с помощью компьютера можно со­здать реалистический трехмерный объект, имеющий «собственное», т.е. программированное на очень высоком психологическом уровне, поведение (для пользователя поведение, например, виртуально­го человека неотличимо от поведения реального человека). Причем виртуальный объект и пользователь могут обмениваться сенсорной информацией, в принципе, любого типа (зрительной, слуховой, так­тильной и даже ощущениями от внутренних органов). Другими словами, с помощью компьютера можно создать иллюзию, воспри­нимаемую и ощущаемую (переживаемую) как абсолютно досто­верную.

Но если компьютерные виртуальные разработки дают возмож­ность человеку воспринимать виртуальные объекты как реальные то дополнение компьютерных разработок разработками в области психологических виртуальных реальностей дает возможность глу­бокого проникновения в психику человека, такому, которое в дру­гое время обеспечивается различного рода психотехническими, эзотерическими, духовными и т. п. практиками, поскольку психо­логические виртуальные реальности есть не что иное, как более высокие (или глубокие) пласты человеческой психики. Это означа­ет, что объединение компьютерных и психологических виртуальных реальностей приведет к тому, что человек будет не только воспри­нимать и взаимодействовать с виртуальными объектами как реаль­ными, но и будет верить в их объективное существование, так же как верит верующий человек в те реалии, которые предлагает ему его вероисповедание.

С точки зрения виртуальной психологии смысл и суть воздей­ствия на человека заключается в активации самообраза, т. е. ощуще­ний, порождаемых психическим образом. В этом плане несуществен­но, каким способом человеку предлагается образ: с помощью тради­ционных видов искусства или с помощью экранных технологий.

Важно не то, каким способом человек получил тот или иной об­раз, а то, как этот образ начинает функционировать в психике и какие ощущения порождать в самообразе. Самообраз — это своего рода психическое табло, на котором отражаются психические со­бытия, а не те события, которые происходят вне психики человека. Если образ не порождает никаких ощущений в самообразе, то и тот объект, который породил этот образ, никак человеком не пережи­вается. Так мы воспринимаем обыденную обстановку вокруг нас. дома, улицы, людей и т. д. Но иногда образ порождает ощущения в самообразе: бывает, что вдруг видишь неземную красоту обык­новенного цветка или заходящего солнца, или картины на выстав­ке, или проходящего мимо человека. Это означает, что в самообра­зе возникли ощущения от образа, и эти ощущения называются виртуальными. Задача виртуальной психотерапии заключаете в обеспечении такой подачи образа, чтобы он вызвал виртуальньные

переживания. Сам образ может быть достаточно простым: быто­вая сцена, натюрморт и т. п.

Смысл компьютерных технологий в области психотерапии с вир­туальной точки зрения заключается не в том, что они предоставля­ют психотерапевту возможность создания новых сред, куда могут помещаться пациенты, а в том, что они позволяют формализиро-вать и технологизировать некоторые способы порождения вирту­альных образов в человеке и тем самым дают возможность рабо­тать с образами второго порядка, т. е. с более высокими или глубо­кими, если хотите, психическими реальностями.

На основании вышеприведенных теоретических рассуждений в лаборатории виртуалистики Института человека РАН были раз­работаны методики и создан компьютерный стенд, позволяющий моделировать и изучать психологические виртуальные реальности. В одной из методик, под названием «самолет», удалось активизиро­вать самообраз полета, и у испытуемых, не имеющих опыта поле­та на самолете в качестве военного летчика, возникали ощущения полета, управления самолетом, переживаемые как натуральные со­стояния: огромного неба, полета в небе, крена самолета, перевер­нутого положения самолета, падения самолета и самого себя в нем в случае неправильного управления самолетом и т. д. О натураль­ности переживаний, конечно, не по всему спектру переживаний на­стоящего летчика, поскольку моделировался лишь фрагмент поле­та, говорит и тот факт, что описания своих переживаний испытуе­мые делали во многом в тех же самых словах, что и настоящие летчики, описывая свои переживания реальных полетов.

Таким образом, в эксперименте удалось подтвердить теорети­ческие представления о виртуальной структуре психики: наличие самообраза как экрана отражения «деятельности» образа. Такая модель позволяет в единой парадигме рассматривать компьютер­ные, психологические, а также и другие реальности: политиче­ские, художественные и т. д.

Экспериментальное доказательство виртуальной модели пси­хики дает основание для разработки психотерапии нового типа, суть которой заключается в «разблокировке» самообраза человека, что дает ему возможность пережить реальные, «настоящие» пережи­вания, почувствовать реальность жизни, от которой некоторые люди Ушли, замкнувшись на внутреннем мире. Виртуальная психотера­пия позволяет вывести человека из его замкнутого внутреннего мира, опираясь на этот же мир, а не на внешний, от которого эти люди ста­рательно, хотя и нерефлексивно, отстраиваются. Эти же процеду­ры можно рассматривать и как раскрытие резервных и творческих Потенций человека, что также имеет психотерапевтический эффект.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 440 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2088 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.