Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Компьютерные технологии обучения




Компьютерные технологии, без сомнения, представляют собой самую аван­гардную область в арсенале современного обучения. Для их реализации требу­ется специальное техническое оснащение (по меньшей мере, компьютерный класс) и определенный уровень компьютерной компетентности. Компьютер­ная компетентность учащихся формируется как на уроках информатики при обучении пользованием компьютером, так и при его применении в качестве учебного средства на других предметах.

Обобщенным показателем сформированной компьютерной компетентно­сти принято считать наличие таких качеств личности учащегося, как:

- интерес к проблемам развития информационных технологий;

- осознанная установка на использование компьютерных технологий в своей учебной и будущей профессиональной деятельности;

- умение мыслить свернутыми формами и формализованными структурами;

- способность быстро и эффективно включаться в виртуальную ситуацию, моделировать объекты с помощью компьютерных средств;

- владение этикетом электронного диалогового общения.

Несмотря на то, что уровень освоения компьютерной компетентности у учащихся одного класса нередко серьезно различается (одни из них уже явля­ются грамотными пользователями, а другие способны проводить простейшие операции только под наблюдением и контролем учителя), следует широко ис­пользовать технологические возможности комплекса «компьютерный класс». Школьный компьютер в учебном процессе позволяет:

- получать информацию из Интернета: ученики могут воспользоваться из­влеченной информацией при подготовке к урокам, для написания твор­ческих работ, при подготовке проектных заданий;

- играть: существует целое семейство компьютерных игр, которые специ­ально созданы для тренировки внимания, развития памяти, логического мышления и освоения в игровой ситуации нового знания;

- работать с текстами: создание текста — один из основных способов использования компьютера в обучении. Тексты можно воспроизводить на бумажном носителе, распечатав его на принтере (так создаются тро­гательные сборники творческих сочинений школьников, их самодеятель­ные журналы и альманахи);

- создавать рисунки, чертить и конструировать: для изобразительного творчества понадобятся специальные программы — графические редакторы (самый простой — Раint bruch) и чертежная программа, например «Компас»;

- проводить мультимедийные выступления: использование специальных мультимедийных программ и устройств (особый мультимедийный про­ектор, экран, подключенные к компьютеру) позволяет учителю или уче­никам-докладчикам демонстрировать на экране план выступления, отдельные тезисы, иллюстрации (схемы, фотографии, объемные модели, мультипликацию). Одновременно может звучать музыка, звуковая дорожка видеофильма.

Часть IV. СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ЦЕЛОСТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ

Глава 12. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Понятие социализации

Термин «социализация», как принято считать, пришел в науки о человеке с «легкой руки» американского социолога Ф. Г. Гиддингса. В 1887 году в книге «Теория социализации» он определил сущность этого процесса как «развитие социальной природы и характера индивида», «подготовку человеческого мате­риала к социальной жизни». Но как общепринятое научное понятие «социализа­ция» начала активно работать в западной (особенно англоязычной) философс­кой и психологической литературе только в конце 50-х годов XX века.

В современной социологической и психологической литературе социали­зация личности рассматривается как превращение индивида с его природны­ми задатками и потенциальными возможностями социального развития в пол­ноценного члена общества. Ребенок, живущий в определенное историческое время, в определенном социальном окружении, включается самой жизнью в процесс «социального наследования» (Н. П.Дубинин).

Рассмотрение теоретических аспектов проблемы социализации обнаружи­вает, что педагогическая характеристика этого понятия выражается, по мень­шей мере, пятью подходами:

1. Социологический. Социализация рассматривается как трансляция куль­туры от поколения к поколению, как общий механизм социального наследования, охватывающий и стихийные воздействия среды, и органи­зованные — воспитание, обучение.

2. Факторно-институциональный. Социализация определяется как совокуп­ность, множественность, рассогласованность и некоторая автономность действия факторов, институтов и агентов социализации.

3. Интеракционистский. Социализация в качестве важнейшей детерми­нанты предполагает межличностное взаимодействие, общение, без ко­торого невозможно становление личности и восприятие ею картины мира.

4. Интериоризационный. Социализация представляет собой освоение лич­ностью норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных обще­ством, в результате чего складывается система внутренних регуляторов личности, привычных форм ее поведения.

5. Интраиндивидуальный. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а является творческой самореализацией личности, преобразованием себя, строится как деятельностная модель индивиду­ализации.

Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризую­щих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвое­ние ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимо­действия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социаль­ного опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни.

Воспитание представляет собой систему целенаправленных, педагогически организованных взаимодействий взрослых с детьми, самих детей друг с дру­гом. Именно в таком личностном взаимодействии происходит изменение мо-тивационно-ценностной системы личности ребенка, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения, по­этому воспитание является одним из главных путей организованной социали­зации.

Взаимосвязь социализации и воспитания нельзя рассматривать, игнори­руя процесс самовоспитания, так как реально осуществляемая социализация обязательно предполагает свою вторую сущность — индивидуализацию: ста­новление личности со всей присущей ей уникальностью и неповторимостью, своеобразное обретение себя. Самовоспитание в этом контексте — в высшей степени осознанная и самостоятельная деятельность человека по совершен­ствованию своей личности, характеризующаяся тем, что он осознает себя и действует как субъект социализации, способный самоопределяться в со­циуме.

Факторы социализации

1) мегафакторы (космос, планета, мировое сообщество);

2) макрофакторы (этнос, страна, государство);

3) мезофакторы (демографические условия, принадлежность к социальной группе, классу, субкультуре);

4) микрофакторы (семья, школа, группы ровесников)[19].

Обратимся к рассмотрению основных групп факторов социализации, что­бы понять, как они действуют в целостном процессе образования. Нередко представляется, что образование — это то, что взрослые дают детям. На самом деле основанием любого образования является личный опыт человека, его са­мостоятельное взаимодействие с культурой, преобразование одновременного влияния различных факторов социализации.

1. Мегафакторы

Влияние непознанных процессов, происходящих во Вселенной, на жизнь людей отмечали еще древние астрономы. В начале XX века выдающиеся дея­тели отечественного естествознания (В. И. Вернадский, Н. А. Умов, Н. Г. Хо­лодный, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский), выступившие одновременно как философы-космисты, убедительно доказывали, что существует определен­ная зависимость отношений в социальной среде, событий человеческой жиз­ни от количества энергии, поступающей из Космоса. Человека они считали «гражданином Вселенной», живущим с Космосом по единым законам.

Так, А. Л. Чижевский обосновал «теорию космических эр» и заметил доста­точно явные совпадения самых важных, часто трагических, событий в исто­рии цивилизации (войн, революций) с моментами максимальной активности Солнца. В. И. Вернадский открыл биохимическую энергию живого вещества и утверждал, что она пронизывает тела живущих на Земле людей и после их смерти уходит в биосферу. Так вокруг Земли создается еще одна оболочка — ноосфера, состоящая из энергетических остатков духовной жизни человече­ства. Поэтому ноосфера естественно влияет на земные события, спонтанно управляет разумом, волей, чувствами людей.

Современные исследования в области геополитики доказывают образова­ние к концу XX столетия геопатогенных зон Альпийско-Гималайского пояса протяженностью более 10 000 км и шириной 100—300 км (страна Басков, Ал­бания, Косово, Босния, Приднестровье, Абхазия, Чечня, Нагорный Карабах, Таджикистан, Афганистан, Иран, Джамна и Кашмир, Камбоджа, Вьетнам). Исследователи утверждают, что именно в ландшафтной оболочке Земли про­исходит превращение космической энергии Солнца в земные виды энергии. Человеческий труд (возделывание земли, добыча полезных ископаемых, стро­ительство дорог и гидросооружений) связан с регулированием этих потоков энергии. В результате социальной и хозяйственной жизни людей в Альпийско-Гималайском поясе деградирует антропогенный ландшафт и происходят крупные социальные катастрофы, конфликты и войны.

Макрофакторы

В процессе социализации взрослеющий человек особым образом аккуму­лирует влияние своего этноса. Этнос — это социокультурное образование, чле­ны которого осознают общность происхождения, языка, традиций. Еще древ­ние путешественники описывали в своих путевых дневниках специфические особенности образа жизни людей на открываемых землях. С развитием наук (географии, этнографии, культурологии) научные исследования обосновыва­ли у разных народов национальные особенности их социальной жизни и куль­туры. Географические и климатические условия жизни, характер труда и быта, способы борьбы за существование формировали у каждого этноса свойствен­ные ему обычаи, традиции, социальные установки и ценностные ориентации.

Классик отечественной педагогики К. Д. Ушинский, анализируя в середине XIX века воспитательные системы крупнейших европейских стран, обратил внимание на то, что, несмотря на сходство педагогических форм обучения де­тей и молодежи, у всех европейских народов существует «своя особенная на­циональная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели»[20]. К. Д. Ушинский объясняет этот феномен именно мощным влиянием этнического фактора — «народности». Народность прояв­ляется во множестве черт внешности человека, его темперамента и характера, в организации семейной жизни и в отношении к государству. Семейное вос­питание, считает К. Д. Ушинский, с его народной (этнической) природой, яв­ляется живым органом в историческом процессе народного развития. Поэто­му нет и не может быть общей для всех народов системы воспитания, какие бы великие общественные идеалы ни рисовали мыслители и политические лидеры.

Становление этнической идентичности человека складывается под влия­нием:

- общности крови (родители и кровные родственники становятся главны­ми носителями жизненных ценностей);

- освоения родного языка (ребенок усваивает не только лексику и грамма­тику родной речи, но смыслы, художественные образы);

- усвоения традиций, обычаев, истории своего этноса («любви к отеческим гробам»).

Выдающийся историк, географ и культуролог Л. Н. Гумилев, объясняя ме­ханизм действия этноса как фактора социализации, считает этническую общ­ность биофизическим явлением и вводит понятие «этническое поле». Он пи­шет: «Этническое поле, т. е. феномен этноса как таковой, не сосредоточивается в телах ребенка и матери, а проявляется между ними. Ребенок, установивший связь с матерью первым криком и первым глотком молока, входит в ее этни­ческое поле. Пребывание в нем формирует его собственное этническое поле, которое потом лишь модифицируется вследствие общения с отцом, родными, другими детьми и всем народом»[21].

Каждому этносу присущ свой опыт и своя культура рождения и вырашива-ния ребенка (способы кормления, предохранения от болезней, обучения на­выкам труда, быта, общения). Поэтому этнический фактор влияет, в первую очередь, на социализацию ребенка в семье.

Влияние государства в качестве фактора социализации выступает как власть коллективного субъекта, который организует жизнь людей, определяет зако­ны, охраняет права граждан и регулирует их деятельность. Государство, озабо­ченное социализацией граждан, устанавливает свою идеологию, систему идей, которые объясняют (и оправдывают) установленный социальный порядок, помогают человеку приспособиться к заданным условиям.

Мезофакторы

Жизнь граждан той или иной страны всегда определена сложившимися со­циально-экономическими отношениями. В эти отношения вовлечены отдель­ные люди, семьи, социальные и профессиональные группы, политические и общественные объединения.

Образование человека и даже его судьба могут напрямую зависеть от тех демографических условий, в которых он оказался: живет ли он в столичном мегаполисе или в обыкновенном российском райцентре, на затерянной в тун­дре пограничной заставе или в кубанской станице. Демографическая ситуа­ция во многом определяет его интересы, занятия в свободное время, доступ­ность информационной среды, круг общения и даже способы решения многих жизненных проблем. Сейчас, когда так велико социальное влияние информа­ционных технологий, место проживания человека еще означает и меру до­ступности для него информационной среды.

Горожане (особенно жители крупных городов) более мобильны, у них ши­рокие возможности в выборе профессии, получении образования, проведении свободного времени. Но они чаще переживают чувство «одиночества в толпе», свою ненужность окружающим людям, ощущение, что жизнь стремительно несется мимо и нужно все время напрягаться, чтобы успеть за ней и не остать­ся «на обочине».

Сельские жители ближе к природе и могут жить, ощущая ее величие и кра­соту, они связаны с реальным трудом на земле, в среде родственников и сосе­дей они хорошо чувствуют свои «корни», традиции дедов, но односельчане открыто контролируют их повседневное поведение. Однако у них меньше воз­можностей для получения качественного конкурентоспособного образования, их досуг нередко беден впечатлениями и далек от образцов городской жизни.

Каждый человек входит в культуру, социализируется еще и в соответствии с определенной социальной принадлежностью к тому или иному слою общества (классу, сословию). Современные социологи, описывая социальную структуру общества, обращают внимание, что, кроме этнических и религиозных разли­чий, социальная стратификация определяется такими «измерениями»: степень власти; доход или богатство; престиж профессии; образование.

В современном постиндустриальном обществе основным экономическим ресурсом становится образование. В общественном сознании складывается убеждение, что богатым и успешным может быть только тот человек, кто име­ет достаточно высокий уровень образования. Поскольку знания быстро старе­ют, утрачивают свою конкурентоспособность, необходимо владеть способами их поддерживать, обновлять, иметь доступ к источникам информации и вла­деть достаточно современными информационными технологиями. А для это­го нужны деньги и власть.

Каждый социальный слой в обществе (экономическая и политическая эли­та, средний класс, интеллигенция, неквалифицированные рабочие, маргиналы) выстраивают свой стиль жизни, свои стереотипы социально одобряемого поведения, свои способы проведения свободного времени и свои формы обра­зования. Уже существующая в нашей стране практика частных детских садов и школ, обучение за границей «развели» детей элиты с их ровесниками из других социальных слоев.

Особенно сложна эта социальная стратификация для социализации подро­стков и молодежи. Они, оказавшись перед выбором на «перекрестке» жизнен­ных дорог, обнаруживают, что привлекающая их взрослая жизнь очень проти­воречива и несправедлива, в ней можно надеяться только на себя и на своих близких. Это делает микрофакторы (в частности, семью) важнейшей областью построения образа социального мира у современных детей и подростков.

Микрофакторы

И в семье, и в референтной группе в общении со «значимыми другими» ребенок осваивает пространство культуры, присваивает общественные цен­ности.

Семья — самый ранний институт социализации, значение которого сохра­няется для человека на всю жизнь. Ее роль уникальна и незаменима, особенно в раннем и дошкольном детстве, в пору «первичной социализации». Неслу­чайно дети, выросшие без семьи, в детском доме или школе-интернате, даже живущие в определенном комфорте и достаточно материально обеспеченные, все равно оказываются плохо социализированными. В 16-18 лет, выходя в са­мостоятельную жизнь, многие из них не умеют жить автономно, своей семьей, не умеют решать самые простые бытовые проблемы, боятся самостоятельного выполнения своих социальных обязанностей, часто вообще их не осознают, а инфантильно ждут от окружающих привычной опеки.

Семья оказывает серьезное влияние на формирование психологического пола ребенка: он усваивает атрибуты своего пола, «считывая» их в реальных образцах «женского» и «мужского» поведения членов семьи. Интересно, что исследуя социальный опыт детей, можно обнаружить своеобразные «линии матери» и «линии отца». «Линия матери» проецирует опыт детей на «мир лю­дей»: создает базовые отношения для таких нравственных качеств, как добро­та, внимание к слабым и старым, терпение, снисходительность к недостаткам других людей, любовь к ближним. «Линия отца» активнее проецирует соци­альный опыт детей на «мир вещей»: вносит ценности дисциплины, порядка, но вместе с тем и ценности состязательности, стремления к первенству, к борьбе и преодолению, обязательности и ответственности.

Для социализации ребенка очень важна своя территория (свой уголок за шкафом, свой стол с ящиками и полками, свое место для игр). Стремление иметь свое обжитое место в доме укрепляет в сознании ребенка факт его соб­ственного бытия в этом мире. Столь же важны для социализации собственные вещи каждого члена семьи, особенно изготовленные своими руками, перехо­дящие по наследству от старших поколений. Любимая игрушка, чашка, шарф, связанный бабушкой, способствуют становлению у ребенка чувства идентич­ности и причастности к своим родным.

На основе многолетних исследований литовский психолог Г. Т. Хоментаус­кас выделяет четыре типа социальных установок у детей, которые складыва­ются в семейном общении и в дальнейшем серьезно определяют их социаль­ное поведение[22]:

1. «Я нужен и любим, и я люблю вас тоже».

Такая внутренняя позиция ребенка складывается в семье, где он постоянно переживает близость с родителями, их доверие и любовь, где его жизнь запол­нена совместной с ними деятельностью и заботами.

2. «Я нужен и любим, а вы существуете ради меня».

Эта установка — продукт семейной социализации, где ребенок — «центр Вселенной», на котором сосредоточены все заботы, душевные силы, время и материальные средства членов семьи. В такой семье ребенок нередко является предметом гордости родителей, они усиленно развивают его ранние дарова­ния (например, в области спорта, в музыке) или, напротив, панически обере­гают его здоровье, занимаются лечением по особым методикам.

3. «Я нелюбим, но я от всей души желаю пробиться к вам».

Такой тип социальной установки складывается у детей, в семьях которых открыто демонстрируется, что им нет места в жизни родителей. Как правило, это происходит в семьях, где мать активно вовлечена в бизнес, а няни, гувер­нантки и домашние учителя не восполняют дефицит родительского внимания. Но подобная внутренняя позиция характеризует и детей из так называемых «неблагополучных» семей, родители которых ведут асоциальный образ жизни. Пьянство, наркотики, как правило, не оставляют места для душевного обще­ния с ребенком, а он все еще надеется и ждет их любви.

4. «Я не нужен и нелюбим, оставьте меня в покое».

Подобная социальная установка — «закодированный» в социальном отно­шении крик о помощи: «Мне плохо, я никому не нужен, я один в этом мире!» Так себя ведут несчастные, брошенные своей семьей дети.

Но наличие родителей нередко не спасает от такого результата семейной соци­ализации. Он возникает в таких семьях, где взрослые всегда строят свои отноше­ния с ребенком как с существом неполноценным, постоянно упрекают его за не­успеваемость в школе, за неумелость в домашних делах, за глупость в словах, за нелепый внешний вид — словом, за все. У ребенка в таких взаимоотношениях не остается шанса накопить хотя бы скудный опыт переживания чувства собствен­ного достоинства, утвердиться хоть в каком-нибудь своем достижении. Поэтому такие дети чаще других стремятся избавиться от всяких отношений со взрослыми: замыкаются, уходят в себя, в болезни, в наркотики или вообще излома.

Группа сверстников — ничем не заменимый микрофактор социализации. Это очень хорошо понимал Я. Корчак (1878-1942), который писал: «.следует по­мнить, что благополучие детей зависит не исключительно оттого, как их рас­ценивают взрослые, но и — это в равной, а быть может, и в большей степени — от мнения сверстников, у которых иные, но тем не менее твердые правила оцен­ки членов своего ребячьего общества и их прав»[23].

С какими результатами социализации ребенка в группе сверстников долж­но считаться образование, какие достижения личностного развития склады­ваются только в групповом общении? Их немало:

- освоение поведения, соответствующего социальным, нравственным, культурным предпочтениям членов группы;

- овладение полоролевым поведением;

- организация и переживание своей автономии от мира взрослых (накоп­ление и передача «секретов», «тайн», оформление своего стиля в одежде, прическах, проведении досуга);

- создание условий для формирования «Я-концепции» членов группы (сравнения себя с другими, оценки своих действий и отношений, реали­зации себя в конкретных поступках);

- обеспечение возможности выбора позиции «большинства» или «мень­шинства», опыта отстаивания своей позиции.

Фактором социализации является и образовательное пространство.

В процессе социализации ребенка неизбежно возникают явления, которые требуют определенного согласования социального влияния и реального педа­гогического воздействия, конкретной педагогической инструментовки.

В современной научной литературе обнаруживается несколько уровней проработки понятия «образовательное пространство»:

- как «пространство мира взрослых» (И. С. Кон, М. В. Осорина);

- как широкое проявление ценностей культуры в разнообразных видах дет­ской деятельности — «игровое пространство», «познавательное простран­ство», «художественное пространство», «пространство детства» (О. С. Газман, И. Д. Демакова, И. П. Иванов);

- как стратегическая основа государственной системы образования, как область функционирования государственных образовательных стандар­тов (Н. Д. Никандров, В. М. Полонский, В. В. Сериков);

- как уклад жизнедеятельности школы, ее образовательной системы (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, А. Н. Тубельский, Н. Е. Щуркова);

- как коммуникация в условиях личностно ориентированного образова­ния (Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич).

Образовательное пространство включает в сложных и разнообразных взаи­мосвязях достаточно определенные атрибуты:

- материально-вещную среду (территории и природные объекты, помеще­ния для разнообразной деятельности, оснащение и оборудование, в том числе книги, технические и мультимедийные средства);

- образовательные учреждения на уровне микросоциума (дошкольные образовательные учреждения, школы, детские и юношеские учреждения культуры и дополнительного образования, общественные организации, спортивные, досуговые учреждения);

- источники массовой коммуникации (теле- и радиопрограммы, детские и молодежные издания, самодельные журналы и стенгазеты);

- содержание образовательного пространства (социальный опыт, «закоди­рованный» в содержании обучения, в играх, в художественной деятель­ности, спорте, детской и молодежной субкультуре);

- организацию образовательного пространства (режим, организацию времени и регламентацию жизни участников образовательного простран­ства, сложившуюся систему власти и управления, способы соорганизации участников образовательного пространства и формы самоуправле­ния, нормы, заповеди, сложившиеся меры дисциплинирования).

Но образовательное пространство не прямо выстраивает заданные парамет­ры социализации личности ребенка, а организует педагогически обогащенный образ жизни взрослых и детей. Искусство воспитания в том и состоит, чтобы представить детям сложный, небезопасный реальный мир и помочь выбрать и освоить ту форму социализации, которая соотносится с потребностями их ин­дивидуальности и одновременно отвечает требованиям социума.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 772 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2249 - | 2138 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.