Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Не-красова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева




и др.

 

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «отте-пели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Возне-сенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка,стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. По-эзия, развивающаяся в русле традиций русской клас-сики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Пра-

 

солов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Дру-нина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.

 

«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Три-фонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика ихудожественные особенности их произведений.

 

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьян-ства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина,

В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова,

В. Шукшина, В. Крупина и др.

Драматургия. Нравственная проблематика пьес

 

А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркут-ская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В доб-рый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

 

Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения

(В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).


 

Многообразие оценок литературного процесса в кри-тике и публицистике.

 

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержа-тельность, искренность, внимание к личности; методи-ческое богатство, современная ритмика и инструмен-товка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

 

Александр Трифонович Твардовский, Жизнь итворчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти ма-тери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанныепроизведения обязательны для изучения).

«В тот день, когда закончилась война...», «Дро-
бится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гага-
рина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворе-
ний.)      

Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX ве-ка. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувст-во сопричастности к судьбе страны, утверждение высо-ких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность испо-ведальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэ-зии (развитие представлений). Элегия как жанр лириче-ской поэзии (закрепление понятия).

 

Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчест-во. (Обзор.)

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и пла-кать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хо-чется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанныепроизведения обязательны для изучения).

«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво.,.».

 

(Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема по-эта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление по-стичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пас-тернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастер-нак-переводчик.


Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с ана-лизом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лириче-ского начал. Образы-символы и сквозные мотивы в ро-мане. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой ро-мана. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

 

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творче-ство, Личность. (Обзор.)

 

Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Свое-образие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема рус-ского национального характера в контексте трагической эпохи.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

 

Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество.(Обзор.)

 

Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возмо-жен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В, Т. Шаламова, Жизненная достовер-ность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследо-вание человеческой природы «в крайне важном, не опи-санном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Ха-рактер повествования. Образ повествователя. Новатор-ство Шаламова-прозаика.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Новелла (закрепление по-нятия). Психологизм художественной литературы (раз-витие представлений). Традиции и новаторство в худо-жественной литературе (развитие представлений).

 

Николай Михайлович Рубцов. «Видения на хол-ме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»


 

(или другие стихотворения по выбору учителя и уча-щихся).

 

Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драма-тизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

 

Виктор Петрович Астафьев. «Царь-рыба», «Пе-чальный детектив». (Одно произведение по выбору.)Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба». Утрата нравственных ориентиров — глав-ная проблема в романе «Печальный детектив».

 

Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Од-но произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в по-вести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».

 

Нравственное величие русской женщины, ее самоот-верженность. Связь основных тем повести «Живи и по-мни» с традициями русской классики.

 

Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения:

 

«Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Со-нет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).

(Возможен выбор трех других стихотворений.)

 

Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно- исторических, философских, литера-турно-поэтических и автобиографических пластов, реа-лий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в вирту-озно организованную стихотворную форму» (В. А. Зай-цев). Традиции русской классической поэзии в творче-стве И. Бродского.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

 

Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте.Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты те-

 

чешь, как река. Странное название...», «Когда мне


 

невмочь пересилить беду...», (Возможен выбор дру-гих стихотворений.)

 

Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, об-разы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бар-дов.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Литературная песня. Ро-манс. Бардовская песня (развитие представлений).

 

Юрий Валентинович Трифонов- Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы че-ловека перед лицом обстоятельств. Смысловая много-значность названия повести. Тонкий психологизм писа - теля. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Психологизм художест-венной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление поня-тия).

 

Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Ути-ная охота». (Возможен выбор другого драматическогопроизведения.)

 

Проблематика, основной конфликт и система обра-зов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологиче-ская раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

 

 

Из литературы народов России Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского

поэта, прозаика, драматурга. (Обзор.)
Стихотворения: «Подует ветер — все больше ли-
стьев.,.», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб

и одежду...», «Птиц выпускаю». (Возможен выбор дру-гих стихотворений.)

 

Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движе-ния жизни, непреходящих нравственных ценностей в ли-рике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспа-


мятство — самый тяжкий грех как для отдельного чело-века, так и для всего человечества. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Национальное и обще-человеческое в художественной литературе (развитие представлений).

 

 

Литература конца XX — начала XXI века

 

Общий обзор произведений последнего десятилетия. Проза: В. Белов, А. Битов, В. Макании, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Тол-

 

стая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др. Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Ев-тушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц,

Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин,

Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. При-гов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.

 

Из зарубежной литературы

 

Джордж Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». (Обзорное изучение одной изпьес по выбору учителя и учащихся.)

«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П. Чехо-ва на драматургию Д. Б. Шоу. «Английская фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании инди-видуальных характеров. Труд как созидательная и очи-щающая сила.

«Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала лич-ности и его реализации. Характеры главных героев пье-сы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Парадокс как художест-венный прием.

 

Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Стихотворение

 

«Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревогаи растерянность человека на рубеже новой эры, начав-шейся Первой мировой войной. Ирония автора. Паро-дийное использование мотивов из классической поэзии (Данте, Шекспира, Дж. Донна и др.).


Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе скраткой характеристикой романов «И восходит солн-

це», «Прощай, оружие!».

Повесть «Старик и море» как итог долгих нравст-венных исканий писателя. Образ главного героя — ста-рика Сантьяго. Единение человека и природы. Самооб-ладание и сила духа героя повести («Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).

 

Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». (Обзорноеизучение романа.) Э. М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психо-логический подтекст).

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Внутренний монолог (за-крепление понятия).

 

Основные виды устных

 

И письменных работ

 

(10—11 классы)

 

У с т н о: выразительное чтение текста художествен-ного произведения в объеме изучаемого курса литера-туры, комментированное чтение.

 

Устный пересказ всех видов — подробный, выбороч-ный, от другого лица, краткий, художественный (с мак-симальным использованием художественных особен-ностей изучаемого текста) — главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, крити-ческой статьи и т. д.

 

Подготовка характеристики героя или героев (инди-видуальная, групповая, сравнительная) крупных художе-ственных произведений, изучаемых по программе стар-ших классов.

 

Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве пи-сателя, стилистических особенностях его произведе-ний, анализ отрывка, целого произведения, устный ком-ментарий прочитанного.


 

Рецензия на самостоятельно прочитанное произве-дение большого объема, просмотренный фильм или фильмы одного режиссера, спектакль или работу акте-ра, выставку картин или работу одного художника, ак-терское чтение, иллюстрации и пр.

Подготовка сообщения, доклада, лекции на литера-турные и свободные темы, связанные с изучаемыми ху-дожественными произведениями.

 

Свободное владение монологической и диалогиче-ской речью (в процессе монолога, диалога, беседы, ин-тервью, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т. д.).

 

Использование словарей различных типов (орфогра-фических, орфоэпических, мифологических, энциклопе-дических и др.), каталогов школьных, районных и город-ских библиотек.

 

П и с ь м е н н о: составление планов, тезисов, рефе-ратов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю.

 

Создание сочинений проблемного характера, рас-суждений, всех видов характеристик героев изучаемых произведений.

 

Создание оригинальных произведений (рассказа, сти-хотворения, былины, баллады, частушки, поговорки, эс-се, очерка — на выбор). Подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух на классном или школьном ве-чере.

Создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление, фильм, спектакль, работу худож-ника-иллюстратора.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 597 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2300 - | 2022 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.